Поэзия В.Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Брусникина, Светлана Анатольевна

  • Брусникина, Светлана Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 218
Брусникина, Светлана Анатольевна. Поэзия В.Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Брусникина, Светлана Анатольевна

Введение 3

Глава 1. Служение Музе и науке. Художественно-поэтическое 22-99 творчество ученых

1. Философские основы науки и искусства слова.

Истоки научной поэзии 22

2. Традиции научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева 28 -

Глава 2. Литературная деятельность В.Ф. Ноздрева 91 Нравственно-философская поэзия В.Ф. Ноздрева /

1. Философские основы поэтического наследия 94-110 В.Ф. Ноздрева / особенности мировидения поэта /

2. Философско-эстетические мотивы в творчестве 111-169 В.Ф. Ноздрева / Лирико-философские мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева

3. Юмор и сатира в творчестве В.Ф. Ноздрева 170-193 Заключение 194- 203 Библиография 204- 214 Приложение

Ноты песен, романсов на стихи В.Ф. Ноздрева - мелодии и тексты

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия В.Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых»

Творчество В.Ф. Ноздрева / ученого и поэта XX столетия / состоит в раскрытии глубинной идеи бытия; в постижении нового в жизни, в науке и искусстве и преломлении его в классических образцах художественной литературы; в создании новой поэтической концепции мира и человека; отображении в поэзии научной мысли.

Неповторима работа поэта над смыслом слова и архитектоникой стиха.

Поэтическое творчество В.Ф. Ноздрева раскрывается в особенностях его склада сознания, восприятия бытия, мировоззрения, в неповторимости поэтического миров идеи ия.

Лирика В.Ф. Ноздрева определяет знание о времени, в котором он жил, открывает его сокровенные думы. Поэтическое наследие В.Ф. Ноздрева является продолжением и переосмыслением творческого опыта предшественников / поэтов, ученых /. В последнее десятилетие XX века, в начале XXI столетия в отечественном литературоведении наметились перемены, появилась необходимость научного осмысления поэзии В.Ф. Ноздрева. Чтобы более широко осмыслить поэтическое творчество Ноздрева, необходимо обратиться к его биографии.

Судьба Василия Федоровича Ноздрева / 21.01.1913, село Староселье Унеч-ского района Брянской области - 13.11.1995, Москва /, человека от природы умного, мудрого - в вечном труде: научном, нравственно-поэтическом.

В.Ф.Ноздрев - сын простых крестьян-тружеников. Богат этико-художест-венный опыт ученого и поэта.

В.Ф. Ноздрев вошел в духовно-интеллектуальную деятельность и как ученый-физик, один из основателей молекулярной акустики и ультраакустики, и как поэт, член Союза писателей, автор сборников стихов. Тернист был жизненный путь В.Ф. Ноздрева в науку и поэзию. До поступления на рабфак МГУ / до 1930 года / он работал в родном крае и корреспондентом местной газеты «Беднота».

В.Ф. Ноздрев окончил физико-математический факультет Московского го

-з сударственного университета имени М.В. Ломоносова. В период учебы в МГУ он сотрудничал в студенческом литературном объединении. По окончании университета В.Ф. Ноздрев был рекомендован в аспирантуру по кафедре молекулярной физики ив 1941 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

В.Ф. Ноздрев - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На фронт ушел добровольцем. В военном деле он уже не считался новичком

- позади был Халхин-Гол. 7 Ноября 1941 года В.Ф. Ноздрев участвовал в параде на Красной площади в Москве. В декабре 1941 года в боях под Москвой младший лейтенант, заместитель командира истребительного батальона Ноздрев был тяжело ранен - в сражении под Наро-Фоминском. «Я шел, сражаясь за Россию.»- так поэт сказал о себе и назвал сборник своих стихов.В.Ф.Ноз древ был партийным работником ЦК ВКП(б) на оборонном заводе, секретарем партийного комитета Московского университета(1943-1946).

Послевоенные 1950-1980-е годы - наиболее продуктивные для В.Ф.Ыоздре-ва как в научной деятельности, так и в поэтическом творчестве. В 195© году В.Ф. Ноздрев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. В.Ф.Ноздрев работал доцентом, профессором МГУ, проректором по научной работе МОПИ им. Н.К. Крупской, с 1960 года

- ректором того же института. Научно-педагогическая деятельность профессора В.Ф. Ноздрева достойна особого внимания. Он работал одновременно и заведующим кафедрой экспериментальной физики института. Им написано более 200 научных работ, среди которых - учебники, учебные пособия, монографии, научно-популярные работы, изданные в России и за рубежом. Под редакцией профессора В.Ф.Ноздрева в пятидесятые годы и позже издавались «Ученые записки. Труды кафедр физики». Ему принадлежит также ряд работ по философии естествознания и методологии физической науки. В.Ф.Ноздреву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР(и БурАССР), он стал почетным членом Польского акустического общества. В.Ф.Ноздрев - известный не только в России,но и за рубежом ученый-физик, один из основоположников молекулярной - 4 акустики и ультраакустики. Наследие В.Ф.Ноздрева есть воплощение идеи преемственности развития отечественной науки и поэзии.

В 1957 году Правительством Российской Федерации создана в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской проблемная лаборатория молекулярной акустики. В.Ф. Ноздрев - ученый с мировым именем. В.Ф.Ноздрев - составитель, автор предисловия к сборникам стихов российских ученых «Муза в храме науки».В.Ф.Ноздрев, деятель в области науки и искусства, был участником многих Международных научных конгрессов, конференций, коллоквиумов, проходивших во второй половине XX столетия во многих странах мира - СССР,США, Франции, Польше. Подробно изучая работы по молекулярной физике, доложенные на научных конгрессах акустиков, В.Ф. Ноздрев в одном из докладов о Втором Международном Конгрессе акустиков / в США /, созванном Международной комиссией по акустике, в работе, опубликованной в сборнике трудов кафедр физики МОПИ / в 1956 году / пишет: «Научное содружество ученых разных стран вне зависимости от социальных систем будет содействовать быстрейшему развитию науки и культуры, процветанию народов и борьбе за мир во всем мире» / см. «Ученые записки. Труды кафедр физики». Напечатаны под редакцией профессора В.Ф. Ноздрева. Издание МОПИ. -М.: 1956. С. 7. 162 / - в ответ на письмо известного английского ученого,профессора Джона Лямба,утверждавшего, что «сотрудничество между учеными является одним из важнейших путей объединения людей различных стран.» / см. цитату там же /.Президент Американского Акустического общества Р. Брюс Линдсей пишет в английском журнале «British Communics and Electronics» (№ 8,432, 1956) «Советские работы давали обзоры выдающегося фронта исследований основ акустики, что подче ркивает широту постановки науки в СССР». Работа научных конгрессов проходила и в Массачусетском Технологическом институте /город Кембридж/ и в Гарвардском университете / город Гарвард /. На конгрессах представили доклады деятели науки СССР, США,Западной Германии,Англии, Голландии, Японии, Канады, Италии, Бельгии. Зарубежные ученые высоко оценивают достижения своих российских коллег - в итальянском журнале «Nuovo Cimento» (т.4, №1,1956) опубликована статья американского ученого Байера, где дается высокая оценка достижениям русских ученых в области молекулярной акустики. Профессор, доктор физико-математических наук В.Ф. Ноз-древ, один из участников международных конгрессов, считал, что сотрудничество между учеными весьма и весьма ценно.Зклад В.Ф. Ноздрева в отечественную культуру не ограничивается его научной и литературной деятельностью. Ученый и поэт эпохи, он играл виднейшую роль в истории совершенствования системы образования, педагогической мысли в России. В.Ф. Ноздрев был коммунистом, как и многие его современники, по убеждениям.

