Политический аспект онтологии С.Л. Франка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Дорохина Дарья Михайловна

  • Дорохина Дарья Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 135
Дорохина Дарья Михайловна. Политический аспект онтологии С.Л. Франка: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2020. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дорохина Дарья Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Биографический контекст философии С.Л. Франка

1.1 Биографический метод как опыт духовной трансформации

1.2 Дневники: границы исторической памяти

1.3 Биографические ситуации. Смерть, отступничество, обращение

Глава 2. Политическая практика и рефлексия в публицистике

С.Л. Франка (1905-1933 гг.)

2.1 Онтологическое обоснование политической критики

2.2 «Консервативный поворот»

Глава 3. Реконструкция политической онтологии С.Л. Франка

3.1 Понятие Целого в контексте онтологии социальной жизни

3.2 Проблема общения и структура «мы»-бытия

3.3 Аналитика дуализма политической жизни

3.4 Концепция «реальной политики»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политический аспект онтологии С.Л. Франка»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования

В современной социальной теории большое внимание уделяется исследованию онтологических оснований политики. Особенно активно в мировой социальной науке область политической онтологии разрабатывается в течение последних десятилетий. Возросший интерес к данной теме является результатом и, в некотором смысле, реакцией на «онтологический поворот», коснувшийся всего корпуса гуманитарных наук1.

В рамках политической онтологии поднимаются вопросы о структуре политического бытия, об особенностях политического времени и пространства, о формах политической власти и ее воспроизводстве. Исследования в данной области позволяют переосмыслить границы дисциплинарных делений, перенести внимание с политических реалий на сущностные причины политических процессов2. Политическая онтология

1 См., Бурбулис Ю.В. «Онтологический поворот» в современной социальной теории // Известия УФУ. Серия 3. Общественные науки. Том 10. № 4 (2015). С. 53-65; Долгов А.Ю. Политическая онтология как область исследования и теоретико-методологический подход к изучению политики (Аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2016. № 3. С. 91-104; Burman A. The political ontology of climate change: moral meteorology, climate justice, and the coloniality of reality in the Bolivian Andes // Journal of Political Ecology. Vol24. N1 (2017) P. 921-938; Lundy C. Who Are Our Nomads Today? Deleuze's Political Ontology and the Revolutionary Problematic // Deleuze Studies, May 2013. V. 7. N. 2 P. 231-249; Hay C. Political ontology // The Oxford handbook of contextual political analysis. New York: Oxford univ. press, 2006. P. 78-96; Hay C. Neither real nor fictitious but «as if real»? A political ontology of the state // The British journal of sociology. London, 2014. Vol. 65, N 3. P. 459-480; Marres N. Why political ontology must be experimentalized: On eco-show homes as devices of participation // Social studies of science. London, 2013. Vol. 43, N 3. P. 417-443; Berkmanas T. Natural Law and Political Ontology: A Historico-Philosophical Outline of a Major Human Transformation // Baltic Journal of Law & Politics 7/2 (2014) P.119-151; Pabst A. The Politics of Paradox: Metaphysics beyond 'Political Ontology'. Telos, 161 (4). 2012. P. 99-119; Primera G.E. The Political Ontology of Giorgio Agamben: Signatures of Life and Power, Bloomsbury, 2019. 197 p.; Saar M. What is political ontology? // Krisis, 2012, Issue 1. P. 79-84; Vassilios Paipais. Political Ontology and International Political Thought. Palgrave Macmillan UK. 2017. P. 241 и др.

2 Поспелова О.В. Политическая онтология и ее методолого-теоретический контекст // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб. 2009. Т. 2, № 3. С. 202-211.

имеет несколько основных концептуальных линий: постановка вопроса о природе политического3, систематическое описание комплекса теоретического знания о политике, аналитика системы взглядов и выявление скрытых политических импликаций в неполитических теориях4.

«Онтологический поворот» был обусловлен необходимостью радикального переосмысления принципов постпозитивистской методологии социально-гуманитарного познания. Перед исследователями вновь встали вопросы о смене научных моделей, которые не соответствуют обновленным социальным практикам, о критике онтологических допущений, о трансформации дисциплинарных матриц. Новые тенденции в социальной теории начала XXI века закономерно продолжили идею создания «новой онтологии», сформировавшуюся к началу XX века5. Герой данного исследования, С.Л. Франк, как и многие его современники, был увлечен идеей построения новой онтологии. Поэтому мы посчитали небезынтересной возможность изучить его философские идеи в контексте нового «поворота» в онтологии.

Сегодня политическая онтология зачастую понимается как «третий путь» относительно явного противостояния, сложившегося между политической теорией и политической теологией, о которых и в отечественной, и в зарубежной научной литературе написано немало6. Такого

3 См., например, Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 37-67.

4 См. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. Праксис. 2003. 273 с.

5 См., например, для сравнения: Борисов И.В. Особенности «новой онтологии» иррациональной философии // Вестник СПбГу. Сер. 6. 2007. Вып.4. С. 191-197, Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. Т. 27. №3. 2017. С. 35-56 и «поздний» доклад Н. Гартмана: Гартман Н. Старая и новая онтология. В пер. Мироновой Д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/gartman-n/staraya-i-novaya-ontologiya#i

6 Abbott M. No life is bare, the ordinary is exceptional: Giorgio Agamben and the question of Political Ontology // Parrhesia N14. Melbourne, 2012 P. 23-36; Stanley L. Rethinking the definition and role of ontology in political science // Politics. Oxford, 2012. Vol. 32, N 2. P. 9399; Rosental E. Ontology and political theory: A critical encounter between Rawls and Foucault // European Journal of Political Theory. 18(2). 2016. P. 238-258; Marder M. Groundless Existence: The Political Ontology of Carl Schmitt. Continuum, 2010, 190p; Бирюков Д. С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее

3

рода политическая онтология предлагает альтернативный взгляд на определение сущностных оснований для сообществ и для социального взаимодействия. В определенном смысле, в рамках данного подхода осуществляется возврат к хайдеггеровскому различению онтического и онтологического, к его толкованию метафизики. Политическая онтология Франка совпадает с современной политической онтологией в антиутопическом настрое, но имеет и принципиальные расхождения: концепция Франка строится на неоплатоническом понимании Единого и, соответственно, полностью отвергает идею автономности субъекта и сфер бытия.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что политическая онтология практически впервые реконструируется на русском материале, тогда как и политическая теология, и политическая теория активно развиваются. Мы надеемся, что данное исследование сделает шаг на пути к актуализации русских версий политической онтологии.

Важным условием формирования политической культуры является хорошо развитая политическая философия. Мы не сможем полноценно управлять государственными процессами без качественного понимания их природы, без осмысления фундаментальных основ политики, общественного бытия и границ персональной ответственности. Как показывают современные теоретики, актуальность политической философии обусловлена критическим осмыслением политических идеологий, осмыслением порядка

церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. № 42. 2009. С. 87-109; Бирюков Д. С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. Никея, 2009. С. 113-187; Михайловский А.В. Три принципа «политической теологии» в круге Штефана Георге // Вопросы философии. 2013. №5. С. 149-161; Михайловский А.В. Философия как эзотерическое знание: к интерпретации притчи о пещере у М. Хайдеггера // Платоновский сборник: в 2 т.М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013. С. 410-437; Михайловский А.В. Почему мы интересуемся причинами? О трансцендентальном истоке основания у Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №1(15); Михайловский А.В. Пещера Фафнира и чудо Пятидесятницы: идея русского миссионизма в политической публицистике кн. Евгения Трубецкого // Вопросы философии. 2007. №11. С. 45-55.

