Трансформация свободы и субъектности в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Павлов, Сергей Владимирович

  • Павлов, Сергей Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 117
Павлов, Сергей Владимирович. Трансформация свободы и субъектности в современном обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2008. 117 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Павлов, Сергей Владимирович

Введение.

Глава 1. Инварианты анализа свободы как субъектности.

1.1. Феномен свободы: подходы и оценки.

1.2. Субъектное основание свободы.

1.3. Субстанциальность субъектности и свобода.

Глава 2. Свобода в пространстве современности.

2.1. Модальность свободы: От эпохи Модерна к эпохе Постмодерна.

2.2. Толерантность и свобода в современном обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация свободы и субъектности в современном обществе»

Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, сложившимися реалиями социальной и личностной жизни, а с другой -потребностями в теоретических результатах исследования свободы, которая «вписана» в современный динамичный, но нестабильный и во многом даже катастрофичный мир. Несмотря на то, что свобода является традиционной для философского дискурса темой, интерес к этой проблеме сохраняет свою напряженность. Это объясняется тем, что свобода является одной из основных антропологических характеристик и социальных ценностей, конституирующих индивидуальное и социальное бытие. Кроме того, социально-философский анализ свободы обретает особую значимость на фоне цивилизационных сдвигов, следствием которых является усложнение форм человеческого бытия. Актуальное и вместе с тем концептуальное измерения свободы невозможно без обращения к широкомасштабному пространству современности, в котором сущность свободы таит в себе способность к различным трансформациям, соответствующим или не соответствующим интенциям социума и его институций.

Различные суждения о свободе, встречающиеся в философской литературе, чаще всего связаны со стремлением уточнить, дополнить, расширить или сузить содержание и рамки свободы и с осознанием необходимости устранения несвободы, более того, с осознанием того, что свобода есть нечто, бытие чего до конца мы не можем доказать.

Специфическая особенность дискурса свободы заключается и в сложности артикуляции ее сущности в силу «сопротивления» свободы всевозможным попыткам редуцирования. Поэтому определения свободы имеют характер некоторой условности, создают ощущение «ускользания» предмета определения. Однако контекст субъектности делает адекватное раскрытие содержания свободы возможным, поскольку в определенном смысле субъектность совпадает со свободой. Свобода и субъектность суть конституэнты единого целого - трансформация одного закономерно вызывает в определенных модусах трансформацию другого.

Актуальность темы определяется также и тем, что человеческое поведение невозможно понять только при помощи «цепочки» причинно-каузальных связей, которые включают в себя широкий спектр возможного и невозможного в свободной и квазисвободной жизнедеятельности. Последняя, однако, должна объясняться только с «помощью» свободы, являющейся достаточной мотивацией для апелляции к субъекту, способному самостоятельно рассуждать и самостоятельно действовать. Таким образом, актуальность темы исследования определяется тем, что свобода бытийствует в духовном мире особым образом, и эта особенность имеет целостный, неисчерпаемый и непрерывный характер.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы свободы и субъектности являются обширными и многогранными, сложными и неоднозначно трактуемыми, затрагивающими многие аспекты социальной практики. Но хотя многие философы и мыслители глубоко касались рассматриваемых в работе вопросов, можно с уверенностью утверждать, что проблемы свободы не могут полностью считаться исчерпанными, «закрытыми» или окончательно исследованными, поскольку сам их характер и специфика не позволяют когда-либо полностью реализовать эту задачу полностью.

Рассмотрение исторической эволюции теоретических воззрений на затрагиваемые в работе проблемы в истории философской мысли логически входит в последовательный и детальный анализ феномена свободы. На основе конкретного историко-философского анализа данной проблемы появляется возможность сделать синтез концепций и комплексное исследование свободы и субъектности как особенного социального феномена, рассмотреть пути и способы активной реализации данных феноменов в современном социуме и выработать принципиально новые теоретические основы совершенствования свободы.