В.Ф.Ноздрев был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, имел почетные зарубежные награды, грамоты. В.Ф. Ноздрев - ученый-энциклопедист. Он так или иначе причастен к созданию новых научных концепций, направлений фундаментальных исследований, относящихся к пониманию / осмыслению / окружающего мира, оказавших влияние на формирование научного мировоззрения эпохи и, следовательно, новой культуры современного общества.

О поэтическом творчестве В.Ф.Ноздрева доподлинно известно немногим. Необычайно философски глубоким предстает мир поэзии русского ученого.

Поэтический взлет В.Ф. Ноздрева начинался после Великой Отечественной войны.Поэт почувствовал необходимость поделиться с соотечественниками пере-житым, воспоминаниями, отобразить свое понимание мира, бытия, раскрыть свою художественную концепцию. В 50 годы XX столетия Василий Федорович Ноздрев заявил о себе как поэт весьма оригинальный. Первые публикации поэтических произведений В.Ф.Ноздрева состоялись в журналах «Октябрь», «Наш современник», «Огонек», «Молодая гвардия», еженедельнике «Литературная Россия», сборнике «Лирика и сатира», альманахе «День поэзии». В.Ф. Ноздрев - автор поэтических сборников - «Верность отчему дому» /1965/, «Я обойду мой край родимый.»/1968/, «Я шел, сражаясь за Россию»/1970/, «Журавли над Россией» /1970/, «Лирика, сатира, юмор» /1970/, «Земной космос»/1979/, «Память любви» /1984/, «Звездный час» -6- 6

1988/.Все сборники стихов вышли при жизни поэта и ученого.В поэме «Многоликая тайна» В.Ф.Ноздрев создал обобщенный образ ученого ж деятеля в области искусства. В трудах В.Ф. Ноздрева представлена научная концепция культуры. Поэзия В.Ф. Ноздрева характеризуется многотемностью и многопроблемностью и отличается жанровым разнообразием. Ученый и поэт эпохи XX столетия - В.Ф. Ноздрев - автор лирических стихотворений, новелл в стихах, поэм, басен.Поэтический талант В.Ф.Ноздрева заметили В.В. Вишневский и В.А.Луговской.Последний и рекомендовал издать стихи В. Ноздрева.Он же отметил глубоко волнующую тематику поэтических произведений автора. Это и философские раздумья о смысле земного бытия, о высоком предназначении человека,стихи о красоте и величии родной земли. Поэтом продолжены героико-патриотические традиции русской литературы. О лирике и сатире В.Ф.Ноздрева в разное время хорошо отзывались В .А. Архипов, И.Т.Трофимов, В.И.Федоров, Б.С.Бугров, А.А.Журавлева, А.А.Мигу-нов, Ю.Г.Круглов, В.А.Зайцев, В.Н. Аношкина, JI.A. Смирнова . Литературный критик В.А.Архипов отметил уникальность поэтического мировидения В.Ф. Ноздрева /51 /. Лирический герой поэзии Ноздрева тревожится за судьбу Родины, мира. В.И.Федоров подчеркивал самобытность таланта поэта / 56 /. Из-за кажущейся простоты стиля поэта вырисовывается довольно слюжный смысл поэтически сказанного.А.А.Мигунов писал о том,что поэзия В.Ф.Ноздрева проникнута глубоким гуманистическим чувством /55 / -литературовед.Становление творческой индивидуальности поэта происходило и под влиянием великих русских писателей - М.А.Шолохова и Л.М.Леонова-Темы, раскрытые прозаиками в программных произведениях / духовно-нравственных исканий в современном мире; науки и искусства; военная и историческая тема; человека и природы. / нашли в поэзии В.Ф.Ноздрева своеобразное оригинальное продолжение и переосмысление. В произведениях о Родине,природе,бытии поэт-мыслитель предстает как носитель русской духовно-интеллектуальной культуры. В поэзии В.Ф. Ноздрева прослеживается свойственное ученому стремление к духовно-нравственному наставничеству. Поэтические откровения обогащают науку. В поэме «Многоликая тайна» -7

В.Ф.Ноздрев размышляет о смысле бытия, о развитии цивилизации, науке и искусстве. Кроме того, он пытается определить предназначение ученого и поэта в современном мире, рассуждает об ответственности поэта за сказанное. Поэма явилась своеобразным итогом творческих исканий художника. Мудрость поэта - в открытии истины, постигаемой не только разумом, но и чувством. Творчество В.Ф.Ноздрева весьма разносторонне.

В.Ф.Ноздрев посвящал стихи не только поэтам, но и ученым, деятелям в области русской и мировой культуры. Все труды, научные работы опубликованы при жизни В.Ф.Ноздрева.

В истории русской и мировой культуры XX века проблематика поэтического творчества В.Ф. Ноздрева может быть отнесена к вечным, традиционным темам. Поэтические произведения философичны. Проблемы и вопросы, поставленные в поэзии В. Ноздрева и нашедшие осмысление, приобретают особую значимость в эпоху нового времени. В.Ф.Ноздревым продолжены традиции русского искусства слова.

К сожалению, имя поэта не зафиксировано в академических историях литературы, нет очерка о его научном и поэтическом творчестве ни в «Краткой литературной энциклопедии» /1978/, ни в пособиях и учебниках, программах, выпущенных Министерством высшего и среднего специального образования России.

Изучение истории науки, литературной деятельности русского ученого, его поэтического творчества представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Новаторство ученого и поэта XX века В.Ф.Ноздрева состоит в раскрытии новых идей, в постижении и отображении новой поэтической концепции.

В.Ф. Ноздре в открыл для читателей удивительные и до настоящего времени не изученные поэтические произведения российских ученых ХУШ-ХХ веков. В 1982 году выходит в свет первый сборник стихов ученых-поэтов «Муза в храме науке» под редакцией профессора В.Ф.Ноздрева, в 1988 году -второй сборник с тем же названием.

В.Ф.Ноздрев - автор литературоведческой статьи - предисловия к сборникам - «Наука и поэзия» /2,3-12/, в которой представлено обстоятельное осмысление поэтических произведений ученых, совершивших подвиг во имя науки и нашедших свое второе призвание в литературном творчестве. Среди них деятели науки, составляющие гордость и славу нашего Отечества - ученые старшего поколения / М.В.Ломоносов, И.И. Хемницер, Н.А.Львов, А.Х.Востоков, Ф.Н.Глинка, А.П.Бородин. / и их достойные последователи - деятели науки и искусства XX века / Н.К.Рерих, А.Л.Чижевский, А.В.Луначарский, Г.М. Кржижановский, А.Н.Несмеянов, В.Ф.Ноздрев, В.В.Шулейкин, А.С.Сереб-ровский, П.Л. Лекант./.

Очень ценен и жизненный опыт поэтов-ученых.

Поэзия выражает духовные начала человека. Изучение творчества поэтов и ученых представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Актуальность исследования литературного творчества В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии ученых-поэтов не вызывает сомнений.

Темы, своеобразно раскрытые поэтом В.Ф. Ноздревым, -служения Отчизне, науки и искусства; историческая и военная тема; судьбы ученого-поэта в России, нравственных исканий в современном мире. - приобретают со временем все большую актуальность, научно-художественную непреходящую ценность.

Творчество В.Ф.Ноздрева стало частью духовно-интеллектуального феномена. Интерес В. Ноздрева к исторической теме, поэта и поэзии, науки и искусства нашел свое отображение и в его литературоведческом исследовании. Художественные искания поэта получили теоретическое обоснование в статье «Наука и поэзия», опубликованной в качестве предисловия к сборникам поэтических произведений ученых России - «Муза в храме науки» / 1982, 1988/.