взаимодействия государства и церкви, государства и общественных организаций и т.д.

Исследования философии С.Л. Франка подталкивают к постановке и других актуальных вопросов, касающихся государства, церкви, общества и человека. Например, вопросов о том, знаем ли мы иное общество, кроме общества модерна, и можем ли использовать политическую оптику, отличную от той, что сформирована европейской философией Нового времени; на каких принципах может строиться религия в секулярном мире; как адаптировать к современности сложные формы религиозной жизни, развившиеся в рамках русской религиозной философии7. Наконец, перед современными учеными стоит очевидная необходимость развития и институционального закрепления политической философии в России, что требует проработки теоретических основ, которые были заложены в русской философии начала XX века, в том числе в философии С.Л. Франка.

Отметим, в последние годы активно возрастает интерес к творчеству философа. Кроме исследовательской литературы, на которую мы ссылаемся в процессе работы, не можем не упомянуть недавний выход первого и второго томов полного собрания сочинений С.Л. Франка8, а также публикацию ряда изданий, полностью или частично посвященных философии С.Л. Франка9. Внушительное количество исследований выполнено в Высшей школе философии (Мюнхен, Германия) под руководством ведущего исследователя философии С.Л. Франка П. Элена10.

7 Антонов К.М. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом №3. 2014. С. 289.

8 См. Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Том 1: 1896-1902. Изд-во ПСТГУ, 2018; Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Том 2: 1903-1907. Изд-во ПСТГУ, 2018.

9 См., напр.: Мысль. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 210 с.; «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 и др.

10 См.: Назарова О.А. Современные немецкие исследования творчества С.Л. Франка // Мысль. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 210 с.; Цыганков А.С., Оболевич Т. Современные немецкие мыслители о творчестве С.Л. Франка: «Правила игры» философской рецепции. // Соловьевские исследования. Выпуск 4(48) 2015. С. 136-146; Элен П. Введение в специфику философского мышления С.Л. Франка // Семен

5

Степень научной разработанности проблемы

Философское наследие С.Л. Франка, в целом, изучено довольно подробно. Уже в среде современников работы философа находили живой отклик. Так, критические отзывы на «Предмет знания» (1915 г.) дали Н.О. Лосский, С.И. Гессен, И.И. Лапшин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Позже, в эмигрантской среде, вплоть до самой смерти философа, выходили статьи, рецензии, эссе и небольшие заметки. О Франке писали: Р.Н. Редлих, Б.В. Яковенко, С.Л. Левицкий, Ф.А. Степун, В.Н. Ильин, A.B. Карташев, М. Лот-Бородина, прот. Г.В. Флоровский, Л.Г. Закутин, Н.М. Зернов, Н.П. Полторацкий, М.М. Карпович, Н.А. Струве11. Отдельный параграф в

Людвигович Франк. М., 2012. C. 15-58; Штаммер Д. Динамическая онтология, отправной точкой которой является опыт субъекта: С.Л. Франк и А.Н. Уайтхед // Мысль. 2014. Вып. 16. С. 95-105; Nazarova O. Peter Ehlen's Christian Reading of Frank's Russian Religious Philosophy // Forum Philosophicum. 2013. Vol. 18. No 2. С. 251-261; Elen P. Ausdruck, Wort, Offenbarung in S.L. Franks Philosophie // Философское наследие С.Л. Франка и современность: материалы Междунар. конф.: сб. науч. ст. Саратов, 2008. С. 69-79; Stammer D. Kirche als Grundlage und Wesen der Gesellschaft. Zum Begriff «der Kirche» in der Sozialphilosophie Semen L. Frank // Kultur als Dialog und Meinung. Beiträge zu Fedor A. Stepun (1884-1965) und Semen L. Frank (1877-1950). München, 2008. S. 147-163; Bambauer Ch. Leben und Werk von Semjon L. Frank [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.borisogleb.de/frank7.htm; Haardt A. Michail Bachtin - ein Phänomenologe der Intersubjektivität? // Phänomenologische Forschungen. Neue Folge Bd.5. Freiburg/München: Alber, 2000. S. 217-229; Haardt A. Die Präsenz des Abwesenden. Zur Frage nach dem Anderen in der Sozialphänomenologie J.-P. Sartres und S.L. Franks // Metamorphosen der Phänomenologie, hrsg. v. Hans-Rainer Sepp. Freiburg/München: Alber, 1999. S. 189-210.; Bambauer Ch. Semen L.Frank und G.W.F.Hegel: Das transrationale Unergründliche und das Absolute als logischer Begriff [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.borisogleb.de/frank5.htm.

11 См.: Арсеньев Н.С. С.Л. Франк как мистик// Возрождение, 1971, №231, С.51-59; Бердяев H.A. Два типа миросозерцания (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн.134(ГУ). С. 302-315; Бердяев H.A. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Непостижимое» // Путь. 1939. №60. С. 65-67; Булгаков С.Н. Новый опыт преодоления гносеологизма // Богословский вестник. 1916. №1. С. 136-154; Вышеславцев Б.П. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Духовные основы общества» // Путь. 1930. Кн. ХХ. С. 107-111; Гессен С.И. Новый опыт интуитивной философии // Северные записки, 1916. С.222-237; Закутин Л.Г. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Душа человека» // Новый журнал, Нью-Йорк. 1965. №81. С. 277-280; Зеньковский В.В. Идея христианского реализма. По поводу книги С.Л. Франка «Свет во тьме» // Вестник РСХД, 1954, №33, С.19-22; Зернов Н.П. Русское религиозное возрождение XX века. Изд. 2-е, испр. Париж: YMCA Press, 1991. 368 с. Лапшин И.И. Мистический иррационализм проф. С.Л. Франка // Мысль, 1922, №3 С. 140-153; Лосский Н.О. С.Л. Франк «Предмет знания» // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 131-133, С. 155-178; Левицкий С.Л. Памяти великого философа // Новый журнал, Нью-Йорк. 1977. КН.127. С. 151-164; Полторацкий Н.П.

6

монографии «История русской философии» В.В. Зеньковский посвятил С.Л. Франку и, таким образом, ввел его в «пантеон» русских философов. Наиболее содержательным источником по философии Франка этого периода стал «Сборник памяти С.Л. Франка», выпущенный в 1954 году12.

В СССР, насколько это было возможно, философское наследие С.Л. Франка изучалось, благодаря таким исследователям, как П.П. Гайденко, В.В. Сухорукова, А.Б. Черткова, Н.Н. Старченко, И.П. Чуева13.

