Социально - философский анализ трансформации феномена свободы в условиях техногенной цивилизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Кот Ярослав Игоревич

  • Кот Ярослав Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 207
Кот Ярослав Игоревич. Социально - философский анализ трансформации феномена свободы в условиях техногенной цивилизации: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». 2020. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кот Ярослав Игоревич

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Трансформации феномена свободы в традиционном 16 обществе

1.1. Возникновение представлений о свободе в традиционном обществе

1.2. Становление и развитие представлений о свободе в античной 38 традиции

1.3. Трактовки свободы в учениях средневековых мыслителей 54 Глава 2. Трансформации феномена свободы в техногенной 76 цивилизации

2.1. Феномен свободы в условиях становления и развития 76 индустриального общества

2.2. Трансформации свободы в информационном обществе

2.3. Виртуальная свобода в киберпространстве 116 Глава 3. Трансформации свободы как категории правовой культуры

3.1. Становление и развитие категории свободы в философии права

3.2. Свобода в системе права

3.3. Трансформации свободы как категория правовой культуры в 168 информационных реалиях

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально - философский анализ трансформации феномена свободы в условиях техногенной цивилизации»

Актуальность исследования

Актуальность исследования свободы определяется, во-первых, трансформациями техногенной цивилизации, изменениями культуры в условиях развивающегося информационного общества, сменой парадигм и мировоззренческих установок. Важнейшие трансформации техногенной цивилизации задаются развитием техники и технологий, которое происходит за счет генерирования новых знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Эти трансформации приводят к ускоренному преобразованию природы, социальных отношений, форм деятельности и коммуникации. Трансформации техногенной цивилизации вызывают качественные изменения в философии, появляются новые подходы и методы исследования, категории и понятия, которые связаны с виртуализацией культуры, изменением её универсалий, формированием новых ее видов, синтезом элементов традиционности и новаторства.

Во - вторых, становление и развитие новых форм цивилизационного развития, вызванных проникновением информационно-коммуникационных технологий во все сферы социального бытия, актуализирует проблематику универсалий культуры и пересмотр дискурса основополагающих категорий философии, к числу которых правомерно относится «свобода» в единстве её функций и содержания. Реалии Интернет-цивилизации диктуют необходимость анализа свободы как одной из универсалий культуры, определения её категориального статуса в различных сферах бытия человека в условиях информационной среды.

В - третьих, актуальность данной проблематики обуславливается быстротой изменений в различных сферах информационного общества, в том числе в сфере права, необходимостью обоснования вариаций свободы, которые

формируются в правовой культуре информационного общества. Проблема человека в условиях нового типа цивилизационного развития, связанного с распространением информационно - коммуникационных технологий, детерминирует формирование новых ограничений и трактовок свободы, в том числе с позиций различных методологических подходов и точек зрения. Междисциплинарный подход к изучению свободы в условиях информационного общества позволяет не только расширить дискурс свободы как категории правовой культуры, но и выявить особенности её функционирования в единстве нравственных и правовых аспектов.

В - четвертых, феномен свободы является исторически изменчивым и вариативным. В каждом новом типе общества предлагаются новые трактовки свободы в зависимости от уровня развития культуры, науки, технологий, приоритетных ценностей, идеалов и норм. Изменяется не только репрезентация понятия свободы, но и отражение категории свободы в мировоззренческих парадигмах, осознание ее социальными субъектами. Свобода как универсалия культуры является средством кодирования определенных социальных норм, самосознания и коммуникации. Социально-философский анализ свободы как универсалии культуры позволяет сформулировать новые аспекты понимания свободы в условиях становления и развития современной техногенной цивилизации.

Степень разработанности проблемы

Изучение свободы связано в первую очередь с историко-философской традицией. К числу философов, занимавшихся исследованием различных аспектов свободы, относятся: мыслители античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека и другие); средневековья (Августин, Фома Аквинский и другие); философы Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель); европейские философы иррационалистического направления (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор); представители русской философии (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский).

Различные философские аспекты феномена свободы в работах современных отечественных исследователей: М.А. Абрамова, Р.Г. Апресяна, В.П. Барышкова, Н.Р. Вакулича, Ю.Н. Давыдова, A.B. Каримова, В.В. Козловского, М.М. Мамардашвили, О.М. Ноговицина, К.А. Новикова, Э.А. Позднякова, В.Н. Самченко, А.П. Скрипника А.А. Столярова, Г.Л. Тульчинского, В.Б. Устьянцева, В.Г. Федотовой и других.

Анализ трансформаций феномена свободы в индустриальном и постиндустриальном обществе представлен в работах таких отечественных авторов как Л.А. Зеленов, A.A.Зиновьев, В.К. Егоров, K.M. Кантор, Б.В Марков, К.Х. Момджян, В.В. Парцвания, И.Б. Пржиленская, Ю.Н. Солонин.

Проблема взаимосвязи типов цивилизационного развития и универсалий культуры детально изучалась в работах В.С. Степина.

Деятельностный подход применяли к анализу различных аспектов свободы западные социологи М. Вебер и Т. Парсонс, трактовавшие ее сквозь призму концепта социального действия. В отечественной философии деятельностный подход к изучению феномена свободы реализовали такие исследователи как Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.А. Лекторский, Т.В. Науменко, B.C. Швырев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин.

В последние десятилетия активно развивался синергетический подход, в том числе и в применении к анализу феномена свободы, в работах В.А. Аршинова, П.К. Анохина, В.П. Бранского, В.Э. Войцеховича, Е.Н. Князевой, А.П. Назаретяна, И. Пригожина, И. Стенгерс и других.

