Кризис традиционных эстетических ценностей и постмодернистское художественное сознание: философско-эстетический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Мишина, Марина Петровна

  • Мишина, Марина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 115
Мишина, Марина Петровна. Кризис традиционных эстетических ценностей и постмодернистское художественное сознание: философско-эстетический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2009. 115 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мишина, Марина Петровна

Введение.

Глава 1. Эстетика антропологии конструктивизма.

1.1. От эстетики прекрасного к эстетике повседневного.

1.2. Антропологический конструктивизм с эстетической точки зрения.

1.3. Эстетика номадического отношения к пространству и времени.

1.4. Виртуализация субъективного как эстетический принцип конструктивизма.

1.5. Педология как эстетическая форма инженерии человека.

Глава 2. Деперсонализация как эстетическая форма гуманизма и антигуманизма.

2.1. Эстетический онтоцентризм Платонова.

2.2. Онтоцентризм гуманизма и антигуманизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис традиционных эстетических ценностей и постмодернистское художественное сознание: философско-эстетический анализ»

Актуальность темы исследования

Философия XX века выдвинула наиболее значимые и приоритетные проблемы современности, которые в целом можно объединить в одну — выживание человечества в новом мире. В связи с этим возникает новый вопрос — в чем смысл жизни и предназначение человека?

Человек создавал мир, подтверждающий его собственную значительность, но этот мир зашатался. Человек потерял истину, мораль, Бога. Фридрих Ницше вводит понятие «нигилизм». Внешнее проявление нигилизма это когда «высшие ценности теряют свою ценность. нужно вставать на путь "переоценки ценностей"».1 С помощью нигилизма мир создал новую мораль и нового человека с новыми ценностями.

Переоценка ценностей происходила во всех сферах жизни человека. Философия была постоянным спутником, сопровождающим человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Так, Бердяев H.A., в основе мировоззрения которого лежало представление о том, что творчество и свобода неразрывно связаны, в своей работе указывал: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит принять его неизъяснимость».2

В отличие от предыдущих эпох и даже от начала двадцатого века современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась быть толерантной и не наказывать за инакомыслие, более того, философия конца двадцатого века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Однако это возлагает и ответственность за выбор на плечи самого человека. Современный человек свободен в своем выборе, но

1 Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах Т. 2. М., 1990 С. 346.

2 Бердяев H.A. Смысл творчества. Философия свободы. М. 1989 С, 369. он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбу всего человечества.

Создав мир культуры, человечество оказалось среди грандиозного многообразия эстетических ценностей и антиценностей, актуальность и востребованность которых зависит от особенностей конкретной исторической ситуации. Современная эстетика создает новую окружающую среду и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям.

Степень разработанности темы

В XX веке менялись эстетические ценности, разрабатывалась новая система осмысления художественной практики, которая уже не вписывалась в традиционное представление об эстетическом и художественном. Соответственно, складывался новый тип сознания, оценки и восприятия различных систем ценностей и эстетических вкусов, отсюда новый тип менталитета и мышления.

Прежде всего, это касается искусства. Наглядным примером стали музеи современного искусства, где можно увидеть бесчисленные «шедевры», которые уже самим фактом экспозиции дают основание считать искусством все, что угодно — от «фонтана» Дюшана до не менее умопомрачительных инсталляций в духе поп- и лэнд-арта.

Институциональная теория искусства, предложенная американским эстетиком Дж. Дики, провозглашает, что «произведение искусства является таковым постольку, поскольку оно получает соответствующее обозначение в границах художественной среды, представленной критиками, сотрудниками музеев и галлерей, ну и, конечно, самими творцами. Однако, зачастую мерилом выступают не художественные достоинства "артефактов", а то внимание, пусть даже не скандальное, которым они отмечены».3

В исследование принципа отноцентризма внесли свой вклад такие философы, как Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Бодрийяр. Среди отмеченных философов этот принцип

3 Радугина A.A. Эстетика. М. «Центр», 2002. С. 19 исследовался в трудах А. Мигу нова, В. Бычкова, В. Диденко, Н. Киященко и др.

