Православная Российская Церковь за рубежом в 1920-е гг.: к истории создания РПЦЗ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Хмыров, Денис Владимирович

  • Хмыров, Денис Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 263
Хмыров, Денис Владимирович. Православная Российская Церковь за рубежом в 1920-е гг.: к истории создания РПЦЗ: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Санкт-Петербург. 2016. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хмыров, Денис Владимирович

Оглавление

Глава I. Архивы, источники и основные группы

исследователей истории русской православной эмиграции

1. Архивы по истории русской церковной эмиграции,

их формирование и судьба, степень изученности

1.1. Отечественные архивы

1.2. Зарубежные архивы

2. Периодическая печать

2.1. Зарубежные церковные периодические издания

2.2. Российские церковные периодические издания

3. Публикация документов

4. Нарративные источники (письма, воспоминания, автобиографии)

5. Биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви

6. Обзор основных групп исследователей русской православной эмиграции

6.1. Советская историография

6.2. Труды церковных историков (Московский Патриархат)

6.3. Работы зарубежных исследователей

6.4. Исследования русскоязычных эмигрантов и диссидентов

6.5. Новая российская светская историография

Выводы

Глава II. Каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ, начало разногласий с Русской Православной Церковью

(Указы № 362 и № 348/349)

1. Указ № 362: долгие споры о канонической платформе

1.1. Полемика среди историков-эмигрантов: свидетельства непосредственных участников

1.2. Новые методы разговора с Церковью: советские историки включаются в книжную полемику

1.3. Зарубежные исследователи: «крайние» и «умеренные»

1.4. Труды служителей Московского Патриархата

1.5. Современная российская историография:

состояние и перспективы

2. Указ № 348/349: Реакция советской власти на решения

«Карловацкого Собора» и ее позиция относительно «Церкви Тихона»

2.1. Первый Всезарубежный Собор: начало разногласий

с Русской Церковью

2.2. Указ № 348/349 в оценке исследователей

Выводы

Глава III. Православная Русская Церковь и русская православная эмиграция после Карловацкого Собора:

история взаимоотношений

1. Позиция советской власти относительно «Церкви Тихона» —

по материалам журнала РПЦЗ «Церковные ведомости»

2. Обновленчество в России: позиция зарубежного

церковного духовенства и иерархов

3. Русское зарубежное духовенство о местоблюстителях

Патриаршего Престола

Выводы

Заключение

Источники и литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная Российская Церковь за рубежом в 1920-е гг.: к истории создания РПЦЗ»

Введение

Актуальность темы и степень ее разработанности. За последнее время произошли значительные изменения во взаимоотношениях Московского Патриархата с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С начала 1990-х гг. стала быстро расти новая российская историография темы. В это время отечественные историки получили доступ ко многим документам центральных и местных архивов, к исследованиям зарубежных авторов. Появились широкие возможности для изучения истории той части Православной Церкви, которая в 20-30-е гг. прошлого века оказалась оторвана от своих корней и стала Русской Церковью в изгнании.

Во все годы советской власти общение с РПЦЗ было минимальным. Внутри нашей страны долгие годы проводилась политика уничтожения Церкви и ослабления ее частей, оказавшихся в эмиграции. Плоды этого печального безвременья мы пожинаем до сих пор. Сегодня возрастает интерес к жизни русского православного мира за границей, к вопросу об образовании и функционировании РПЦЗ. Исследователями проделана большая работа по изучению ее истории, однако целый ряд важных тем с точки зрения их научной значимости остается неизученным.

Исследования и источники. Можно выделить пять групп ученых, по-разному изучавших историю русской церковной эмиграции: это представители русского церковного зарубежья (продолжатели русской церковно-исторической науки), американские и западноевропейские историки, группа советских ученых, современные российские историки, а также ученые — священнослужители Московского Патриархата. При этом если первоначально основной вклад в исследования внесли первые две группы, то с 1990-х гг. — российские светские и церковные ученые.

Заметной вехой в изучении русской церковной эмиграции на родине стало издание в 1991 г. сборника «Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси». Эта книга была подготовлена известным российским историком Русского зарубежья М. В. Назаровым, хотя большинство авторов еще составили эмигранты или

зарубежные ученые: протопресвитер Александр Киселев, А. Солженицын, Д. По-спеловский, Н. Рутыч и др.

Большинство российских ученых — В. А. Алексеев, М. И. Одинцов, Ю. А. Бабинов, М. Н. Бессонов и другие — поначалу сохраняли приверженность некоторым прежним советским концепциям, приукрашавшим религиозную политику советского государства и очернявшим русскую церковную эмиграцию. Но постепенно под влиянием знакомства с рассекреченными документами взгляды этих историков становились более объективными. В дальнейшем появились и принципиально новые работы следующего поколения российских ученых: А. А. Попова, А. Б. Ефимова, В. В. Антонова, А. В. Беляевой, Н. П. Крадина, С. С. Левошко, А. К. Никитина, С. А. Фомина, О. Ю. Васильевой, А. Н. Кашеварова, М. В. Шка-ровского и др.

Сегодня имеются качественные монографии, посвященные некоторым вопросам истории РПЦЗ, например, отношениям с Москвой или юрисдикционным разделениям. Однако далеко не все доступные архивные данные по истории РПЦЗ введены в научный оборот. Изучение истории русской церковной эмиграции в целом до сих пор находится в стадии становления: мало публикаций источников, нет обобщающих монографий, недостаточно разработана методология исследования.

В работе представлен анализ разных видов источников: прежде всего, это неопубликованные материалы, периодическая печать, опубликованные документы, нарративные источники, биографии иерархов. Существует несколько крупных исследований, с помощью которых можно составить целостную картину состояния архивов, в которых хранятся документы по истории русской православной эмиграции. Прежде всего, это монографии и статьи А. В. Попова, Е. В. Старостина, А. Н. Кашеварова, М. В. Шкаровского.