В начале 1990-х годов образуется и набирает силу новая волна интереса к философии С.Л. Франка. Исследуется его философская антропология, социальная философия, этическая и эстетическая концепции. Развитие эти темы получили в работах Н.С. Плотникова, И.И. Евлампиева, П.П. Гайденко, Н.К. Гаврюшина, В.К. Кантора, И.А. Исаева, П.В. Алексеева, Б.Н. Бессонова, В.Н. Шевченко, Э.Г. Соловьева, Ю.П. Сенокосова, А. Щелкина, E.H. Некрасовой, A.A. Ермичева, Е.М. Амелиной, А.Л. Доброхотова, А.Б. Соболева, Г.Н. Завльской, Г.П. Токмаковой, В.А. Бельдей, Ю.Г. Лютовой и др14.

Россия и революция: Русская религиозная философия и национально-политическая мысль XX в.: Сб. ст. Tenafly (N.J.): Эрмитаж, 1988. 352 с.; Прокофьев (Д.И. Чижевский) Отзыв на книгу С.Л. Франка «Русское мировоззрение» //Современные записки, Париж, 1927. №33, С. 534-537; Редлих Р.Н. Социальная философия С.Л. Франка. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972; Степун Ф. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Крушение кумиров» // Современные записки. Париж, 1924. №21. С.407-411; Яковенко Б.В. Очерки русской философии. Берлин: Русское университетское издательство, 1922. 320 с.

12 Сборник памяти Семена Людвиговича Франка // Под. ред. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. 193 с.

13 См., например: Гайденко П.П. Мистико-пантеистическая диалектика (С.Л. Франк) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987. С. 95-117; Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. М., 1999. №5. С. 114-150. Сухоруков В.В. Социально-философские взгляды С. Франка: (Критич. анализ): Дис. канд. филос. наук. М., 1987; Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига: Авотс, 1989. 361 с.

14 Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, С. 5-12; Амелина Е.М. Социально-политические взгляды С.Л. Франка//Социально-политический журнал, 1997, №5. С.156-175; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. 252 с.; Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке С.Л. Франка // Общественные науки, 1990, №6, С. 216-219; Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм СЛ. Франка // Вопросы философии, 1999, №5, С.114-150; Доброхотов А.Л. К публикации фрагментов книги С.Л. Франка «Духовные основы общества» //Альфа и Омега, 1998, №1(15), С.169-

7

Отдельно стоит упомянуть автора наиболее полной и масштабной биографии философа - Филиппа Буббайера15. Первое английское издание его работы вышло в 1995 году16. Отдельного упоминания также заслуживает круг саратовских исследователей - В.Н. Белов, В.П. Рожков, В.Н. Гасилин, А. А. Гапоненков, Е.П. Никитина17.

Наиболее значительные историко-философские исследования последних лет, исследования в области социальной философии, религиозной философии принадлежат Г.Е. Аляеву18, Т.Н. Резвых19, с. Терезе (Оболевич)20,

175; Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, С. 5-34; Ермичев A.A. СЛ. Франк - философ русского мировоззрения // Франк СЛ. Русское мировоззрения. СПб.: Наука, 1996, С. 5-36; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в). М.: Наука, 1991; Кантор В.К. «Принцип христианского реализма», или против утопического своеволия // Вопросы литературы, 1998, вып. 6, С. 129-153; Некрасова E.H. Семен Франк// Вече. Альманах русской философии и культуры, вып.2, СПб.: 1995, С. 91-179; Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере // Вопросы философии, 1995. №9, С. 169-185; Сенокосов К.П. Семен Людвигович Франк//Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда, 1990, С. 3-8; Соловьев Э.Г. СЛ. Франк «От тьмы - к свету» // Социологические исследования, 1994. №1. С.123-126; Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль, 1993. №5. С. 81-88; Щелкин А. Русский политический космос: либерализм против веховства //Звезда, 1994. №5. С. 184-191.

15 Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950. «Российская политическая энциклопедия», 2001. 344 с.

16 Boobbyer Philip. S. L. Frank. The Life and Work of A Russian Philosopher, 1877-1950. Athens, Ohio University Press, 1995. 290 p.

17 Белов В.Н., Рожков В.П. История русской философии. Саратов 2006. 262 с.; Гасилин

B.Н. С.Л. Франк об онтологическом аргументе // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Ч. 2. С. 25-41; Гапоненков А.А., Сенокосов Ю.П. Предисловие // С. Франк. Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 5-14; С.Л. Франк. Саратовский текст. Сост.: А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. Саратов, 2006. 288 с.

18 Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. 98. Наука, 2000. С. 242-259; Аляев Г.Е. Онтологическая феноменология Непостижимого: проект С.Л. Франка // Феноменолопя i фшософський метод: Щорiчник Украшського феноменолопчного товариства 1999 р. К., 2000. С. 10-20; Аляев Г.Е. Метафизика С. Франка и М. Хайдеггера: пересечённые параллели // Феноменолопя: рецепщя у Схщнш Сврот: Щорiчник, 2000. К., 2001. С. 7-20; Аляев Г.Е.

C. Франк и М. Шелер: материализация этики и персонализация всеединства // Феноменолопя i практична фiлософiя: Щорiчник Украшського феноменолопчного товариства, 2001 р. К., 2003. С. 3-13; Аляев Г.Е. О возможности и невозможности религиозной философии (опыт С.Л. Франка) // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Научный журнал. Том 19 (58). № 1: Философия. 2006. С. 14-16; Аляев Г.Е. Концепция творчества С. Л. Франка // Фшософсью дослщження. Збiрник наукових праць Схщноукрашського нацюнального ушверситету iменi Володимира Даля. Вип. 8. Луганськ, 2007. С. 197-209 и др.

8

О.А. Назаровой21, П. Элену22 и др. Разработкой темы политических аспектов онтологии С. Франка в разное время занимались А.И. Резниченко23, К.М. Антонов24, Н.С. Плотников25 и др.

Анализ литературы показывает, что среди исследований по истории отечественной философии присутствует значительное количество публикаций, посвященных философской системе Франка. Однако необходимо отметить, что исследователями недостаточно внимания

19 Резвых Т.Н. С.Л. Франк и Э. Гуссерль: от мышления к бытию // Начала. 1993. N3. С. 8997; Резвых Т.Н. Франк Семен Людвигович // Культурология. XX век. Энциклопедия. Алетейя, 1998. Т. 2. С. 308-310; Резвых Т. Монадология С.Л. Франка и Лейбниц // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2001-2002 годы. Три квадрата, 2002. С. 25-42; Т.Н. Резвых. «Первая философия» Семёна Франка, или пролегомены к книге «Непостижимое» (1928-1933) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2016-2017 годы. Модест Колеров, 2017. C. 7-38 (в соавторстве) и др.

20 Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: ББИ, 2017. 202 с.; Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) (в соавторстве с А.С. Цыганковым). ИФРАН, 2019. 272 с.; С.Л. Франк: еврей, принявший христианство. Предисловие к публикации (в соавторстве с Г.Е. Аляевым) // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1(2). С. 115-123 и др.

21 Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М.: Идея-Пресс, 2003. 196 с. и др.