Тема .диссертации определяется необходимостью решить одну из основных проблем, связанной с самостоятельной ориентацией и добыванием знаний в развивающемся мире литературы и в целом культуры общества, необходимые при дальнейшем повышении уровня образования и самообразования, потому как умение понимать изменения в современном литературном процессе, а также их самостоятельно оценивать на основе первоисточника можно считать социально-нравственной основой, на которую требуется ориентироваться современной науке.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность изучения литературно-музыкальной культуры общества повысится, если существуют специальные знания, диссертационные исследования, монографии о поэтах-ученых и литературном, культурологическом значении их произведений для общественного развития, если будут осознаны особенности содержания, структуры, стиля музыкального и художественного оформления поэзии.

Все перечисленные в исследовании издания поэтических сборников В.Ноз-древа представлены в разделе «Источники» библиографического списка диссертации.

После смерти В.Ф.Ноздрева /1995/ его поэтические сборники не переиздавались.

Теоретической основой исследования поэтического творчества В.Ф.Ноздрева, поэзии ученых-поэтов XX века являются труды отечественных филологов, культурологов, философов, литературоведов, критиков, статьи профессиональных поэтов, ученых, нашедших свое второе призвание в литературном творчестве - «О филологии», «Избранные рабрты» / «Контрапункт стилей как особенность искусств», «О гипотезах в науке» / Д.С- Лихачеву j I

109/, «Теория литературы» В.Е. Хализева/145/, «Эстетическое и художественное» Н.К. Гея /81/, «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина/64/, «Научная поэзия» В.Я. Брюсова /67/, «Академия поэзии» A.JI. Чижевского

Методологической основой диссертационного исследования являются традиционные историко-литературные методы изучения поэтических произведений, их жанровых особенностей и образной системы в различных литературоведческих аспектах.

Трудность изучения поэзии русского ученого состоит в отсутствии методо

- 10логии создания и восприятия подобного монографического исследования.

В основе метода диссертационного изучения поэтического творчества В.Ф. Ноздрева - системный историко-литературный подход к прочтению поэзии, произведений, научных трудов, репринтных изданий, представляющих научно-художественную ценность.

Объектом и методологическим полем диссертации является поэзия В.Ф. Ноздрева - в контексте художественного творчества русских ученых.

Материалом к исследованию послужили: собрания сочинений ученых-поэтов; сборники «Муза в храме науки» /1982,1988/; предисловие В.ФЛоз-древа «Наука и поэзия» к сборникам стихов выдающихся ученых, поэтические сборники В.Ф.Ноздрева, периодические издания / журналы, альманахи/, в которых опубликованы стихи и басни В.Ф. Ноздрева; немногочисленные литературоведческие статьи и рецензии о поэзии русского ученого; исследования по теории литературы; работы по истории науки, философские труды ученых - для обоснования темы диссертации, выводов. В структуре диссертации каждая глава отображает своеобразие поэта оригинального, участника Великой Отечественной войны.

В формулировках названий глав исследования подчеркнуты концептуально значимые моменты для литературоведческого рассмотрения поэтической деятельности В.Ф.Ноздрева.

Большая часть диссертации посвящена литературно-библиографическому изучению поэтического творчества В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии русских ученых.

В качестве предмета диссертации выступает поэтическое творчество ученых.

В первой главе исследования рассматриваются произведения русских ученых XX столетия / и стихи В.Ф.Ноздрева в том числе /, продолживших традиции великих предшественников ХУШ-ХХ веков, совершивших подвиг во имя науки и нашедших свое второе призвание в поэтическом творчестве.

Необходимо подчеркнуть вклад ученых-поэтов в поэтическую и музы кал ьную культуру общества.

В диссертации исследуется поэтическое творчество В.Ф.Ноздрева в связи с его выдающейся научной деятельностью.

Цель исследования - изучить с точки зрения современного литературоведения поэтические произведения В.Ф.Ноздрева, определить основные научные направления работы ученых-поэтов и их преломление в литературном творчестве. Необходимо выявить характерные черты творческой индивидуальности русского ученого и деятеля в области искусства В.Ф.Ноздрева, отметить продолженные поэтом традиции великих предшественников и новаторство; подчеркнуть особенности стиля; определить вклад ученого-поэта в поэтическую культуру современного общества. Задачи исследования:

- Рассмотреть поэтическое творчество В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии русских ученых; определить основные направления развития научной поэзии.

- Проследить процесс формирования творческой индивидуальности поэта.

- Выявить литературные традиции, продолженные В.Ф.Ноздревым, отметить поэтику произведений.

- Подчеркнуть особенности стиля поэта.

- Исследовать с точки зрения современного литературоведения сатирические и юмористические произведения В.Ф.Ноздрева: стихи, басни; отметить продолженные автором традиции и новаторство.

Обоснована научная новизна диссертации.

Научных работ, трудов, монографий, посвященных исследованию поэзии В.Ф.Ноздрева и ученых-поэтов XX века, в настоящий момент нет.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка проведения историко-литературного анализа поэтических произведений и фундаментальных научных трудов В.Ф.Ноздрева. Новизна диссертации объясняется научными, историко-литературными, методологическими причинами.

Диссертация представляет собой завершенную научно-исследовательскую работу, в которой дается общая характеристика литературной деятельности В.Ф. Ноздрева.

Публикация поэтических сборников, фундаментальных научных трудов, работ / в том числе и литературоведческих / русского ученого позволяет приступить к диссертационному изучению его литературной деятельности.

Целесообразно рассмотрение научной концепции культуры, представленной в трудах, поэзии В.Ф.Ноздрева.

Научно-практическая значимость диссертации объясняется необходимостью исследования для изучения художественной культуры эпохи, основные результаты диссертации могут быть полезны в научном комментировании поэтических сборников, трудов профессора В.Ф.Ноздрева.

В работе представлен материал для изучения литературного процесса XX века.

Содержащиеся в диссертации материалы могут быть использованы в вузовском преподавании курса истории русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской поэзии, при составлении программ гуманитарных предметов университетов, институтов и других учебных учреждений.

Увлекательный мир поэзии ученых требует особого внимания современных исследователей.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в разных областях духовно-интеллектуальной культуры - философии, искусствоведении.

Достоверность работы научно обоснована выверенностью первоисточников.

При изучении поэтического творчества В.Ф.Ноздрева, литературной и научной деятельности русского поэта и ученого общетеоретические положения, намеченные в трудах Б.В.Томашевского, Н.К.Гея, Г.Н. Поспелова, В.Е. Ха-лизева. находят подтверждение и применение в качестве методологической и методической базы.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены на межвузовских научных конференциях, посвященных: 1/ 100-летию JI.M. Леонова / МПУ. 20 июня 1999 года /; 2 / 55-летию Победы и 95-летию М.А. Шолохова / МГОПУ. 22-24 мая 2000 года /; международной Шолоховской конференции «Шолохов в современном мире» / 21-24 мая 2001 года. МГОПУ/.

Объем и структура научной работы.

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Брусникина, Светлана Анатольевна

Заключение

В.Ф. Ноздрев - известный русский ученый-физик, один из основателей молекулярной акустики и ультраакустики, науковед, поэт, автор сборников стихов.

Поэтическое творчество Василия Федоровича Ноздрева стало неотъемлемой частью русской художественной культуры. В последнее десятилетие XX века, в начале XXI столетия - в социальный период, когда вполне осознана необходимость объективного осмысления художественных исканий поэтов XX века - возрастает интерес к личности и творчеству / научному и поэтическому /В.Ф. Ноздрева. Постижение философских взглядов В.Ф. Ноздрева на мир, на современное ему общество, нашедших обоснование в работе — предисловии «Наука и поэзия», поэме «Многоликая тайна», патриотической поэзии, лирике и сатире - перспективные и интересные темы в современном литературоведении.