С начала 1990-х гг. во многих российских библиотеках и архивах были созданы специализированные отделы Русского зарубежья. В Москве такие отделы существуют в РГБ, ГАРФ, БФРЗ, ИНИОН, (ГПИБ) и Синодальной библиотеке Московского Патриархата. Наибольший интерес представляет находящиеся в Москве Государственный архив Российской Федерации. Документы по истории

русской церковной эмиграции содержатся в обширных фондах Совета по делам религий (до 1965 г. Совета по делам Русской Православной Церкви) (ф. Р-6991) и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (ф. Р-6343).

Церковные периодические издания, как и архивы, можно разделить на две группы: зарубежные и российские. В числе первых — журналы и альманахи, издававшиеся Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ), Православной Церковью Америки, Русской Архиепископией в Западной Европе, а также издания Московского Патриархата, выходившие за рубежом. Среди церковных периодических журналов, издающихся в России, можно назвать не только издания Московской Патриархии, но и независимые журналы, альманахи, значительное место уделяющие теме истории Православия, в том числе его зарубежной части.

Современное состояние опубликованной источниковой базы в историографии данного вопроса оставляет желать лучшего. В советское время, вплоть до начала перестройки, документальные издания по избранной теме выходили только за рубежом, и зачастую в небольшом количестве. Ценным источником стали Деяния Первого и Второго Всезарубежных Соборов РПЦЗ.

Часто подборка документов — писем, речей, указов и пр. — публикуется вместе с биографиями выдающихся иерархов. Опубликованные нарративные источники деятелей русской церковной эмиграции (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.) позволяют сопоставить, откорректировать и дополнить имеющиеся архивные материалы. Большое значение имеют письма и воспоминания активных деятелей русской церковной эмиграции 1920-х — 1940-х гг. К нарративным источникам тесно примыкают биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви.

Научная новизна работы заключается в привлечении для анализа материалов ГА РФ (Журналов заседаний Архиерейского Синода), публикаций журнала «Церковные ведомости» (за 1922-1927 гг.)

Предмет, цели и задачи исследования Цель исследования — дать систематический обзор первого периода истории русской церковной эмиграции и образования РПЦЗ, с привлечением ранее не доступных, неопубликованных источников.

Объект исследования — Русская Православная Церковь за границей. Предмет исследования — Отечественная и зарубежная историография, посвященная изучению данного исторического периода существования русского церковного зарубежья, публикующаяся вплоть до сегодняшнего дня, а также архивные источники.

Задачи исследования:

1. Определить круг источников, оценить их идеологическую составляющую.

2. Проследить общий ход исторического развития в изучаемый период.

3. Зафиксировать степень разработанности темы в современной историографии, выявить «белые пятна».

4. Выявить сходство и различие в трактовке каноничности образования РПЦЗ.

5. Осветить историю взаимоотношений РПЦЗ с советской властью и Московским Патриархатом.

Территориальные и хронологические границы исследования В работе сделана попытка обобщить имеющиеся на данный момент сведения по нескольким ключевым проблемным вопросам истории православной эмиграции. В 1920-х гг. Европа являлась географическим центром расселения русской церковной эмиграции. В это время складывалась управленческая структура РПЦЗ, формировались приходы. К 1927 г. произошло разделение Зарубежной Православной Церкви на несколько «ветвей», или юрисдикций: собственно Русскую Православную Церковь за границей, Западно-Европейский экзархат, Северо-Американ-скую митрополию. Этими историческими вехами обусловлен выбор хронологических рамок исследования.

Научная новизна исследования заключается в попытке осветить проблемы, вызывающие дискуссии среди историков, зафиксировать состояние и разработанность следующих вопросов в отечественной и зарубежной историографии:

1. Формирование органов высшего церковного управления РПЦЗ.

2. Каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ.

3. Разделение российской православной диаспоры в 1920-х гг.

4. Эволюция взаимоотношений РПЦЗ с Московским Патриархатом.

5. История советской религиозной политики в отношении Православной Церкви в России и русской церковной эмиграции.

6. Миссия Русской Православной Церкви за границей в трактовке представителей различных групп историков.

Методологическая база

Основным методологическим принципом, положенным в основу исследования, является комплексное изучение большинства существующих на данный момент материалов по избранной теме: опубликованных документов, нарративных источников и научной литературы. Полученная в ходе исследования информация изучалась аналитически. Был применен комплексный религиоведческий подход, с элементами историко-богословского, компаративного, типологического, социального анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материал диссертации может быть использован в качестве отправной точки при дальнейшем решении проблем историографии, в практике преподавания в Духовных академиях и семинариях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существуют пять основных групп научных работ, по-разному изучавших историю русской церковной эмиграции: эмигрантская, зарубежная (аме-риканско-западноевропейская), советская, российская светская и священнослужителей Московского Патриархата. При этом если первоначально

основной вклад в исследования внесли первые две группы, то с 1990-х гг. — российские светские и церковные ученые.

2. За последние 20 лет произошли существенные изменения исторической мысли в отношении РПЦЗ — большинство исследователей перешло от крайних политизированных оценок к выработке общих, научно обоснованных позиций.

3. В этот же период выросла объективность исторических трудов в связи с открытием для исследователей большинства государственных и церковных архивов.

4. Наибольшую эволюцию претерпела оценка следующих проблем истории русского церковного зарубежья: в основном произошел отказ от обвинения РПЦЗ в неканоничности и исторической неоправданности ее создания; позиция Московской Патриархии в отношении русской церковной эмиграции в основном перестала трактоваться как полностью зависящая от советских властей.

5. Отличительная особенность мемуаров русских зарубежных иерархов и священников состоит в том, что в них прослеживается принадлежность к той или иной юрисдикции (ветви) русского зарубежного Православия и связанная с этим пристрастность. Однако существование нескольких точек зрения помогает исследователю создать объективную картину событий.

6. Из опубликованных и неопубликованных источников видно, что представители Архиерейского Синода делали все доступные в их ситуации шаги для обоснования каноничности Русской Церкви в изгнании и долгое время пытались сохранить хотя бы евхаристическое общение с Московской Патриархией.

7. Большинство исследователей сходятся во мнении, что взаимоотношения Московской Патриархии и русской православной эмиграции были обусловлены политикой советской власти по уничтожению Церкви в России,

а в дальнейшем — стремлением использовать ее в своих внешнеполитических целях.