В работах по философии права таких дореволюционных отечественных авторов как В.М. Гессен, М.М. Ковалевский, И.В.Михайловский, П.И. Новгородцев, Б.Н.Чичерин, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой изучались философско - правовые аспекты свободы. Различные аспекты свободы как категории правовой культуры в рамках философии права исследовались в работах современных отечественных исследователей: А.Л. Азарова, А.А. Алексеева, А.В. Венгерова, Н.Г. Волкова, В.Н. Дубовицкого, Ю.Г. Ершова,

О.Ю. Казуровой, А.В. Кашепова, А.К. Куликовой, В.И. Леушина, В.С. Нерсесянца, М.В. Преснякова, С.И. Реутова, Э.В. Тадевосяна, А.Г. Тищенко.

Анализ свободы как понятия правовой культуры в различных видах права осуществлялся такими авторами как Н.С. Бондарь, Ю.С. Гамбаров, К.Н. Гусов, В.В. Карпунина, П.А. Кельник, А.П. Куницын, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, Н.А. Панферова, К.А. Писенко, В.Д. Шахов.

Современные исследования различных аспектов феномена свободы представлены в информационном праве И.Л. Бачило и И.Л. Честнова, коммуникативной концепции права А.В. Полякова, юридической антропологии О.А. Пучкова и Н. Рулана, юридической этике И.И. Аминова, А.С Кобликова и других авторов.

Объект исследования - свобода как феномен социальной реальности.

Предмет исследования - трансформации феномена свободы как проблема социальной философии.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа трансформации феномена свободы в условиях техногенной цивилизации.

В соответствии с целью диссертационного исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

- выявить и исследовать трансформации феномена свободы в традиционном обществе на уровне обыденного сознания, правовом и философском уровнях теоретического сознания, включая основные этапы развития представлений о свободе в учениях древневосточных, античных и средневековых мыслителей;

- выделить и изучить трансформации феномена свободы в индустриальном обществе на уровне обыденного сознания, правовом и философском уровнях теоретического сознания, в том числе в классической и современной философии;

- осуществить анализ трансформаций феномена свободы в современной техногенной цивилизации на уровне обыденного сознания, микроуровне и макроуровне правовой культуры теоретического сознания, метауровне философской рефлексии теоретического сознании;

- установить прикладные аспекты виртуальной свободы в киберпространстве;

- исследовать становление и развитие свободы как категории правовой культуры в условиях техногенной цивилизации в философии права и ее специфику в различных видах и подсистемах права: конституционного, гражданского, трудового, финансового.

Теоретические и методологические основы исследования

Для реализации цели и решения задач в диссертации используется комплексная стратегия, необходимость которой детерминируется многоплановостью свободы как категории философии и правовой культуры и неоднозначностью её толкования в этих науках. Междисциплинарный статус проблемы свободы требует соединения в методологии и в категориальном аппарате диссертации методов и категорий социальной философии и других наук, изучающих феномен свободы. В связи с этим в работе используются также концепции этики киберпространства, философии права, правовых концепций и труды представителей указанных научных дисциплин.

В диссертации используется концепция В.С. Степина, позволяющая рассматривать свободу в качестве универсалии культуры, как в её исторической динамике, так и в процессах взаимодействия различных типов цивилизационного развития. Эта концепция дает возможность также выявить специфику и тенденции развития трактовок свободы в условиях информационного общества. В компаративном анализе специфики дискурса и репликаций свободы в традиционном обществе и техногенной цивилизации применяется концепция габитуса П. Бурдье. В работе используются концепции информационного общества и исследования по философским аспектам

развития информационных технологий У. Бека, Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера и других авторов.

Диссертационное исследование выполнено с применением синергетической методологии, методов сравнительно-исторического и системного анализа в изучении сетевой и кибер-реальности. В работе при категориальном анализе свободы в философии и праве применяется междисциплинарный подход, основанный на использовании теоретических положений философии права, юриспруденции, различных видов правовой науки, антропологии, юридической и информационной этики.

В работе используются принципы развития, объективности, всесторонности, историзма, детерминизма, общенаучные и философские методы, метод компаративного анализа, методы философской рефлексии.

Диссертация опирается на внушительный объем философской, правоведческой, этической и другой специальной литературы по теме исследования. Разнообразие анализируемых источников связано с их принадлежностью: 1) к различным научным дисциплинам, что позволяет рассмотреть многоаспектность проблематики свободы; 2) к значительному историческому диапазону, дающему возможность проследить развитие исследований по данной проблематике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и исследованы трансформации феномена свободы в традиционном обществе на уровне обыденного сознания, правовом и философском уровнях теоретического сознания, включая основные этапы развития представлений о свободе в учениях древневосточных, античных и средневековых мыслителей.

2. Выделены и изучены трансформации феномена свободы в индустриальном обществе на уровне обыденного сознания, правовом и

философском уровнях теоретического сознания, в том числе в классической и современной философии.

3. Изучены трансформации феномена свободы в современной техногенной цивилизации на уровне обыденного сознания, микроуровне и макроуровне правовой культуры теоретического сознания, метауровне философской рефлексии теоретического сознания.

4. Установлены прикладные аспекты виртуальной свободы в киберпространстве.