Все открытия в науке и в поэзии, ученый и поэт, В.Ф. Ноздрев совершил во имя России. Истоки творчества Ноздрева - в обращении к русским национальным корням жизни и к русской научной и поэтической мысли.

В.Ф. Ноздрев в поэтическом творчестве продолжает традиции русской поэзии. Вопрос о традициях в искусстве слова рассматривается как один из основных в современном литературоведении.

Поэзия русского ученого В.Ф. Ноздрева является продолжением и переосмыслением творческого опыта предшественников / поэтов, ученых, мыслителей /. Новаторство в творчестве поэта состоит в открытии «нового» в традиционном и в создании новой художественной концепции. Внимание свое поэт акцентирует, осмысляя явления бытия, на глубинных духовно-нравственных ценностях, их сохранении в душе человека. В вере и святой любви к Родине, природе, в служении Отчизне, народу видит В.Ф. Ноздрев смысл бытия. В.Ф. Ноздревым продолжены героико-патриотические традиции русской литературы. Необычайно философски глубоким предстает мир поэзии русского ученого. В поэзии В.Ф. Ноздрева / учителя мудрого / просле

-194живается также свойственное ученому стремление к духовно-нравственному наставничеству. В поэтических произведениях о Родине, природе поэт-мыслитель предстает как носитель русской духовно-интеллектуальной культуры.

Прекрасное для художника слова - героизм, патриотизм как проявление высокого духа. Поэтические произведения русского поэта философски значимы. Аспект о продолжении традиций в современном литературоведении рассматривается как один из основных. В.Ф. Ноздрев отстаивал идею преемственности в искусстве слова, ставя данный вопрос в качестве основы поэтического творчества и, тем самым, уже продолжая традиции русской литературы. В своих художественных исканиях поэт опирается, прежде всего, на фольклорные традиции. Поэт - знаток народного творчества родного края.

Следование народнопоэтическим традициям в поэзии В.Ф. Ноздрева обнаруживается во многих стихах / «Заснеженная Русь», «Недописанное письмо», «Липа вековая», «Сказки раннего детства», «Русские тройки», «Зимушка-зима» и др. /, вошедших в поэтические сборники «Я шел, сражаясь за Россию.», «Память любви», «Я обойду мой край родимый», «Верность отчему дому», «Цвета и звуки России».

Поэзия Ноздрева отличается многотемностью, многопроблемностыо, характеризуется жанровым разнообразием.

Но в философской поэзии В.Ф. Ноздрева представлена не только лишь философская мысль времени поэта, но и обращения к вечным проблемам и вопросам бытия, размышления о науке и искусстве; о мире, об общественном прогрессе, о нравственных исканиях ученого-поэта в современном мире.

Основные мысли, идеи русского поэта наиболее точно выражены в поэме «Многоликая тайна», сборнике «Осенние раздумья», стихах, опубликованных в различных книгах В. Ноздрева - «Ученый с кафедры изрек»,«Но что сказать мне?», «Как неразлучны в жизни свет и тень», «Когда на лес в ресницах снега», «В пространств зеркальную безбрежность», «Поет ли

-195иволгою звонко», стихах, составляющих поэтический цикл «Вечное и преходящее». Мысли художника слова представлены в самих названиях поэтических сборников В.Ф. Ноздрева.

Творчеству Ноздрева свойственны широта и разнообразие проблематики. Исследуя поэтические сборники В.Ф. Ноздрева, приходим к выводу: именно в служении России, святой любви / к Родине, природе / видит поэт смысл человеческой жизни. Русского поэта В. Ноздрева волновали вечные нравственно-философские вопросы. Тема России - концептуальная в творчестве поэта.

В цикле стихов «Поле русской славы» / «Звездный час». С. 52-63 / образ России получает целостное воплощение. Поэт-фронтовик стремится осмыслить события осени-зимы 1941 года в контексте исторического прошлого Родины, а также определить значение сражения под Москвой как переломного в ходе Великой Отечественной войны в целом и, следовательно, решающего судьбу России. Именно тогда под командованием великого полководца эпохи Т.К. Жукова была одержана самая первая победа.

Жизненный путь, научное и поэтическое творчество В.Ф. Ноздрева — пример гражданского мужества и героизма. Ученый и поэт эпохи XX столетия, В.Ф. Ноздрев откликался на все проблемы русской жизни, которые волновали общественную мысль нового времени.

Творчеству Ноздрева присущ глубокий интерес к истории Отечества. Пытаясь понять и оценить настоящее России, В.Ф. Ноздрев обращается к ее славному прошлому.

Русскому поэту - защитнику земли родной - историческая и военная темы особо дороги. В стихах «Слава нашим предкам» / 2, 289 /, «Дочь Петра» / 2, 293/, «Суздаль» / 4,23 /, «Русская церковь в Лейпциге» /11,24 / предстают история и современность. Поэт написал и историю русских дорог / «Дороги России» /. Да, впрочем, и многие события, запечатленные в поэтических произведениях В.Ф. Ноздрева / сборнике «Звездный час» / 5 /, цикле стихов «Поле русской славы» / 5,14 / - уже славные страницы истории России.

-196

Размышляя о традициях русской поэзии в нравственно-философской лирике Ноздрева, необходимо подчеркнуть, что поэтом продолжены героико-патриотические традиции русского искусства слова.

В.Ф. Ноздрев и в 50-90-е годы XX столетия в произведениях / циклах стихотворений «Встреча с Беломорьем», «Поле русской славы», «Северное сияние», «Я шел, сражаясь за Россию» / стремился противостоять бездуховности, поделиться воспоминаниями.

Характерно, что образ дороги как исторического пути России в поэзии В.Ф. Ноздрева является одним из ведущих. Стихотворная форма, с помощью которой художник выражает свои мысли, разнообразна. Это и прямое обращение к известным историческим личностям / «Дочь Петра», «Предки» /, и осмысление важнейших событий / «Поле русской славы», «Северное сияние»/.

Поэтическое творчество, по мнению В.Ф. Ноздрева, - величайший труд / см. сборники стихов «Лирика, сатира, юмор», «Журавли над Россией», «Я обойду мой край родимый» /. Поэт, считал В. Ноздрев, должен откликаться на все происходящие в стране, мире события. Эстетически ценны открытия русского поэта. Рассуждая о роли поэта в современном мире, В.Ф. Ноздрев подчеркивает ценность научного и поэтического подвига, подвижничества интеллигенции.

Художественные искания В.Ф. Ноздрева получили теоретическое обоснование в работе «Наука и поэзия», опубликованной в качестве предисловия к сборникам поэтических произведений русских ученых - «Муза в храме науки» /1982,1988 /.

Художественная ценность поэтических произведений В.Ф. Ноздрева - в умении поэта уловить и выразить словами главное в сказанном / будь то какое-либо чувство, либо пейзаж, либо событие /.

Мелодика стиха, ритм, звуковой строй, изысканность поэтической речи В.Ф. Ноздрева определяет выразительность его поэзии. Произведениям Ноздрева свойственны искренность чувств, музыкальность, яркая образность.

-197

Многие стихи В.Ф. Ноздрева переложены на музыку и стали песнями -«Россия» / музыка В. Зайцева /, «Заснеженная Русь» / музыка Н. Галкина /.

Структура поэтических сборников В. Ноздрева классически оригинальна. Стихотворения В.Ф. Ноздрева, составляющие поэтический сборник «Цвета и звуки России» и др., относящиеся к пейзажной лирике / «Дождь», «Июль», «Листопадит в роще, листопадит.», «Первый снегопад», Заря на снегу». / отмечены редким мастерством в умении поэтично нарисовать картины суровой русской природы, ее времен года; передать чувства и мысли лирического героя, возникающие при созерцании красоты природы. В.Ф. Ноздрев стремился видеть бытие.