22 Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопр. философии. 2000. № 2. С. 57-69; Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка // Логос. 2004. № 1. С. 186208; Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Семен Людвигович Франк. М., 2012. С. 432-465; Элен П. Выражение, слово и откровение в философии Семена Л. Франка // История философии. 2017. № 1. С. 68-77; Элен П. Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма. Идея-Пресс, 2012. 304 с.; Элен П. Мыслящие переживание - об онтологии религиозного переживания С.Л. Франка // Мысль. 2014. № 16. С. 7-18; Элен П. Идея богочеловечества в философии Вл. Соловьева // Соловьевский сб. М., 2001. С. 295317; Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка // Логос. 2004. № 1. С. 186-208 и др.

23 Резниченко А.И. О смыслах имен. Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. Москва, 2012. 416 с.; Резниченко А.И. Интеллигенция как quantité négligeable: два опыта забвения смысла слова. (Рождение intellegentia из духа интеллигенции) // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры / Под ред. Е.А. Тахо-Годи, М.: Наука, 2007. (в соавт.) и др.

24Антонов К.М. Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л. Франка // Религиоведение. 2002, №4. С. 18-23; Антонов К.М. Философия религии С.Л. Франка // Философские науки. № 3, 2007. С. 18-23; Антонов К.М. Философия религии раннего С.Л. Франка, Вестник МГУ, № 5, 2007. С. 63-76; Антонов К.М. Проблемы философии религии в «Непостижимом» С.Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2(26) 2009. С. 72-92; Антонов К.М. Проблематика философии религии в «большой трилогии» С.Л. Франка: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основные общества» // «Самый выдающийся русский философ»: философия религии и политики С.Л. Франка. М., ПСТГУ, 2015. С. 12-22 и др.

25 Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли. // Вопросы философии. 1995. № 9. С. 169-185 и др.

9

уделяется политическим аспектам учения Франка. Также отметим, что ощущается нехватка комплексных исследований и монографий, в которых бы рассматривались и биография, и публицистика, и философские работы. Поэтому мы избрали политическую онтологию Франка главной темой исследования. Мы рассматриваем политическую онтологию Франка на трех уровнях: во-первых, на уровне биографического контекста. Здесь мы рассматриваем «биографические ситуации», сформировавшие предпосылки философского мышления, осмысление которых отражено в личных дневниках и заметках. Затем мы переходим на уровень политической практики. Здесь мы учитываем личную вовлеченность Франка в политические процессы и последующую за этим публицистическую рефлексию. И, наконец, мы обращаемся к строго философским сочинениям Франка и на этом уровне осуществляем реконструкцию его политической онтологии.

Объектом исследования является философская система С.Л. Франка. Предметом исследования является политическая онтология С.Л. Франка.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - реконструкция политической онтологии С.Л. Франка в социально-философской перспективе.

Реализация данной цели осуществляется путем решения следующих

задач:

- проанализировать биографический контекст философии С.Л. Франка, специфику политических взглядов и мировоззренческих установок философа;

- выявить особенности участия С.Л. Франка в политических процессах и причины трансформации общественно-политической позиции философа;

- определить понятие Целого в контексте онтологии социальной жизни С.Л. Франка;

- проанализировать концепцию «мы»-бытия С.Л. Франка;

- рассмотреть особенности аналитической модели дуализма политической жизни С.Л. Франка;

- обосновать специфику концепции «реальной политики» С.Л. Франка.

Теоретико-методологическая основа исследования

Исследование основано на трудах С.Л. Франка, а также работах отечественных (К.М. Антонов, Н.С. Плотников, Г.Е. Аляев, Т.Н. Резвых, О.А. Назарова, А.И. Резниченко и т.д.) и зарубежных исследователей (Т. Оболевич, Ф. Буббайер, П. Элен и т.д.). В этих работах представлены интерпретации философской системы С.Л. Франка, которые способствовали формированию нашего исследовательского подхода. Для реализации поставленных в диссертационном исследовании задач были использованы следующие методы:

методы историко-философской реконструкции и социально-философских интерпретаций, позволяющие дать целостное представление о предмете исследования;

герменевтический метод применялся при описании исходных установок мыслителя;

диалектический метод служил для раскрытия понятий политической онтологии С.Л. Франка;

структурно-функциональный метод использовался для системного анализа предлагаемых философом форм общественной организации.

Мы применяли междисциплинарный подход, обусловленный сопряжением ряда областей знания: политической онтологии, социальной философии, политической истории.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем впервые была разработана политико-онтологическая проблематика философии С.Л. Франка.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты можно использовать в прикладных целях. Отдельные главы диссертационного исследования могут быть включены в материалы к лекционным и практическим занятиям по истории русской философии, русской религиозной философии, философии религии, политической философии и другим специальным дисциплинам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлено комплексное исследование философии С.Л. Франка в политико-философском аспекте;

- проделана реконструкция политической онтологии С.Л. Франка, проанализирована его онтология социальной жизни, с выделением двух проблемных полей: проблемы Целого и проблемы общения;

- описана структура социального взаимодействия и принцип властной иерархии в контексте предложенной Франком концепции «мы»-бытия;

- проанализирована концепция соборного единства С.Л. Франка, установлено ее структурное сходство с социальной теорией Ф. Тенниса;

- исследована специфика понимания Франком «реальной политики»; даны определения основным понятиям политической онтологии Франка: реальное, политическое, субъект реальности, государство, церковь, человек.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дорохина Дарья Михайловна, 2020 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аляев Г.Е. Идея Вселенской Церкви и «католицизм» Вл. Соловьёва в восприятии и творчестве позднего С. Франка // Соловьевские исследования. Выпуск 2(50), 2016. - С. 114-135.

2. Аляев Г.Е. Концепция творчества С. Л. Франка // Фшософсью дослщження. Збiрник наукових праць Схщноукрашського нащонального ушверситету iменi Володимира Даля. Вип. 8. Луганськ, 2007. - С. 197-209.

3. Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. 98 / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2000. - С. 242-259.

4. Аляев Г.Е. Метафизика С. Франка и М. Хайдеггера: пересечённые параллели // Феноменолопя: рецепщя у Схщнш Сврот: Щорiчник, 2000. К., 2001. - С. 7-20.

5. Аляев Г.Е. «Мысли в страшные дни»: дополнения. Предисловие к публикации фрагментов из записных книжек С.Л. Франка // Соловьевские исследования. Выпуск 4(48) 2015. - С. 86-101.

6. Аляев Г.Е. О возможности и невозможности религиозной философии (опыт С. Л. Франка) // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Научный журнал. Том 19 (58). № 1: Философия. 2006. - С. 14-16.

7. Аляев Г.Е. Онтологическая феноменология Непостижимого: проект С. Л. Франка // Феноменолопя i фшософський метод: Щорiчник Украшського феноменолопчного товариства 1999 р. - К., 2000. - С. 10-20.

8. Аляев Г.Е. Петербургский период жизни и творчества Семёна Франка // Соловьевские исследования. Выпуск 2(46) 2015. - С. 65-83.

9. Аляев Г.Е. Семен Франк. - СПб.: Наука, 2017. - 255 с.

10. Аляев Г.Е. С. Франк и М. Шелер: материализация этики и персонализация всеединства // Феноменолопя i практична фiлософiя:

Щорiчник Украшського феноменологiчного товариства, 2001 р. - К., 2003. -С. 3-13.