8. Можно выделить несколько периодов применения различной тактики советского государства по отношению к Церкви: курс на полное уничтожение Церкви, непримиримая позиция обеих сторон; попытка властей создать лояльную «Живую Церковь» — обновленцев, их деятельность в мире по захвату материального имущества — и последовавшая неудача; давление на Патриарха Тихона, арест, уступки с его стороны (интервью, указ о карловчанах); приход митрополита Сергия, легализация Церкви: полное соглашение с властью, действие в ее интересах, получение уступок.

Основные положения и выводы исследования озвучены на научных конференциях, опубликованы в материалах конференций и статьях:

1. Хмыров Д. В. Деятельность Русской Православной Церкви за границей на территории Югославии в 1920-1939 гг. // Клио. 2012. № 6.

2. Хмыров Д. В. Деятельность РПЦЗ в Германии в 1930-1940 гг. // Материалы IV Студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной академии. 2012. С. 203-205.

3. Хмыров Д. В. Русская церковная эмиграция в Китае в историческом и политическом контексте (1917-1945) // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. Т. 14. Вып. 1. 2013. С. 23-34.

4. Хмыров Д. В. Русская церковная эмиграция в Китае в историко-политиче-ском контексте: от эры милитаристов до японо-китайской войны (1917-1937) // Христианское чтение: Научно-богословский журнал. 2013. № 1.

5. Хмыров Д. В. Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже: Вклад русской науки в европейское образование // Материалы V Студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной академии. СПб., 2013. С. 228-231.

6. Хмыров Д. В. Советская религиозная политика в отношении русской церковной эмиграции (в отечественной и зарубежной историографии) // Материалы научной конференции Русской Христианской гуманитарной академии «Бог. Человек. Мир». СПб.: Acta Eruditorum, 2013.

7. Хмыров Д. В. Взаимоотношения русской православной эмиграции с ино-славными религиями в 1920-1940 гг. // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких Ежегодных Международных академических чтения в Санкт-Петербурге. 28 мая — 1 июня 2013 г. СПб.: РХГА, 2013. С. 191-192.

8. Хмыров Д. В. Русская православная эмиграция в Северной Африке: социальный и религиозный аспекты (1920 — 1930-е гг.). Клио. 2014. С. 41-47.

9. Хмыров Д. В. «Календарный бунт» на Валааме как отражение актуальных проблем Православной церкви в начале XX века // Материалы XV Научной конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы». СПб., 2013.

10. Хмыров Д. В. Образ князя Владимира в восприятии русской православной эмиграции (по материалам журнала «Церковные ведомости», 1930 год) // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2015. Т. 3. № 3. С. 253-257.

11. Хмыров Д. В. РПЦЗ: Образовательная и издательская деятельность в 20-е гг. XX в. // Клио. 2015. № 12(108). С. 66-77.

12. Хмыров Д. В. Бракоразводные дела в ведении РПЦЗ (20-е годы XX века) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. №2 4. С. 275282.

13. Хмыров Д. В. К истории монашества Русской Православной Церкви за границей в XX в. // Xристианское чтение. 2016. № 4. С. 284-302.

14. Хмыров Д. В. Финансовые вопросы в ведении Архиерейского Синода РПЦЗ (1920-е годы): от дров и пишущей машинки до помощи голодающим в России // Xристианское чтение. 2016. № 5. С. 309-328.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В списке использованных источников и научной литературы более 200 наименований.

Глава I. Архивы, источники и основные группы исследователей истории русской православной эмиграции

1. Архивы по истории русской церковной эмиграции, их формирование и судьба, степень изученности

Исторические события ХХ века не способствовали нормальной сохранности и функционированию документов, особенно документов Православной Церкви за рубежом, которая находилась на положении изгнанницы. Свидетельства ее деятельности разбросаны по всему миру, в периодической печати, в изданиях местных приходов. Тем не менее, можно назвать несколько крупнейших точек сосредоточения документов — в известных архивах России, стран Европы и Америки.

Существует несколько обобщающих исследований, на основании которых можно составить целостную картину о состоянии архивов, где хранятся документы по истории русской православной эмиграции. Прежде всего, это труд А. В. Попова «Российское православное зарубежье: История и источники».1 В нем дана глубокая характеристика архивных фондов по истории русской православной эмиграции (в особенности Государственного Архива Российской Федерации в Москве и Архива Американской Православной Церкви в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне), содержится анализ периодической церковной печати, а также имеется ценная библиография, включающая 3240 работ.

В 2008 г. была издана книга А. Н. Кашеварова «Печать Русской Зарубежной церкви» — первая работа обобщающего характера, специально посвященная анализу ведущих периодических изданий русской православной эмиграции и их основным авторам.2 Исследователь, создавая на материале церковной периодики

1 Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005.

2 Кашеваров А. Н. Печать Русской Зарубежной Церкви. СПб.: Роза мира, 2008.

исторический обзор событий 1917-1945 гг., подчеркивает свое стремление к объективному изложению, отражению как положительных, так и отрицательных стороны в деятельности разных ветвей Русской Православной Церкви.

В 2011 году в издательстве РГГУ вышло учебное пособие «Архивы Русской Православной Церкви: (Х-ХХ вв.)», автор Е. В. Старостин. «Среди проблем, стоящих перед отечественным архивоведением, историю архивов Русской Православной Церкви можно считать одной из самых первостепенных, — пишет исследователь. — По существу, почти столетие эта тема оставалась запретной для российских историков-архивистов. На ней лежало идеологическое табу, нарушать которое из светских историков мало кто осмеливался, поскольку знали, что за этим немедленно последует кара. Не лучше вели себя редкие представители церковной науки, всячески избегая ставить острые вопросы о судьбе своего документального историко-культурного наследия. Богатые традиции церковной исторической науки... в начале XX в. были насильственно прерваны».3

Автор указывает на несколько проблем, стоящих перед историками русского православного зарубежья. Первая из них — большая разнородность и обрывочность сведений: «Несмотря на обилие сохранившихся печатных источников по истории РПЦ (опубликованные документы и материалы, переписка, дневники и мемуарная литература, периодические издания), сведения о ее письменных источниках крайне скудны и отрывочны. Не став предметом специальных исследований, данные о церковных хранилищах разбросаны по предисловиям, послесловиям, различным примечаниям».4 Вторая сложность — отсутствие систематического изучения, что объяснялось влиянием, в течение долгого времени, политических мотивов: «Историография архивов Русской Православной Церкви настолько молода, что можно говорить о ее полном отсутствии.».5

В добавление к характеристике архивов, изложенной А. В. Поповым, в книге Е. В. Старостина можно найти описание архивов по истории русской православной

3 Старостин Е. В. Архивы Русской Православной Церкви: (Х-ХХ вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011. С. 9-10.