Восприятие Родины, природы - это и видение мира поэтом / см. сборники стихов «Осенние раздумья», «Цвета и звуки России» /.

В «Памяти любви» / одном из последних поэтических сборников В.Ф. Ноздрева / - лебединая песня поэта. Главное в этой книге поэта - опыт деятельной жизни и опыт чувств автора - человека уже немолодого.

70-80-е годы XX столетия - время художественных исканий русского поэта. По-настоящему счастлив, считал умудренный жизненным опытом поэт, «тот человек, который старости не знает», ибо «не затихает в душе его родник поэзии живой» / «Я обойду мой край родимый». С. 19 /.

Из-за кажущейся простоты стиля поэта вырисовывается сложный смысл выраженного поэтически - продолженных художником традиций и новаторства.

Своеобразно раскрывая в поэзии вечные темы святой любви к Отчизне; природе, бытия, В.Ф. Ноздрев вновь и вновь обращается к классическим поэтам - М.В. Ломоносову, А.С. Пушкину, К.Ф. Рылееву, М.Ю. Лермонтову, Ф.И.Тютчеву, А.А. Блоку, С.А. Есенину, М.И. Цветаевой, И.А. Бунину. -посвящает великолепные стихи,строки. Ноздрев пишет о подвижничестве русской интеллигенции, о подвиге гения науки и поэзии - русской культуры М.В. Ломоносове / «Северное сияние» /. Художественное творчество В.Ф. Ноздрева отличается философской глубиной и эстетической красотой и силой. - 198

Поэта В.Ф. Ноздрева волновали вечные философские вопросы: как устроен мир, каковы законы его развития, что закономерно в мире, а что случайно. Поэзии В. Ноздрева свойственны логическая стройность развития темы, точность и выразительность поэтической речи, яркая образность. В истории русской литературы XX века проблематика поэзии В.Ф. Ноздрева может быть отнесена к традиционным темам. В поэзии Ноздрева темы, раскрытые в программных произведениях, - духовно-нравственных исканий в современном мире, обществе; любви к родной земле; военная тема; человека и природы; науки и искусства. - нашли своеобразное продолжение и переосмысление. Для поэта характерно особое видение мира и системы ценностей в этом мире. Позиция лирического героя поэзии В.Ф. Ноздрева - не пассивного наблюдателя за происходящим, а активной творческой личности. Стихи В. Ноздрева объединяются лиричностью и глубокими философскими обобщениями. В.Ф. Ноздрев пишет о необходимости обращения к общечеловеческим ценностям.

В 1970-начале 1980-х годов поэт обращается к жанру новеллы. Новеллы в стихах / «Липа вековая», «Поединок», «Березка», «Лодка» /, опубликованные в сборнике «Память любви», небольшие по объему, новаторские но форме и содержанию. В.Ф. Ноздрев пишет о непреходящих ценностях: научного и поэтического творчества, рассуждая о роли поэта в современном мире. В философской поэме «Многоликая тайна» поэт размышляет о смысле земного бытия, о вечности, о развитии цивилизации. В.Ф. Ноздрев пытается определить предназначение ученого-поэта в современном мире, рассуждает об ответственности поэта за сказанное. Поэма явилась своеобразным итогом творческих исканий поэта.

В.Ф. Ноздрев посвящал стихи не только поэтам, но и ученым, деятелям науки и искусства, своим соотечественникам. Большой интерес для современных исследователей представляют сатирические и юмористические произведения В.Ф. Ноздрева, опубликованные в сборнике «Муза в храме науки», «Верность отчему дому», «Я обойду мой край родимый», «Лирика, сатира,

-199юмор». Меткое обличение неприемлемых для поэта явлений современной действительности - одна из особенностей сатирических произведений В.Ф. Ноздрева. Продолжая традиции русской сатирической поэзии, художник слова обратился к жанру басни, наполнил его общекультурным содержанием. Мастерство В.Ф. Ноздрева — автора басен и юмористических стихотворений - в своеобразном использовании традиционных басенных образов, в наполнении их материалом на актуальные для 50-80-х годов XX столетия темы.

Ведущей в творчестве Ноздрева является тема науки и искусства. Иносказательная манера повествования помогла поэту В.Ф. Ноздреву выразить мысли, которыми он, безусловно, дорожил. Авторские представления о добре и зле, о труде, о таланте и гениальности находят свое выражение и в басенном творчестве поэта. Исправление нравов возможно только благодаря творческой деятельности. Таково кредо поэта-ученого. Через многие басни проходят слова-лейтмотивы: культура, наука, искусство. В.Ф. Ноздрев ставит в произведениях один из важных вопросов - о ценности наук / и в баснях «Медведь - претендент в академики», «Бобер-лицемер», «Волк и Лис - ученые»./. Басни В.Ф. Ноздрева известны и в научных кругах. Произведения поэта отличает глубокий гуманизм и лиризм. Многообразие мотивов и образов составляет художественную систему поэтического мира Ноздрева. Поэт пишет о духовной основе бытия, о стремлении к гармонии, выражает тревогу за настоящее и будущее общества, определяет нравственный идеал. Поэма В.Ф. Ноздрева «Многоликая тайна» стала высшим творческим достижением поэта.

Определяющими мотивами в творчестве Ноздрева являются темы России / ее образ /, родного края, мотив пути, дороги, составляющие философско-эстетическую основу осмысления поэтом бытия. По-новому мы стремимся прочесть поэтические сборники, научные исследования В.Ф. Ноздрева в области науки и искусства. Поэзия выражает духовные начала человека. Настоящий поэт стремится к созданию таких произведений, которые бы,

-200отмечает В.Ф. Ноздрев, «.отличались изяществом, внутренней гармонией» / «Муза в храме науки». «Наука и поэзия». С. 5 /. Такова эстетическая позиция «старого поэта» и мудрого учителя. В произведениях русского поэта представлена и та атмосфера духовности, которая царила в научных кругах его времени, в современной ему России.

Традиционное и современное, гуманизм раздумий о судьбах Родины, мира, лирико-философские размышления составляют основу поэтического творчества Ноздрева, проявляются в художественных образах его поэзии.

Размышляя о противоречиях современности, о судьбах русской интеллигенции, В.Ф. Ноздрев пишет о ценности научного, поэтического подвига, подвижничества.

На закате жизненного пути, когда уже пора подводить итоги творчества / научного и поэтического /, В.Ф. Ноздрев обращается к теме «Наука и поэзия». В.Ф. Ноздрев известен и как исследователь, открывший для читателей удивительные и до настоящего времени неизученные поэтические произведения ученых ХУШ-ХХ веков / см. сборники стихов «Муза в храме науки» /1982, 1988 /.

Перед читателями и исследователями открывается увлекательный мир истинного искусства, достойный особого внимания.

Поэт и ученый XX века, В.Ф. Ноздрев в работе «Наука и поэзия» пишет о том, что многие ученые того и другого поколений были участниками Отечественных войн - / Ф.Н. Глинка, Г.С. Батеньков./ - Отечественной войны 1812 года, ученые XX века / В.Ф. Ноздрев, Ю.А. Жданов, Л.В. Фирсов, М.Н. Воскресенская. / - Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Известны и особо ценны в историко-литературном плане патриотические выступления ученых в периоды борьбы с завоевателями - см. «К россиянам» / 2, 59 / А.Х. Востокова; «Москва», «1812 год» / 2,65, 69 / Ф.Н. Глинки; «Парад 1941 года», «Поле русской славы» / В.Ф. Ноздрева, «Ленинград 1944» В.А. Г'уссаковского / 2/, «Песня» АС. Серебровского, «Никто не забыт» / 2,421,423 / Л.В. Фирсова и др., опубликованные в сборниках «Муза

-201 в храме науки» /1982,1988 /.

