Трактовка жанров духовной музыки в творчестве Франсиса Пуленка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бакун, Мария Ивановна

  • Бакун, Мария Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 191
Бакун, Мария Ивановна. Трактовка жанров духовной музыки в творчестве Франсиса Пуленка: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бакун, Мария Ивановна

Оглавление

Введение

Глава I. Хоровая музыка Франсиса Пуленка в контексте французской хоровой традиции первой половины XX века.

§1. Пути развития французской хоровой музыки в первой половине XX

века

§2. Предпосылки формирования жанровой хоровой линии в творчестве Ф. Пуленка.

2.1. Черты стиля

2.2.Ф. Пуленк и Ш. Кёклен. «Застольная песня» («Chanson à boire»)

2.3. Вокальный ансамбль Нади Буланже

§3. Светские произведения для хора a cappella, для хора и оркестра

§4. Духовные сочинения для хора a cappella,

для солиста, хора и симфонического оркестра

Глава II. Духовные произведения для хора a cappella

§1. Месса G-dur (1937)

§2. Мотеты.

«Четыре покаянных мотета» («Quatre motets pour le temps de pénitence»,

1938-1939)

«Четыре рождественских мотета» («Quatre motets pour le temps de Noël»,

1951-1952)

§3. «Молитвы» и «Лауды».

«Четыре маленькие молитвы св. Франциску Ассизскому» («Quatre

petites prières de Saint François d'Assise», 1948)

«Лауды св. Антонию Падуанскому» («Laudes de Saint Antoine de Padoue», 1959)

Глава III. Духовные кантаты для солиста, хора и симфонического

оркестра

§1. «Stabat Mater» (1951)

§2. «Gloria» (1959)

§3. «Семь респонсориев Страстной недели» («Sept répons des Ténèbres»,

1962)

Заключение

Список литературы

Нотные примеры

Приложения:

1. Хоровые произведения Ф. Пуленка (хронологическая таблица)

2.1. Секвенция «Stabat Mater». Историческая справка

2.2. Сравнение двух основных версий текста «Stabat Mater»

3. «Stabat Mater» (перевод P. Поспеловой)

4. «Sept répons des Ténèbres» (перевод E. Черняковой)

5. Репродукции картин, изображение Черной Рокамадурской Богоматери

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактовка жанров духовной музыки в творчестве Франсиса Пуленка»

Введение

В плеяде ведущих композиторов Франции первой половины XX века Франсис Пуленк (1899-1963) занимает одно из важнейших мест. Его творческий путь, продолжавшийся более сорока лет, можно было бы назвать своеобразным зеркалом эпохи. В 1920-х годах Пуленк вошел в число участников Les Six. Согласно творческим принципам группы «Шести», в ранних произведениях композитора отражался беззаботный дух послевоенного Парижа; Пуленк открыл для себя городской фольклор, обратился к эстетике урбанизма. В предвоенной атмосфере 1930-х годов в его творчестве более явственно проступают лирико-психологические образы, появляется тема духовности. Вторая мировая война, всколыхнувшая патриотические чувства, стала временем создания высоко трагедийной кантаты «Лик человеческий» для двойного смешанного хора a cappella. В послевоенный период среди работ Пуленка преобладают произведения религиозного и философского характера.

Один из наиболее крупных и значительных пластов в творческом наследии Пуленка составили духовные сочинения, написанные для разных хоровых составов. Недаром первый биограф композитора Анри Элль отмечал: «Может быть, именно для хора Франсис Пуленк написал свои наиболее совершенные, глубокие и значительные произведения» [ПО, 76]. Последовательно работая в сфере хоровой музыки a cappella, позже — в жанре кантаты, он существенно обогатил французскую хоровую традицию XX века. Его хоровое творчество представлено разнообразными жанрами, как светскими, так и духовными, но наиболее весомая его часть посвящена духовной тематике. На сегодняшний день духовные хоровые сочинения Пуленка прочно закрепились в западной исполнительской практике, в то время как в России они известны не так широко и звучат гораздо реже, чем его же камерно-вокальные и инструментальные опусы. В нашей стране исполнение духовной хоровой музыки композитора ограничено, главным образом, самыми популярными произведениями (кантаты «Stabat Mater» и «Gloria» для сопрано, хора и

4

симфонического оркестра). В отечественном музыкознании практически нет специальных работ, исследующих духовное хоровое творчество Пуленка как целостное явление. Все это позволяет говорить об актуальности темы диссертации. Настоящее исследование призвано значительно расширить представление о духовной хоровой музыке Франсиса Пуленка, рассматриваемой в контексте всего его хорового творчества.

Для современников, привыкших видеть в Пуленке лишь светского художника, его интерес к духовной музыке, проявившийся со второй половины 1930-х годов, был неожиданным. Сила семейных традиций и особое отношение к религии, вызванное переоценкой жизненных ценностей, определили для композитора важность духовных сочинений. Возвышенное и земное в его музыке составили удивительное единство, породив парадокс художественной личности Пуленка, названного с легкой руки французского критика Клода Ростана «монахом и хулиганом»1.

Уже при жизни композитора были предприняты опыты эстетико-аналитического осмысления его творческого наследия. Среди первых работ зарубежных исследователей назовем монографию А. Элля [110], а также биографический очерк [135] и монографию Ж. Руа [133] — первого вице-президента «Общества друзей Франсиса Пуленка» . В работах П. Коллера [103] и Р. Дюмениля [19] творчеству композитора, рассматриваемому в широком историческом контексте, посвящены отдельные разделы. Поворотным событием в изучении наследия Пуленка стала публикация в 1994 году полного собрания его писем под редакцией М. Шимен [107], подготовленная более

1 Письмо Э. Журдан-Моранж. 22 августа 1950 [107, 693, comment. 5]

3 «Общество друзей Франсиса Пуленка» (/ 'Association des Amis de Francis Poulenc) основано Д. Мийо, Ж. Ориком, A. Core и П. Бернаком в ноябре 1963 года. Общество занимается распространением творчества Пуленка, поддержкой музыкальных ассоциаций и конкурсов,

связанных с именем композитора. Президентом Общества является Жорж Претр, дирижер,

исполнитель многих сочинений Франсиса Пуленка.

5

ранними изданиями эпистолярии композитора4. В издание М. Шимен вошло более тысячи писем с подробными комментариями, выполненными на основе ранее неизданных материалов (фрагменты отдельных исследований, воспоминания современников Пуленка, часть переписки, не вошедшей в основную публикацию). Издание писем Пуленка представляет ценнейший источник информации о его времени, жизни и творчестве; в число корреспондентов Пуленка, количество которых приближается к двумстам, входили выдающиеся личности того времени: И. Стравинский, Ж. Кокто, П. Пикассо, В. Ландовска, С. Дягилев, М. Ростропович, Л. Бернстайн и многие другие.