5. Исследованы становление и развитие свободы как категория правовой культуры в условиях техногенной цивилизации в философии права и ее специфика в различных видах и подсистемах права: конституционного, гражданского, трудового, финансового.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Свобода представляет собой универсалию культуры, которая в единстве содержания и функций предстает как регулятив поведения, деятельности и общения социальных субъектов. Можно выделить три основных уровня актуализации данной универсалии. На первом уровне -обыденного сознания - посредством данного понятия обозначают границы допустимого или возможного в действиях, общении и поведении. На втором -правовом - уровне теоретического сознания определяются нормы допустимого и регулируемого, и наказания за их нарушения. На третьем - философском -уровне теоретического сознания осуществляется рефлексия над первыми двумя уровнями и одновременно он выступает как дискурс оснований культуры.

Генезис представлений о свободе в условиях традиционного общества происходит в рамках мифологической мировоззренческой парадигмы и в учениях древневосточных мыслителей. Дальнейшее развитие представлений о свободе в традиционном обществе осуществляется в античной культуре и философии. Наконец, разработка представлений о свободе в традиционном обществе находит свое завершение в Средние века.

На уровне обыденного сознания в традиционном обществе представления о свободе определяются исторически сложившимися доминантами его поведения и деятельности, которые могут носить как природный, так и социальный характер. На правовом уровне теоретического сознания в традиционном обществе понимание свободы отражает специфику сложившейся иерархии социальных отношений и социальной структуры, закрепляя правовые нормы посредством системы правовых установлений и кодексов. На философском уровне теоретического сознания в традиционном обществе понимание свободы закрепляется в учениях древневосточных, античных и средневековых мыслителей.

2. Становление индустриального общества начинается в эпоху Возрождения, а дальнейшее его развитие происходит в Новое время. В эпоху Возрождения феномен свободы на уровне обыденного сознания претерпевает значительные трансформации. Формируются такие ценности как активность и предприимчивость, меняется отношение к труду, разуму, знаниям, появляются новые представления о свободе, находящие свое выражение в реальных действиях, формах речи, способах общения. Эти трансформации находит дальнейшее продолжение в обыденном сознании и культуре повседневности в эпоху Нового времени.

В условиях становления и развития индустриального общества в указанные эпохи свобода как универсалия культуры претерпевает трансформации, которые в концентрированном виде получают теоретическое обоснование в философии и праве Нового времени. В этот период формируются две оппозиционные и вместе с тем взаимодополняющие друг друга трактовки свободы. На основе рационально-детерминистского подхода формируются такая трактовка свободы, которая объединяет концепции, признающие естественные права человека; она становится базой либерализма и конституционального признания прав и свобод личности. Рациональное обоснование такой трактовки свободы осуществляется в классической

философии. Наряду с рационалистической, формируется вторая -иррационалистическая - трактовка, которая закрепляется в неклассической философии. В этом случае основной упор делается на переживание процесса обретения и осознания свободы, на ответственность и последствия ее обретения. Двойственность понимания свободы в оппозиции классического рационализма и неклассической иррационалистической философии отражает билатеральность социальных норм и изменившихся общественных связей и отношений. В процессе развития индустриального общества на правовом уровне понимание свободы как категории правовой культуры реализуется в различных видах права: конституционного, гражданского, трудового, финансового.

3. В условиях современной техногенной цивилизации происходят трансформации феномена свободы: 1) на уровне обыденного сознания; 2) на микроуровне и макроуровне правовой культуры теоретического сознания; 3) на метауровне философской рефлексии теоретического сознания. На уровне обыденного сознания появляется новый вид идентичности - сетевой или виртуальной идентичности. В виртуальной среде формируются новые трактовки свободы, важнейшей из которых становится понятие виртуальной свободы. Они становятся частью мировидения, в процессе интериоризации эволюционируют в убеждения, на основании которых меняются социальные и индивидуальные действия.

На микроуровне правовой культуры теоретического сознания свобода как понятие правовой культуры получает обоснование и воплощается в конкретных видах и подсистемах права: конституционного, гражданского, трудового, финансового. На макроуровне правовой культуры теоретического сознания свобода в качестве категории правовой культуры реализуется в философии права и ряде правовых концепций (юридическая антропология, коммуникативная концепция права).

На метауровне философской рефлексии теоретического сознания свобода предстает как универсалия культуры, которая закрепляется в современных философских концепциях постиндустриализма, таких как, например, концепции нетократии и инфократии. Кроме того, свобода на этом уровне воплощается в этических исследованиях киберпространства (виртуальная, сетевая, информационная и компьютерная этика).

4. В условиях становления и развития информационного общества происходит изменение содержания и функций свободы как универсалии культуры; при этом под свободой все чаще понимается виртуальная свобода (свобода в киберпространстве). Проблематика виртуальной свободы рассматривается в русле этических исследований киберпространства (информационная, компьютерная, сетевая, виртуальная этика, этика интернет-сообществ). В качестве прикладных аспектов виртуальной свободы в киберпространстве установлены следующие: 1) виртуальная свобода влияет на поведение и действия личности, поскольку в процессе интериоризации приобретает характер убеждений; 2) виртуальная свобода носит противоречивый характер, который отражает конфликт природной, стандартной социальной и Интернет - среды; 3) представления о свободе становятся компонентой виртуальной идентичности.

