Одночастная фортепианная соната XIX - первой трети XX столетия: композиционно-драматургические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Семыкин, Валерий Григорьевич

  • Семыкин, Валерий Григорьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 216
Семыкин, Валерий Григорьевич. Одночастная фортепианная соната XIX - первой трети XX столетия: композиционно-драматургические аспекты: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2017. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Семыкин, Валерий Григорьевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Формирование принципов драматургии романтической одночастной фортепианной сонаты в историческом и исполнительском аспектах

1.1. Особенности сонатной формы в фортепианных циклах 15 Л. Бетховена и их влияние на становление композиционно -драматургических принципов романтической одночастной фортепианной сонаты

1.2. Художественные идеи романтизма и драматургия 31 сонатно-симфонического цикла

1.3. Роль исполнительского искусства в развитии жанров 45 фортепианной музыки XIX века

1.4. Драматургия одночастной фортепианной сонаты на 52 примере Фантазии-сонаты «По прочтении Данте» и Сонаты ^

то11 Ф. Листа

Глава 2. Развитие одночастной фортепианной сонаты в русской и украинской музыке конца Х1Х - первой трети ХХ столетия

2.1 Романтические тенденции и их роль в формировании

одночастной фортепианной сонаты в русской и украинской музыке конца Х1Х - первой трети ХХ столетия

2.2. Особенности драматургии одночастной фортепианой сонаты в творчестве А. Скрябина, Н. Метнера и Н. Мясковского

2.2.1. Формирование лирико-психологической и 101 лирико-пасторальной одночастной сонаты в творчестве

А. Скрябина

2.2.2. Специфика лирико-драматической одночастной 118 фортепианной сонаты в творчестве Н. Метнера

2.2.3. Особенности драматургии лирико-трагических 138 одночастных фортепианных сонат Н. Мясковского

2.3. Композиционно-драматургические аспекты 145 одночастной сонаты в творчестве С. Прокофьева,

Д. Шостаковича, А. Мосолова

2.4. Одночастная фортепианная соната в украинской музыке 160 (Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, В. Косенко)

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Одночастная фортепианная соната XIX - первой трети XX столетия: композиционно-драматургические аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Современное искусство фортепианного исполнительства требует от музыканта не только солидной технической подготовки, владения культурой интерпретации, но и основательных музыковедческих знаний в области истории, теории музыки, в частности, музыкальной драматургии. Осознание законов и принципов драматургического развития музыкального произведения позволяет выстроить его исполнительскую форму и создать интерпретацию, максимально приближённую к авторскому замыслу. Научное осмысление драматургических особенностей становится возможным благодаря осознанию жанровой и стилистической специфики музыки, мировоззрения композитора и образного содержания конкретных музыкальных произведений. Важная роль, которую выполняет музыкант-интерпретатор в качестве посредника между композитором и слушателем, актуализирует теоретическую проблему изучения особенностей музыкальной драматургии произведений разных жанров и практического её воплощения в исполнительской деятельности.

Одним из музыкальных жанров, который требует особенно тщательного изучения специфики драматургического развития, является одночастная фортепианная соната, прочно закрепившаяся в репертуаре современных пианистов. Впервые появившаяся в творчестве Ф. Листа, она нашла своё яркое воплощение в инструментальной музыке русских и украинских композиторов конца Х1Х - первой трети ХХ столетия. Сложность её драматургического развития стала следствием взаимодействия в творчестве композиторов романтических и постромантических тенденций в трактовке музыкальных жанров и форм, тяготения к синтезу искусств, особенной взаимосвязи музыки и литературной программы, стремления воплотить в музыкальных образах сложные философские идеи. Всё это привело к существенной трансформации традиционного сонатного allegro, его обогащению драматургическими принципами других музыкальных форм. Исполнение одночастных фортепианных

сонат Ф. Листа, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Мосолова, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко и других композиторов, обращавшихся к этому жанру, требует от пианиста-интерпретатора большой предварительной аналитической работы, одна из главных задач которой состоит в исполнительском формообразовании. В нотном тексте фиксируется только схема, которая в процессе исполнения обретает звуковое воплощение, исполнителю же задается «определённый структурный план, который должен быть конкретизирован в процессе интерпретации при помощи комплекса темпо-ритмических, динамических, артикуляционных, тембровых средств. Воплощая замысел произведения, заключённый в определённой форме, интерпретатор не только трактует его, но и одновременно воздействует на форму сочинения» [67, с. 5]. Для решения этой задачи необходимо понимание как специфики историко-стилевого контекста конкретного произведения, так и особенностей драматургического развития одночастной сонаты.