4 Там же. С. 11.

5 Там же. С. 12.

эмиграции в Ватикане, Великобритании, Израиле, Ирландии, Италии, Канаде, Нидерландах, Польше, Румынии, Финляндии, Чехии и Швеции.

В первом номере журнала «Христианское чтение» за 2012 год была опубликована обобщающая статья М. В. Шкаровского «Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в ХХ веке: историографические и источниковедческие ас-пекты».6 В ней подводятся итоги изученности архивов к настоящему времени, приводятся сведения о публикации документов, большое внимание уделяется архивам Германии, в которых автор работал с 1998 по 2000 г. как стипендиат научного фонда Александра Гумбольдта при Институте восточных церквей Вестфальского университета в Мюнстере.

Отмечая, что с 1990-х гг. в изучении архивов появились заметные успехи, исследователь все-таки указывает на недостаточность вовлечения документов в научный оборот. «Роль существующих публикаций источников пока относительно невелика в силу специфики исследуемой темы и невозможности (за редкими исключениями) для ученых как отечественных, так и зарубежных, на протяжении многих лет получить доступ к соответствующим архивным материалам или, во всяком случае, опубликовать их».7

Интересная работа под названием «Голоса из России: очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР» была опубликована в 2011 г. в Москве.8 Данное исследование представляет большую ценность для понимания целостной картины функционирования источников в первое десятилетие разделения России (и Церкви) на «советскую» и «эмигрантскую». В это время подлинность документов, даже принадлежащих иерархам, часто подвергалась сомнению, что приводило к серьезным последствиям — подозрениям, расколам, разделениям. Исследовательница О. В. Косик кропотливо исследует пути и способы

6 ШкаровскийМ. В. Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в ХХ веке: историографические и источниковедческие аспекты // Христианское чтение. № 1. 2012.

7 Там же.

8 Косик О. В. Голоса из России: очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

передачи информации о Русской Церкви за рубеж, останавливаясь на характеристиках людей, которые служили такими «связующими звеньями». В книге использованы самые различные источники — от эмигрантской печати до материалов следственных дел.

Исследователи условно делят существующие архивы на отечественные и зарубежные, и далее, в свою очередь, на государственные и церковные. В нашем обзоре мы ограничимся разделением архивов на отечественные и зарубежные.

1.1. Отечественные архивы

С начала 1990-х гг. во многих российских библиотеках и архивах были созданы специализированные отделы Русского зарубежья. В Москве большие собрания периодических изданий русского православного зарубежья хранятся в отделе Русского зарубежья Российской государственной библиотеки (РГБ), Научной библиотеке Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» (БФРЗ), отделе Русского зарубежья Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), отделе Русского зарубежья Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) и Синодальной библиотеке Московского Патриархата. Специализированный отдел религиозной литературы и литературы Русского зарубежья имеется только во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ). Основой собрания ВГБИЛ послужили переданная в дар библиотека известного богослова, историка Православной Церкви Н. М. Зернова и поступления от русского парижского издательства «ИМКА-Пресс». В Санкт-Петербурге подобные собрания периодических изданий русского православного зарубежья имеются в Голицынской библиотеке (филиале Центральной городской библиотеке имени В. В. Маяковского) и Российской национальной библиотеке (РНБ).9

9 Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С. 17. См. также: Шка-ровский М. В. Актуальные проблемы.

Среди российских государственных архивов в плане избранной темы большой интерес представляет находящиеся в Москве Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Большинство документов по истории русской церковной эмиграции содержат обширные фонды Совета по делам религий (до 1965 г. Совета по делам Русской Православной Церкви) (ф. Р-6991) и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (ф. Р-6343).10

Архив Архиерейского Синода РПЦЗ находился до 1941 г. в резиденции Синода в Сремских Карловцах. В 1941 г. этот архив был конфискован немецкими оккупационными властями и вывезен в Германию. В 1945 г. архив был вывезен советскими войсками в СССР и помещен в Особый архив. 25 августа 1948 г. по решению ГАУ МВД СССР № 12/3-937 архив Архиерейского Синода в количестве 55 дел и 16 килограмм россыпи был передан в ЦГАОРСС СССР (ныне ГА РФ). После обработки и описания был образован фонд № Р-6343 «Высшее церковное управление РПЦ за границей» в количестве 384 дел. В 1996 г. фонд был переименован в «Архиерейский Синод РПЦ за границей г. Сремские Карловцы Югославия». В 1992, 1998 гг. к фонду было присоединено несколько дел, которые были сформированы из россыпи, поступившей из Библиотеки федеральных архивов. До 1988 г. материалы Архиерейского Синода находились на секретном хранении. В 1988 г. в соответствии с решением комиссии ЦГАОР СССР по акту № 1 от 29.02.1988 документы фонда были рассекречены и переданы на открытое хранение. В 1995 г. в целях создания страхового фонда архивные документы фонда № Р-6343 в количестве 384 дел были микрофильмированы (663 микрофиши, 24 020 кадров). В настоящее время фонд Архиерейского Синода включает 388 дел за 1917-1941 гг.11

Отличительной особенностью обработки и описания документов фонда является то, что дела сохранены в том виде, в каком они были сформированы в архиве Синода. Поэтому принципы формирования дел не соответствуют современным архивным требованиям, заголовки не в полной мере отражают содержание дел. Дела

10 ШкаровскийМ. В. Актуальные проблемы...