Публикация писем совпала с новой волной исследовательского интереса к творчеству композитора. Начиная со второй половины 1990-х годов выходят в свет монография У. Меллерса [123], биографические работы Б. Иври [112], Р. Машара [119]. Одним из самых подробных исследований на сегодняшний день является монография К.Шмидта [136], которая снабжена обширным аналитическим разделом и содержит большой объем документальных источников. Благодаря Шмидту также был опубликован полный каталог сочинений Пуленка (с включением незаконченных и неизданных опусов) [137], дополненный справочной информацией об истории создания произведений, выдержками из писем композитора, списком дискографии. Заслуживают пристального внимания публикации сборников статей и материалов конференций, подготовленных ведущими европейскими исследователями и посвященных широкому спектру вопросов жизни и творчества Пуленка: Francis Poulenc: Music, Art and Literature [«Франсис Пуленк. Музыка, изобразительное искусство и литература»], Francis Poulenc et la voix: texte et contexte [«Франсис Пуленк и голос: текст и контекст»], Les Cahiers de Francis Poulenc [«Тетради Франсиса Пуленка»]. В указанных работах рассматриваются

4 1. Francis Poulenc, Correspondance 1915-1963 / Réunie par H. de Wendel. - Paris: Editions du Seuil, 1967. 2. Francis Poulenc, Echo and Source: Selected Correspondence 1915-1963 / Transi,

and ed. by S. Buckland. - Londres: Gollancz, 1991.

6

историко-культурные взаимосвязи, проблематика вокальных жанров в творчестве композитора, публикуются воспоминания современников и редкие архивные материалы.

Сам композитор оставил целый ряд свидетельств о своем творчестве и окружении в интервью и радиопередачах: Entretiens avec Claude Rostand [«Беседы с Клодом Ростаном», 129], беседы со Стефаном Одел ем5, цикл радиопередач Пуленка A bâtons rompus [«Обо всем и ни о чем», 128]. В книгу Пуленка «Дневник моих песен», посвященную Пьеру Бернаку, вошли краткие авторские комментарии об исполнении песен и романсов, созданных Пуленком в 1939-1961 годы. В свою очередь, П. Бернак подготовил к печати книгу Francis Poulenc et ses mélodies [«Франсис Пуленк и его песни», 97], изложив в ней свои наблюдения о работе над вокальными сочинениями композитора. В книгу Бернака также включен биографический очерк, ставший ценным источником информации о Пуленке — человеке и музыканте.

В отечественном музыкознании первые упоминания о Пуленке появились в середине 1920-х годов, с выходом сборника статей И. Глебова, С. Гинзбурга и Д. Мийо «Шесть» [89] и книги М. Друскина «Новая фортепианная музыка» [12]. Однако в исполнительский репертуар сочинения композитора прочно вошли лишь в конце 1960-х годов: в советской периодике появляются отдельные упоминания об исполнении монооперы «Человеческий голос», о балетных постановках на музыку инструментальных опусов Пуленка [27, 41, 87]. Тогда же внимание исследователей фокусируется на одной из важнейших областей его творчества — оперном жанре. Оперная эстетика Пуленка — тема диссертации И. Медведевой, которая написала первую и единственную на сегодняшний день русскоязычную монографию о французском мастере [55]. Более детальное внимание к фигуре музыканта,

3 Серия интервью, подготовленная Ф. Пуленком совместно с музыковедом С. Оделем, не

была завершена в связи с кончиной композитора и опубликована посмертно в книге Moi et

mes amis [«Я и мои друзья», 65]. Русскоязычный вариант книги дополнен самостоятельным сочинением Пуленка, завершенным, но не опубликованным при жизни автора —- Journal de mes mélodies («Дневник моих песен»),

наряду с другими представителями французской композиторской школы, находим в историко-аналитических очерках Г. Филенко [83], ее вступительных статьях и комментариях к изданию писем Пуленка на русском языке [64] и книге его воспоминаний «Я и мои друзья» [65]. В числе работ, опубликованных позднее, отметим биографический очерк И. Слепнева-Ходкевича [75] и аналитические статьи, посвященные инструментальной музыке композитора [см.: 6, 93]. Кроме того, творчество Пуленка рассматривается в работах обзорного типа, посвященных западноевропейской музыке XX века [см.: 2, 14, 53, 96]. Возвращаясь к вопросу о степени изученности духовной хоровой музыки Франсиса Пуленка, отметим, что, несмотря на внимание зарубежных и отечественных исследователей к творческому наследию музыканта, специальные работы о его хоровых произведениях ограничены кругом отдельных статей и лишь в некоторых из них специально рассматриваются проблемы духовного хорового творчества [см.: 46, 98, 105, 115, 121]. Таким образом, к настоящему моменту пока не создано работы, рассматривающей в комплексе духовную музыку Ф. Пуленка

Объектом исследования в диссертационной работе является духовное хоровое творчество Пуленка. Предмет исследования - драматургические, композиционные и стилистические особенности его духовных произведений.

Цель диссертации — рассмотрение проблематики духовной хоровой музыки Пуленка в контексте эстетико-стилевой эволюции композитора.

Основные задачи:

Определение роли творчества Пуленка в развитии французской хоровой музыки первой половины XX века.

Обзор духовных и светских хоровых сочинений Пуленка и выявление преемственных связей с наследием предшествующих эпох.

Определение этапов эволюции духовной хоровой музыки в контексте творчества композитора.

Рассмотрение основных черт эстетики и стиля Пуленка и особенностей их преломления в его духовной музыке.

Анализ всего корпуса духовных сочинений, обращение к вопросам драматургии, формы, специфики интонационного и гармонического языка.

Изучение особенностей хорового письма Пуленка.

Определение художественных аналогий музыки Пуленка с явлениями других искусств.

Методология исследования носит комплексный характер. Первая глава диссертации, призванная соотнести достижения хорового искусства Пуленка с логикой историко-культурных процессов его эпохи, потребовала привлечения контекстного метода. Важное место в работе занимает изучение эпистолярного наследия композитора и неоднократные включения в текст диссертации фрагментов его переписки, помогающей существенно дополнить представление о духовных сочинениях Пуленка, истории их создания, художественных особенностях. В аналитическую часть диссертации включены справочно-информационные разделы, посвященные истории некоторых церковных жанров, получивших воплощение в духовной музыке композитора (в частности, упраздненная ныне предпасхальная церковная служба l'Office de Ténèbres).

Теоретическая база исследования включает в себя труды по истории французской музыки (Г. Шнеерсон [91, 92], М. Друскин [14], И. Нестьев [23], М. Гаврилова [28], И. Мартынов [53], П. Коллер [103] и др.), монографические исследования о творчестве Пуленка в целом и различных его аспектах (И.Медведева [55], Г. Филенко [82, 83], П. Бернак [97], К. Дэниэл [105], А. Элль [110], Б. Иври [112], Э. Лакомб [114], Б. Лёпинар [118], У. Меллерс [123], К.Шмидт [136, 137], Ж. Руа [133, 134, 135], М. Шимен [107] и др.), труды, посвященные отдельным вопросам вокальных жанров Ренессанса и эпохи барокко (В. Апель [4], М. Друскин [13], Т. Дубравская [15, 16, 17, 18], Ю.Евдокимова [20], Н.Симакова [74], Т.Ливанова [49], А.Тихонова [81], Е. Цыбко [86], а также интервью [65, 129] и эпистолярное наследие Пуленка [64, 107], его лекции на радио [128].