Всё это свидетельствует о необходимости комплексного изучения драматургии одночастной фортепианной сонаты в историко-стилевом контексте и очерчивает проблемное поле диссертации. Главная же проблема состоит в определении ключевых признаков драматургии одночастной сонаты и создании её типологии.

Таким образом, актуальность исследования определяется рядом культурологических, искусствоведческих и музыковедческих факторов, которые указывают на необходимость осознания специфики одночастной драматургии в контексте общего развития жанра фортепианной сонаты в западноевропейской, российской и украинской музыке. Актуальными проблемами являются следующие: комплексное изучение становления и развития принципов драматургии одночастной фортепианной сонаты в историко-стилевом контексте; исследование влияния фортепианного исполнительства на становление одночастной сонаты; определение ключевых признаков драматургии одночастной сонаты и создание типологии её жанровых разновидностей. Теоретическое определение главных драматургических признаков одночастной фортепианной

сонаты необходимо также и для создания исполнительской интерпретации конкретных музыкальных произведений.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что вопрос драматургических особенностей сонатной формы с разных позиций исследовался в работах Б. Асафьева [13], Н. Горюхиной [33], В. Цуккермана [203-205], Л. Мазеля [102-104], Е. Назайкинского [127-129], М. Тица [188], Т. Черновой [210-211], проблемы изучения специфики одночастной сонатной драматургии не нашли своего разностороннего воплощения. Чаще всего музыковеды акцентируют своё внимание на принципах поэмности, свойственных одночастным сонатным формам и их жанровым особенностям, лишь косвенно касаясь проблем одночастной драматургии. Так, жанровый канон симфонической поэмы и его воплощение в инструментальной музыке Х1Х - начала ХХ столетия становится предметом исследования И. Аппалоновой [8]; крупную одночастную форму этого же периода рассматривает и М. Канчели [66]; в диссертации А. Ласковой изучается одночастная симфония как новая жанровая форма музыки второй половины ХХ века [88]; частично проблем поэмности касаетсся Г.Крауклис [78]; принципы поэмной драматургии в украинской фортепианной музыке первой половины ХХ ст. изучает Н. Пастеляк [141]; в контексте исследования сонаты в украинской музыке Л. Ланцута характеризует её одночастную разновидность и тяготение к поэмности как один из признаков национальной украинской музыки [87]; в контексте решения проблем сонатной драматургии в русской фортепианной сонате касается одночастности Е. Сорокина [179]; Ю. Москалец рассматривает некоторые аспекты одночастной сонаты в процессе комплексного исследования русской фортепианной сонаты на рубеже Х1Х-ХХ ст. [122]. Отдельных проблем одночастной фортепианной сонаты касаются исследователи в связи с изучением творчества различных композиторов, в частности В. Цуккерман [205], С. Павчинский [140], В. и Ю. Холоповы [200], Л. Григорян [36], У Цунь [190], К. Подпоринова [143], И. Шапошников [212].

В обосновании теоретических положений диссертации автор опирался на фундаментальные работы, которые создают синтез научных подходов и охватывают проблемы:

- культурологии и философии (В. Кузьмина [82-83], И. Блауберга, В. Садовского, Е. Юдина [17], Е. Юдина [220], К. Леви-Стросса [90], А. Зися [5657], П. Копнина [75], О. Лосева [99], Г. Орлова [137-138]);

- музыкальной драматургии (В. Бобровского [19-22], Е. Назайкинского [127], Т. Черновой [210-211], Б. Гецелева [31-32], Т. Ливановой [94], И. Барсовой [15], В. Холоповой [199]);

- композиции и формы (Б. Асафьева [13], Г. Григорьевой [34], В. Медушевского [108], М. Канчели [66], Т. Кюрегян [85], Е. Ручьевской [152], Н. Рыжковой [156-157], И. Способина [181], И. Стогний [183-184], В. Цуккермана [203-205];

- собственно сонатности как структурного принципа и процессуального явления (М. Арановского [11], Н. Горюхиной [33], А. Соколова [177-178]),

- истории музыки (М. Друскина [46], Т. Левой [89], В. Конен [73]);

- истории и теории фортепианного исполнительства (А. Алексеева [4-6], П. Зимина [56]) и исполнительской интерпретации (Г. Нейгауза [131], В. Москаленко [121], Е. Потоцкой [144], Н. Усенко [189]).