Что касается античной философии, то необходимо, прежде всего, отметить идеи Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа, Эпикура, Платона. В христианской философии средневековья человек рассматривался в контексте принципа теоцентризма; здесь фактически воспроизводится античная идея «свобода от». чувств к «свободе для» веры в Бога (Августин Аврелий, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, Боэций, Дуне Скот, Уильям Оккама, Фома Аквинский). В социально-философской мысли Ренессанса, эпохи Просвещения и Нового времени Лоренцо Вала, Пико дела Мирандола, Френсис Бэкон, Блез Паскаль, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Клод Гельвеций, Готфрид Лейбниц сформулировали в различных аспектах идею свободного субъекта.

В трудах представителей немецкой классической философии - И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф.Й. Шеллинга, и Г.В.Ф. Гегеля - проблема свободы в ее онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах занимает особое место. Она рассматривается как феномен, имеющий глубокие истоки и формы реализации в постоянной динамике субъектности.

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса, их последователей проблема свободы рассматривалась в основном в рамках соотношения объективных общественных закономерностей и роли личности в истории. Отдельные работы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше также посвящены исследованию феномена свободы как в онтологическом аспекте, который связан с понятием мировой воли, так и в индивидуально-личностном и социально-историческом плане.

В неклассической и постнеклассической современной зарубежной социальной мысли феномен свободы преимущественно изучается в связи с взаимоотношениями социальных субъектов. Это находит отражение в работах видных западных мыслителей: Н. Аббаньяно, А. Бергсон, И. Берлин, О. Больнов, Ж. Бодрийяр, Ф. Бродель, М. Бубер, М. Вебер, В. Виндельбанд,

A. Камю, Д.К. Лукач, • Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Э. Левинас, Ф. Фукуяма,

B. Франкл, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и ряда других.

В отечественной философии проблема свободы и субъектности занимала одно из ведущих мест. Это прослеживается в русской философии у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева,

C.Л. Франка, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета. Они находили истоки, смысл и оправдание свободы, прежде всего в развитии духовности и укреплении целостности личности.

В рамках современной отечественной философии опубликовано довольно значительное количество работ, в которых просматриваются новые подходы в рассмотрении смысла понятия свободы вообще, новое понимание сущности и содержания проблемы соотношения свободы и субъектности в развитии современного социума. Из наиболее значимых в этой области работ следует упомянуть работы М.А. Абрамова, А.А. Агамова, Р.Г. Апресяна, В.Ф. Асмуса, B.C. Барулина, М.З. Брызгалова, Ю.М. Бородай, Л.Б. Волынской, К.С. Гаджиева, П.П. Гайденко, В.А. Гребенщикова, В.А. Горшкова, Ю.Н. Давыдова, М.М. Дерковского, Г.Г. Дилигенского, Т.А. Зинченко, Д.А. Керимова, Г.С. Киселева, Н.Н. Козлова, Ю.А. Красина, Б.Н. Краснова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, В.В. Миронова, Мотрошиловой, В.В. Мотылева, С.П. Никанорова, Н.С. Плотникова, А.В. Разина, Н.Ф. Рахманкуловой, Ю.В. Сачкова, В.П. Филатова, С.И. Яковенко и ряда других мыслителей.

Объект исследования — свобода как специфический феномен человеческой жизнедеятельности.

Предмет исследования - трансформация свободы и субъектности в современном обществе

Цель исследования - рассмотрение трансформации свободы и субъектности в современном обществе.

Задачи исследования:

- осуществить анализ содержания свободы и форм ее проявления в неразрывной связи с субъектностью;

- эксплицировать соотношение феноменов свободы и субъектности;

- определить взаимосвязь между спецификой идентичности и формами реализации свободы;

- выявить тенденции трансформации свободы и субъектности в современном обществе;

- раскрыть возможное и действительное в соотношении свободы и толерантности.

Методология исследования представлена комплексным подходом, включающим в себя принципы историзма, контекстуальности, системности, методы формально-логического, компаративного анализа, а также логико-исторической реконструкции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Свобода является атрибутом процесса реализации самодостаточности личности, индивидуализирующая ее в актуальных и вероятностных моделях бытия. Смысл индивидуализации заключается в тождественности внутренней необходимости для субъекта бытия. Субъектность является мерой свободы, обусловливающей способы ее реализации.