Научная новизна работы заключается в создании первого в отечественном музыкознании специального исследования, посвященного духовной хоровой музыке Франсиса Пуленка. В исследовательскую практику включается значительная часть светских хоров, а также весь свод духовных хоровых сочинений Пуленка, в числе которых редко исполняемые и малоизвестные русскому слушателю опусы. Установление взаимосвязей между духовными хоровыми произведениями разных лет (на уровне архитектоники, музыкального тематизма, сюжетов) позволило рассмотреть данную область творчества Пуленка как целостное явление. Проведение комплексного анализа духовных хоровых сочинений, от ранних камерных циклов для хора а cappella до масштабных кантат позднего периода, способствовало выявлению особенностей хорового письма композитора. В работе выдвинуто и обосновано положение о развитии в творчестве Пуленка сквозной пассионной линии, вовлекающей в свою орбиту не только ряд духовных хоровых сочинений, но и оперу «Диалоги кармелиток». Осуществлен перевод на русский язык фрагментов переписки Пуленка, что позволило не только осветить историю создания его духовных сочинений, но и подробно изучить историко-культурный контекст того времени, создать более полный творческий портрет музыканта.

На защиту вынесены следующие положения:

Обращение Франсиса Пуленка к хоровому творчеству отвечало художественным тенденциям его времени (рост интереса к старинной хоровой музыке, актуальность «массовых» жанров с их функцией объединения широкой аудитории, особенно в предвоенный период 1930-х гг.). Тем не менее, глубинные причины внимания композитора к хоровой, в особенности — духовной хоровой музыке носили личностный характер, были продиктованы эстетической и художественной предрасположенностью Пуленка к данной сфере творчества.

Оригинальность творческой манеры Пуленка в области хорового письма

проявилась в синтезе хоровых традиций разных эпох, в сочетании

ю

выразительных средств григорианской монодии, вокальной техники старинных жанров — мадригала, мотета, лауды, и приемов современного хорового письма. Особое внимание к речевой декламации и поиск новых тембровых сочетаний позволили Пуленку расширить тембровую палитру хора, его технические и выразительные возможности.

Постоянное обращение композитора к духовным жанрам привело к формированию определенных принципов драматургического развития и характерных композиционных структур, общих для ряда сочинений. Образуется круг устойчивых гармонических комплексов, интонационных формул, семантически окрашенных тональностей, объединяющих произведения разных лет. Расшифровать содержание этого «тематического словаря» отчасти помогают литературные тексты оперных произведений Пуленка.

В сочинениях разных лет — «Четыре покаянных мотета» (1938-1939), «Stabat Mater» (1951) и «Семь респонсориев Страстной недели» (1962) — Пуленк развивает пассионную линию — тему, затронутую также в одном из его светских сочинений — опере «Диалоги кармелиток». Семантика выразительных элементов пассионной сферы проецируется и на инструментальную музыку композитора.

«Миграция» устойчивых интонационно-гармонических комплексов в произведениях Пуленка, контрастных по образному наполнению и тематике, обусловлена взаимосвязью между «духовным» и «светским» в творчестве композитора. В произведениях позднего периода эти две сферы сопрягаются особенно тесно.

Духовная хоровая музыка Пуленка составляет одну из наиболее значительных и существенно важных для композитора областей его творчества. Обращение Пуленка к духовной проблематике в произведениях последних лет обрисовывает магистральную линию его творческой эволюции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования

связана с обогащением представления о творчестве Франсиса Пуленка как

il

одного из ведущих композиторов Франции первой половины XX века. Отдельную ценность представляет впервые произведенный анализ ряда редко исполняемых и малоизвестных хоровых духовных сочинений композитора. Материал диссертации может быть использован в вузовском курсе истории зарубежной музыки.

Основные положения работы были опубликованы в статьях и представлены в докладе на Международной практической конференции «Современное музыкальное образование — 2007-2008» (СПб, 2008).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 5 приложений, списка литературы (140 наименований, из них 46 на иностранных языках), содержит нотные примеры. Общий объем работы — 191 с.

В первой главе - «Хоровая музыка Франсиса Пуленка в контексте французской хоровой традиции первой половины XX века» представлены основные тенденции развития французской хоровой музыки первых десятилетий XX века; рассматриваются предпосылки обращения Пуленка к хоровому жанру; проводится обзор всех хоровых сочинений композитора на светские и духовные тексты.

Во второй главе — «Духовные произведения для хора a cappella» — на примере Мессы G-dur и хоровых циклов для смешанного либо мужского хора а cappella выявляется многообразие стилевых граней духовной музыки Пуленка, наследующей традициям григорианики, средневековых и ренессансных вокальных жанров и претворяющей их в своеобразной, глубоко индивидуальной авторской манере.

В третьей главе — «Духовные кантаты для солиста, хора и симфонического оркестра» — рассматриваются три кантаты «Stabat Mater», «Gloria» и «Sept répons des Ténèbres», отметившие высшие точки в развитии хоровой духовной музыки Франсиса Пуленка. В этих сочинениях композитор синтезировал опыт работы с хором a cappella и с оркестром, создав три масштабных музыкальных фрески, обращенные к ключевым темам христианской культуры.

В заключении подводятся общие итоги диссертационной работы.

Приложения к диссертации включают следующие материалы: 1 ) хронологический список хоровых сочинений Франсиса Пуленка; 2) краткая историческая справка о происхождении секвенции «Stabat Mater», сравнение двух основных версий текста «Stabat Mater»; 3) перевод текста секвенции «Stabat Mater»; 4) перевод текстов респонсориев, включенных в кантату «Sept répons des Ténèbres»; 5) репродукции картин А. Мантеньи и Ф. Сурбарана, изображение Черной Рокамадурской Богоматери.

Глава 1.

Хоровая музыка Франсиса Пуленка в контексте французской хоровой традиции первой половины XX века.

§1. Пути развития французской хоровой музыки в первой половине XX века.

Музыкальная культура Франции 1900-1950-х годов предстает как сложное художественное явление, отвечающее стилевой многомерности XX века. В связи с интенсивной сменой эстетических ориентиров процесс обновления затронул не только музыкальный язык и круг выразительных средств, но и систему жанров. В свете переосмысления существующей жанровой иерархии новый импульс к развитию получила и хоровая музыка. Сложность и дифференцированность общественно-политической и культурной жизни Франции обусловили разнообразие форм и видов хорового пения и хоровых жанров — от массовой песни до крупных хоровых композиций.

Интерес к хоровому жанру среди французских композиторов в значительной степени поддерживала бс/го/а саШогит, открытая в 1896 году в Париже. Подобно образованной ранее Школе классической и религиозной музыки Луи Нидермейера, 8ско1а саШогит была ориентирована на изучение старинной хоровой музыки и григорианского хорала. Обогащение традиционной мажоро-минорной системы оттенками церковных ладов и вплетение в хоровую ткань элементов григорианской мелодики в сочинениях Ш. Кёклена, Ф. Шмитта и преподавателей 8ско1а саШогит В. д'Энди и А. Русселя способствовали обновлению существующих выразительных средств. Примером целенаправленного возрождения традиций григорианского хорала в условиях современного музыкального строя стало вокально-хоровое творчество А. Капле и М. Дюруфле.