Характерной чертой менталитета ученых-поэтов является прогрессивность их взглядов. Свидетельством этого является создание бессмертных революционных песен-стихов - «Варшавянка» / Кржижановский /, «Снова я слышу родную «Лучину»» / Л.П. Радин /, «Предсмертная песня» / В.Г. Богораз-Тан/, «И будет Русь живой, нетленной.» / В.Ф. Ноздрев /.

Ученые продолжали традиции русского православия. Поэтическое творчество ученых весьма разностронне. И кроме высокой патриотической поэзии, это и лирика пейзажная, сказочные сюжеты, сатира и юмор. Мир поэзии ученых красив и своеобразен.

Специальность же ученых-поэтов отражена лишь в их философских обобщениях, где научное мировоззрение определяет поэзию, ее образы, лексику, стилистику. Такие произведения - «Священные знаки» Н.К. Рериха, «Атом жизни», «Звезды», «Во имя свободы» Н.А. Морозова, «Космос» А.Л. Чижевского, «В стратосфере» Д.И. Блохинцева, «Космическая песня»

A.Г. Шпионского, «Земной космос» В.Ф. Ноздрева и др. - мы относим к научной поэзии / «Муза в храме науки». 1982 /.

Поэтические произведения обогащают науку. Мудрость поэта - в открытии истины, постигаемой не только разумом, но и чувством. В трудах, поэзии В.Ф. Ноздрева представлена научная концепция культуры.

Русские ученые внесли вклад не только в поэтическую, но и в музыкальную культуру общества. Стихи ученых-поэтов стали песнями - это и «Среди долины ровныя» А.Ф. Мерзлякова, «Вот мчится тройка удалая» Ф.Н. Глинки, «Священный Байкал» Д.П. Давыдова, «Россия», «Заснеженная Русь»

B.Ф. Ноздрева, «Ода Московскому Университету» А.Н. Несмеянова.

Но и литературное творчество ученых стало интересным явлением в отечественной и мировой культуре. Ученые известны и переводами классиков мировой литературы.

Новое время открывает возможности для изучения творчества многих поэтов XX века . Поэзия выражает духовные начала человека. Гражданская,

-202нравственно-философская лирика поэта, научные исследования В.Ф. Ноздрева проникнуты острым ощущением современности. Проблемы и вопросы, поставленные в исследовании «Наука и поэзия», литературном творчестве В.Ф. Ноздрева, приобретают особую значимость на современном этапе.

Темы, своеобразно раскрытые поэтом, исследования ученого становятся все более актуальными.

В. Ф. Ноздревым созданы циклы стихов - «Северное сияние» / 3 /, «Поле русской славы» / 5, 52 /, «Пчелиный городок» /3,45-122 /, «Встреча с Беломорьем» / 8,47-62 /, стихи «Россия», «Заснеженная Русь», «Старый поэт» / 11,21 / и др., которые явились вкладом в русскую поэзию.

И не случайно поэтические сборники В.Ф. Ноздрева вызвали одобрительные отзывы критиков / В. Архипова /, литературоведов / А. А. Журавлевой, А.А. Мигунова./, поэтов-современников /В.А. Луговского, Вл. Федорова, Р.Г. Гамзатова./, отметивших гуманистический пафос поэзии В.Ф. Ноздрева, высокую гражданственность его стихов.

В.Ф. Ноздрев основывает свою эстетическую систему на этике духовно-нравственного.

Внеэстетическое для В.Ф. Ноздрева - бездуховность, непонимание печалей своей Родины - России. Прекрасное для художника слова - героизм, патриотизм как проявление высокого духа.

Выработанная в лирике В.Ф. Ноздрева концепция включает значительные философский, героико-патриотический, эстетический компоненты. Для поэта характерна системность миросозерцания, пристальный взгляд исследователя и, как результат, особое видение мира и системы ценностей в этом мире.

В жизненном и творческом пути В.Ф. Ноздрева нашли свое отражение судьбы русской интеллигенции - деятелей науки и искусства XX столетия.

Изучение уникального поэтического наследия русского ученого открывает возможности для более полного постижения мира его творчества и русской поэзии XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Брусникина, Светлана Анатольевна, 2004 год

1. Муза в храме науки: Сборник стихов/Сост., авт. пред и сл., примем ибиблиогр.справок член СП СССР проф. В.Ф.Ноздрев. -М.: Советская Россия. 1982.-240 с.

2. Муза в храме науки: Сборник стихов/Сост., авт. предисл., примеч. Ибиблиогр. справок член СП СССР, проф. В.Ф. Ноздрев. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Советская Россия. 1988. 448 с.

3. Ноздрев В.Ф. Верность отчему дому: Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1965.-151 с.

4. Ноздрев В.Ф. Журавли над Россией: Стихи. -М.: Правда, 1970. 32 с.

5. Ноздрев В.Ф. Звездный час. Азаров В.Б. Вечный сбор. -М.: Советский воин. 1988. 96 с.

6. Ноздрев В.Ф. Земной космос: Стихи. Фрагменты из поэмы. -М.: Московский рабочий. 1972. 136 с.

7. Ноздрев В.Ф. Лирика, сатира, юмор. -М.: Московский рабочий. 1972.- 102 с.

8. Ноздрев В.Ф. Осенние раздумья: Стихи. -М. Современник. 1979. 159 с.

9. Ноздрев В.Ф. Память любви: Стихи. -М.: Молодая гвардия. 1979.

10. Ноздрев В.Ф. Цвета и звуки России: Стихи. -М.: Молодая гвардия. 1979. -94 с.

11. Ноздрев В.Ф. Я обойду мой край родимый: Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1968. 128 с.

12. Ноздрев В.Ф. Я шел, сражаясь за Россию: Стихи. -М.: Воениздат. 1979.- 205 с.1. Тексты

13. Батеньков Г.С. Письма. Стихотворения. -М., 1916. Поэзия декабристов. Т. 2; «Одичалый», отрывки из «Тюремной песни» // -Л., 1950.

14. Богданов В.И. Собрание стихотворений / Собрал и подг. к печати А.В. Кокорев. -М. 1958.

15. Бородин А.П. Письма, под ред. Дианина, в 1-4, М.-Л., 1927.

16. Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. Изд-во ФОЛИО. -М., 2001.

17. Ежов И.С. Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти XX века / С вводной статьей Валерьяна Полянского /. -М.: Изд-во «Ами-рус», 667 с.

18. Живое сокровище: Русские пословицы и поговорки. -М.: Русский Раритет. 1996. -239 с. / Мудрость веков /.

19. Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова Р.С. Кимягаровюй. -М. Школа-Пресс, 1996. 704 с. - /Серия «Круг чтения» /.

20. Лермонтов М.Ю. Собрания сочинений в 6 т. -М.; Л., 1954-1957.

21. Ломоносов М.В. Избранные произведения / Вступительная статья, сост. А.А. Морозов, примеч. М.П. Лепехина. -Л.: Советский писатель. 1990.- 464 с. / Библиотека поэта /.

22. Львов Н.А. Сочинения, в кн.: Поэты ХУШ в., т. 2 -Л., 1972.

23. Мерзляков А.Ф. Песни и романсы. -М., 1930.

24. Морозов Н.А. Стихи, в кн. Поэты-декабристы, 1870-1980-х гг., -М.-Л., 1962.

25. Некрасов Н.А. Поли. Собр. соч. и писем: В 12 тт. -М., 1948-1953.

26. Навроцкий А. А Волны жизни. Спб, 1984; Светочи Русской земли, Спб, 1986.

27. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т., т. 7 -М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.