В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касавшиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. В качестве примера такого нового отношения человека к миру можно указать на французскую живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появился импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в. происходил и в начале XX в. На рубеже XIX—XX вв. начались принципиальные перемены: культура становилась интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов, и от этого, становясь еще более разнообразной. Это разнообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологи, искусствоведении и науке, этот культурный процесс рубежа XIX—XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декаденские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий.

В 1909 г. появился футуризм, его «крестный отец» — итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникло новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появились приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915г. в Париже заявили о себе фовисты — «дикие», в этом же году в Дрездене появилась «Мост» — группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже из «Моста» сформировался кубизм.

В России инновационные процессы в культуре были схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И.Левитан, в духе импрессионизма писал К.Коровин. Формировался образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционные для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность.

Объект исследования: новая система художественной практики, отличная от привычного, традиционного представления об эстетическом. Новый тип сознания, новые оценки и восприятия различных систем ценностей и эстетических вкусов, новый тип менталитета и мышления в искусстве.

Предмет исследования: кризисная ситуация, сложившаяся в искусстве начала XX века, к которой привели общественные проблемы, кроющиеся в необходимости реализации новых идей.

Цели и задачи исследования Цель исследования состоит в том, чтобы выявить философско-эстетический смысл отноцентризма и его роль в антропологии. Задачи исследования:

1. Проанализировать эстетику антропологии конструктивизма.

2. Выявить смысл движения от эстетики прекрасного к эстетике повседневного.

3. Установить особенность эстетики номадического отношения к пространству и времени.

4. Определить единочество как эстетический принцип конструктивизма.

5. Исследовать пределы и возможности эстетики инженерного отношения к человеку.

6. Выявить особенности эстетики конструктивизма в творчестве А. Платонова.

Методология исследования В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы. В отличие от б примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре девятнадцатого века — романтизма, академизма, реализма, художественная культура двадцатого века, распадаясь на ряд течений, являла собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре двадцатого века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.

Для модернистов характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Они высказывались за то, чтобы считать произведением искусства любой предмет, если художник провозгласил его таковым. В искусстве утверждаются принципы отноцентризма и единочеста. Отноцентризм означает равенство предметов, цветов, фигур, положений. Ничто не может быть центром, равно как и ничто не может быть периферией. Любая точка может служить точкой отсчета. Поэтому ни одна перспектива не обладает перспективой.

Все основные направления модернизма — кубизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Это время появления разных деклараций и манифестов, школ и течений, посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Их появление — это ответ на мироустройство. Они — звенья культурологического процесса, неразрывно связанные с историей двадцатого века. Единочество как эстетический принцип означает невозможность индивидуального существования человека. Вот эта неразличенность фиксируется в слове «бысть».

Отражением коренных перемен, произошедших в мире, явились мировые войны двадцатого столетия. По мере развития индустриального прогресса гуманистические ценности все более уступали место корпоративному, технократическому и, наконец, тоталитарному сознанию со всеми свойственными ему атрибутами. Эта тенденция проявилась не только в духовной сфере в форме переориентации людей на новые ценности, но и способствовала усилению роли государства, становившегося носителем общенациональной идеи.

Например, Первая мировая война послужила детонатором для начала очередного этапа в развитии культуры двадцатого века. Кризис, который сложился в искусстве, был в первую очередь кризисом общества, в котором вызревали проблемы и возможности нового. Провокационное поведение — реакция многих на происходящие вокруг изменения, которые вынуждали решать вопрос о месте человека в эпоху политических и социальных преобразований, когда изменение старого общества становится необходимостью. Ответ на этот вопрос делал людей участниками политического размежевания. Естественно, что многие, например «дадаисты» не стали участвовать в программе по «улучшению мира», они создали свой «мир». Создали на нейтральной стороне, в Швейцарии — стране, которая не пострадала от войны и избежала всевозможных политических и социальных потрясений. Меняются представления о гуманизме и антигуманизме, о соотношении эстетики и повседневности.