2. Свобода в рамках субстанциально понимаемой субъектности реализуется через сохранение и укрепление целостности Я индивида в осуществлении собственной жизненной стратегии с помощью способности к автономизации своих когнитивных и деятельностных актов от внешних влияний и воздействий.

3. Свобода в рамках релятивной субъектности является постоянным процессом качественного самоизменения с помощью отказа от принципиального различия Я и Другого, «снятия» проблемы существования неаутентичных влияния.

4. Каждый тип общества формирует свой модус осуществления свободы. Свобода реализуется в поле взаимодействия двух полюсов - общества и индивида, сознательно идентифицирующего себя с «элементом» общества. В связи с этим «объем» реализуемой свободы становится зависимым от полноты идентификации. В современном обществе свобода конституируется на основе индивидуальной различности, не предполагающей укорененности субъекта в собственной идентичности. В итоге свобода перестает быть проблематичной и приобретает игровой характер.

5. В условиях требования постоянного создания и изменения собственной идентичности в рамках предоставляемой обществом качественно измененной поливариативности существования, толерантность становится ведущим принципом формирования пространства свободы. Однако она же становится и основным ее ограничением.

Научная новизна исследования:

• проведен социально-философский анализ свободы и субъектности как меры подлинно свободной самодостаточности человека;

• выявлена интеракция типологии субъектности и реализации свободы в ее индивидуально-социальных формах;

• определена взаимосвязь между спецификой идентичности и формами реализации свободы

• рассмотрены тенденции трансформации свободы как субъектности в современном обществе

• выявлены роль, место и значимость свободы в пространстве толерантности.

Научно-практическая значимость исследования заключается в переосмыслении подходов к рассмотрению проблемы соотношения свободы и субъектности. Положения и выводы, содержащиеся в работе, могут найти применение в разработке социальных технологий, направленных на формирование условий для решения различных социально-практических проблем, а также в разработке общих и специальных курсов по социальной и политической философии, социологии и политологии.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ВолГУ (2003-2008 гг.), по итогам которых опубликованы тезисы и доклады.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Павлов, Сергей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассуждения в данном диссертационном исследовании строились в рамках существующих двух парадигм философии свободы. Первая реализует принцип «объектной» логики понимания человека, а вторая утверждает качественную специфичность человеческого бытия и невозможность его редукции к каким-либо иным онтологическим данностям.

Рассуждения о трансформации свободы и субъектности в значительной степени связаны с вопросом о том, как ориентироваться в поиске существенных, родовых признаков, основных жизненных функций человека и его характерного отличия от других существ. Ведь человек, обладая качеством самопринадлежности, способен на ценностно-смысловое управление собственным поведением и сопротивлению наличным обстоятельствам Иначе говоря, он способен не быть поглощенным ситуационным, обстоятельственным детерминизмом.

Вопрос о том, что есть свобода человека, осмысляется через призму проблемы аутентичной идентичности, когда человек проявляет себя ему свойственным образом и осуществление его действий вскрывает зависимость от своего «центра», а не определяется извне. Именно поэтому в контексте дискурса свободы становится важным проблема «кризиса человека», а эта тема развивается в парадигме постсубъектности, которая задается преодолеть значимость структур «Я», мыслящего субъекта, противопоставляя их хаосу, силам и энергиям. В этой логике особенную важность приобретает инаковость, которая выступает средством деструкции, разрушения внутренних управленческих структур - Я (самости) и субъектности. Путь индивида к себе осуществляется через «треснувшее Я», обосновывается беспочвенность человеческой самости, отсутствием всякого «ядра самости».

При этом современное общество характеризуется постоянной «переходностью», отрицающей самостоятельное и самодовлеющее значение настоящего. Такое общество строится на избирательном отношении к действительности, единственным ориентиром которого служит произвол наблюдателя. Главной задачей является сохранение свободы индивидов в их собственном различии. Однако, такое положение дел требует особенно внимательного и ответственного отношения в ситуации отсутствия жестких рамок построения личности, группы, социума, в ситуации изменчивости и противоречивости мира. Предполагается свобода структурирования реальности и множественность ее вариантов. В этом случае ответственность за такую структуру субъект свободы несет постоянно, и в этом и смысл заботы о себе как верности себе. Подобная модель свободы в обществе господствующего различия представляется возможной только в пространстве плюрализма, общим принципом которого является не нарушения претензий «инаковости» на субъектность.