28. Русская поэзия 1801-1812 / Вступ. статья А. Немезера. Сост. и примеч. А. Архангельского и А. Немезера, -М.: Художественная литература. 1989.-205- 389 с. / Классики и современники. Поэтическая библиотека /.

29. Рылеев К.Ф. Сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. С.А. Фомичева. —JL, 1987.

30. Садовников Д.Н. Певец Волги Д.Н. Садовников. Избр. произведения и записи / Сост. В.Ю. Крупянская /, Куйбышев, 1940.

31. Святая земля в русской поэзии ХУШ-ХХ вв. / Сост., вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.Н. Романова. -М.: Новый Ключ; Свято-Троицкая Сергеева Лавра. 2001. 384 е.: ил. - / Золотая библиотечка русской религиозной поэзии /.

32. Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. -М.: Сов. Россия. 1991. 336 с.

33. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников / Сост., вступ. ст., коммент. Л.Н. Кузиной и К.В. Пигарева. -М., 1988.

34. Хемницер И.И. Полное собрание стихотворений. -М.-Л., 1963.

35. Андреев Д.Л. Собрание сочинений: В 3 т. -М., 1993-1996.

36. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / -Л.: Художественная литература. 1980. -206 с.

37. Бедный Д. Избранные произведения / Вступ. статья И. Эвентова. —М.: Правда. 1985. 352 с.

38. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7-ми тт. Под общей редакцией П.Г. Антокольского и др. -М.: Художественная литература. 1975.

39. Великая Отечественная. Повести и рассказы. Т. 2. -М.: Художественная литература. 1965.

40. Высоцкий B.C. Стихи. -Москва. 1996. 128 с.

41. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. -М.: Советская Россия: Современник. 1990.

42. Кулев В.В., Такун Ф.И. «Золотая коллекция русского романса» -М.: Современная музыка. 2000. 240 с.

43. И песня чудная лилась.//Сборник. В.И. Десятерик. Составление. —М.

44. Фонд им. И.Д. Сытина. 2000. 223 с.-206

45. Луговской В.А. Собрание сочинений: В 3 тт. / Сост. и подгот. текстов Е.Л Быковой-Луговской. -М.: Художественная литература. 1988-1989.

46. Михалков С.В. Собрание сочинений. В 6-ти тт. -М.: Художественная литература. 1984 / Поэтическая библиотека «Классики и современники» /.

47. Рерих Н.К. Письмена. -М., 1974.

48. Рубцов Н.М. Улетели листья.: Стихотворения. -М.: Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. 368 с.

49. Сорокин В.В. Бессмертный маршал: Драматическая поэма. -М.: Советский писатель. 2000. 96 с.

50. Цветаева М.И. Избранные произведения. В двух томах: Т. 1. Стихотворения. Т. 2. Поэмы. Спб.: Респекс. 1999.

51. Чижевский А.Л. Стихотворения. Калуга. Типография С.Б. Жимановского.1915.

52. Работы о творчестве В.Ф. Ноздрева

53. Архипов В. Отчизна и поэт / Критическая статья // «Огонек». 29 17/У11 1971.

54. Брусникина С.А. В.Ф. Ноздрев. Жизнь и творчество.//Объединенный научный журнал. -М.: изд-во «Тезарус». 2001. 16. С. 23-31.

55. Брусникина С.А. «Старый поэт» В.Ф. Ноздрев/ТМахериалы межвузовской научной конференции. Современное литературоведение. Выпуск 3 -М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ. 1999. С. 8-12.

56. Брусникина С.А. Судьба ученого-поэта в России / Памяти Василия Федоровича Ноздрева / -М.: «Народный учитель». 16 апреля 1996 года.3. С. 3.

57. Мигунов А.А. Поэзия Победы воспитывает молодежь.//Материалы межвузовской научной конференции. -М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ. Современное литературоведение. 1999. С. 64-65.

58. Федоров Вл. Предисловие // В.Ф. Ноздрев «Верность отчему дому:Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1965. С. 3-8.1. Общие работы

59. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. -М.: «Проспект», 1998. -568 с.

60. Аннинский JI.A. Тридцатые семидесятые. Литературно-критические статьи. -М.: Современник. 1977. -270 с.

61. Аношкина В.Н. Ф.И. Тютчев в истории русской литературы XI Х-начала XX века / Автореферат диссертации д-ра филол. наук /, -М., 1977. — 30 с.

62. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / Сост, вступ. ст., коммент. А.И. Баландина. -М.: Советская Россия. 1988. 512 с.

63. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. —М. 1885-1889 годы.

64. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов / Под редакцией Я.М. Боровского. -М.: ТЕРРА, 1997. 960 с.

65. Баженова А.А. Принцип историзма в эстетическом исследовании//Эсте-тика, искусство, человек: Сб. статей. -М., 1977.

66. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве М. 1969

67. Белинский В. Собрание сочинений. В 12-ти ч. С. 1У. -2-е изд., 1991, с.217

68. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 2 -5-е изд., допол. -Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 576 е. Т. 2 - 640 с.

69. Брюсова В.Г. Андрей Рублев.-М.:Изобраз. искусство, 1995. 304 с.

70. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. Т. 6. Статьи и рецензии 1893-1924. Из книги «Далекие и близкие». -М., 1975. 671 с.

71. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. -М.: Современник. 1980. 334 с.

72. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Монография. —Л.: Художественная литература. 1978. 224 с.

73. Бугров Б.С. Сатирическая поэзия:Составление,библиографические справки, комментарии//Русская поэзия конца Х1Х-начала XX века. -М. 1979.

74. Бугров Б.С. Философская драма Л. Леонова//Век Леонова. -М.: 2000.-208

75. Бугров Б.С. Художественное осмысление великого подвига//Изд. АН СССР серия лит и яз. Т. 34 3.1976.

76. Востоков А.Х. Филологические наблюдения. Спб. 1865 / имеется указатель трудов Востокова, сост. Срезневский /.

77. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / сост., в ступ, ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочаловой, B.C. Неаполитанской. -М.: Советская Россия. 1989. 704 с. / Публицистика классиков отечественной науки /.

78. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И.К. Горского; сост., коммент. В.В. Мочаловой. -М.: Высшая школа. 1989. -406 с. — / Классика литературной мысли /.

79. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П. Аксенов. -М.: Современник. 1993. 668 с. / Открытия и судьбы. Летопись естественнонаучной мысли России в лицах, документах, иллюстрациях /.

80. Вернадский В.И. Избранные сочинения. В 6-ти т. Отв. ред. акад. А.П. Виноградов. Т. 1-5: Изд-во Академии наук СССР. 1954-1960.

81. Вернадский В.И. О научном мировоззрении. М.6 типо-лит. т-ва И.К. Кушнерев и К 1903. 57 с.

82. Выготский Л.С. Психология искусства. -Спб: Азбука. 2000. 416 с.

83. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. -М.: Наука, 1967. 364 с. / АН СССР Ин-т мировой литературы им. М. Горького /.

84. Григорьев М.С. Введение в поэтику. -М.: Изд-во «В. Думнов», 1924.

85. Громов М.П. Книга о Чехове. -М.: Современник. 1989. 384 с. -( Б-ка «Любителям российской словесности» ).

86. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. Спб.: Азбука-классика. 2001.-496 с.

87. Зайцев В.А. Русская поэзия XX века: 1940-1990-е годы: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ. 2001. - 264 с.

88. Зелинский Ф.Ф. Ритмика и психология художественной речи// «Мысль»-2091. Хо 2. 1922. С. 68-86.

89. Дунаев М.М. Православные основы русской литературы XIX века: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1999. - 49 с.

90. Залесский М.П. Русская патриотическая поэзия первой Отечественной войны /1812-1816 гг./ -М., 1999. 332 с.