Началась эпоха великих революционных переворотов, произошедших в художественной культуре. И, как отмечают многие исследователи, именно в этот период произошел перелом в культуре, искусство стало кризисным и выражало «наивысшую напряженность».

В искусстве начала XX века стало складываться новое видение мира. И этот процесс характеризовался бурным поиском изобразительных приемов, экспериментов, попыткой создания оригинального художественного стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. Одним из таких феноменов стал конструктивизм, антропология которого имеет свою эстетику, проанализировать которую необходимо по философским причинам, т. е. в целях извлечения сознательного опыта.

XX век стал веком разрушения старого мира и его искусства. Бунт был растворен во всем. Искусство прибегло к маскараду и окарикатуриванию, дразнило буржуазный «здравый смысл» уже хотя бы за то, что он не противостоял компромиссу с войной. Ломка традиционных форм сопровождалась возрождением «низовых» жанров — цирка, мюзик-холла, пантомимы, негритянского джаза. Утонченность красок импрессионистов уже не отвечала духу времени. Живопись отличалась пестротой и отказом от строгих правил. Это был не просто стиль, но и обостренное восприятие, и нравственный бунт против агонизирующего мира.

Хотя слово «дада» родилось случайно и использовалось скорее в шутку для обозначения нового направления в искусстве, но уже само его появление послужило сигналом к «восстанию» и вызвало цепную реакцию во всем мире.

Положения, выносимые на защиту

1. Современное искусство редуцирует реальность человека к его первоформам. в которых содержится минимум реальности и максимум воображаемого. Вот это усиление роли воображаемого в искусстве фиксируется в принципе отноцентризма, благодаря которому художник отказывается от линейно упорядоченной системы мира в пользу систем, устойчивых вдали от равновесия. Это положение интерпритируется на материале конструктивизма, педологии и творчества А. Платонова.

2. Современное искусство превращает вещи в знаки вещей, открывая горизонт инсталляции, ибо знак вещи может быть сам вещью. Редукция бытия к тем формам первобытия, в которых не слова обозначали предметы, а предметы обозначали имена вещей, обнаруживается Платоновым как принцип единочества. Платонов показывает важность безмолвия, окружающего любое слово, а также повседневность бессмыслицы, оправдывая интерес к эстетике повседневного.

3. Номадическое отношение к пространству и времени выражается в эстетизации скорости смены одного события другим, в самоценности перемещения. Устранение человека из мира восприятия означает лишь то, что субъектность человека реализуется не обязательно в точке присутствия человека. А поскольку человек не при всех обстоятельствах может выполнять функции субъекта, постольку возможно инженерное отношение к человеку, которое, в свою очередь, эстетизируется конструктивизмом и педологией.

4. Одно из самых значительных событий, находящихся у истоков искусства XX в., — это обращение ведущих мастеров европейского авангарда к примитивному искусству.

Последствия эстетической революции, ведущие к нынешнему состоянию художественной культуры, позволяют обнаружить, что первые смещения в искусстве — в традиционном порядке вещей — появляются в эпоху, получившую у И. Хейзинга название «осень средневековья». Именно в этот момент схоластический рационализм, составляющий основу средневекового мышления, вводя в оборот новые факты и при этом сохраняя веру в гармонию, порядок, лежащий в основе бытия, открывает дорогу науке.

В мае 1907 г. Сергей Маковский писал о художниках «Голубой розы»: «Они возвестили того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников, в творчестве, не обессиленном тяжестью мирового опыта».4 Резкий перелом воспринимался как полный разрыв с классической эстетикой. С середины 900-х годов этот процесс в искусстве принял лавинообразный характер. Разрушение образного строя, лежащего в самой основе картины мира, создавало ощущение надвигающейся катастрофы. Еще до «Авиньонских девиц» Пикассо в 1905г. в статье, посвященной художественной жизни Петербурга, Д.В. Философов написал: «Все старое мы покинули безвозвратно. Мы как бы отреклись от старой культуры. Найдем ли мы новую красоту, создадим ли новую культуру?».5

5. Каковы же интенции смены эстетических представлений, происходящей в начале века в европейском искусстве? Увеличивающееся число локальных исследований, скрупулезный анализ этого периода в творчестве ведущих мастеров авангарда пока только усложняют постановку вопроса.