5. Теоретическая рефлексия свободы как универсалии культуры находит свое отражение в процессе становления и развития свободы как категории правовой культуры в философии права в условиях техногенной цивилизации. В качестве основных подходов к исследованию правовой культуры в философии права можно выделить такие как аксиологический, деятельностный, социологический, семиотический и системный. Общими чертами современных концепций философии права в понимании категории «свобода» являются следующие: а) определение данной категории как одной из ключевых в правовой культуре; б) исследование вопроса о соотношении свободы и закона;

в) признание того, что свобода детерминируется конкретными историческими условиями, имеет четкие границы и носит нормативный характер.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Диссертационное исследование и полученные в нем выводы представляют интерес, как в теоретическом, так и практическом плане. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использовании её результатов для решения актуальных проблем социальной философии. Подход к изучению свободы как универсалии культуры, предлагаемый в диссертационном исследовании, является определенным вкладом в разработку этики, философии права, правоведения, методологии социального познания и других социально-гуманитарных наук в условиях информационного общества. Положения диссертации могут служить теоретической и методологической основой дальнейшего изучения проблематики свободы в условиях современной техногенной цивилизации в современном социально - гуманитарном знании.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в работе результаты можно использовать в высшей школе при разработке и чтении учебных курсов и спецкурсов по социальной философии, юридической этике, философии права, смежным философским и юридическим дисциплинам для бакалавров, магистров и аспирантов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении программ курсов и при подготовке учебных методических пособий по указанным дисциплинам.

Достоверность полученных результатов

Достоверность и обоснованность результатов, полученных диссертантом, обусловливаются глубоким комплексным изучением значительного количества первоисточников, исследованием разнообразной научной литературы по избранной теме. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора. Апробация полученных результатов осуществлена на научных конференциях и семинарах.

Апробация диссертационной работы

Результаты исследования и отдельные положения докладывались на конференциях в период с 2005 по 2018 год:

Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Правосудие как институт обеспечения прав и свобод человека и гражданина» (г. Великий Новгород, 7-8 апреля 2006 г.); Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 12-15 апреля 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Национальная государственность и европейские интеграционные процессы», (г. Минск, 10-11 октября 2008 г.); Second Central and Eastern European Forum for Young Legal, Social and Political Theorists, (Будапешт, 21-22 мая 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция» (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.); Solmukohta (Финляндия, 12-15 апреля 2012 г.); Международная научно-теоретическая конференция «Электоральные кампании как форма политической деятельности, уровень правовой культуры, легитимация власти: традиции и современность» (г. Минск, 29 октября 2012 г.); WyrdCon Companion (Лос-Анджелес, Калифорния, 12-15 сентября 2013 г.); Международная научно-практическая конференция «Личность в изменяющихся социальных условиях» (г. Красноярск, 6-8 ноября 2013 года); Gniales 2016 «Passerelles» (г. Париж, 29-30 октября 2016); International Larp Study Seminar (г. Познань, 29 апреля 2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Консолидация общества: игровое ролевое моделирование как социальный инструмент» (г. Минск, 27-29 октября 2017 г.); Knutpunkt 2018 (Швеция, 15-18 марта 2018 г.); International Larp Academy Conference 2018 (ILAC 2018) (г. Минск, 26-28 октября 2018 г.).

Результаты работы успешно апробированы в рамках цикла лекций и семинаров, проведенных автором в Белорусском государственно университете в рамках преподавания курсов по юридической этике, юридической

психологии, этике и психологии в профессиональной деятельности юриста, практическим навыкам в профессиональной деятельности юриста. Также в Akademia Leona Kozminskiego и IPM Business School в рамках авторского предмета Building strategic advantage through ethical behavior and trust.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 16 научных публикациях авторским объемом 49 п.л., в том числе в 3 статьях, помещенных в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 207 страниц. Список литературы включает 210 наименований.

Соответствие паспорту специальности

Тема исследования соответствует пункту 9 «Проблемы современной философии сознания в их социально-философской трактовке. Феномен «свободы воли», роль сознания в праксеологическом отношении человека к миру. Сознательное, бессознательное и подсознательное в деятельности людей» паспорта специальности 09.00.11 - Социальная философия.

Глава 1. Трансформации феномена свободы в традиционном

обществе

В первой главе диссертационного исследования рассматривается генезис и эволюция представлений о свободе в условиях традиционного общества. Прежде чем приступить к анализу трансформации феномена свободы в техногенной цивилизации, что будет сделано во второй и третьей главе работы, в данной главе целесообразно выявить основные трансформации феномена свободы в традиционном обществе, предшествовавшем техногенной цивилизации, объединяющей индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество.

Глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе первой главы исследуется возникновение представлений о свободе в древневосточной традиции. Во втором параграфе проводится анализ становления и развития представлений о свободе в античной культуре и философии. В завершающем параграфе первой главы изучаются основные трактовки свободы в традиционном обществе средневековья.

1.1. Возникновение представлений о свободе в традиционном

обществе

В первом параграфе первой главы исследуется формирование представлений о свободе в мифологической мировоззренческой парадигме в условиях традиционного общества и в учениях древневосточных мыслителей: китайских философских школах конфуцианства, даосизма и легизма и в индийских ортодоксальных и неортодоксальных школах. Выбор данных школ для анализа объясняется тем , что именно в них наиболее полно в древневосточной традиции рассматривается феномен свободы.

Феномен свободы является одним из самых дискуссионных в истории философии. На протяжении развития социально-философского знания данная

тема свободы обсуждалась с различных позиций, стратегий, подходов и точек зрения. В эпоху становления и развития информационного общества изменяются представления о свободе, формируются новые точки зрения на этот многомерный и изменяющийся феномен общественной жизни. Новые тенденции актуализации свободы детерминируют и необходимость ее социально-философского анализа с учетом достижений всего пласта социально-гуманитарного знания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кот Ярослав Игоревич, 2020 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу Хамид аль-Газали. Возрождение религиозных наук. Т. 1-3. Махачкала: Нуруль иршад, 2011. 424, 460, 288 с.