91. История античности: В двух томах. Пер. с лат. / Сост. и примеч. М. То-машевской. -М.: Правда. 1989.

92. История всемирной литературы. Российская Академия наук. Институт ми ровой литературы имени М. Горького. Т. 8. -М: Наука. 1994 / Новокрестьянская поэзия. Клюев. Есенин /.

93. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. -2-е изд., испр. И дополн. -М.: ТЦ «Сфера». 2001. 512 с.

94. История России / Россия в мировой цивилизации /: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв ред. А.А. Радугин. -М.: Центр. 1998. 352 с.

95. История русского искусства: В 3 тт. Учебник //НИИ теории и истории изобр. искусств акад. Художеств СССР Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. - 3-е изд., испр., доп. -М.: Изобразит, искусство. 1991.

96. История русской литературы XIX века: /Вторая половина /: Учеб. для сту дентов пед. ин-тов по спец. «Русский язык и литература» / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлева идр.: Под ред. Н.Н. Скатова. -2-е изд., дораб. -М.: Просвещение. 1991. 512 с.

97. История русской литературы XX века / 20-90-е годы /. Основные имена. Учебное пособие для филолог, фак-тов. Отв. ред. С.И. Кормилов. -М. 1988.-480 с.

98. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. -М.: Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 2001. 215 с.

99. Карпов В.В. Маршал Жуков. -М.: Вече. 1999. 640 с.

100. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку /-210

101. Л.JI. Касаткин. Е.В. Клобуков, П.А. Лекант. -2-е изд., испр. и доп. —М.: Высшая школа. 1995. 382 с.

102. Рецензент: кафедра русского языка Орехово-Зуевского государственного педагогического института / заведующий кафедрой доцент В.В. Краснян-ский/.

103. Кафедральные записки: Вопросы новой и новейшей русской литературы / Памяти профессора Б.С. Бугрова / Отв. ред. Н.М. Солнцева. -М.: Изд-во МГУ. 2002.-256 с.

104. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1966. 375 с.

105. Ключевский В О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Александрова. -М.: Правда, 1990. — 624 с.

106. Ковалев В.А. Этюды о Леониде Леонове. -М.: Современник. 1878. 327 с.

107. ЮЗ.Кожинов Вадим. Статьи о современной литературе. -М.: Советская Россия. 1990. 544 с.

108. Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. 1972.

109. Круглое Ю.Г. Русский фольклор. Книга для учителя. -М.: Изд-во «Советский писатель» 2000 г. 266 с.

110. Юб.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Перевод спольского -М.: Высшая школа. 1990. 351 с. 107 .Лихачев Д.С. Великое наследство. -2-е изд., доп. -М.: Современник, 1979. -412с./ Библиотека «Любителям российской словесности» У.

111. Лизачев Д.С. Заметки о русском. -М.: Советская Россия. 1984. 62 с.

112. Лихачев Д.С. Земля родная. -М.: Просвещение. 1983. 256 с.

113. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. / Авт. пред и сл. и вступит, статьи акад. С.И. Вавилов. ОГИЗ Государственное издательство технико-теоретической литературы. —М.; Л., 1948 г. Т.2.-1196 с.

114. Луначарский А.В. Собрание сочинений в восьми томах. Литературоведение. Критика. Эстетика.//Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. A.M. Горького. —М.: Художественная литература.- 1965. Т. 6.-639 с. Т.4-546 с.

115. Макарова З.И. Народнопоэтические и литературные традиции в поэзии Вл. Луговского: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / МОПИ им. Н.К. Крупской /. -М.: 1990. 192 с.

116. Максимова Т.Ю. Ранняя лирика М.И. Цветаевой в свете ее нравственно-эстетических исканий: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. —М., 1995. 251 с.

117. Меньшиков Т.В. Нравственно-философские проблемы в творчестве С.А. Есенина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М.: 1996. 165 с.

118. Мигунов А.А. Традиции и новаторство в русской литературе XX века. Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1982. 191 с.

119. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. -М.: Вече. 2000 624 с.

120. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. -М.: 1998.

121. Михеева Л.Н. Поэзия героического Ленинграда /1941-1945/. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М.,1977. -179 с.

122. Недоброво Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение/ЛГруды и дни. 1912. С. 2. С. 14-23.

123. Осовский О.Е. Литературоведческая концепция М.М. Бахтина в современном литературном сознании Великобритании и США: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. -М., 1995.

124. Очерки русской культуры XIX века. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998.

125. Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии М. Цветаевой: Монография.

126. Павловский Е.Н. Поэзия, наука и ученые. -М., Л. Изд-во Академии наук СССР / Ленинградское отделение /. 1958. 155 с.

127. Павловский Е.Н. Николай Александрович Холодковский как ученый и поэт. «Человек и природа». 1928. № 1. С. 11-38.

128. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -Спб.: Литера, 1999.-800 с.

129. Поспелов Г.Н. К методике историко-литературного исследования: сб. статей /Под ред. В.Ф. Переверзева. -М. 1928.

130. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. -Изд. МГУ. 1970. -330 с.

131. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. -М. 1965.

132. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Пого-ворка.//Изд. М. Потебни. Харьков. 1914.

133. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. -М.: 1976.

134. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. -М.: Политиздат, 1989. 605 с.

135. RES PHILOLOGICA. Филологические исследования. Памяти академика Георгия Владимировича Степанова / 1919-1986 /. Академия наук СССР. Отделение литературы и языка. Ответственный редактор академик Д.С.-213

136. Лихачев. -М.; Л. Наука, 1990.

137. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В 2 ч. Под редакцией Н.Н. Скатова. -М.: Просвещение. 1998.

138. Селезнев Ю. Златая цепь. -М.: Современник. 1985. 415 с.

139. Скатов Н.Н. О двух тайнах русской поэзии / Некрасов и Тютчев / //Литературные очерки. -М.: Современник. 1985. 366 с.

140. Слов драгоценных клады: Сост. Е. Галеева. -М.: Русский Раритет. 1997.

141. Словарь античности / Сост. Иоханнес Ирмшер в сотрудничестве с Ренате Ионе. Перевод с немецкого. -М.: Прогресс. 1989. 704 с.

142. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Композиция Вл. Воронцова. -М.: Прогресс. 1989. 704 с.

143. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX века: Учеб. для студентов ун-тов и пед ин-тов. -М.: Просвещение. 1993. - 383 с.

144. Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. МГУ им. М.В. Ломоносова. 14-15 ноября 2002 года / Ред., сост. С.И. Кормилов. -М.: Изд-во МГУ. 2002. 336 с.

145. Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». -М. Изд. МГУ, 1996. 232 с.

146. Федотов Г.П. Святые Древней Руси/ Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. -М.: Моск. рабочий. 1990. 269 с.

147. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. -М.: Высшая школа. 2000. 398 с.

148. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Издание второе, дополненное. Калуга: Золотая аллея, 2001. - 384 с.

149. Чижевский А.Л. Академия поэзии. -Калуга. 1918.

150. Чичерин А.В. Идеи и стиль. -М., Советский писатель. 1968. 376 с.

151. Яковлев Н.Н. Маршал Жуков. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Известия. 1995.-288.

152. Яковлев М.В. Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1995. 2141. Zti i^jucm&mT dica^r11

153. И строгой, И дасково-нежиой, ^. г1. Так будь же для nacVты дорогой* * Красивой ш. гордой собой. .В просторы родимого кра*1. Летят надо, MHOjit ------1. Россия, TIшдим,

154. Звезда нашей русской зеилн^---. L. .1. Редактор Д АЗОВ.4

155. К 80-лстию Со дня рождения атсля. * *• 'программа. . Ю.ОО ;^—.юзу! SO. 15о-ixо-,ио

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.