Отношения между структурами мышления (представления, картиной мира) данной эпохи и формами художественного отображения этих структур могут быть настолько тесными, что в определенных случаях о них можно говорить как о разных сторонах одной сущности. Все происходящее в мире культуры сначала происходит в воображении. Картина мира, предлагаемая искусством, формирует жизнь через ту или иную структуру представления, которая, в свою очередь, становится генератором художественной структуры. В традиционных обществах предписание неизменности художественной структуры имеет прямое отношение к состоянию стагнации, в котором они находятся. (В действительности художественные формы

4 Золотое руно. 1907. № 5. С. 14.

5 Там же. №1. С. 18. не остаются неизменными: статистический диахронный анализ показывает, что традиционные образы эволюционируют от конкретного к условному. При переходе от натурализма к идеопластике меняется характер информации).6

Вспышки натурализма, отмечающие переломные моменты в истории искусства, означают, как правило, смену вех, существенные изменения в картине мира. При этом нет доказательств, бесспорно указывающих на вторичность этого явления в отношении к представлению, к ментальным структурам, к чему-то более глубокому, меняющемуся видению мира.

6. Одна из аксиом, формирующих наше сознание, — та, что истоки современного мира — это по существу истоки современной науки. Менее очевидно то, что почву для появления науки, научного знания подготавливает искусство.

7. Антропоцентрической картине мира кладет начало появление в искусстве человека реального.

Научная новизна исследования

Новизна исследования состоит в том: 1) Что реализуя метод деконструкции применительно к художественному опыту конструктивизма, включая опыт педологических исследований, удалось показать эстетическое сопряжение, с одной стороны, единства человеческого бытия, а с другой — одиночество человеческого существования. Что зафиксировано как принцип единочества.

2) Показано, что процессы, протекающие в искусстве, параллельны процессам, протекающим в философии, педологии и литературе. Суть этого параллелизма состоит в извлечении опыта сближения смыслов относительности и центра, в исследовании эстетических возможностей существования в неравновесных системах.

3) Сделан вывод о том, что дискурс эстетики прекрасного дает возможность изображать изобразимое. Дискурс эстетики повседневного изображает неизобразимое.

4) Философско-эстетический ресурс конструктивизма заключается в

6 Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки М . 1986 С. 193. художественном исследовании времени и, следовательно, негативном отношении к традиции, к прошлому, к тому, что привязывает человека к одному месту.

Практическая и теоретическая значимость Результаты исследования могут быть использованы для разработки проблем философии и эстетики, а также при составлении лекционных курсов для студентов и аспирантов.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в статьях, а также на заседании кафедры философии РГУТиСа.

Структура и объем работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Мишина, Марина Петровна

Заключение

Андрей Платонов писал: «Социальная революция совершилась быстро, всесветно и без страданий, ибо встала вторая задача — восстание на вселенную, реконструкция ее: переделка ее в элемент человечества — и эта новая, великая и величайшая революция одним своим предверием, одним дыханием, выжигающим все бессильное и ошибочное уже истребила гнилые мистические верхи человечества, оставив лишь людей без чувств, без сердца, но с точным сознанием, с числовым разумом, людей не нуждающихся долго ни в женщинах, ни в пище и питье и видящих в природе тяжелую свисшую необтесанную глыбу, а не бога, не чудо и не судьбу. Остались люди, верящие в свой мозг и в свои машины/— и было просто, тихо и спокойно на земле, даже как-то чисто, все видели опасность, но не дрожали от нее, а сгрудились, соорганизовались против нее. Получилось так: все

118 человечество и вся природа -сооружения».