11. Аляев Г.Е. Философский универсум С.Л. Франка. Персоналистская метафизика всеединства в горизонтах новой онтологии ХХ столетия // Киев, 2002. - С. 150-167.

12. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. «Одно и то же зло кроется в стремлениях противоположных партий». Два неизвестных доклада Семена Франка о России и революции //Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 1. - С. 148-160.

13. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. Религиозный путь философа: С.Л. Франк и православие // Русско-Византийский вестник № 1, 2018. - С. 82-112.

14. Антонов К.М. Концепты «культуры» и «политики» в философии раннего С.Л. Франка: вопрос об их взаимоотношении в контексте духовной и интеллектуальной биографии мыслителя // Вопросы философии. 2018. № 4. -С. 82-112.

15. Антонов К.М. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом №3, 2014. - С. 264-295.

16. Антонов К. М. Предисловие. «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 4-11.

17. Антонов К. М. Проблематика философии религии в «большой трилогии» С.Л. Франка: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества» // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 12-22.

18. Антонов К.М. Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л. Франка // Религиоведение. 2002, №4. - С. 82-112.

19. Антонов К.М. Проблемы философии религии в «Непостижимом» С.Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2(26) 2009.

- С. 72-92.

20. Антонов К.М. Философия религии С.Л. Франка // Философские науки. № 3, 2007. - С. 18-23.

21. Антонов К.М. Философия религии раннего С.Л. Франка, Вестник МГУ, № 5, 2007. - С. 63-72.

22. Арсеньев Н.С. СЛ. Франк как мистик// Возрождение, 1971, №231.

- С. 51-59.

23. Алексеев П.В. Философская концепция СЛ. Франка // Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С. 5-12.

24. Амелина Е.М. Социально-политические взгляды СЛ. Франка// Социально-политический журнал ,1997, №5. - С. 156-175.

25. Белов В.Н., Рожков В.П. История русской философии. Саратов 2006. - 394 с.

26. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. - 252 с.

27. Бердяев H.A. Два типа миросозерцания (По поводу книги СЛ. Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии, 1916, KH.134(IV). - С. 302-315.

28. Бердяев H.A. Рецензия на книгу СЛ. Франка «Непостижимое» // Путь, 1939, №60. - С. 65-67.

29. Бирюков Д. С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у Свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. № 42. 2009. С. 87109.

30. Бирюков Д. С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. Никея, 2009. С. 113-187.

117

31. Богданов А.А. Из мира критических увлечений //Жизнь, 1901, №3. - С. 187-200.

32. Борисов И.В. Особенности «новой онтологии» иррациональной философии // Вестник СПбГу, сер.6. 2007. Вып.4. С. 191-197.

33. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950 /Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - 328 с.

34. Булгаков С.Н. Новый опыт преодоления гносеологизма // Богословский вестник, 1916, №1. - С.136-154.

35. Бурбулис Ю. В. «Онтологический поворот» в современной социальной теории // Известия УФУ. Серия 3. Общественные науки. Том 10, № 4 (2015). С. 53-65.

36. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. Праксис. 2003. - 273 с.

37. Вышеславцев Б.П. Рецензия на книгу СЛ. Франка «Духовные основы общества» // Путь, 1930, кн. ХХ. - С. 107-111.

38. Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке СЛ. Франка // Общественные науки, 1990, №6. - С. 216-219.

39. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм СЛ. Франка // Вопросы философии, 1999, №5. - С. 114150.

40. Гайденко П.П. Мистико-пантеистическая диалектика (С.Л. Франк) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987. - С. 95-117.

41. Гартман Н. Старая и новая онтология. В пер. Мироновой Д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //anthropology.ru/ru/text/gartman-n/staraya-i-novaya-ontologiya#i

42. Гасилин В.Н. С.Л. Франк об онтологическом аргументе // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Ч. 2. - С. 25-41.

43. Гессен СИ. Новый опыт интуитивной философии // Северные записки, 1916. - С. 222-237.

44. Гапоненков А.А., Сенокосов Ю.П. Предисловие // С. Франк. Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. - С. 5-14.

45. Гузикова М.О. Эрнст Юнгер и концепция новой Европы. Россия и Европейский союз: стратегия взаимодействия. - Екатеринбург, 2003. - С. 91-96.

46. Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. Т. 27. №3. 2017. С. 35-56.

47. Доброхотов А.Л. Аксиомы веры и теоремы права: философия власти С.Л. Франка // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 76-88.

48. Доброхотов А. К публикации фрагментов книги СЛ. Франка «Духовные основы общества» //Альфа и Омега, 1998, №1(15). - С. 169-175.

49. Доддс Э.Р. «Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого. ЕХОАН. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск, 2009. Т.3. Вып. 1. - 353 с.

50. Долгов А.Ю. Политическая онтология как область исследования и теоретико-методологический подход к изучению политики (Аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2016. № 3. С. 91104.

51. Дорохина Д.М. По ту сторону правого и левого: реконструкция политического события (С. Л. Франк, Х. Фрайер) // Вестник РГГУ, №5, 2017. - С. 75-84.

52. Дорохина Д. М. Политический аспект религиозной философии (П.А. Флоренский, С.Л. Франк) // «Сад расходящихся троп», материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, РГГУ -М., 2017. - С. 22-24.

53. Дорохина Д.М. Проблема политической власти у С. Франка // Вестник РГГУ № 1, 2019. - С. 24-34.

54. Дорохина Д.М. Теория искупления в религиозной философии С. Франка и Ф. Розенцвейга // Вестник РГГУ №2, 2019. - С. 42-53.

55. Дорохина Д.М. Феномен «скорбного неверия»: современность и постсовременность // «Русский Логос: горизонты осмысления», материалы международной философской конференции - СПб, 2017. - С. 42-53.

56. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 199. - С. 5-34.

57. Ермичев A.A. СЛ. Франк - философ русского мировоззрения // Франк СЛ. Русское мировоззрения. СПб.: Наука, 1996. - С. 5-36.

58. Закутин Л.Г. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Душа человека» // Новый журнал, Нью-Йорк. 1965. №81. С. 277-280.

59. Зеньковский В.В. Истории русской философии» т.2, ч.4. Ленинград, ЭГО. 1991. - 269 с.

60. Зеньковский В.В. Идея христианского реализма. По поводу книги СЛ. Франка «Свет во тьме» // Вестник РСХД, 1954, №33. - С. 19-22.

61. Зернов Н.П. Русское религиозное возрождение XX века. Изд. 2-е, испр. Париж: YMCA- Press, 1991. - 368 с.

62. Иванов А.В., Журавлева С. М. Платонизм русской философии // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2014. Т. 12, вып. 2. - С. 183-189.

63. Ильин В.Н. Николай Кузанский и С.Л. Франк // Сборник памяти С.Л. Франка. Мюнхен, 1954. - С.116-130.

64. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX -начало XX в). М.: Наука, 1991. - 379 с.

65. Кантор В. «Принцип христианского реализма», или против утопического своеволия // Вопросы литературы, 1998, вып. 6. - С. 129-153.