Наиболее системно законы формообразования и драматургии в сфере инструментальной музыки представлены В. Бобровским в его функциональной теории музыкальной драматургии [22]. Драматургическая концепция исследователя позволяет проанализировать основные содержательные и композиционные процессы, присущие сонатному циклу в целом и сонатной форме в частности. Функциональный анализ В. Бобровского демонстрирует принципы системного подхода к музыкальному искусству и в значительной степени обладает универсальностью, поэтому к его применению следует обращаться не только музыковедам (теоретикам, историкам и критикам), но и исполнителям. В исполнительской деятельности функциональный анализ, с одной стороны, опирается на ощущение момента времени, музыкальных событий и их

связи, а с другой - целостности и осмысленности исполнительской интерпретации можно достичь только после предварительного функционального анализа произведения.

Согласно теории В. Бобровского, в построении музыкального произведения ведущим выступает единство логических и композиционных функций, которое и определяет его форму. В фундаментальном труде «Функциональные основы музыкальной формы» он неоднократно обращается к определению понятия музыкальной формы. В начале исследования В. Бобровский кратко формулирует понятие музыкальной формы как многоуровневой иерархической системы, «элементы которой обладают двумя неразрывно связанными между собой сторонами - функциональной и структурной» [22, с. 13]. Под музыкальной формой учёный понимает художественный феномен, в котором одновременно осуществляются проекция художественной идеи на интонационную «плоть» и течение художественного времени за счёт интонационного развития. Такое определение отражает два взаимодополняющих аспекта понимания формы - с позиции её драматургии и композиции. Опираясь на это понимание, В. Бобровский предлагает дефиницию музыкальной формы, которая стала определяющей и в нашем подходе к изучению специфики драматургии одночастной сонаты: «Музыкальная форма - это функционально подвижный процесс интонационного воплощения определённой художественной идеи. Процесс этот возникает в результате переплавки отражённых в сознании личности жизненных реалий и создаёт организованную систему внутренне соединённых моментов времени» [там же, с. 328]. Представленное определение акцентирует взаимосвязь музыкальной законов драматургии со спецификой воплощения художественного содержания.

В исследовании принципов драматургии одночастной сонаты для автора данной работы ключевым становится одно из положений теории В. Бобровского, которое заключается в том, что общие логические функции демонстрируют уровень асафьевской триады, «объединяющий музыку не только с процессом

речи, но и с другими искусствами, основанными на процессуальном раскрытии содержания» [там же, с. 26].

Драматургия одночастной сонаты рассматривается в неразрывном единстве с воплощением художественного содержания каждого отдельного образца. Кроме того, общие логические функции выступают стабильным компонентом системы функциональных основ музыкальной формы: они являются наиболее устойчивыми в историческом и стилистическом планах, то есть действуют во все эпохи истории музыкального искусства и во всех его стилях. В. Бобровский, кроме общих логических, общих композиционных и специальных композиционных функций выделяет также ещё один (четвёртый) уровень функциональных и структурных закономерностей - уровень композиционной «формы как данности», то есть формы конкретного музыкального произведения и «формы как принципа» [там же, с. 27]. Далее учёный отмечает, что «общие закономерности всех композиционных форм реализуются средствами сопоставления и развития различных типов выразительности, видов психологических состояний, связанных с воплощением художественной идеи данного произведения» [там же, с. 29].

Драматургия музыкального произведения целиком подчинена его художественной идее, которая создаётся характером сопоставлений, силой их контраста, его реализацией. Отталкиваясь от такого утверждения, В. Бобровский выдвигает понятие экспрессивно-драматургических функций, которые образуют определённую связь разделов формы на основе их драматургических соотношений. Согласно его утверждению, если «логико-композиционные функции определяются закономерностями порядка возникающих музыкальных событий, то экспрессивно-драматургические функции - самим их содержанием. Следовательно, логико-композиционные функции образуют композицию музыкального произведения, а экспрессивно-драматургические функции - его драматургию» [там же, с. 57]. Исследователь сравнивает соотношение этих двух видов функций как взаимодействие синтаксического (логико-композиционные функции) и семантического (экспрессивно-драматургические функции) уровней.