2. Абеляр П. История моих бедствий. М.: ИФРАН, 2011. 125 с.

3. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. 488 с.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.

5. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии IV - первая половина VII веков. М.: Наука, 1984. С. 42-77.

6. Агафонова Е.А. Юридическая антропология: предметно-методологические особенности // Юристъ-Правовед. 2009. № 4. С. 127-130.

7. Агафонова К.А. Категория политической свободы в конституционном праве: на примере свободы создания и деятельности политических партий: дис. ... канд.юридич.наук. Москва, 2009. 241с.

8. Аквинский Ф. Сумма теологии или против язычников // AZBYKA.RU: Православная энциклопедия "Азбука веры". 2005.

URL/http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-protiv-jazychnikov (дата

обращения: 22.07.2016).

9. Актуальные проблемы информационного права: учебник. / под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 534 с.

10. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. М.: Норма, 2002. 752 с.

11. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей М.: Наука, 1984. 400 с.

12. Антология мировой философии в 4 томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. М.: Мысль, 1969. 576 с.

13. Антология мировой философии в 4 томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 2. М.: Мысль, 1969. 361 с.

14. Антология мировой философии в 4 томах. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в. М.: Мысль, 1971. 760 с.

15. Антонова Т.В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. С. 331 - 337.

16. Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2010. 496 с.

17. Астафьева О.Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // Вестник Харьковского национального университета. Теория культуры и философия науки. 2007. № 776. С. 120 - 133.

18. Атюлопов A.B. Латинский аверроизм ХШ века. М.: ИФРАН, 2004. 215 с.

19. Банникова Е.В. Повседневность как объект исторического исследования // Современные исследования социальных систем. 2011. №3. URL.http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/bannikova.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

20. Бард А. Кризис - уловка, с помощью которой нетократы украли деньги у буржуазии. Интервью с А. Бардом. URL.http://www.snob.ru. (дата обращения: 22.09.2016).

21. Бард А., Зондерквист Я. Нетократия. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 252 с.

22. Бард А. Зондерквист Я. Нетократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. 252 с.

23. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.

24. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.

25. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

26. Башкина О.М. Проблема системы и свободы в немецком идеализме (И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель) // Перов В.Ю., Гусева Д.А. Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. СПб., 2011. С. 12 -16.

27. Бекарев А.М. Свобода человека в социальном пространстве. Нижний Новгород, 2012.

28. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

29. Бердяев H.A. О книге Н. Лосского «Свобода воли». URL.http://www.vehi.net/nlossky/berdyaev.html (дата обращения 24.08.2016).

30. Бердяев Н.А. «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные литературные (1900-1906)». М.: Канон +, 2002. 656 с.

31. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. 248 с.

32. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 176 с.

33. Богдановская И.Ю. Категория «правовая норма» в правовой доктрине стран «общего права» // Журнал российского права. 2006. № 11. C. 65-73.

34. Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран «общего права» // Право и политика. 2007. № 1. C. 68-73.

35. Большаков Е.В. Соотношение морали и права в истории общественной мысли: этико-философский анализ: дис. ... канд.философ.наук. Иваново. 2015. 153 с.

36. Брамбо Р.С. Философы древней Греции. М.: Центрполиграф. 2002. 347 с.

37. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. М. - СПб.: Университетская книга, 2000. 368 с.

38. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Весь мир. 2007. 592 с.

39. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 208 с.

40. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

41. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 год, том I, выпуск 2. URL.http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 11.08.2016).

42. Бурдье П.О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.

43. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М.: Юристъ, 1996. 591 с.

44. Бычков В.В. Античные традиции в эстетике раннего Августина // Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 79-98.

45. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 тт. Т. 1: Классическая древность (до IV вв.). М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1998. 752 с.

46. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 тт. Т. 2: «Темные века» и Средневековье (1У-Х^ вв.). М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1998. 599 с.

47. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 тт. Т. 3: Новое время (Х^-Х!Х вв.). М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1998. 767 с.

48. Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии, 2010, № 5. С. 6983.

49. Воробьев В.В. Юридическая антропология как отрасль правовой науки // Вестн. Мурман. гос. техн. ун-та. 2004. Т. 7, № 1. С. 115 - 117.

50. Гадамер Г. Показательное значение юридической герменевтики // Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс. 1988. С. 391-404.

51. Гапоненко Н.В. Правовая культура как социологический феномен // Проблемы правового регулирования в современном обществе. Материалы Международной научно-практической конференции, 25 мая 2005 г. Омск: Изд-во Омского ин-та предпринимательства и права, 2005. С. 44-46.

52. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 527 с.

53. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. М.: Академический проект, 2008. 235 с.

54. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М.: Ладомир, 1994. 672 с.

55. Говард М. Мы знаем, что вам нужно: скрытые методы влияния на то, что вы покупаете, о чем думаете и во что верите. Екатеринбург: Ультра. Культура. 2007. 192 с.

56. Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 7-19.

57. Греческий мудрец Диоген. М.: Посредник. 2010. 37 с.

58. Григорьева М.А. Понятие свободы в российском гражданском праве: дис. ... канд.юр.наук. Иркутск, 2004. 212 с.

59. Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: дис. ... канд.юр.наук. Уфа, 2002. 180 с.

60. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки. иКЬ.кНр://е-notabene.ru/lr/article_635.html (дата обращения: 12.01.2017).

61. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 279 с.