Андре Капле, близкий друг Клода Дебюсси и соавтор в работе по

созданию транскрипций и оркестровок его сочинений, демобилизовавшись

после Первой мировой войны, создал несколько хоровых духовных

14

произведений, в числе которых Месса для трехголосного женского хора (1920)6 и мистерия «Зеркало Иисуса» для меццо-сопрано, женского хора, арфы и струнных (1923). Капле, неоднократно посещавший бенедектинское аббатство св. Петра в Солеме и превосходно знавший специфику вокального и хорового исполнительства, отразил в этих сочинениях живую традицию григорианского пения, соединенную с чертами позднего импрессионизма и принципами старинной хоровой техники с характерным параллельным движением голосов совершенными консонансами. Григорианский хорал также явился важной стилевой составляющей творчества М. Дюруфле. Наиболее крупный и значительный пласт его наследия представила хоровая литургическая музыка и Реквием ор. 9 (1947) — безусловный шедевр в хоровом наследии XX века. В Реквиеме Дюруфле сохраняет интонационную и стилевую характерность григорианского хорального источника. Присутствие григорианского хорала как интонационной основы обуславливает многие особенности сочинения: характер тематизма и его развития, выбор форм. Вместе с тем сам григорианский источник претворяется в произведении с использованием средств современного музыкального языка [см.: 72].

Возрождение классических и доклассических форм хоровой музыки постепенно привело к кристаллизации новых жанров с участием хора. Ключевым событием в этом процессе стала мистерия «Мученичество св. Себастьяна» К. Дебюсси (1911). Мистерия представляла совершенно новый тип музыкально-сценического произведения, объединившего оперу, ораторию, балет и оркестровые номера. В музыкальной партитуре хору принадлежит огромная роль, Дебюсси опирается на григорианскую псалмодию, использует формы старинного пения — органум, респонсорий, антифон. В то же время его музыкальный язык далек от стилизации, сохраняя свою индивидуальность. Как отмечает исследователь творчества Дебюсси Л. Кокорева, мистерия явилась «богатейшим источником, из которого они (французские композиторы - М. Б.)

6 Все даты в этом разделе даны по изданию: The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 v. / Ed. S. Sadie; Executive ed. J. Tyrrell. 2nd ed. - Oxford University Press, 2001.

15

черпали и черпают идеи для обновления стиля хоровых жанров» [34, 461]. Оригинальность музыкально-сценического синтеза «Мученичества св. Себастьяна» позже вдохновит А. Онеггера на создание драматической оратории «Жанна д'Арк на костре» и Д. Мийо — на создание античной трилогии «Орестея», а также опер-ораторий «Христофор Колумб» и «Святой Людовик -король Франции».

Отметим еще один значимый аспект партитуры «Мученичества». Эпизод танца Себастьяна на углях (1 часть, №3), сопровождаемый пением, воскрешает старинную французскую традицию балета с пением, который получит распространение в 1920-30-х годах7. Созданные в этот период балеты будут включать в себя сольные и ансамблевые вокальные эпизоды («Салат» Д. Мийо, «Пульчинелла» И. Стравинского). В ряду балетов с участием хора назовем также «Ланей» Ф. Пуленка (1923) и «Энея» А. Русселя (1934). Оба сочинения, написанные под влиянием эстетики неоклассицизма, связаны со старинными жанрами. В частности, Пуленк в балете «Лани» обращается к формам французской оперы-балета, хотя музыка произведения современна интонационно и ритмически [см.: 29, 27]. Ориентиром для балета с хорами «Эней» служит античная трагедия с характерной ролью хора-комментатора. По сути, в этом сочинении Руссель создал новую форму спектакля, соединяющую элементы античной трагедии, балета-пантомимы и оратории.

Оратория и кантата, вовлеченные в орбиту формирования синтетических жанров в первые десятилетия XX века, сближаются с жанром оперы. Новый жанр оперы-оратории мог исполняться как в театре, так и в концертном зале («Царь Давид» А. Онеггера, 1923; «Царь Эдип» И. Стравинского, 1927; «Христофор Колумб» Д. Мийо, 1928). Отдельного внимания заслуживает оратория Онеггера «Жанна д'Арк на костре» (1935), в которой сочетаются

7 К приему включения хора в балет также обращался Равель (балет «Дафнис и Хлоя», 1910). Однако он использовал четырехголосный хор, поющий без слов, как одно из колористических средств.

о

ораториальные формы с элементами народных действ и мистерий . В 19301940-е годы в опере, оратории, а также в жанре кантаты получают отражение патриотические, гуманистические и морально-философские темы, мысли о личности и народе, жизни и смерти. Так, Д. Мийо сочиняет «Кантату о мире» для мужского и детского хора а cappella (1937), «Кантату о войне» для хора а cappella (1940). Позже, в 1954 году появится кантата для хора и оркестра «Огненный замок» — в память о жертвах концентрационных лагерей. Назовем также оратории А. Онеггера «Крики мира» (1931), «Пляска мертвых» (1938) и «Никола из Флю» (1939), его же кантату «Песнь освобождения» для баритона, хора и оркестра (1942).

В первые десятилетия XX века переживает подъем и хоровое пение а cappella. В новых социальных условиях, отмеченных демократизацией всех форм музыкальной жизни, возросла роль массовых хоровых жанров, в том числе и хоров без инструментального сопровождения. Благодаря учреждению разнообразных хоровых объединений и введению хорового пения в программу парижских школ (с 1835 г.) и университетов (с 1838 г.), во Франции активно развивалась система хоровых обществ «Орфеон» (аналог немецких лидертафелей). В последней трети XIX столетия насчитывалось около 1500 хоров, объединявших до 60 ООО человек. Целью «Орфеона» являлось не только обучение пению, но и развитие хорового исполнительства, в частности, хорового исполнения а cappella.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бакун, Мария Ивановна, 2013 год

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Христианство в XX веке. Послесловие к изданию: Христианство. Энциклопедический словарь / Под. ред. С.С. Аверинцева - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995. - Т. 3. - С. 464^488.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века. — М.: Знание, 1986.-192 с.

3. Антонова O.A. Католицизм и искусство: XX век. - М.: Мысль, 1985.- 175 с.

4. Апелъ В. Григорианский хорал (в кратком изложении Т.С. Кюрегян) // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории. - Вып. 20 / Сост. Т.С. Кюрегян, Ю.В. Москва. -М.: МГК, 1997. С. 8-37.

5. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. ст. / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - JL: Музыка, 1980. -216 с.

6. Багрова Е.Ю. Соната Ф. Пуленка для кларнета и фортепиано. Опыт семантического анализа [Электронный ресурс] // Вестник РАМ имени Гнесиных. - 2011. - №2. Режим доступа: http://vestnikram.ru/issue.php? Year=2011 &Number=2 (дата обращения 05.09.2012).