Основополагающим принципом новой этики и, соответственно, содержанием социальной практики становится толерантность, задачами которой являются поддержка идеи и практики принятия Другого, интенсификация взаимодействий между людьми. Однако, здесь следует указать на двойственность толерантности, заражающейся новым универсализмом и превращающейся в новый канон. Это позволяет определить современное состояние толерантности как средоточие пустой всеобщности, позволяющее занимать привилегированную позицию по отношению к любой определенности, создающей новую границу свободе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Павлов, Сергей Владимирович, 2008 год

1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. СПб. : Алетейя, 1996.-320 с.

2. Абишева, А. К. Проблема «Я» в философии и психологии /

3. A. К. Абишева // Философские науки. 2002. - № 6.

4. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий М., 1992.

5. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности : пер. с нем. / Т. Адорно. М. : Серебряные нити, 2001. - 416 с.

6. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно; пер. с нем. Е. Л. Петренко. М. : Научный мир, 2003. - 374 с.

7. Адорно, Т. Проблема философии морали / Т. Адорно; пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Республика, 2000. - 239 с.

8. Аллахвердова, О. В. Медиация средство повышения толерантности личности / О. В. Аллахвердова // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. - С 202-216.

9. Антонович, А. После современности. Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма / А. Антонович. Мн. : Белорусская наука. 1997.

10. Аристотель. Никомахова этика //Философы Греции. М. : ЭКСМО-Пресс», 1997.

11. Ю.Барабанщиков, В. А. Системность. Восприятие. Общение /

12. B. А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко. М. : Институт психологии РАН, 20004. - 480 с.

13. П.Баткин, Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания /Л. М. Баткин. -М. : Российский гос. гуман. ун-т, 2000. 1005 с.

14. Бауман, 3. Индивидуализированное общество: пер. с англ. / 3. Бауман. М. : Логос, 2002. - 390 с.

15. Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман // СОЦИС 1999, №1.

16. Бауман, 3. Свобода / 3. Бауман; пер. с англ. Г.М. Дашевского. М. : Новое издательство, 2006. - 132 с.

17. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну : пер. с нем / У. Бек. М. : Прогресс-Традиция, 2000.

18. Бергер, П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива / П. Бергер. М. : Аспект Пресс, 1996.

19. Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. М. : Медиум, Academia-Центр, 1995. - 323 с.

20. Бергсон, А. Время и свобода воли // Он же. Собрание сочинений в 4 т. -М. : Московский клуб. 1992. Т.1.

21. Бердяев, Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Он же. Царство Духа и царство Кесаря. М. : Республика, 1995.

22. Бердяев, Н.А. Самопознания. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. -М. : Мысль, 1991.

23. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А.Бердяев. М. : Республика. 1994

24. Берлин, И. Стремление к идеалу// Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение. 2001.

25. Бовоне, Л. К проблеме постмодерна: тенденции развития общества и социологии. Пер. Л Иликовой // Контексты современности. — II. С. 42-47.

26. Бодрийяр, Ж. К критике политической эконимии знака / Ж. Бодрийяр ; пер. с фран. Д. Кралечкина. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Библион ; Русская книга, 2004. - 304 с.

27. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр ; пер. с фран. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000 - 387 с.

28. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Рудомино, 2001

29. Больнов, О. Педагогическая антропология / О. Больнов. Пермь, 1999.

30. Бубер, М. Проблема человека // Он же. Я и Ты. М., 1993.

31. Бутенко, И. А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях / И. А. Бутенко// Социс. 2000. - № 4.

32. Бычко, И.В. В лабиринтах свободы / И. В. Бычко. М., 2001. - 200 с.

33. Бязрова, Дж. Б. Прогресс. Человек. Свобода / Дж. Б. Бязрова // Философия и общество. 2001. - № 1. С. 76-86.

34. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн; пер с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2003.-368 с.

35. Вебер, М. Наука как призвание и профессия // Он же. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.