11 Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С. 111-112.

сформированы по тематическому признаку. В них, как правило, сосредоточены различные документы, имеющие отношение к тому или иному вопросу: протоколы, сметы, выписки из журналов и протоколов, определения, акты, доклады, отчеты о деятельности Собора Архиереев и т. п.12

Ценным источником для историков Церкви являются протоколы Архиерейских Соборов, сохранившиеся в составе фонда в виде рукописных черновиков и машинописных копий. Для протоколов характерен четко соблюдаемый формуляр, включающий следующие реквизиты: заголовок, председатель, присутствуют, секретарь, дата открытия заседания, повестка дня (оглашается), текст протокола, завери-тельные подписи. В протоколах Архиерейских Соборов достаточно полно отразилась деятельность РПЦЗ и многие другие вопросы деятельности российской эмиграции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хмыров, Денис Владимирович, 2016 год

Литература

Русская научная литература

1. Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века). Минск, 1999.

2. Александров К. Армия генерала Власова 1944-1945. М., 2006.

3. Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

4. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

5. Арсеньев А. У излучины Дуная: Очерки жизни и деятельности русских в Новом Саду. М., 1999.

6. Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991.

7. Баконина С. Н. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923—1924 гг.) // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 11:4 (29). С. 84-105.

8. Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. Русская Православная Церковь: XX век. М., 2008.

9. Беляева А. В. Источники по истории Русской Православной Церкви в эмиграции (1919-1939 годы) в России и за рубежом // Архивы Русской Православной Церкви. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005.

10.Бенигсен Г., протоиерей. На путях автокефалии Американской митрополии // Вестник РСХД. 1970. № 95-96.

11.Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

12.Бесстремянная Г. Е. Японская Православная Церковь: история и современность. Сергиев Посад, 2006.

13. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Авт.-сост. священник Сергий Широков. М.: Белый город, 2004.

14. Бовкало А. А., Галкин А. К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «большого террора» // Финно-угры и соседи: Проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПб., 2002.

15.Болотов С. В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е — 1950-е годы. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2011.

16.Бондарева Е. Под сенью Святой Троицы: История Русской церкви в Белграде // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1999. № 7.

17.Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх. СПб., 2009.

18.Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 года. СПб., 2004.

19.Владислав Неклюдов, протоиерей. Церковная жизнь русских в Югославии // Часовой. 5 июня 1939. № 236-237.

20.Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и Церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века: Очерки истории. М., 2008.

21..Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. М., Таруса, 2015.

22.Голдин В. И. Роковой выбор. Русское военное зарубежье в годы Второй мировой войны. Архангельск; Мурманск, 2005.

23..Горазд, монах. Судьбы святой православной веры на территории бывшей Чехословакии // Православный путь. 2000.

24.Гордиенко Н. С. Современное Русское Православие. Л., 1988.

25.Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-е — 80-е годы XX столетия). М., 1984.

26.Гордиенко Н. С., Комаров П. М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988.

27.Гордиенко Н. С., Комаров П. М., Курочкин П. К. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». М., 1975.

28.Гордиенко Н. С., Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978.

29.Горячкин Г. В., Гриценко Т. Г., Фомин О. И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (1920-1939 гг.) М.: Институт стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете им. М. В. Ломоносова; Общество друзей Египта в Российской Федерации, 2000.

30.Граббе Георгий, протопресвитер. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом: По поводу книги С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола». Джорданвилль, 1989.

31.Григорий (Граббе), епископ. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, 1991.

32.Григорий (Граббе), епископ. Завет святого Патриарха. М., 1996.

33.Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская православная миссия в Северной Америке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

34..Дамаскин (Христенсен), иеромонах. Не от мира сего. Жизнь и учение Отца Серафима (Роуза). М., 1995.

35.Дамаскин (Христенсен), иеромонах. Отец Серафим (Роуз). / Пер. с англ. под ред. С. Фонова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

36..ДанилушкинМ. Б., Никольская Т. К., ШкаровскийМ. В. История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней. Т. 1: 1917-1970. СПб., 1997.

37.Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990-е гг.). Петрозаводск, 1999.

38.Донсков П. Н. Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне: Историческая повесть о второй войне казачества с большевиками (1941-1945 гг.): В 2 т. Нью-Йорк, 1960.

39.Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

40.Зализецкий И. Сотрудники вымышленные и явные // Православная Русь. 1993. № 10-11.

41.Зеньковский В. В. Духовно-воспитательная работа Богословского института // Вестник русского христианского движения. Париж. 1985. № 145.

42.Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

43.Зернов Н. М. Закатные годы: эпилог хроники Зерновых. Париж, 1981.

44.Зернов Н. М. Первая поездка в Англию // За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд: Хроника семьи Зерновых, 1921-1972. Париж, 1973.

45.Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

46.Зернов Н. М., Зернова М. В. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия: Исторический очерк // «Соборность»: Сборник избранных статей из журнала содружества «SOBORNOST». Библейско-Богословский институт Св. апостола Андрея, 1998. С. 10-37

47.Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 2005.

48.Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Сортавала, 1993.

49.Иоанн (Шаховской), архиепископ. Избранное. Петрозаводск, 1992.

50.ЙовановичМ. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940. М., 2005.

51.«Казаки со свастикой» / Публ. Л. Решина // Родина. 1993. № 2. С. 70-76.

52.Казанцев А. Третья сила. Франкфурт-на-Майне, 1974.

53.Калист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь. М., 2001; СПб., 2005.

54.Кандидов Б. П. Церковь и шпионаж. М., 1937.

55.Кашеваров А. Н. Печать Русской Зарубежной Церкви. СПб.: Роза мира, 2008.

56.Киреев А. И. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 гг. М., 2002.

57.Ковалева Е. В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювена-лия (Килина) // Вестник церковной истории. 2007. № 4 (8).

58.Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: Историческая и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека, 1920-1970. Париж, 1971.

59.Колобов О. А., Корнилов А. А., Шамин И. В. Проблемы войны и мира в XX веке. Хрестоматия. Т. III. Нижний Новгород, 1998.