Восстание на вселенную совершилось в 20-е и повлекло за собой попытку тотальной переделки человека и в каком-то смысле антропологическую катастрофу. Задумывалось-виделось возникновение Нового человека, устремленного в даль мира и времени, отвергающего то, что непосредственно рядом, человека «без корней», без самодовлеющей души и верящего только в свой разум и в свои машины, человека, стремительно организующего хаос природы вокруг и кроящего этот мир как материю; человека, умертвившего человеческое, ибо была «цель социальной революции — смерть личности, а цель этой смерти — родить Нового человека».

117 Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 96.

118 Платонов Л. Государственный житель. М., 1998. С. 548.

В данной работе представлялось важным рассмотреть эстетику конструктивистского подхода к человеку и восстановить некое смысловое поле, окружающие понятие «человек». Вопрос о причинах возникновения именно такого подхода к человеку здесь не затрагивался, так как предположений о причинах сложившегося положения существует уже достаточно много: от перечислений громадных технических успехов начала 20-го века до свершения социальной революции, от увлеченности конструкторов нового мира идеями Ницше до их молодости и незагруженности классическим образованием. Возможно, что все это, действительно сыграло свою роль в представлениях о том, каким должен быть человек. Исходным же принципом этого исследования скорее было положение, высказанное О.Шпенглером: «История есть возможность осуществления культуры». Так как одна и та же возможность воспринимать мир и человека как материал, может повлечь за собой как смелое, плодотворное экспериментирование во всем, что окружает человека, так и тоталитарный режим. Тем не менее, вопрос о причинах остается открытым и, скорее всего, адресуется историкам.

Здесь остается только добавить, что 20-е годы — уникальная эпоха. Культуру 20-х можно было бы назвать «молодой» культурой, так как ей свойственна и твердая вера в прекрасное будущее, и детская радость творческого, активного преобразования мира на свой лад, смелое экспериментирование, устремленность вперед, изобретение нового во всех областях человеческой деятельности. Культура 30-х будет совсем другой, будет в некотором смысле противоположной. Юношеский порыв 20-х в переделке мира как-то остановится в старческом утомлении и «застывании» 30-х — снова обратятся к старым формам во всем — от архитектуры до воспитания. Что из этого получилось — большая и важная тема исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мишина, Марина Петровна, 2009 год

1. Автономова Н.С. Фуко М. Современная западная философия: Словарь/Сост. Малахов B.C., Филатов В.П.- М., 1991.- 361-363 с.

2. Антология мировой философии в 4-х томах.- М., 1970, Т. 2.

3. Арватов. Б. Искусство и производство. Сборник статей. М., «Пролеткульт» 1926.

4. Арватов Б. Об агит и прозискусстве.- М., «Федерация», 1930.

5. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1975.

6. Белинский В.Т. Избранные письма.- М., 1955, Т. 2.- 141—142 с.

7. Бердяев Н. Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы.- М.: Феникс, 1990.

8. Бердяев Н. О рабстве, о свободе человека.- Париж, 1972.

9. Бибикова И. Агитпоезда. — ДИ, 1965.

10. Бубер М. Два образа веры. -М.: ACT, 1999.

11. Бухарин Н.И. О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем. — Красная новь, 1934, кн. 1.

12. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах.- М., 1982, Т. 2.

13. Ван Гог. Письма.- М. 1994.- 276—277 с.

14. Веснин А. Покончим с бумажными абстракциями архитектурного формализма — Архитектура СССР, 1933, 3.

15. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы.- М, «Искусство», 1966.

16. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв.- М., 1977. 13— 15 с.

17. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования.- Ростов н/Д, 1985.

18. Волков Ю.Г. Homo Humans. Личность и гуманизм. -Челябинск, 1995. 226 с.

19. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата.- М-Л., 1923.

20. Выгодский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. Собрание сочинений в 6 Т. Т. 5.- М.: «Педагогика», 1983.- 153—165 с.

21. Вяльцев А. Живущие без помощи. // Статья к столетию со дня рождения Андрея Платонова.

22. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному.

23. Ган А. Конструктивизм.- Тверь, 1922.

24. Гарэн Э. Проблема итальянского Возрождения.- М., 1986.

25. Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. -М., «Советский писатель», 1964.