36. Велыи, В. «Постмодерн». Генеология и значение одного спорного понятия / В. Велып // Путь. 1992. - №1.

37. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат // Он же. Философские работы. Ч. 1. -М.: Гнозис, 1994.

38. Вольтер. Метафизический трактат // Он же. Философские сочинения. -М. Наука. 1988.

39. Воробьева, Е. Ю. Посмодернизм и терроризм под знаком материнского архетипа / Е. Ю. Воробьева, Т.Ч. Синченко // Философия права. 2003. - № 2. - С. 3 8-41.

40. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика. 1994. - С. 258 с.

41. Гадамер, Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г. Гадамер; пер. с нем. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

42. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. СПб, Наука. 1993

43. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики // Он же. Энциклопедия философских наук: в 3 Т. -М.: Мысль, 1974. -Т. 1.

44. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель., 1959. Т.4.

45. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа // Он же. Энциклопедия философских наук: в 3 Т. -М.: Мысль, 1977. Т.З.

46. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидценс; пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004. - 120 с.

47. Гоббс, Т. Левиафан // Он же. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 2. -М., 1964.

48. Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах. М., 1940.

49. Давидович, В. Е. Диалектика необходимости и свободы / В.Е. Давидович, М.С. Каган. М., 1996.

50. Давыдов, Ю. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард / Ю. Давыдов. М.: Художественная литература, 1978. - 365 с.

51. Давыдов, Ю. Н. Патологичность «состояния постмодерна» / Ю. Н. Давыдов // Философские науки. 2001. - №4. - С. 85-96.

52. Дайзард, У. Наступление информационного века / У. Дайзард // Новая технократическая волна на Западе / Ред. П.С. Гуревич. М. : Прогресс, 1986.

53. Декарт, Р. Размышления о первой философии // Он же. Разыскание истины. / Пер. А. Гутермана, М. Позднеева, Н. Сретенского, Г. Тынянского. СПб.: Азбука, 2000.

54. Делез, Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. — М.: Раритет. Екатеринбург : Деловая книга, 1998.

55. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез; пер. с франц. Н.Б. Маньковская, Э.П.Юровский. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

56. Делез, Ж. Фуко / Ж. Делез. М.: Изд-во гумм, лит., 1998.

57. Денисов, В.В. Диалектика свободы: критерий и приоритеты. (Проблема иерархии прав человека) / В. В. Денисов // Философия и общество. 2000. - № 4. - С. 48-64.

58. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида; пер. с франц. под ред. В. Лапицкого. СПб. : Академический проект, 2000.

59. Дилигенский, Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С.31-45.

60. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек; пер. с англ. А. Смирнова. М.: Прагматика культуры, 2002. - 160 с.

61. Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек; пер. с англ. А. Смирнова. — СПб.: Алетейя, 2005. 156 с.61.3иммель, Г. Индивид и свобода // Он же. Избранное. Содержание жизни. М.: Юрист, 1996. - Т.2.

62. Иванов, А.В. О свободе определения и об определении свободы / А. В. Иванов // Филос. науки. 1990. -№ 11. - С. 100-105.

63. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество. СПб.; М. : ACT, 2004.

64. Ильин, И. П. Постмодернизм: от истоков и до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998.

65. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструкция. Постмодернизм / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996.

66. Иноземцев, В. Л. За пределами экономического общества: Научное издание / В. Л. Иноземцев. — М.: Academia; Наука, 1998. 640 с.

67. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное обществ : природа, противоречия, перспективы : уч. пособие для студентов вузов / В. Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000. - 304 с.

68. Каган, М. С. О философском понимании ценности // Он же. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — JI. : Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 343-351.

69. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис. 1997.

70. Каган, М .С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). / М. С. Каган. М., Политиздат, 1974. - 328 с.

71. Калмыков, Р.Б. Анатомия свободы / Р. Б. Калмыков. Иваново : Изд-во Иван, ун-та, 1995.

72. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане // Он же. Сочинения: В 6 т. -М., 1966. Т. 6.

73. Кант, И. Основоположения метафизики нравов // Он же. Собрание сочинений в 8 т. -М.: ЧОРО. 1994. -Т.4.