7. Габай Ю.Г. К проблеме семантического инварианта жанра. Контекст жанра Passionsmusik // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: Сб. науч. трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 5-22.

8. Гсточкина М. Франсис Пуленк. Сонаты для духовых инструментов и фортепиано в классе камерного ансамбля: Методические рекомендации. — Минск: Белорус, консерв., 1989.

9. Гофман Р. Франсис Пуленк // Советская музыка. — 1963. - № 4. — С.132-135.

10. Григорьева М.А. Парадоксы Джезуальдо [Электронный ресурс] // Музыкальный журнал «Израиль XXI». - 2009. — №15. Режим доступа:

136

http://www.21israel-music.com/Music iournaI_Nol5.htm (дата обращения 28.12.2011).

11. Демченко А.И. Спиритуализм эпохи барокко // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной научной конференции / Ред. Т.Н. Дубравская и др. - Р-н-Д: изд-во Рост. гос. консерв., 2001.-С. 63-82.

12. Друскин М.С. Новая фортепианная музыка. - JL, Тритон, 1928. -

112 с.

13. Друскин М.С. Пассионы и мессы И. С. Баха. — Л.: Музыка, 1976. —

168 с.

14. Друскин М.С. О западно-европейской музыке XX века. - М.: Сов. композитор, 1973, —272 с.

15. Дубравская Т.Н. Итальянский мадригал XVI в. // Вопросы музыкальной формы. — Вып. 2. — М.: Музыка. 1972. - С. 55-97.

16. Дубравская Т.Н. Звуковые образы ренессансной мессы // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной научной конференции / Ред. Т.Н. Дубравская и др. - Р-н-Д: изд-во Рост. гос. консерв., 2001. - С. 206-231.

17. Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. ст. - М.: Музыка, 1978. - С. 107-126.

18. Дубравская Т.Н. Мадригал и современность // История и современность: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. - М.: МГК, 1990. - С. 52-65.

19. Дюменилъ Р. Современные французские композиторы группы «Шести». - Л.: Музыка, 1964. - 132 с.

20. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.С. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним - М.: Музыка, 1982. — 252 с.

21. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 188 с.

22. Журдан-Моранж Э. Мои друзья музыканты / Ред., вступ. ст. и примеч. Г.М. Шнеерсона. - М.: Музыка, 1966. - 264 с.

23. Зарубежная музыка XX век: Материалы и документы // Сост. И.В. Нестьев. - М.: Музыка, 1975. - 255 с.

24. Захарова О.И. Риторика и западно-европейская музыка XVII -первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

25. Зыбина К.И. Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А. Моцарта: Автореферат дис. ... канд. иск. - М., 2011. - 23 с.

26. Иванъко HT. Stabat Mater в богослужении и композиторском творчестве (к проблеме жанровой модели): Дисс. ... канд. искусствоведения. — Р-н-Д, 2006.-210 с.

27. Илупииа А. Жаклин // Музыкальная жизнь. - 1970. - №1. - С. 17.

28. История зарубежной музыки. XX век / Отв. ред. H.A. Гаврилова. -М.: Музыка, 2005.-573 с.

29. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / Ред.

B.В. Смирнов. - Вып. 6. - СПб.: Композитор, 2010. - 630 с.

30. Каганэ Л.Л. Испанская живопись XVI-XVIII веков в Эрмитаже: очерк-путеводитель. — 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Аврора, 1977. - 112 с.

31. Каптерева Т.П. Сурбаран Ф. // Европейская живопись XIII-XX вв.: Энциклопедический словарь / Ред. И.А. Шкирич. - М.: Искусство, 1999. —

C. 421-423.

32. Карпенко (Панфилова) В.В. Stabat mater в XVIII веке: версии двух неаполитанских композиторов // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №6. - С. 118-121.

33. Киндюхина Е.А. Музыкальный театр Франсиса Пуленка: Автореферат дис. ... канд. иск. - М., 2011. — 26 с.

34. Кокорева Л.М. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 2010. - 496 с.

35. Кокорева Л.М. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1986. - 354 с.

36. Кожаева СБ. Антиномия «сакрального» — «обыденного» и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.-190 с.

37. Кожаева С.Б. Месса: Учебное пособие по курсу «История зарубежной музыки» для музыкальных вузов. - Волгоград, 2005. - 57 с.

38. Кожаева С.Б. Традиции и новаторство в Мессе De Notre Dame Гильома де Машо // Musicus. - 2010. -№ 1-2 (20-21). - С. 32-34.

39. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. - М.: Советский композитор, 1971.-322 с.

40. Кремлев Ю.А. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1965. - 792 с.

41. Кремшевская Г. От Рамо до Пуленка // Театр. - 1967. - № 1. - С. 31-33.

42. Кушпшева М.Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность: Автореферат дис. ... канд. иск. -Магнитогорск, 2006. - 22 с.

43. Лаврентьева ИВ. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1978. - 77 с.

44. Лебедев С.H., Поспелова Р.Л. Música Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. — СПб.: Композитор, 2000. - 256 с.

45. Левандо П.П. Проблемы хороведения. - Л.: Музыка, 1974. - 282 с.

46. Левская Е.В. Нотр-Дам де Рок-Амадур и духовные сочинения Франсиса Пуленка // Жизнь религии в музыке: Сб. ст. / Ред.-сост. Т.А. Хопрова. -СПб.: Сударыня, 2006. - С. 168-181.

47. Левская Е.В. Франсис Пуленк и русская музыкальная культура // Русско-французские музыкальные связи: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. В.В. Смирнов. - СПб.: СПбГК, 2003. - С. 255-273.

48. Леонтьева О Т. Западноевропейские композиторы середины XX века. - М.: Музыка, 1964. - 126 с.

49. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: в 2 т.-Т. 1: По XVIII век. -М.: Музыка, 1983.-696 с.

139

50. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.

51. Лосева О.В. От церковной музыки — к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века / Отв. ред. Б.И. Зингерман. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.-С. 155-174.

52. Майкапар А.Е. Слово о Ванде Ландовской // В. Ландовска. «О музыке» / Послесл. и коммент. А.Е. Майкапара - М.: Классика-ХХ1, 2005. - С. 332-337.

53. Мартынов И.И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 504 с.

54. Мартынов И.И. Морис Равель. - М.: Музыка, 1979. - 335 с.

55. Медведева И.А. Франсис Пуленк. — М.: Советский композитор, 1969.-240 с.

56. Медведева И.А. Французское сопротивление и музыка // Музыка в борьбе с фашизмом: Сб. ст. - М.: Советский композитор, 1985 - С. 207-230.

57. Монастыршина Ю.А. Мистерия Г. д'Аннунцио - К. Дебюсси как пример религиозного синтеза эпохи модерна (рубеж Х1Х-ХХ веков) // Искусство на рубеже веков: Материалы международной научной конференции. - Р-н-Д: Гефест, 1999. - С. 303-306.