60.Колупаев В. Е. Русские в Магрибе. М.: Пашков дом, 2009.

61.Колупаев В. Е. Православная книга Русского Зарубежья первой половины ХХ века. М.: Пашков дом, 2010.

62.Комолова Н. П. Русское зарубежье в Италии (1917-1945 годы) // Русская эмиграция в Европе (20-е — 30-е годы ХХ века). М.: Институт Всеобщей Истории Российской академии наук, 1996.

63.КорзунМ. С. Русская Православная Церковь 1917-1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научной несостоятельности вероучения. Минск, 1987.

64.Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц. Биографический словарь. Нижний Новгород, 2002.

65.Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века). М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000.

66.Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Материалы к словарю-справочнику. М.: ПСТГУ, 2008.

67.Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): Взгляд из XXI века. М., 2012.

68.Косик О. В. Голоса из России: очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

69.Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

70.Кострюков А. А. Архиепископ Серафим (Соболев): жизнь, служение, идеология. М.: Издательство «ФИВ», 2011.

71.Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг.: Юрисдикци-онные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

72.Красников Н. П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988.

73.Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты (20 — 30-е гг. XX века): В 3 т. Кюншахт (Швейцария): Glaube in der 2. Welt. 1978. Второе издание: Москва: Крутицкое патриаршее подворье, совместно с институтом «Вера во втором мире» (Материалы по истории Церкви. Кн. 9). 1996.

74.Краснов-Левитин А. Э. Обновленчество // Лихие годы: 1925-1941. Воспоминания. YMCA-Press, 1977, стр. 117-155.

75.Кромиади К. Г. За землю, за волю. Сан-Франциско, 1980.

76.Кудрявцева Е. Л. История двух частных архивов, содержащих документы, связанные с деятельностью Русской Православной Церкви за рубежом // Архивы Русской Православной Церкви. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005.

77.Лиенц — Казачья Голгофа. 1945-2005 / Авт.-сост. Е. Я. Шипулина. Оттава, 2005.

78.Листвин А. Г. Православный гитлеризм или религиозная смердяковщина. СПб.: Изд-во Кирьянова, 2010.

79.Люди и судьбы Русского зарубежья: Сборник статей / Отв. ред. А. Б. Ефимов, Е. М. Миронова. М.: ИВИ РАН, 2011.

80.Маевский В. А. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. 1920-1945 гг. Т. 2. Нью-Йорк, 1966.

81.Маковецкий Аркадий, протоиерей. Русская Православная Церковь за границей: этап возникновения и организационного оформления (1920-1940-е гг). Автореф. дис. ... канд. философских наук. СПб., 2007. На правах рукописи.

82.Маковецкий Аркадий, протоиерей. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. СПб.: Питер, 2009.

83.Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1-6. Эрланген, 1979-1989.

84.Материалы Международной научной конференции «Христианство на Дальнем Востоке». В 2 т. Владивосток, 2000.

85.Мизь Н. Г. Эмигрантский путь игуменьи Руфины. Владивосток, 2005.

86.Митрофанов Георгий, протоиерей. Из истории Русской Православной Церкви ХХ века // Христианское чтение. 1991. № 1-5.

87.Митрофанов Георгий, протоиерей. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: Из истории РПЦ ХХ века: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг.). С приложением документов. СПб.: Ноах, 1995.

88.Митрофанов Георгий, протоиерей. Нас объединят новомученики // Православная газета. 2003. 12 декабря.

89.Митрофанов Георгий, протоиерей. Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века. М.: Арефа; Лепта Книга, 2011.

90.Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т. А. Сенина. СПб., 2001. (Богословская и церковно-исто-рическая библиотека).

91.Мусаев В. И. Валаамский монастырь в первые годы финляндского правления // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: Сборник науч. трудов. СПб., 2004.

92.Мусаев В. И. Россия и Финляндия: Миграционные контакты и положение диаспор (конец XIX в. — 1930-е гг.). СПб., 2007.

93..Мусаев В. И. Православная церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2(6).

94.На пути к третьему тысячелетию: Материалы Международного симпозиума, посвященного третьему тысячелетию христианства. Новгород, 20-25 мая 1998 г. М.: Наука, 1999.

95.НазаровМ. Миссия русской эмиграции. Т. 1. М., 1994.

96.Назаров М. В. История Зарубежного Православия // Эмиграция и репатриация в России / В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева, М. В. Назаров, А. В. Окороков. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001.

97.Невалайнен П. Изгои: Российские беженцы в Финляндии (1917-1939). СПб.: Изд-во журнала «Нева», 2003.

98.Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник / Библиотека-фонд «Русское зарубежье». М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007.

99.Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в 1935-1939 гг. // Русская эмиграция в Европе (20-е — 30-е гг. XX века). М., ИВИ РАН, 1996.

100. Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933-1945). М., 1998.

101. Никитин А. К. Политика нацистского режима в отношении русской православной общины в Германии (1933-1945 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1998.

102. Никон (Лысенко), архимандрит. I Всезарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах и его историческое значение // Труды II Международных исторических чтений, посвященных памяти профессора Генерального штаба генерал-лейтенанта Николая Николаевича Головина (1875-1944): Сборник научных статей. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2012.

103. Обозный К. П. Деятельность Русской Православной Церкви на территории Северо-Запада России в условиях немецкой оккупации в 1941-1944 гг. Автореф. ... доктора церковной истории. СПб., 2012. На правах рукописи.

104. Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. XX в. М., 1994.

105. Одинцов М. И. Русские патриархи XX в. (Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов). М., 1999.

106. ОдинцовМ. И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

107. Одинцов М. И. Вероисповедательная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и Церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 гг. М., 2003.

108. ОдинцовМ. И. Патриарх Сергий. М.: Молодая Гвардия, 2013. Критический отзыв на нее профессора С. Л. Фирсова см. в журнале «Церковь и время» за 2013 г.

109. Окороков В. А. Антисоветские формирования в годы Второй мировой войны. М., 2000.

110. Окороков В. А. Казаки и русское освободительное движение // В поисках истины: Пути и судьбы второй эмиграции. М., 1997.