74. Капустин. Б. Г. Современность как предмет политической теории / Б. Г. Капустин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.

75. Каюмов, А. Т. Проблемы осмысления социокультурной динамики информационного общества: Монография / А. Т. Каюмов. Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 208 с.

76. Кемеров, В. Е. Необходимость субъекта / В. Е. Кемеров // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+; Реабилитация, 2002. - С. 399-406.

77. Кирабаев, Н.С. Мультикультурализм // Глобалистика: Энциклопедия. «Диалог». М.: Радуга, 2003.

78. Клименкова, Т.А. От феноменологии к структуре / Т. А. Клименкова. -М.: Наука, 1991.-88 с.

79. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев // Новое литературное обозрение. 1995. -№ 13.

80. Кожев, А. Мой Гегель / А. Кожев. Пермь. 2001.

81. Козловски, П. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / П. Козловски ; пер. В.В. Кузнецова. СПб. : ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 2001.-331 с.

82. Корчак, А.С. Философия Другого Я. История и современность / А. С. Корчак. -М.: ЛАНАНД, 2006. 152 с.

83. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

84. Кузин, И. В. Маски субъекта: Стратегии социальной идентификации / И. В. Кузин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 312 с.

85. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977.8 6. Л евин, Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд / Г. Д. Левин // Вопросы философии. 2000. - №3. - С. 71-86

86. Левинас, Э. Тотальность и бесконечное // Он же. Избранное. Тотальность и Бесконечное / Пер. И.С. Вдовина, Б.В. Дубин, Н.Б. Маньковская, А. Ямпольская. М., СПб.: Университетская книга, 2000.-416 с.

87. Левинас, Э. Трудная свобода // Он же. Избранное: Трудная свобода / пер. с франц. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

88. Левицкий, С. А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме / С. А. Левицкий. М.: Посев. 2003,-464 с.

89. Левицкий, С.А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. М.: Канон, 1995.

90. Лейбниц. Г.В. Новые опыты о человеческом разумении.

91. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. СПб. : Владимир Даль, 2001.

92. Листвинова, Е.В. Современная социокультурная ситуация и проблема постмодернизма//Философия, культура и современность. С. 44-55.

93. Лосский, Н. Свобода воли // Он же. Избранное. М.: Правда, 1991. — 622 с.

94. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман ; пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос, 2004. - 232 с.

95. Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества С. 194-218. / Н. Луман ; пер. А.Ф. Филиппова // СОЦИО-ЛОГОС. -М.: Прогресс, 1991.

96. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюен ; пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. — М. : Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

97. Мальковская, И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы / И. А. Мальковская. изд. 2-е, испр. - М. : КомКнига, 2005. - 240 с.

98. Мамардашвили, М.К. Введение в философию // Он же. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. -М., 1996.юо.Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -СПб. : Алетейя, 2000г. 347 с.

99. Марков, В. поисках другого / В. Марков // Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Пер. с нем. Ю.С. Медведева. — СПб.: Наука, 2001. С. 5-46.

100. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; пер. с англ. А. А. Юдина. М. : ACT ; Ермак, 2003. - 331, 5. с.

101. ЮЗ.Матяш, Т.П. Либерализм: проекты философии Просвещения и американского прагматизма / Т.П. Матяш, Д.В. Матяш // Философия права.-2003.-№2 (8).-С 17-21.

102. Михель, Д. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе» / Д. Михель. Саратов, 1999.

103. Мэй, Р. Истоки экзистенциального направления в психологии его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. М., 2001.

104. Об.Никифоров, А.Л. Деятельность и свобода // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Плитиздат, 1990. 366 с.

105. Никифоров, A.J1. Рациональность и свобода // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. - 225 с.

106. Ноговицин, О.М. Ступени свободы: Логикл-исторический анализ категории свободы / О. М. Ноговицын. СПб, 2004. 192 с.

107. Ю9.0гурцов, А. П. Инетрсубъективность как поле философских исследований / А. П. Огурцов// Личность. Культура. Общество. 2007. -Вып. 1 (34).