58. Москва Ю.В. Оффиций // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории. - Вып. 20 / Сост. Т.С. Кюрегян, Ю.В. Москва. - М.: МГК, 1997.-С. 66-102.

59. Немкова О.В. Образ Богоматери в христианском искусстве Средневековья // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной научной конференции / Ред. Т.Н. Дубравская и др. — Р-н-Д: изд-во Рост. гос. консерв., 2001. - С.199-209.

60. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха— М.: Классика-XXI, 2004. - 56 с.

61. Панфилова B.B. «В этой музыке поют ангелы...». Джованни Баттиста Перголезн: духовное творчество // Музыковедение. - 2009. - №12. - С. 23-27.

62. Панфилова ВВ. Духовная музыка Дж.Б. Перголези и неаполитанская традиция: Автореф. дис. ... канд. иск. - М., 2010. - 24 с.

63. Протопопов В.В. Великое творение И.С. Баха Месса h-moll - анализ Kyrie и Gloria // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной научной конференции / Ред. Т.Н. Дубравская и др. - Р-н-Д: изд-во Рост. гос. консерв., 2001. - С. 266-296.

64. Пуленк Ф. Письма/ Пер. с франц. Е. Гвоздевой и Г. Филенко; ред., вст. статья и коммент. Г. Филенко. - J1.: Советский композитор, 1970. — 311 с.

65. Пуленк Ф. Я и мои друзья / Предисл. С. Оделя; пер. с фр., вст. ст., примеч. и общ. ред. Г.Т. Филенко. - JL: Музыка, 1977. - 158 с.

66. Раппопорт Л.Г. Артур Онеггер. - JL: Музыка, 1967. - 314 с.

67. Реати Ф. Франциск — учитель молитвы [Электронный ресурс] // М.: Издательство Францисканцев, 2000. - 112 с. Режим доступа: http://www.edit.francis.ru/index.php?show^lib&book=l 056502837 (дата обращения 05.01.2010).

68. Робер Ф. Живой Пуленк // Советская музыка. - 1964. - № 1. — С. 124-127.

69. Розеншилъд К.К. Религия и музыка современного Запада // Советская музыка. - 1964. - № 8. - С. 107-116.

70. Русская книга о Палестрине: к 400 летию со дня смерти: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории / Ред.-сост.: Т.Н. Дубравская. - Вып. 33. - М.: МГК, 2002.-288 с.

71. Салнис H.H. «Stabat Mater» в художественной культуре // Библейские образы в музыке: Сб. ст. / Ред.-сост. Т.А. Хопрова. - СПб: Сударыня, 2004. - С. 23-42.

72. Селифонова Ю.В. Реквием Мориса Дюруфле: штрихи к

творческому портрету композитора // Исторические, философские,

141

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 9 (23). Ч. II. - Тамбов: Грамота, 2012. -С. 143-150.

73. Сигитов С.М. Габриэль Форе. Сокровенное искусство. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Сударыня, 2004. - 349 с.

74. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: Музыка, 1985.-370 с.

75. Слепнев-Ходкевич И.А. Онеггер. Мийо. Пуленк. - M.: Nota Вепе, 2005.- 101 с.

76. Смирнова И. Мантенья А. // Европейская живопись XIII-XX вв.: Энциклопедический словарь / Ред. И. Шкирич. - М.: Искусство, 1999. - С. 264— 266.

77. Сохор А.Н. Ораториально-кантатная и хоровая музыка // Музыка XX века. Очерки. - Ч. 2, кн. 3. - М.: Музыка, 1984. - С. 312-345.

78. Стручалина Э.А. Канонический текст и гармония // Отечественная культура XX в. и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции / Ростовский гос. муз.-пед. ин-т. - Р-н-Д, 1990. -С.122-127.

79. Тараева Г.Р. Религиозная эмблематика музыкального языка западно-европейской и русской традиции XVII-XX вв. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции / Ростовский гос. муз.-пед. ин-т. - Р-н-Д, 1990. -С. 36-38.

80. Тараева Г.Р. Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия: материалы Всерос. науч. конф. - М.: ГМПИ им. Гнесиных; РГК им. C.B. Рахманинова, 1994. - С. 129-148.

81. Тихонова А.И. Прочтение текста в музыке католической мессы: от грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту // Вестник ПСТГУ. - Серия V: Музыкальное искусство христианского мира. - Вып. 1. - М.: ПСТГУ, 2007. -С.140-170.

82. Филенко Г.Т. Франсис Пуленк — писатель // Пуленк Ф. Я и мои друзья. - Л.: Музыка, 1977. - С. 3-12.

83. Филенко Г.Т. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. - Л.: Музыка, 1983. - 232 с.

84. Холопов Ю.Н. Месса // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории. - Вып.20 . - М.: МГК, 1997. - С. 40-67.

85. Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы I Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г. / Ред.-сост.

B.Н. Холопова. - Москва-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С.55-76.

86. Цыбко Е.Н. Французский мотет от Люлли до Куперена // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения: Сб. науч. тр. Мое. гос. консерватории. - Сб. 37 / Сост. Т.Н. Дубравская, A.M. Меркулов. - М.: МГК, 2003. - С. 67-90.

87. Чистякова В. Дебют камерного балета // Музыкальная жизнь. -1966. -№23. -С. 17.

88. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Классика-ХХ1, 2002. -

801 с.

89. «Шесть» (Новая французская музыка): Сб. ст. И. Глебова,

C. Гинзбурга и Д. Мило. - Л.: ACADEMIA, 1926. - 56 с.

90. Шнеерсон Г.М. Двое из Шестерки // Музыкальная жизнь. - 1974. -№4.-С. 15-17.

91. Шнеерсон Г.М. Музыка Франции. - М.: Музгиз, 1958. - 193 с.

92. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века. - М.: Музыка, 1970. -

623 с.

93. Юльякшина З.М. Франсис Пуленк и его Соната для кларнета и фортепиано. Исполн. коммент. / Уфим. гос. ин-т искусств. Каф. камер, ансамбля и концертмейст. подгот. - Уфа: УГИИ, 2002. - 22 с.

94. Ill ораторий, кантат и вокальных циклов: Справочник-путеводитель / Сост. А.К. Кенигсберг, JÏ.B. Михеева. - СПб.: КультИнформПресс, 2007. - 623 с.

95. Arbey D. Francis Poulenc et la musique populaire: Ph. D. - Université Paris-Sorbonne, 2011. - 330 p.

96. Breviarium Romanum, ex decreto ss. concilii tridentini restitutum. -Harlem, 1948.

97. Bemac P. Francis Poulenc et ses mélodies. - Paris: Buchet-Chastel, 1978.-220 p.

98. Brun-Cosme J. Messe en sol majeur // Les Cahiers de Francis Poulenc / Éd. S. Basinger. - 2008. - №1. - Paris: Michel de Maule. - P. 57-68.

99. Brun-Cosme J. Discours // Conference Hommage à Francis Poulenc, dans le cadre du X-ème Festival Vocal d'Ayguesvives, 14 octobre 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ebookbrowse.com/francis-poulenc-conference-pdf-dl 13924893 (дата обращения 11.02.2011).