26. Гастев А.К. Трудовые установки.- М, 1973.

27. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.- М, 1924.

28. Гастев А.К. Восстание культуры. -Харьков. 1923.

29. Гегель Г. Сочинения в 14-ти томах. -М., 1959.Т. 14.

30. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. — 140с.

31. Гинзбург М.Я. Новые методы архитектурного мышления.— С А, 1926, 1.

32. Гинзбург М.Я Целевая установка в современной архитектуре. — СА, 1927,1.

33. Гинзбург М.Я Жилище. -М, «Госиздат», 1934.

34. Гиренок Ф.И. Патологии русского ума. (Картография дословности). -М.: АГРАФ, 1998.

35. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие.- М.: РАН, институт философии, 1994.г*

36. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918— 1932 гг.- М., 1997.

37. Госплан литературы: сборник статей литературного центра конструктивистов. -М-Л., 1924.

38. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «Черного квадрата». // Вопросы философии. 1990. №11.- 68—69 с.

39. Гуревич П.С. Философская антропология. / Учебное пособие.- М.: издательство «Вестник», 1997.

40. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия.- М., 1982.

41. Денисова М.Ф. Проблема воспитания личности в советской педагогической теории 20-х — начала 30-х годов. -М, 1989.

42. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: в 2-х томах. Л.:

43. Художественная литература, 1970.

44. Дугин А. Магический большевизм Андрея Платонова // Современные записки. -М., 1998.

45. Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени.- M-JI.,1924.

46. Залкинд А.Б. Революция и молодежь. Сборник статей. -М., 1925.

47. Залкинд А.Б. Пионерское детское движение,- М., 1930.

48. Зелинский К.Л. Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме -М, 1929.48. Золотое руно. 1907. № 5.49. Золотое руно. 1905. №1.

49. Из речей Н.К. Крупской, Н.И. Бухарина, A.B. Луначарского и H.A. Семашко по основным вопросам педологии. — 1 Педологический съезд. — На путях к новой школе, 1928, 1.

50. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм.- М.: ИНТРАДА, 1996.

51. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа.- М.: ИНТРАДА, 1998.

52. Кант И. Сочинения в 6-ти томах.- М., 1965.

53. Кантор K.M. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. -М., «Искусство», 1967.

54. Кациграс А. О кино-передвижке. — СИ, 1926, 2.

55. Ковров М., Платонов А. Мировоззрение. По небу полуночи: Рассказы. — СПб.: Азбука-классика, 2002.

56. Кузьмин В. Проблема научной организации быта. — CA, 1930, 3.

57. Лаврентьев A.M. Лаборатория конструктивизма.- М, 1995.

58. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города 1920— 30-х годов.- СП., 1997.

59. Личность в традиционном Китае.- М., 1992.

60. Лубоцкий Д. В чем сущность поведения человека?—Прожектор, 1925, 3(59).

61. Луначарский А. Просвещение и революция. М., «Работник просвещения», 1926.

62. Луначарский А. О воспитании и образовании.- М, 1976.

63. Луначарский А. Воспоминания и впечатления.- М. 1968.

64. Малевич К.С. Нерукотворные памятники. — ПК, 1919.

65. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 Т.- М., 1957—1958.

66. Мамардашвили М.К. Философия и личность //Человек, 1994, № 5.

67. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. -М., 1986.

68. Маца И. Л. Из истории советской эстетической мысли.- М, 1967.

69. Маяковский В. Полное собрание сочинений. -Т. 1—13. М., ГИХЛ.

70. Мейерхольд репетирует. Спектакли 20-х годов. -М., 1993.

71. Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки: Типология. Систематика. Эволюция,- М., 1986. 192—193, 151 — 158 с.

72. Москаленко А.Т. Сержантов В.Ф. Человек: Образ и страх. Перцепция страха. -М., 1991.

73. Никонов В. Статьи о конструктивистах. -Ульяновск, 1928.

74. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах -М., 1990.

75. Оуэн Р. Избранные сочинения. -М., 1950.