108. Ю.Ортега-и-Гассет, X. Возникновение философии // Он же. Что такое философия? М.: Наука, 1997.ш.Ортега-и-Гассет,. Новые симптомы / X. Ортега-и-Гассет // Проблема человека в западной философии / Пер. с англ., фран., нем. М. : Прогресс, 1988.

109. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -М.: РОУ, 1992.

110. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. - № 3.

111. Н.Платон. Сочинения в 3 т. -М. 1968. т.2.

112. Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов / В. Подорога. М. : Ad Marginem, 1995. - 340 с.

113. Пб.Попов, Б.Н. Другой в современной философии / Б.Н.Попов. М.: Лист Нью, 2001.-256 с.

114. Рено, А. Эра индивида. К истории субъективности / А. Рено ; пер. с франц. С.Б. Рыдина. СПб.: Владимир Даль, 2002. - 473 с.

115. Румянцев, Л. Б. Свобода: социально-философский анализ. Монография / Л. Б. Румянцев. Архангельск: Поморский университет, 2004.-271 с.

116. Сагатовский, В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.ш.Сагатовский, В. Н. Философия как деятельность / В. Н. Сагатовский. -Симферополь, 1988.

117. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр ; пер. с фран. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. - 639 с.

118. Силичев, Д. А. Социальные последствия перехода от индивидуализма и модерна к постиндустриализму и постмодерна / Д. А. Силичев // Вопросы философии. 2005. - № 7. - С. 3-20.

119. Соловьев, О.В. Человеческое «я» и его неистинна / О. В. Соловьев. — Киев: Ника-Центр, 2004. 414 с.

120. Соловьев, Вл. С. Философские начала цельного знания // Он же. Сочинения в 2-х т. М.:, 1990. Т. 2.

121. Спиноза, Б. Этика // Он же. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 1. — М., 1957.

122. Ш.Столяров, А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания: Очерки истории: От Гомера до Лютера / А. А. Столяров. -М.: «Греко-Латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. 1999. 208 с.

123. Сурова, Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности / Е.Э. Сурова. СПб. : Осипов, Центр изучения культуры, 2005. - 352 с.

124. Табачникова, С.В. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко Мишель. ВОЛЯ К ИСТИНЕ: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. -С. 396-434.

125. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века / М. В. Тлостанова. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. -400 с.

126. Томас, К. Оден. После модернизма. Что впереди? / Пер. с англ. — Минск, 2003.-239 с.

127. Тульчинский, Г. JI. Постчеловеческая персоналогия. Новые перспективы свободы и рациональности / Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Алетейя, 2002. 677 с.

128. Тульчинский, Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 1999. - № 10. - С. 35-52.

129. Уайтхед, А. Приключения идей // Он же. Избранные работы по философии. -М.: Прогресс, 1990.

130. Урманцев, Н. М. Самоорганизация и свобода: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. - 196 с.

131. Усманова, А. Р. Постструктурализм // История философии: Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. Минск, 2002.

132. Федотова, В.Г. Рациональность как предпосылка и содержание модернизации общества / В. Г. Федотова // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В. А. Лекторский. Т.1. - М., 1995. - С. 216-238.

133. Философский словарь Владмира Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 464 с.

134. Фокин, С. Л. Делез и Ницше: (Персонаж философа) // Делез Ж. Ницше / Пер. С.Л. Фокина. СПб., 2001.

135. Франк, С.Л. Сочинения / С. Л. Франк. М. : Правда. 1990.

136. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; пер. с англ., нем. -М. : Прогресс. 1990.

137. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М. : Прогресс, 1995. -256 с.

138. Фромм, Э. Духовная сущность человека / Э. Фромм // Философские науки. -1990. -№ 2.

139. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: «Прогресс». 1986. - 238 с.

140. Фуко, М. Герменевтика субъекта / М. Фуко // Социо-логос. Вып. 1. / сост. и общ. ред. В.В. Винокурова и А.Ф. Флиппова. М.: Прогресс, 1991.-С. 284-311

141. Фуко, М. Использование удовольствий. Введение // Он же. ВОЛЯ К ИСТИНЕ: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. - 448 с. С. 269-306.