62. Гусейнова З.И. Концепция справедливости в средневековой арабо-мусульманской мысли: автореферат дис. ... канд.философ.наук. Москва. 2001. 23 с.

63. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 112 с.

64. Даль В.А. Толковый словарь живою великорусскою языка: В 4 тт. Т.4. М.: Издательство «Рипол-Классик», 2006. 667 с.

65. Дедедюлина М.А. Компьютерная этика: философский анализ // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства / Выпуск № 1 (11) / 2016. URL.http://cyberleninka.ru/journal/n/filosofskie-problemy-т1огта18ЮппуЬ4еЬпо1о§1у-ьк1Ьегрго81:гапз^а (дата обращения: 08.09.2016).

66. Дедюлина М.А. Проблемы компьютерной этики в философии технологий // Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 2 (10). 2016. // URL.https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/prob1emy-kompyuternoy-etiki-v-fi1osofii-tehnologiy (дата обращения: 21. 10.2016).

67. Декларация ООН «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» - Женевской декларации. 2003 URL.http://www.1awtrend.org/information-access/information-access-information-access/programmy-i-proekty-2 (дата обращения: 15. 09. 2016).

68. Древнекитайская философия. В 2 тт. Т. 2. М.: МП "ПРИНТ", 1994. 384 с.

69. Дубовицкий В.Н. Социология права: предмет, методология и методы. Минск: Право и экономика, 2010. 174 с.

70. Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры, 2000. 311 с.

71. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. От 04.11.1950 года с изменениями, внесенными Протоколом от 13.05.2004 №14. М.: КноРус, 2016. 32 с.

72. Жизнь и развлечения в средние века // Культура Средних Веков в памятниках исторической мысли Франции. СПб.: Евразия, 1997. 384 с.

73. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М.: Республика, 2004. 678 с.

74. Забоев К.И. Принцип свободы договора в российском гражданском праве: дис. ... канд.юридич.наук.: 12.00.03. Екатеринбург. 2002. 227 с.

75. Завьялова Г.И. Становление категорий ответственности и свободы в античной философии// Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 1. С. 27-31.

76. Закс Л.А. О культуре свободы // Коллизии свободы в постиндустриальном обществе. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. С.20-21.

77. Закуев А.К. Философия Ан-Наззама. Баку: Изд-во Академии наук А3. СССР, 1961. 119 с.

78. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. 240 с.

79. Ибрагим Т.К. Философия калама (VШ-XV вв.): дис. ... док.философ.наук.: 09.00.03. Москва. 1984. 337 с.

80. Игнатенко А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабоисламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. 254 с.

81. Избранные сочинения Иеремии Бентама / пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, А.Н. Пыпина и А.Н. Неведомского. Т.1. СПб.: Рус. книж. торговля, 1867.

82. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Отчет за 2008-2013 гг. М., 2015. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. 186 с.

83. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сборник научных трудов. М., 1974. С. 39-67.

84. Кант И. Собрание сочинений: В 8 томах. . М.: ЧОРО, 1994. 741 с.

85. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения: в 6 томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч.1. 544 с. Ч2. 478 с.

86. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения: в 2 томах. Том 2. СПб.: Наука, 1995. 512 с.

87. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

88. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Том I. URL.http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a_content.htm (дата доступа: 02.02.2016).

89. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структуры, функции: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 200 с.

90. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская книга, 1997. 446 с.

91. Кельзен Г. Чистое учение о праве и аналитическая юриспруденция // Российский ежегодник теории права. 2009. № 2. С. 432 - 453.

92. Клейменова, Е.В., Моралева, К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 47 - 56.

93. Ковалевский М.М. Учение о личных правах // Русская мысль. 1905. №4. С. 97-125.

94. Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. М.: Норма, 2002. 480 с.

95. Коган Л.А. Свобода - самость созидания // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 78-91.

96. Козлова Н.С. Реальная и виртуальная идентичность. / Социум и власть. 2015. URL.http://cyberleninka.ru/article/n/realnaya-i-virtualnaya-identichnost (дата обращения: 14.07.2017).

97. Конвенция № 160 «О статистике труда» // ILO.ORG: International labour organization. URL .https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/ documents/normativeinstrument/wcms_c160_ru.htm (дата обращения: 04.09.2019).

98. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М.: ООО Издательство ACT, 2007. 360 с.

99. Коран. Минск, 1990. 443 с.

100. Косенчук Л.Ф. Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ // Современные проблемы науки и образования. №5. 2014 // URL.http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-virtualnoy-ili-setevoy-identichnosti-kriticheskiy-analiz (дата обращения: 20.09.2016).

101. Кот Я.И. Юридическая этика. Сборник нормативно-правовых документов Минск: Харвест, 2013. 320 с.

102. Кот Я.И. К вопросу о понимании свободы в праве // Парламентаризм: сущность, модели, перспективы в Республике Беларусь: материалы. Минск: Тесей, 2012. С. 76-81.

103. Кот Я.И. К вопросу о правилах профессиональной этики судебного эксперта // Весттк БДУ (Серыя 3). Минск: БДУ. №1. 2011. С. 103-105.

104. Кот Я.И. Свобода в конституционном праве // Электоральные кампании как форма политической деятельности, уровень правовой культуры, легитимация власти: традиции и современность: материалы Международной научно-теоретической конференции. Минск: Тесей, 2012. С. 99-104.

105. Кот Я. И. Этика в трудовом праве и трудовых отношениях // Социально-политические науки. Москва: Издательский Дом «Юр-ВАК», №1, 2013. С. 9092.