66. Кантор В.К. Принцип «христианского реализма», или Против

утопического своеволия («Свет во тьме» - духовное завещание С.Л. Франка)

120

// Семен Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - С. 131-144.

67. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории - М.: Европа, 2005. - 544 с.

68. Лапшин И. Мистический иррационализм проф. СЛ. Франка // Мысль, 1922, №3. - С. 140-153.

69. Левицкий СЛ. Памяти великого философа // Новый журнал, Нью-Йорк, 1977, КН.127. - С. 151-164.

70. Лосский Н.О. СЛ. Франк «Предмет знания» // Вопросы философии и психологии, 1916, кн. 131-133. - С. 155-178.

71. Мангейм К. Идеология и утопия. Политнаука. [Электронный ресурс] URL: http://read.virmk.ru/m/Mangeim_1.htm (дата обращения: 02.08.19).

72. Мангейм К. Проблема интеллигенции: Исследование ее роли в прошлом и настоящем //Карл Манхейм. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/manh_probl/index.php (дата обращения: 02.08.19).

73. Манн Т. Размышления аполитичного // Аристократия духа. Сборник очерков, статей, эссе. - Культурная революция. Москва. 2009. - 368 с.

74. Марченко О.В. Спор В.Ф. Эрна и С.Л. Франка о специфике русской философии (к вопросу о метафизике социокультурного бытия в русской мысли ХХ века) // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / [Сост. К.М. Антонов]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 23-38.

75. Митрохин Л.Н. P. Нибур: «Моральный человек и аморальное общество». - В кн.: Баптизм: история и современность. СПб.1997. - 368 с.

76. Михайловский А.В. Миф, история, техника: размышления Эрнста

Юнгера у «стены времени»// История философии, 15. 2010. - С. 57-82.

121

77. Михайловский А.В. Эрнст Юнгер: призыв к миру // Русская идея. [Электронный ресурс] URL: https://politconservatism.ru/experiences/ernst-yunger-prizyv-k-miru (дата обращения: 24.08.2019).

78. Михайловский А.В. Три принципа «политической теологии» в круге Штефана Георге // Вопросы философии. 2013. №5. С. 149-161.

79. Михайловский А.В. Философия как эзотерическое знание: к интерпретации притчи о пещере у М. Хайдеггера // Платоновский сборник: в 2 т. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013. С. 410-437.

80. Михайловский А.В. Русский Плотин // Историко-философский ежегодник. 2009. Ин-т философии РАН. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. C. 435-451.

81. Михайловский А.В. Почему мы интересуемся причинами? О трансцендентальном истоке основания у Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №1(15).

82. Михайловский А.В. Пещера Фафнира и чудо Пятидесятницы: идея русского миссионизма в политической публицистике кн. Евгения Трубецкого // Вопросы философии. 2007. №11. С. 45-55.

83. Монахиня Тереза (Оболевич), Г. Е. Аляев С. Л. Франк: еврей, принявший христианство. Предисловие к публикации // Русско-Византийский вестник № 1(2), 2019. - С. 115-122.

84. Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Социально-политический журнал. 1997. № 2. - С. 115-122.

85. Назарова О. Методологические основы решения проблемы общения в творчестве С. Л. Франка // История философии. 2010. № 15. - С. 237-245.

86. Назарова О. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. - М.: Идея-Пресс, 2003. - 196 с.

87. Назарова О. Современные немецкие исследования творчества С.Л. Франка // Мысль. - СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 210 с.

88. Некрасова E.H. Семен Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры, ВЫП.2, СПб. 1995. - С. 91-179.

89. Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) (в соавторстве с А.С. Цыганковым). М.: ИФРАН, 2019. - 272с.

90. Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: ББИ, 2017. - 202 с.

91. Оболевич Т. С.Л. Франк: еврей, принявший христианство. Предисловие к публикации (в соавторстве с Г.Е. Аляевым) // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1(2). - С. 115-123.

92. Оболевич Т., Цыганков А.С. Философия религии С.Л. Франка в свете новых материалов. Философский журнал, 2017. Т. 10. № 1. - С. 99-115.

93. Переписка С.Л. Франка с В.Б. Ельяшевичем и Ф.О. Ельяшевич (1922-1950) // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2015 год. М., 2016. - С. 314-336.

94. Плеханов Г.В. О книге С. Франка «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» // Плеханов Г.В. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госиздат, 1925, т.Х1. - С. 348-357.

95. Плотичкина Н.В. Биографический метод в политической социологии повседневности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. - С. 80-83.

96. Плотин. Трактаты 1-11. Издательство «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина. М., 2007. - 443 с.

97. Плотников Н.С. Заметки о «Вехах» // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2003 год / Под редакцией М. А. Колерова. М., 2004. - С. 562-576.

98. Плотников Н.С. К вопросу «актуализации» веховской философии: сборник Russlands politische Seele //Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1997 год [1]. М., 1997. - С. 66-93.

99. Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли. // Семен Людвигович Франк / под ред. В. Н. Поруса. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - С. 466-491.

100. Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере // Вопросы философии, 1995, №9. - С.169-185.

101. Победаш Д. И. Политический реализм. Учебное пособие. Екатеринбург, Издательство Уральского Университета, 2010. - 90 с.

102. Подорога Б.В. Идеологические корни философии истории Освальда Шпенглера // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2014. - С. 57-65.

103. Подорога Б.В. Логика морфологического мировосприятия в культурно-исторической концепции О. Шпенглера // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2012. - С. 80-87.

104. Полторацкий Н.П. Россия и революция: Русская религиозная философия и национально-политическая мысль XX в.: Сб. ст. Tenafly (N.J.): Эрмитаж, 1988. - 56 с.

105. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона /Пер. Ю. Лукомского. Спб., 2006. - 56 с.

106. Прокофьев (Д.И. Чижевский) Отзыв на книгу СЛ. Франка «Русское мировоззрение» //Современные записки, Париж, 1927, №33. - С. 534-537.

107. Редлих Р. Социальная философия СЛ. Франка. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972. - 59 с.

108. Резниченко А.И., Резвых Т.Н. Интеллигенция как quantité négligeable: два опыта забвения смысла слова. (Рождение intellegentia из духа интеллигенции) // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры / Под ред. Е.А. Тахо-Годи, М.: Наука, 2007. - 0,6 а.л. (в соавт.).

109. Резниченко А.И. О смыслах имен. Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. - Москва, 2012. - 415 с.

124

110. Рикер П. Память, история, забвение. / Пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). - 728 с.

111. Резвых Т.Н. Время и культ в книге «Звезда спасения» Франца Розенцвейга // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2016. - С. 74-87.

112. Резвых Т.Н. Диалектика гипотез платоновского диалога «Парменид» в ранних и поздних работах С.Л. Франка // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 88-104.

113. Резвых Т.Н. Монадология С.Л. Франка и Лейбниц // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2001-2002 годы / Под ред. М. А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. - 880 с.

114. Резвых Т.Н. «Моя судьба меня не беспокоит...»: С.Л. Франк в оккупированной Франции // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 195-241.

115. Резвых Т.Н. О душе: С.Л. Франк и Плотин //Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2016. - С. 18-28.