100. Caré С. Francis Poulenc et le mécénat privé [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poulenc.fr.html (дата обращения 18.09.2011).

101. Chimènes M. Poulenc and his patrons: social convergences // Francis Poulenc: Music, Art and Literature / Ed. S. Buckland, M. Chimènes. - Aldershot: Ashgate, 1999. - P. 210-251.

102. Chimènes M., Nichols R. Poulenc Francis // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 v. - Vol. 20: Pohlman to Recital / Ed. S. Sadie; Executive ed. J. Tyrrell. - 2nd ed. - Oxford University Press, 2001. - P. 227-235.

103. Collaer P. Les compositeurs issus du groupe de «Six». George Auric et Francis Poulenc II Collaer P. La musique moderne. - Paris: Elsevier, 1955. - P. 188— 195.

104. Cutter P. F., Maiani В., Moroney D., Caldwell J. Responsory II The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 v. - Vol. 21: Recitative to Russian Federation, § 1 / Ed. S. Sadie; Executive ed. J. Tyrrell. - 2nd ed. - Oxford University Press, 2001. - P. 221-228.

105. Daniel K. W. Poulenc's choral works with orchestra // Francis Poulenc: Music, Art and Literature / Ed. S. Buckland, M. Chimènes. - Aldershot: Ashgate, 1999.-P. 48-86.

106. Etcharry S. Le figuralisme dans la musique profane a cappella de Francis Poulenc II Francis Poulenc et la voix: texte et contexte: Publication des actes du colloque «Francis Poulenc et la voix», 19-21 avril 2001 / Éd. A. Ramaut. - Saint-Étienne: Symétrie, 2002. - P. 189-212.

107. Francis Poulenc. Correspondance 1910-1963 / Réunie, choisie, présentée et annotée par M. Chimènes. - Paris: Fayard, 1994. - 1128 p.

108. Gendre C. Dialogues des Carmélites: the historical background, literary destiny and genesis of the opera // Francis Poulenc: Music, Art and Literature / Ed. S. Buckland, M. Chimènes. - Aldershot: Ashgate, 1999. - P. 274-319.

109. Gouverné Y. Conférence à Rocamadour II Les Cahiers de Francis Poulenc / Éd. S. Basinger. - 2009. - № 2. - Paris: Michel de Maule. - P. 36^18.

110. Hell H. Francis Poulenc, musicien Français. - Paris: Pion, 1958. - 260 p.

111. Heller K. Antonio Vivaldi: The Red Priest of Venice. - Portland, Oregon: Amadeus Press, 1997. - 360 p.

112. Ivry B. Francis Poulenc. - London: Phaidon Press Limited, 1996. -

240 p.

113. Kayas L. Francis Poulenc - disc jockey // Francis Poulenc: Music, Art and Literature / Ed. S. Buckland, M. Chimènes. - Aldershot: Ashgate, 1999. -P. 363-379.

114. Lacombe E. Puissance expressive et «plastique chorale» dans Figure humaine II Francis Poulenc et la voix: texte et contexte: Publication des actes du colloque «Francis Poulenc et la voix», 19-21 avril 2001 / Éd. A. Ramaut. - Saint-Étienne: Symétrie, 2002. - P. 213-228.

115. Laederich A. La première audition à Londres des Litanies à la Vierge noire par Nadia Boulanger II Francis Poulenc et la voix: texte et contexte: Publication des actes du colloque «Francis Poulenc et la voix», 19-21 avril 2001 / Éd.

A. Ramaut. - Saint-Étienne: Symétrie, 2002. - P. 153-168.

145

116. L'Avant scène d'Opéra. - Paris. - 1983. - № 52 (consacrée «Dialogues des carmélites»).

117. Lemaître E. [вступ. ст. к нотн. изд.] // Marc-Antoine Charpentier. Neuf Leçons de Ténèbres / Éd. par E. Lemaître. - Paris: CNRS, 1983.

118. LespinardB. L'oeuvre chorale de Poulenc: l'âge d'or du chant français a cappella? // Francis Poulenc et la voix: texte et contexte: Publication des actes du colloque «Francis Poulenc et la voix», 19-21 avril 2001 / Éd. A. Ramaut. - Saint-Étienne: Symétrie, 2002. - P. 139-152.

119. MachartR. Poulenc. - Paris: Seuil, 1995. - 252 p.

120. Massenkeil G. Lamentations // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 v. - Vol. 14: Kufferath to Litton / Ed. S. Sadie; Executive ed. J. Tyrrell. - 2nd ed. - Oxford University Press, 2001. - P. 188-190.

121. Mauduit B. Francis Poulenc et la voix nue [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poulenc.fr/downloads/poulenc_voixnue_mauduit.pdf (дата обращения 28.10.2011).

122. Mauduit В. Discours // Conference Hommage à Francis Poulenc, dans le cadre du X-ème Festival Vocal d'Ayguesvives, 14 octobre 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ebookbrowse.com/francis-poulenc-conference-pdf-dl 13924893 (дата обращения 11.02.2011).

123. Mellers W. Francis Poulenc. - Oxford: Oxford University Press, 1995. -

208 p.

124. Miscevic P., Fournier D. Poulenc et l'Italie: Catalogue. — Roma: Ambassade de France en Italie, 2006. - 95 p.

125. Montaña J.L. delà. Officium Hebdomadae Sanctae: Los Responsorios de Tinieblas de Semana Santa / Filomusica. - 2000. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Filomusica.com/filo3/cdm.html (дата обращения 18.11.2007).

126. Orledge R. Poulenc and Koechlin: 58 lessons and a friendship // Francis Poulenc: Music, Art and Literature / Ed. S. Buckland, M. Chimènes. - Aldershot: Ashgate, 1999.-P. 9-47.

127. Porcile F. La belle époque de la musique française: le temps de Maurice Ravel, 1871-1940. - Paris: Fugard, 1999.-470 p.

128. Poulenc F. A bâtons rompus: écrits radiophoniques; précédé Journal de vacances, et suivi de Feuilles américaines / Ed. L. Kayas. - Arles : Actes Sud, 1999. -248 p.

129. Poulenc F. Entretiens avec Claude Rostand. - Paris: René Julliard, 1954.-223 p.

130. Ramaut A. Francis Poulenc et les Latarjet, la place de Lion dans l'oeuvre vocal, les Sept chansons et les Chanteurs de Lion // Francis Poulenc et la voix: texte et contexte: Publication des actes du colloque «Francis Poulenc et la voix», 19-21 avril 2001 / Éd. A. Ramaut. - Saint-Étienne: Symétrie, 2002. - P. 169-188.

131. Raujel F. Le chant choral / «Que sais-je?». - 1958. - № 288. - Paris: Presses universitaires de France. - 128 p.

132. Rostand C. Un Maître de la musique religieuse contemporaine [Электронный ресурс] Il Hommage à Francis Poulenc / Le journal Musical Français. - 1963. - 6 mars. - № 116. Режим доступа:

http://www.poulenc.fr/downloads/poulenc frederic blanc.pdf (дата обращения 18.09.2011).