106. Котстонф Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. 501 с.

107. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности. URL.http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_soc_2006_1%285%29 /24.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

108. Кьеркегор С. Страх и трепет. Л.: Грифон, 1991. 383 с.

109. Кьеркегор С. Страх и трепет. СПб.: Академический Проект, 2018. 154 с.

110. Летов Е.В. Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества: автореферат дис. ... канд.философ.наук.: 24.00.01. Москва. 2013. 24 с.

111. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том II. М.: АСТ. 2000. 848 с.

112. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 256 с.

113. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970. 664 с.

114. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. М.: Издательство «Спутник +», 2016. 147 с.

115. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987. С. 290-545.

116. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979. 433 с.

117. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005. 496 с.

118. Маковельский, А.О. Древнегреческие атомисты. Баку: Авеста,1946. 401 с.

119. Малевич Ю.И. Традиции, правовая динамика и парадигма конфуцианства в концепции гуманитарного развития современного Китая. URL.http://www.bsu.by/Cache/pdf/186053.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

120. Этика в сфере информационных технологий / А.А. Малюк[и др.]. М.: Горячая линия-Телеком, 2011. 344 с.

121. Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII -начале XIX в. // История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / В. С. Нерсесянц [и др.] . М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. с. 399-430.

122. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 526 с.

123. Методологические проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. Т.В. Науменко. М, 2013. 670 с.

124. Милль Д.С. О свободе. URL.http://econlibrary.ru/books/102/101/mill_on %20liberty.html (дата обращения: 12.08.2016).

125. Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982. 224 с.

126. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск: Поморского педуниверситета, 1995. 368 с.

127. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Юристь, 1996. 157 с.

128. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983. 366 с.

129. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. 652 с.

130. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений, М.: Норма, 1999. 352 с.

131. Ницше Ф. Черновики и наброски 1880-1882 гг.: Весна - осень 1881 // Полное собрание сочинений: в 13 т. Т.9. М.: Культурная революция, 2005. 688 с.

132. Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом. Минск: Харвест, 2003. 384 с.

133. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 640 с.

134. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб.: Алетейя, 2000. 353 с.

135. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М.: Университетская типография, 1901. 245 с.

136. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI-XIX вв. М.: Высшая школа, 1914. 236 с.

137. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977. 312 с.

138. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. 495 с.

139. Платон. Собрание сочинений. В 4 томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с.

140. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 208 с.

141. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. 863 с.

142. Пресняков, М.В. Конституционная аксиология: к вопросу о сущности конституционных ценностей URL .http: //www.nauka-pravo .ogr/m/articles/view/ (дата обращения: 16.01.2017).

143. Пучков О.А. Теоретико-правовые основания юридической антропологии : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01. Екатеринбург: 2000. 41 с.

144. Пучков О.А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве (теоретические основы): дис. ... док.юрид.наук.: 12.00.01. Екатеринбург. 2001. 502 с.

145. Пучков О.А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве // LIB.SALE: 2003. URL.https://lib.sale/antropologiya-yuridicheskaya/yuridicheskaya-antropologiya-razvitie-nauki.html (дата обращения: 01.03.2019).

146. Ренан Э. Жизнь Иисуса Христа. М.: Эксмо, 2007. 576 с.

147. Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и учение. М.: Посредник, 1991. 96 с.

148. Россман В.И. Идеал внутренней свободы в древнекитайской этике: автореферат дис. ... канд.фил.наук.: 09.00.05. Москва. 1991. 21 с.

149. Рулан Н. Юридическая антропология: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 310 с.

150. Савюк Л.К. Портреты ученых-юристов: Иеремия Бентам// Право. Журнал Высшей школы экономики. Выпуск № 4, 2012. URL .http: //cyberleninka.ru/article/n/portrety-uchenyh-yuristov-ieremiyabentam#ixzz 4QCo4CyDv (дата обращения: 26.10.2016).

151. Слепцова А.О. Культура повседневности в эпоху Возрождения // Аналитика культурологии. № 2, 2010. URL. www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/216-article_28.html (дата обращения: 25.07.2018).

152. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. 448 с.

153. Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993. 168 с.

154. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения в 2 тт. Т.1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 631 с.

155. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв). URL.http://www.twirpx.com/file/906930/ (дата обращения: 25.07.2016).

156. Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб.: Алетейя, 1995. 272 с.

157. Степин В.С.. Материалы Круглого стола // Вопросы философии, №1, 2014. URL.http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=877 (дата обращения: 04.02.2016).

158. Степин В.С. Цивилизация и культура. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии, №1, 2014. URL.http://vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=877 (дата обращения: 04.04.2016).

159. Степин. В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 407 с.

160. Столяров А.А. Проблема свободы воли в ранней средневековой философии (Аврелий Августин): автореферат дис. ... канд.философ.наук.: 09.00.03. Москва. 1983. 22 с.

161. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера». М.: «Греко-латинский кабинет», 1999. 208 с.

162. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.: АО КАМИ ГРУП, 1995. 448 с.

163. Тадевосян Э. В. Социология права и ее место в системе наук о праве // Государство и право. 1998. № 1. С. 80-111.

164. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 304 с.

165. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999. 710 с.

166. Томин О.П. Философский аспект межрелигиозного диалога в римском обществе во II-IV веках. 2014. URL.https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/Article/Tomin_FilRelDial.php (дата обращения: 04.04.2016).

167. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма "Издатетьство ACT», 2004. 261 с.

168. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2004. 560 с.