76. Паперный В. Культура два. -М., 1996

77. Плаггенборг Щ. Революция и культура.- СПб., 2000.

78. Платонов А. Собрание сочинений в 2 Т. -М., «Информпечать», 1998.

79. Платонов А. П. Однажды любившие // Государственный житель. -Минск, 1990.

80. Платонов А. Жизнь до конца // Воронежская коммуна. 25 августа 1921.

81. Платонов А. «Вечер мира» из сборника «Голубая глубина».

82. Платонов А. «Динамо-машина» из сборника «Голубая глубина»

83. Плетнев И. Пролетарский быт: старый и новый. — Горн, 1923, кн.9.

84. Проблема человека в западной философии.- М.: Прогресс, 1988.

85. Проханов А. Пророк русской победы / Русский переплет. № 9(27).

86. Разова Е.Л. Архитектура конструктивизма — конструирование человека. -СПб., 2002. (www.apport.rn)

87. Резник О.С. Встреча прошлого с будущим. Воспоминания и статьи.- М, 1979.

88. Ржаное слово. Революционная хрестоматия футуристов.- Пг. 1918.

89. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2.

90. Рорти Р.Случайность, ирония, солидарность.-М.: Русское феноменологическое общество, 1996. С. 282.

91. Розанов В.В. Апокалепсис нашего времени. М.: Центр прикладных исследований, 1990.

92. Розанов В.В. Опавшие листья. -Санкт-Петербург: АМФОРА, 2000.

93. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто.- М.: Республика, 2000. 638 с.

94. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Тошнота. Избранные произведения. -М., 1996.

95. Семенова С. Г. Где у Андрея Платонова искать его философию? / Вопросы философии, 1989. № 3. С. 26—31.

96. Сидорина Е.В. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика.- МД995.

97. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР за 1924— 1937гг.

98. Ларабукин Н. От мольберта к машине.- М, 1923. 97.Терц Абрам. Спокойной ночи. -М.: Захаров, 1998.

99. Титова Г. Творческий театр и театр конструктивистов. -М, 1995.

100. Третьяков С. Искусство в революции и революция в искусстве. — Горн, 1923, 8.

101. Уайтхед А. Избранные работы по философии. -М., 1990. -58 с.

102. Фром Э. Иметь или быть?- М., 1990.

103. Франки В. Человек в поисках смысла // Сборник. -М: Прогресс, 1986.

104. Фуко М. Слова и вещи (Археология гуманитарных наук). -СПБ.: А-сас1. 1994.405 с.

105. Юб.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие.- М.: Республика, 1993.447с.

106. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге / Сборник.- М.: Высшая школа, 1991. 192 с.

107. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917—1925 гг.- М, «Наука», 1970

108. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. -М., 1995.

109. Хан-Магомедов С.О. Город будущего и человек. -М., 1967.

110. Хлебников В.В. Мы и дома. Собрание произведений. -Т. 1-5. JI. 1928—1933.

111. Хлебников В.В. Письмо двум японцам. Собрание произведений. Т. 1-5. Л., 1928-1933.

112. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., 1990.

113. Чаша Гермеса.- М.: Юристъ, 1996. 335 с.

114. Швейцер А. Жизнь и мысли. -М.: Республика, 1996. 528 с: (Мыслители XX века).

115. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992.117. Шпенглер О. Закат Европы.

116. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория.- М.: Издание Р. Элинина, 2000. 368 с.

117. Эренбург И.А. А все-таки она вертится. -М-Л., 1922.

118. Эткинд А. Эрос невозможного.- СПб., 1993.

119. Это человек: Антология.- М.: Высшая школа, 1995.

120. Daix P. Le Cubisme de Picasso.- P., 1979. P. 10.

121. Lehman-Haupt H. Art under a dictatorship. -NY., 1954.

122. Paris-Moscou 1900-1930 / Catalogue de Imposition Paris-Moscou. Paris, 1991.

123. Salmon A. Propos dAtelier.- P., 1922. P. 123.

124. Siephan Bann The tradition of constructivism. -NY., 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.