142. Фуко, М. История сексуальности 3: Забота о себе / М. Фуко ; пер. с франц. - Киев : Дух и литера; Грунт ; М. : Рефл-бук, 1998. - 282 с.

143. Фуко, М. Надзирать и наказывать / М. Фуко ; пер. с франц. М.: Ad Marginem. 1999. - 478 с.

144. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко ; пер. с франц. СПб.: A-cad, 1994. - 406 с.

145. Фуко, М. О трансгрессии / М. Фуко // Танатография Эроса. СПб. 1994.

146. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. / пер. с фр. Т. Табачниковой. -М. : Касталь, 1996.

147. Фуре, В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фуре. Минск : Экономпресс, 2000.

148. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас ; пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.

149. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм // Он же. Время и бытие: статьи и выступления. / сост., пер с нем., всупит. ст., коммент. и указатели В.В. Бибихина. М. : Республика, 1993. - 447 с.

150. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Он же. Время и бытие: статьи и выступления. / Сост., пер с нем., всупит. ст., коммент. и указатели В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. - 447 с.

151. Хейзинга, И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

152. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективой идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. - №10.

153. Холостова, Т.М. Человек как предмет социально-антропологического исследования // Очерки социальной антропологии. СПб. : Петрополис, 1995.

154. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 352 с

155. Цаплин, В. Станная цивилизация / В. Цаплин. М. : Астрель: ACT, 2006. - 640 с.

156. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

157. Шеллинг, Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Он же. Соч. в 2 тт. Т. I. / Пер. с нем. М., 1987.

158. Шичалин, Ю. А. «Осевые века» европейской истории / Ю. А. Шичалин // Вопросы философии. 1995. - №6.

159. Шлегель, Ф. Развитие философии в двенадцати книгах // Он же. Эстетика. Философия. Критика. М. : Искусство, 1983. Т. 2.

160. Шнейдер, В. Нормативность и культура// Коммуникация, нормативность, логика. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. -250 с.

161. Шпет, Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет. М., 1989.

162. Штайнер, Р. Философия свободы / Р. Штайнер. Ереван, 2005. - 170с.

163. Штихве, Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого / Р. Штихве // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.-Т. 1. -№ 1.

164. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы // Он же. Имя розы. М., 2002.

165. Юм, Д. Сочинения в 2 т. / Д.Юм. М.: Мысль. 1996. - Т. 1.

166. Ярославцева, Е.И. Человек в перспективе сетевой парадигмы (опыт синергетического подхода) / Е.И. Ярославцева. М. : Динтер, 2007. -235 с.

167. Ясперс, К. Духовная ситуация времени // Он же. Смысл и назначение истории. -М. : Республика, 1994.

168. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель // Он же. Смысл и назначение истории. -М. : Республика, 1994.

169. Melucci, A. The Playing Self: Person and Meaning in the Planetary Society. Cambridge University Press, 1966.

170. Castels, M. The power of Identity / M. Castels. Maiden - Oxford: Blackwell Publishers, 1997.

171. Dihle, A. The theory of Will in Classical Antiquity / A. Dihle. Berkley; Los Angeles; L., 1982.iso.Foucault, M. Dits et ёсг^. Vol. IV. / M. Foucault. Paris 1994.

172. Fukuyama, F. Trust. The Social Vaues and the Creation of Prosperity / F. Fukuyama. -N.Y., 1996.

173. Giddens, A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the late Modern Age / A. Giddens. Stanford (Cal.): Stanford Univ. Press., 1991.

174. Giddens, A. The consequences of modernity / A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1990.

175. Reconstructing individualism: Autonomy, individuality a. the self in the Western thought / Ed. by Th. Heller et al. Stanford, 1986.

176. Berger, P. L. The capitalist revolution. Fifty Propositions About Prosperity, Equality & Liberty / P. Berger. Basic Books. 1991. - 262 p.

177. Rorty, R. Freud and Moral Reflection // Rorty R. Essays on Hiedegger and Other: Philosophical Papers. Vol. 2. Cambridge, 1999.

178. The Anti-Aesthetic: Essays on postmodern Culture. Wash., 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.