169. Туманов А.А. О способе обоснования Кантом своеобразия права и правовой Свободы // Вестник МГТУ, 2006, Т. 9, №4, С. 569-572.

170. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с

171. Упанишады в 3 томах. М.: Наука, 1991. 827 с.

172. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Флинта. 2006. 248 с.

173. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. М.: Республика, 1993. 112 с.

174. Хайруллаев М. Фараби: Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975. 352 с.

175. Хорьков M.JI. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. М.: Наука, 2003. 278 с.

176. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. Ч. 1: Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Античная философия. Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия Нового времени. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 445 с.

177. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост.: П. В. Алексеев, А. В. Панин. М. : Проспект, 2004. 576 с

178. Цимбалюк М.М. Онтология правосознания: теория и реальность. Монография. K.: Атика, 2008. 288 с.

179. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: Изд-во РГГУ, 2000. 585 с.

180. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб.: изд-во Санкт-Петербург. юрид. ин-та., 2000. 104 с.

181. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. M.: Типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894. 481 с.

182. Шавеко Н.А. Право и мораль. Соотношение в общетеоретическом аспекте. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2014. 90 с.

183. Шан Ян. Шан Цзюнь Шу (Книга правителя области Шан) // Древнекитайская философия. Собрник текстов: в 2 тт. М.: Мысль, 1973. 384 с.

184. Шартъе Р. Новая культурная история // Homo Historicus: В 2 кн. М., 2003. Кн. 1. С. 271-284.

185. Швачкина Л.А. Социокультурно детерминированная гуманность в конфуцианстве // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск № 4. 2010. URL.http://cyberlenmka.m/article/ n/sotsiokulturno-determinirovannaya-gumannost-v-konfutsianstve#ixzz41B8mzPJG (дата обращения: 12.02.2016).

186. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet // Флогистон: Психология из первых рук. URL.http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko (дата обращения: 20.09.2016).

187. Шестаков В.П. Ренессанс - рассвет или закат Европы? // Вопросы философии. 2007. №4. С. 158-170.

188. Шишков A.M. Средневековая интеллектуальная культура. М.: издательство Савин С. А., 2003. 592 с.

189. Шпенглер О. Закат Европы. Минск : Харвест; Москва: АСТ, 2000. 1375 с.

190. Штаерман Е.М. Эволюция идеи свободы в Древнем Риме // Вестник древней истории. 1972. № 2. С. 254 -274.

191. Barnett E. R. Rasmussen D. B. The Right to Liberty in a Good Society // Fordham Law Review. 2010, January (69). p. 1603-1615.

192. Barnett R. The Structure of Liberty: Justice and the Rule of Law. N. Y.: Clarendon Press, 1999. 368 p.

193. Brey P. Do We Have Moral Duties Towards Information Objects? // Ethics and Information Technology. 2008, Vol. 10. No. 2-3. p. 109 - 114.

194. Capurro R. Information ethics for and from Africa // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2013, № 59(7). p. 1162-1170.

195. Floridi L. A defence of constructionism: Philosophy as conceptual engineering // Metaphilosophy. Oxford. 2011, vol. 42, no. 3. p. 282 - 304.

196. Floridi L. Die 4. Revolution. Gebunden. Berlin: Suhrkamp Verlang, 2015. 314 р.

197. Floridi L. Information. Oxford: Oxford University Press, 2010. Р. 238 - 243.

198. Floridi L. The Philosophy of Information: Ten Years Later // Metaphilosophy. Oxford. 2010. vol. 41, no. 3. Р. 420 - 442.

199. Floridi L. Information: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2010. 106 p.

200. Floridi L. Open problems in the philosophy of information // Metaphilosophy. Oxford. 2004. vol. 35, no. 4. Р. 554 - 582.

201. Floridi L. The informational nature of personal identity // Minds and Machines. 2009. № 21(4). Р. 549 - 566.

202. Floridi L. What is the Philosophy of Information? // Metaphilosophy. Oxford. 2002. vol. 33, no.1. p. 123 - 145.

203. Giddens A. Living in a Post-Traditional Society // Beck U., Giddens A, Lash S. Reflexive. Modernization. Politics, Tradition and Aesthetics in the Modem Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994. p. 56-109.

204. Lee W.W., Chan A.K. Computer Ethics: an Argument for Rethinking Business Ethics // In The 2nd World Business Ethics Forum: Rethinking the Value of Business Ethics. 2008. Р. 91 - 110;

205. Miura A., Yamashita K. Psychological and social influences on blog writing: an online survey on blog authors in Japan // Journal of Computer Mediated Communication. 2007. № 12(4). Р. 1452 - 1471;

206. Moor J.H. Reason, Relativity, and Responsibility in Computer Ethics // Computers and Society. 1998. March. Р. 14 - 21.

207. Rouland N. Anthropologie juridique. Paris: Presses Universitaires de France, 1988. 432 p.

208. Rushkoff. D. Life Inc.: How the World Became a Corporation and How to Take It Back Kindle Edition. URL. https://www.amazon.com/Life-Inc-World-Became-Corporation-ebook/dp/B002BAPL3I/ref=asap_bc?ie=UTF8 (дата обращения: 14.09.2016).

209. Steinvorth U. Freiheitstheorien in der Philosophie der Neuzeit. Darmstadt: Wbg Academic, 1987. 312 p.

210. Vedder А.Expert knowledge for non-experts: Inherent and contextual risks of misinformation. URL.http://www.portill.nl/articles/Vedder/3-3-2-Vedder6508.pdf. С. 116 (дата обращения: 20.09.2016).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.