133. Roy J. Francis Poulenc: l'homme et son oeuvre. - Paris: Seghers, 1964. -

191 p.

134. Roy J. Le Groupe des Six. - Paris: Solfèges Seuil, 1994. - 222 p.

135. Roy J. Presences contemporaines. Musique française. — Paris: Nouvelles Ed. Debresse, 1962.-488 p.

136. Schmidt C.B. Entrancing Muse: A Documented Biography of Francis Poulenc. - London: Pendragon Press, 2001. - 621 p.

137. Schmidt C.B. Francis Poulenc and Robert Shaw: A Remarkable Symbiotic Relationship // The Musical Quarterly. - 2010. - Vol. 93, № 2. - P. 329359.

138. Schmidt C.B. The Music of Francis Poulenc (1899-1963): A Catalogue. - Oxford: Clarendon Press, 1995. - 608 p.

147

139. Velden H. van The Stabat Mater, a musical journey through the ages... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stabatmater.info/ (дата обращения 17.04.2007).

140. Werner W.K. The Harmonic Style of Francis Poulenc: Ph. D. - The University of Iowa, 1966. - 216 p.

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

Прим. 1. «Застольная песня», тт. 1-14.

Très rythmé (J=104)

* f gaiement

TENORS 2

1

BASSES 2

Vi-ve notre Hô-tes - se

Qui, sans ces - se.

Le verre a la main Nous

met en train

f gaiement

y (.ly»]-

PP

Vi - ve notre Hô-tes-se

J-' gaiement moms en dehos que les Basses 1 — ^

Qui, sans ces - se.

Le verre a la main Nous

met en tram_

M ^ Г Г

Vi-ve notre Hô-tes - se Qui, sans ces - se, Le verre a la main Nous met en train.

ff

Vi - ve notre Hô-tes - se

Qui, sans ces - se,

ban-mt loin d'i -ci, Le

noir sou - ci

F F F г

Vi - ve notre Hô-tes-se très marque

Qui, sans ces - se,

ban-mt loin d'i -ci, Le

noir sou - ci

f r g fr

f ItJ

9 f F Г

Vi - ve notre Hô-tes - se

Qui, sans ces - se,

ban-mt loin d'i -ci, Le

noir sou - ci

Vi - ve notre Hô - tes se, Qui, ban-rut loin di -ci, Le noir sou - ci

f.

f

ff

m

Vi - ve

notre Hô-tes- se,

f<--

M ilïf f

Qui sans ces-ce /

m

qui sans ces -se

РРЩ

Le verre a la main

ШШ

m

Nous met en train

M

ikf i *

Qui sans ces-ce

ff

Vi - ve

notre Hô-tes- se,

qui sans ces -se

Le verre a la main

Nous met en train

m

Vi - ve

notre Hô-tes- se,

/

Ha1

Ha1

Le verre a la main

Nous met en train

ÉPÉÉÉ

ÉPÉÉÉ

î—•—» g—J* g «—

Qui sans ces-ce qui sans ces-ce Le verre a la main Nous met en train

Прим.2. «Застольная песня», тт. 107-110.

Cédez

Прим. 3. «Мари», тт. 1-4 («Семь песен» на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара, №6).

Allegro commodo (J=74) Щf_

Ш

Vous y dan sier pe-ti-te p sec et leger

fill(e)

la la la la la la Уsubito

la la la la la la la la la

la la la la la la la la

la la la la la la la la

la C'est la ma clot-te qui sau

-nll(e)

très gai

w

Y dan se rez vous me re

grand

Tou tes les cío ches son ne ront

Прим. 5. «Засуха», III ч., ц. 205.

205

Allegro molto (J=168)

Прим. 4. «Засуха», I ч., ц.60.

Прим. 6. «Литании Черной Богоматери», ттЛО-16.

SOPR

Calme J=63

f^ р humblement

Sei - gneur, ay - ez pi - tie de nous, Je - sus Christ, ay - ez pi - tie de

/

азц. r p

jf

Jes sus Christ, e - cou - tez nous Je - sus Christ, ex - au - cez

M-S

Je - sus Christ, ex - au - cez nous

Прим. 7. «Литании Черной Богоматери», тт. 18-19.

р subito р tres he

Dieu р tres lie

le pe - re, ere - a

teur,

ay - ez pi - tie de nous

Il-|Г

M-S

g j r

Dieu le pe - re, ere

p tres he

teur,

ay - ez pi - tie de nous

Dieu

le pe - re, ere - a - teur,

ay - ez pi - tie de nous

Прим. 8. Три пьесы для фортепиано. Токката (№3).

Прим. 9. Соната для двух фортепиано, I ч. ц.4 (партия I ф-п.).

Г71 Animez progressivement

р1 .г

Прим. 10. «Ave verum corpus», тт. 1-3.

Bien lent (J=60)

p très doux

РГ LTlP'Ej-r

A - - ve A - ve ve - rum

Прим. 11. «Диалоги кармелиток», III д., 4 сц., ц. 63.

Très calme et paissiblement J=50

iM J r lr f p 7 г lr Г r J lJ-

Sal - ve Re - gi - na_ ma - ter mi - se - ri - cor - di - ae

Прим. 12. «Семь респонсориев Страстной недели», I., тт.1-3.

Très calme J=46-48 long

Прим. 13. Соната для гобоя и фортепиано, III ч., тт.6-7, тт. 10-12.

-=—

L^^-g^-—d «-

bSL

ri

i

Прим. 14. Месса G-dur. Kyrie, тт. 1-4

Animé et très rythmé J=84

Tempo subito (sans traîner)

Г M' n- Ky -ry-c snn и_P p P Г ~| Ky-ry-e p-Ir-1- son

„ e - le - i - son ff ■yt 7 * ^ I > н f ТПрв- M > J Ky-ry-e e - le-i - son

тм—? J- г и -р-?—ч Ky - ry-e e-le-i - son ff gp p f—E^f-M^ Ky-ry - e e-le-i - son

Г1 7 ^ P P кГ Г -p~l g g Г

e - le - i - son Ky - ry-e e-le-i - son

Прим. 15. Mecca G-dur. Kyrie, ц.4.

Прим. 16. Месса G-dur. Sanctus, тт. 1-7

Très allant et doucement joyeux J=120

PP

SOPRANOS 1

ALTOS 2

TENORS

San - ctus San - ctus

r r

|s

San

S

San - crus San - ctus

San - ctus San - ctus

San

San

San

m

San - ctus San - ctus

San

ctus

m

ctus

San - ctus San - ctus

Г Г "P

San

San - ctus San - ctus

San - ctus San - ctus

San - ctus San - ctus

m

™f

¥

San

ГЗ Г2

ctus

San

A.l

A. 2

T.l

T. 2

San

фЁШ

ctus

San

m

San

ctus

San

ctus

ctus

San

Ш

ëim

San

ctus San

ctus

Прим. 17. Месса G-dur. Agnus Dei, тт. 1-10.

Très pur, très clair et modéré J=64

SOPRANO

gnus De

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.