111. Осокин В. Андрей Андреевич Власов: Краткая биография с приложением Пражского Манифеста. Нью-Йорк, 1966.

112. Очерки к истории Освободительного Движения народов России. Нью-Йорк, 1965.

113. Павлов Д. Б. Отечественная и зарубежная историография государственно-церковных отношений 1917-1922 гг.: М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

114. Петров Станислав. Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста: источниковедческое изучение «покаянных» документов // Русская Православная Церковь в ХХ веке: Материалы конференции. Петрозаводск, 2002.

115. Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1999.

116. Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны. Л., 1987.

117. Погасий А. К. Церковные расколы в российском православии XIV — начала XX веков. Казань: МедДок, 2009.

118. Поздняев Дионисий, священник Православие в Китае (1900-1997 гг.). М., 1998.

119. Поздняков В. В. Андрей Андреевич Власов. Сиракузы (Нью-Йорк), 1973.

120. Поздняков В. В. Рождение РОА. Сиракузы (Нью-Йорк), 1972.

121. Польский Михаил, протопресвитер. Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1948.

122. Польский Михаил, протопресвитер. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; Нью-Йорк, 1995.

123. Пономарева Л. В. Вселенская миссия Русской православной эмиграции в ХХ веке. М., 1996.

124. Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005.

125. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время. № 1-2. 1991.

126. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995; 2005.

127. Поспеловский Д. В. Тоталитаризм и вероисповедание. М., 2003.

128. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.

129. Преодоление разделения / Сост.: свящ. А. Щелкачев, И. Е. Мельникова. Кн. I. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

130. Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования / ИВИ РАН. М.: Наука, 2005.

131. Пронин А. А. Историография российской эмиграции. Екатеринбург, 2000.

132. Пузович В. Отношение Сербской Православной Церкви к каноническому и юридическому положению Русской Православной Церкви за границей (1920-1930) // Христианское чтение. № 3. 2012.

133. Решетников Л. П. Русский Лемнос: исторический очерк. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «ФИВ», 2012.

134. Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М.: Ид-во «ФИВ», 2012.

135. Российская белая эмиграция в Венгрии (1920-1940-е годы): Сб. статей. М., 2012.

136. Руденко А. И. Миссия русской эмиграции. М., 1977.

137. Русская церковная эмиграция в Латинской Америке. Нансеновские чтения 2007. СПб.: Издательство «Сударыня», 2008.

138. Русский Исход как результат национальной катастрофы: К 90-летию окончания Гражданской войны на европейской территории России (Москва. 2-3 ноября 2010 г.): Материалы междунар. конф. / Под ред. канд. ист. наук М. Б. Смолина, канд. полит. наук В. Н. Филяновой. М.: РИСИ, 2011.

139. Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси / Сост. М. В. Назаров. М., 1991.

140. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории 1917-1988. Издание Московской Патриархии, 1988.

141. Саблина Э. Б. 150 лет Православия в Японии: История Японской Православной Церкви и ее основатель святитель Николай. М. СПб., 2006.

142. Свитич А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959.

143. Сергеев О. И., Лазарева С. И. Российская эмиграция на Дальнем Востоке. Владивосток, 2000.

144. Скурат К. Е. Исторический очерк Православной Церкви Чешских земель и Словакии // Богословский вестник Московской Духовной академии и семинарии. 2003. № 3.

145. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: В 2-х частях. М., 1994.

146. Солдатова Н. В. Отражение: История Православия в Америке в истории Свято-Тихоновской обители. М., 2006.

147. Соллогуб А. А. Русская Православная Церковь За границей: 1918-1968: В 2 т. Нью-Йорк: Изд-во Русской Православной Церкви За границей, 1968.

148. Соловьёв И. В. (составитель). Обновленческий раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). (Материалы по истории Церкви. Кн. 27). М., 2002.

149. Старостин Е. В. Архивы Русской Православной Церкви: (Х-ХХ вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011.

150. Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992, 2000.

151. Сулацков А. А. Пишут письма провокаторы: (критические заметки об истории и идеологии карловацкого раскола). Алма-Ата, 1973.

152. Суханова Н. А. Цветущая ветка сакуры: История Православной Церкви в Японии. М., 2003.

153. Талалай М. Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб: Коло, 2011.

154. Тимофеев А. Ю. Положение русской эмиграции в Югославии в 1941 году // Славяноведение. 2006. № 4. С. 56.

155. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М., 1996.

156. Трайковский Николай, игумен. Русские монахи в Македонии / Пер. с македонского Елены Верижниковой. Скопье: Македонска реч, 2012.

157. Трасковский А. Ф. История Русской Зарубежной Церкви, 1921-1939 гг. // Православный путь. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1995.

158. Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола. Paris, 1960.

159. Троицкий С. В. История самочинной карловацкой организации // Цер-ковно-исторический вестник. 2001. № 8.

160. Урядова Анна. Голод 1920-х гг. в России и Русское зарубежье. СПб.: Алетейя, 2010.

161. Филипович Елена. Моя православная Чехия: История и современность. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

162. Фирсов С. Л. «Власть и огонь»: Церковь и советское государство: 1918 — начало 1940-х гг.: очерки истории. М.: Издательство ПСТГУ, 2014.

163. Фрелих С. Генерал Власов. Тенафли (Нью-Йорк), 1990.

164. Харитон (Дунаев), иеромонах. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927.

165. Хоффман Й. История власовской армии. Париж, 1990.

166. Цурганов Ю. С. Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне. М., 2001.

167. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М., 1991.

168. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви, 1917-1997. М., 1997.

169. Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Православная Церковь, 19251938. М., 1999.

170. Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М.: «Паломникъ», 2003.

171. Черкассов К. Генерал Кононов. Мельбурн, 1963.

172. Черкассов К. Меж двух огней: В 2 кн. Данденонг (Австралия), 1986.

173. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь в общественно-церковной жизни Финляндии (1917-1957). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.

174. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 1943-1964 годах. СПб., 1996.

175. Шкаровский М. В. Московская Патриархия на международной арене, в центре «большой политики» // Христианское чтение. № 12. 1996.

176. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. (Переиздания в 2000 и 2005).

177. Шкаровский М. В. Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941-1945 гг. // Материалы Ежегодной Богословской конференции. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 2000.

178. Шкаровский М. В. Духовенство Русского корпуса в Югославии // Новый журнал. 2006. Нью-Йорк. Кн. 244. С. 265-283.

179. Шкаровский М. В. Казачий Стан в Северной Италии и его церковная жизнь // Русские в Италии: Культурное наследие эмиграции. М., 2006. С. 190208.

180. Шкаровский М. В. Казачий Стан в Северной Италии 1944-1945 // Новый журнал. 2006. Нью-Йорк. Кн. 242. С. 202-219.

181. Шкаровский М. В. О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 214-232.

182. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и власовское движение // Вестник церковной истории (Г-П). 2006. № 4. С. 150-173; 2007. № 1. С. 219-248.

183. Шкаровский М. В. Духовенство 15-го казачьего кавалерийского корпуса в Югославии // Диаспора: Новые материалы. Т. 8. СПб.; Париж. 2007. С. 659-677.

184. Шкаровский М. В. Казачий Стан в Северной Италии и его церковная жизнь (1944-1945 гг.) // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен (II). 2007. № 1-2. С. 23-28.

185. Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Вече, 2007.

186. Шкаровский М. В. Церковная жизнь Казачьего корпуса / Новый журнал. 2008. Нью-Йорк. Кн. 250. С. 310-328.

187. Шкаровский М. В. Духовенство Русского корпуса в Югославии в 19411945 годах // Вестник церковной истории. Москва. № 1. 2008.

188. Шкаровский М. В. История русской церковной эмиграции. СПб.: Але-тейя, 2009.

189. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999.

190. ШкаровскийМ. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече; Лепта, 2010.

191. ШкаровскийМ. В. Русская Церковь и Третий рейх. М.: Вече, 2010.

192. Шкаровский М. В. Русская церковная эмиграция в Югославии: 19201930-е годы // Новый мир. Нью-Йорк. 2010. № 259.

193. Шкаровский М. В. Русское Православие в Тунисе. СПб.: Издательство Александро-Невской Лавры, 2012.

194. Шкаровский М. В. Финляндская Православная Церковь в годы Второй мировой войны // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы ХШ Ежегодной научной конференции. 5-7 апреля 2011 г. СПб., 2012.

195. Шкаровский М. В. Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в ХХ веке: историографические и источниковедческие аспекты // Христианское чтение. № 1. 2012.

196. Шкаровский М. В. Возникновение РПЦЗ и религиозная жизнь эмигрантов в Югославии // Христианское чтение. № 4. 2012.

197. Шкуратова И. В. Советское государство и Русская Православная Церковь: проблемы взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005.

198. Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947-1983 / Сост. Е. Ю. Дорман; Предисл. А. И. Кырлежева. М.: Русский путь, 2009.

199. Штрик-Штрикфельдт В. Против Сталина и Гитлера: Генерал Власов и Русское освободительное движение. Франкфурт-на-Майне, 1975.

200. Шумилов Игорь, священник, Масанов С. Д. Да единомыслием испо-вемы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

201. Эмиграция и репатриация в России / В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева, М. В. Назаров, А. В. Окороков. М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001.

202. Южаков Р. М. Русское православие в Англии: Николай Зернов и Антоний Сурожский // Русский мир. 2000. № 2.

203. Яровой О. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии. 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии) // Дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск. 1999.

204. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии: 1880-1930-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997.

205. Seide G. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland unter besonderer Berücksichtigung der deutschen Dioezese. München, 2001.

206. Seide G. Verantwortung in der Diaspora. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München, 1989.

Русские и зарубежные научные публикации в Интернете

207. Андреев И. М. Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за границей. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/history/his_2vzs.html (дата обращения 03.06.2013).

208. Артемов Николай, протоиерей. Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение. [Электронный ресурс]. URL: http://vishegorod.ru/in-dex.php?option=com_content&task=view&id=479&Itemid=46 (дата обращения 03.06.2013).

209. Григорий, иеромонах (В. М. Лурье). От составителя серии: Немного о книге и ее авторе // Мосс В. Православная Церковь на перепутье [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=99 (дата обращения 03.06.2013).

210. Данилушкин Н. и др. (сост.). «Документы по обновленческому движению. Поместный собор Российской Православной Церкви 1923 года». [Электронный ресурс.] URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/20-vek/doc-po-onno-vlen1923.htm

211. Константин Буфеев, священник. Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви ХХ века // Благодатный огонь. № 6. [Электронный ресурс.] URL: http://www.blagogon.ru/articles/102/

212. Массалитин Максим. «Нас объединят новомученики»: Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/4551.htm (Дата обращения 03.06.2013).

213. Нафанаил (Львов), архиепископ. Православная Русская Зарубежная Церковь. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/history/his_rocornafanail.html (дата обращения 03.06.2013).

214. Петров Станислав. Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста: источниковедческое изучение «покаянных» документов. [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/history/20/1920/petrov2001.htm (дата обращения 03.06.2013).

215. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. [Электронный ресурс.] URL: http://www.regels.org/Regelson-2007.htm

216. Сафонов Д. В. Патриаршая церковь и обновленческий раскол. 19231924 гг. [Электронный ресурс.] URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2019

217. Советская республика Гилян [Электронный ресурс]. URL: http://filamoskow.liveiournal.com/8761.html (дата обращения 11.04.2013).

218. Сотников Матвей. «Красный» собор. Ссылка неактивна.

219. Хронология, документы, фотоматериалы: Русская Церковь и Советское Государство. 1917-1953 гг. 700 ил. [Электронный ресурс.] URL: http://www.regels.org/documents.htm

220. Хямяляйнен Эдвард. Из жизни русских в Финляндии [Электронный ресурс]. URL: http://ricolor.org (дата обращения 15.04.2013).

221. Щукин Сергий, протоиерей. Краткая история Русской Православной Церкви за границей, 1922-1972. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-sianorthodoxchurch.ws/synod/history/his rocorshukin.html (дата обращения 03.06.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.