116. Резвых Т.Н. С.Л. Франк и Э. Гуссерль: от мышления к бытию // Начала. 1993. N3. - С. 89-97.

117. Резвых Т.Н. Франк Семен Людвигович // Культурология. XX век. Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. Спб: Алетейя, 1998. Т. 2. - С. 308-310.

118. Резвых Т.Н. «Первая философия» Семёна Франка, или пролегомены к книге «Непостижимое» (1928-1933) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2016-2017 годы / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2017. - С. 7-38 (в соавторстве).

119. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 662 с.

120. Роман (Модин), иером. Богословские аспекты проблемы Единого и Одного в творчестве С.Л. Франка и А.Ф. Лосева // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / Сост. К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 144160.

121. РПЦЗ: Краткая историческая справка. Православие. Ru [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/5701.html (дата обращения 29.07.19)

122. «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / [Сост. К.М. Антонов]. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 248 с.

123. Сборник памяти Семена Людвиговича Франка / Под. ред. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954.Священник Сергий Шкуро. К вопросу о платонизме русской религиозной мысли // Христианское чтение, №3, 2015. -С. 125-143.

124. Сенокосов К.П. Семен Людвигович Франк//Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда, 1990. - С. 3-8.

125. Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. - Москва: Прогресс-Традиция, 2008. - 312 с.

126. Соловьев Э.Г. СЛ. Франк - «От тьмы - к свету» // Социологические исследования, 1994, №1. - С. 123-126.

127. Степун Ф. Рецензия на книгу СЛ. Франка «Крушение кумиров» // Современные записки, Париж, 1924, №21. -С. 407-411.

128. Струве П.Б. Материнское лоно и героическая воля, Русская мысль, 1922. - С. 154-160.

129. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Фердинанд Теннис; Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - М.: Фонд Университет: СПб.: Владимир Даль, 2002. - 451 с.

130. Филиппов А.Ф. К теории социальных событий. Логос 5(44) 2004. - С. 3-28.

131. Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Социологическое обозрение Том 7. № 1. 2008. - С. 96-116.

132. Франк С.Л. Воспоминания о П.Б. Струве Непрочитанное .../Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 394-583.

133. Франк С.Л. Государство и личность // Франк С.Л. Непрочитанное./Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 15-25.

134. Франк С.Л. Государство и церковь в восточном православии // Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) /А.С. Цыганков, Тереза Оболевич; Рос.акад.каук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2019. - С. 161-174.

135. Франк С.Л. Дневник /Саратовский текст/ Сост.: А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2006. - 288 с.

136. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию: Москва, 1992. - 511 с.

137. Франк С.Л. Ересь утопизма. По ту сторону правого и левого. Сборник статей. Под ред. В.С. Франка. 1972 [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/eres_utopizma (дата обращения: 24.08.2019)

138. Франк С.Л. Кризис современной философии // Русская мысль. М., 1916. №9. - С. 33-40.

139. Франк С.Л. Крушение кумиров. Сочинения. М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 113-183.

140. Франк С.Л. Мистическая философия Розенцвейга. Журнал «Путь» № 2, 1926. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/path/2/14/ (дата обращения: 19.02.2019).

141. Франк С.Л. Молодая демократия // Непрочитанное./Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 110-128.

142. Франк С. Мысли в страшные дни / Непрочитанное .../Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 347-394.

143. Франк С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в фиослофию религии.-М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 506 с.

144. Франк С.Л Ницше и этика «любви к дальнему» Сочинения. М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 6-65.

145. Франк С.Л. О национализме в философии// Русская мысль. 1910. N 9. - С. 162-171.

146. Франк С.Л. О феноменологии общественного явления (1928) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2016-2017 годы. М.: Модест Колеров, 2017. - С. 284-309.

147. Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Числа. № 4. 1930-1931. - С. 128-142.

148. Франк С.Л. Политика и идеи (о программе «Полярной звезды») // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. - С. 65-77.

149. Франк С.Л. Проблема власти // Франк С.Л. Непрочитанное.../Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 63-110.

150. Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Том 1: 1896-1902 / Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; выступ. Сл. О. П. Скорера; предисл. К изданию Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; предисл. к тому Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых/ С.Л. Франк. - М.: Изд-во ПСТГУ,

2018. - 720 с.

151. Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Том 2: 1903-1907 / Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; выступ. Сл. О. П. Скорера; предисл. К изданию Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; предисл. к тому Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых/ С.Л. Франк. - М.: Изд-во ПСТГУ,

2019. - 768 с.

152. Франк С.Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Вестник русского христианского движения, № 146 (1986). - С. 103-126.

153. Франк С.Л. Реальность и человек. АСТ Москва, Хранитель. 2007. - 382 с.

154. Франк С.Л. Религиозность Пушкина // Этюды о Пушкине. СПб., 1998. - С. 5-24.

155. Франк С.Л. Русская религиозность // Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) /А.С. Цыганков, Тереза Оболевич; Рос.акад.каук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2019. - С. 118-129.

156. Франк С.Л. Русской мировоззрение // Духовные основы общества: Введение в социальную философию: Москва, 1992. - С. 471-501.

157. Франк С.Л. С нами Бог. Духовные основы общества: Введение в социальную философию: Москва, 1992. - С. 217-405.

158. Франк С.Л. Свет во тьме. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С. 405-471.

159. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Франк С.Л. Непрочитанное.../Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 137-166.

160. Франк. Христианская совесть и политика // Резниченко А. И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М.: Издательский дом РЕГНУМ, 2012. - С. 133-157.

161. Франк С.Л. Этика нигилизма // Сочинения. М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 77-113.

162. Франк С.Л. «Я» и «мы» (К анализу общения) История философии. 2010. № 15. - С. 246-264.

163. Франк С.Л. «De profundis» // Из глубины. Paris: УМСА Press, 1967. - С. 253-257.

164. Фромм Э. Кризис психоанализа. АСТ, 2017. - 240 с.

165. Хрусталева А.В. Проблема автобиографичности А.С. Пушкина в трудах С.Л. Франка // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 4. - С. 57-61.

166. Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) /А.С. Цыганков, Тереза Оболевич; Рос.акад.каук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2019. - 272 с.

167. Цыганков А.С., Оболевич Т. Современные немецкие мыслители о творчестве С.Л. Франка: «Правила игры» философской рецепции. // Соловьёвские исследования. Выпуск 4(48) 2015. - С. 136-146.

168. «Четырнадцать пунктов» Вильсона // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. ХУШ-ХХ века. - Москва: Международные отношения, 2001. - 696 с.

169. Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига: Авотс, 1989. - С. 156-175.

170. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль, 1993, №5, - С. 81-88.

171. Шмаков В.В. Идея церкви в философии С.Л. Франка // Соловьевские исследования. Выпуск 4(52) 2016. - С. 169.

172. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. - С. 37-67.

173. Штаммер Д. Динамическая онтология, отправной точкой которой является опыт субъекта: С.Л. Франк и А.Н. Уайтхед // Мысль. 2014. Вып. 16. - С. 95-105.

174. Щелкин А. Русский политический космос: либерализм против веховства//Звезда, 1994, №5, - С. 184-191.

175. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. -1056 с.

176. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Нечто о Логосе, русской философии и научности //Сочинения. 1991. - 576 с.

177. Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка /Пер. с нем. О.А. Назаровой // Логос. 2004. № 1. -С. 186-208.

178. Элен П. Введение в специфику философского мышления С.Л. Франка // Семен Людвигович Франк / под ред. В.Н. Поруса. М., 2012. - С. 1558.

179. Элен П. Выражение, слово и откровение в философии Семена Л. Франка / Пер. с нем. А.С. Цыганкова // История философии. 2017. № 1. - С. 68-77.

180. Элен П. Идея богочеловечества в философии Вл. Соловьева / Пер. с нем. о. Игнатия Крекшина // Соловьевский сб. М., 2001. - С. 295-317.

181. Элен П. Мыслящие переживание - об онтологии религиозного переживания С.Л. Франка // Мысль. 2014. № 16. - С. 7-18.

182. Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Историко-философский ежегодник, 2005. - С. 331-358.

183. Элен П. Николай Кузанский как учитель Семена Людвиговича Франка // Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования. Спб., 2007, Вып.9. - С. 217-236.

184. Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Семен Людвигович Франк / Под ред. В.Н. Поруса. М., 2012. - С. 432-465.

185. Элен П. Семен Франк как политический мыслитель / пер. с нем. О. Назаровой // Вопросы философии. М., 2003. № 11. - С. 135-151.

186. Элен П. Семен Л. Франк: Философ христианского гуманизма. -М.: Идея-Пресс, 2012. - 304 с.

187. Элен П. Что связывает общество в самой глубине? К основному вопросу социальной философии С.Л. Франка // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сборник научных статей / [Сост. К.М. Антонов]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 168-195.

188. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка / Пер. с нем. Н.Н. Трубниковой // Вопр. философии. 2000. № 2. - С. 57-69.

189. Юнгер Э. Мир. Слово к молодежи Европы и молодежи мира. Пер. с нем. А. Климентова. М.: Вече, 2018. - 80 с.

190. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. Берлин: Русское университетское издательство, 1922. - 496 с.

191. Abbott M. No life is bare, the ordinary is exceptional: Giorgio Agamben and the question of political ontology // Parrhesia N14. Melbourne, 2012 P. 23-36.

192. Aliaiev G. The Universalism of Catholicity (Sobornost): Metaphysical and Existential Foundations for Interdenominational Dialogue in Semyon Frank's Philosophy(выходные данные) // Apology of Culture. Religion and Culture in Russian Thought / ed. by A.Mrowczynski-Van Allen, T.Obolevitch, P.Rojek. Wipf and Stock Publishers, Eugene, OR, USA, 2015. - P. 114-135.

193. Bambauer Ch. Leben und Werk von Semjon L. Frank [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.borisogl eb. de/frank7. htm.

194. Bambauer Ch. Semen L.Frank und G.W.F.Hegel: Das transrationale Unergründliche und das Absolute als logischer Begriff [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.boriso gleb.de/frank5. htm.

195. Berkmanas T. Natural Law and Political Ontology: A Historico-Philosophical Outline of a Major Human Transformation // Baltic Journal of Law & Politics 7/2 (2014) P. 119-151.

196. Boobbyer Philip. S. L. Frank. The Life and Work of A Russian Philosopher, 1877-1950. Athens, Ohio University Press, 1995. 290 p.

197. Burman A. The political ontology of climate change: moral meteorology, climate justice, and the coloniality of reality in the Bolivian Andes // Journal of Political Ecology. Vol 24, No 1 (2017) P. 921-938

198. Carr E.H.The Twenty Years Crisis, 1919-1939: an Introduction to the Study of International Relations, London: Macmillan, 1939, revised edition, 1946. - P. 247.

199. Elen P. Ausdruck, Wort, Offenbarung in S.L. Franks Philosophie // Философское наследие С.Л. Франка и современность: материалы Междунар. конф.: сб. науч. ст. Саратов, 2008. - С. 69-79.

200. Haardt A. Michail Bachtin - ein Phänomenologe der Intersubjektivität? // Phänomenologische Forschungen. Neue Folge Bd.5. Freiburg/München: Alber, 2000. - S. 217-229.

201. Haardt A. Die Präsenz des Abwesenden. Zur Frage nach dem Anderen in der Sozialphänomenologie J.-P. Sartres und S.L. Franks // Metamorphosen der Phänomenologie, hrsg. v. Hans-Rainer Sepp. Freiburg/München: Alber, 1999. - S. 189-210.

202. Hay C. Neither real nor fictitious but «as if real»? A political ontology of the state //The British journal of sociology. - London, 2014. - Vol. 65, N 3. - P. 459-480.

203. Hay C. Political ontology // The Oxford handbook of contextual political analysis / Ed. by R.E. Goodin, Ch. Tilly. - Oxford; New York: Oxford univ. press, 2006. - P. 78-96.

204. Lundy C. Who Are Our Nomads Today?: Deleuze's Political Ontology and the Revolutionary Problematic // Deleuze Studies, May 2013, vo. 7, No. 2 : pp. 231-249.

205. Marder M. Groundless Existence: The Political Ontology of Carl Schmitt. Continuum, 2010, 190 p.

206. Marres N. Why political ontology must be experimentalized: On eco-show homes as devices of participation // Social studies of science. - London, 2013. - Vol. 43, N 3. - P. 417-443.

207. Nazarova O. Peter Ehlen's Christian Reading of Frank's Russian Religious Philosophy // Forum Philosophicum. 2013. Vol. 18. No 2. - P. 251-261.

208. Pabst A. The Politics of Paradox: Metaphysics beyond 'Political Ontology'. Telos, 161 (4). pp. 99-119.

209. Primera G.E. The Political Ontology of Giorgio Agamben: Signatures of Life and Power, Bloomsbury, 2019, 197 p.

133

210. Rahner K. Über die Ungläubigen, Seminar 1958/1959, Innsbruck [Электронный ресурс] URL: http://host-82-135-31-182.customer.m-online.net/Unglaube.pdf (дата обращения: 30.07.2017).

211. Rubin D. Holy Russia, sacred Israel : Jewish-Christian encounters in Russian religious thought / Dominic Rubin. Brighton. 2010. - P.561.

212. Rojek. P. God and Cogito: Semen Frank on the ontological argument. Studies in East European Thought (2019) 71. - P. 119-140.

213. Rosental E. Ontology and political theory: A critical encounter between Rawls and Foucault // European Journal of Political Theory. 18(2). 2016. P. 238-258.

214. Saar M. What is political ontology? // Krisis, 2012, Issue 1. P. 79-84.

215. Stanley L. Rethinking the definition and role of ontology in political science // Politics. - Oxford, 2012. - Vol. 32, N 2. - P. 93-99.

216. Stammer D. Kirche als Grundlage und Wesen der Gesellschaft. Zum Begriff «der Kirche» in der Sozialphilosophie Semen L. Frank // Kultur als Dialog und Meinung. Beiträge zu Fedor A. Stepun (1884-1965) und Semen L. Frank (1877-1950). München, 2008. - S. 147-163.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.