Он, также, отмечает, что драматургические функции не всегда могут совпадать с композиционным планом произведения, что приводит к появлению двухплановой структуры.

При исследовании драматургии одночастной фортепианной сонаты важным является и тот факт, что композиционно-драматургические функции музыкального произведения выступают его исторически и стилистически мобильной версией. Экспрессивно-драматургические функции, представляющие семантический уровень музыкальной драматургии, связаны с «сюжетом» и «событиями» музыкального произведения. В связи со спецификой пространственно-временного развёртывания музыкального произведения, осуществлённого по определённому плану организации «моментов музыкального времени», можно утверждать, что в музыкальной композиции именно экспрессивно-драматургические функции образуются за счёт событийной стороны. Поэтому особенности экспрессивно-драматургических функций стали основой для создания типологии одночастной сонаты.

Важными в контексте исследования экспрессивно-драматургических функций выступают и положения И. Стогний, изложенные в её исследовании процессов смыслоброазования в музыке [184]. В частности, выявляя и систематизируя смыслообразующие свойства музыкальных коннотаций как локальных составляющих общего смысла, музыковед анализирует развитие образно-смыслового плана музыкального произведения, связанного с действием экспрессивно-драматургических функций. Кроме того, ценными для нашего исследования являются наблюдения И. Стогний над формами второго плана в инструментальной музыке и вопросами «жанрового сюжета» [183].

Цель настоящего исследования - выявление и типизация драматургических особенностей одночастной фортепианной сонаты.

Цель исследования определила ряд задач:

- выявить культурные предпосылки возникновения одночастной фортепианной сонаты;

- акцентировать роль романтического исполнительства в становлении одночастной фортепианной сонаты;

- определить комплекс сущностных признаков драматургии одночастной сонаты;

- выявить драматургические особенности одночастной фортепианной сонаты на примере конкретных сочинений;

- создать систематизацию типов одночастных сонат;

- выявить специфические признаки драматургии в каждом из типов одночастных фортепианных сонат.

- выполнить целостный анализ ряда одночастных фортепианных сонат в западноевропейской, русской и украинской музыке.

Объектом исследования является одночастная фортепианная соната Х1Х -первой трети ХХ столетия.

Предмет исследования - музыкальная драматургия одночастной фортепианной сонаты.

Материал исследования - сонаты Л. Бетховена, Ф. Шуберта, фортепианные произведения Ф. Шопена, в которых формируются драматургические принципы одночастной фортепианной сонаты, а также сонаты Ф. Листа, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Мосолова, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко, которые являются образцами сонатной одночастности. Выбор материала исследования обусловлен наличием одночастных фортепианных сонат в творчестве определённых композиторов и степенью проявления драматургических признаков сонаты в музыке композиторов, творивших до появления одночастного варианта этого жанра.

На защиту выносятся следующие положения:

- базовые принципы, присущие драматургии будущей одночастной фортепианной сонаты, заложены в композиции первых частей фортепианных сонат Бетховена №№ 5, 8, 17, 23 и произведениях Шуберта и Шопена;

- на формирование основ драматургии одночастной сонаты повлияли не только закономерности программной музыки, но и романтические исполнительские традиции;

- в фортепианной музыке сформировались героико-драматический, лирико-психологический, лирико-пасторальный, лирико-драматический, лирико-трагический, экспрессивно-драматический, эпико-драматический типы драматургии одночастной фортепианной сонаты;

- выделенные типы драматургии одночастной фортепианной сонаты различаются по действию в них экспрессивно-драматургических функций;

- каждый из типов одночастных фортепианных сонат обладает специфическими признаками драматургии, которые выявляются в результате анализа многоуровневых компоненетов музыкальной структуры, в частности её интонационной, тематической, функциональной и содержательной сторон.

Методологической основой исследования стали системный и структурный подходы, которые обеспечили комплексность исследования и позволили проследить становление принципов драматургии одночастной сонаты в историко-стилевом контексте. В частности, системный анализ способствовал выявлению иерархических принципов в типологии и структуре главных выразительных компонентов одночастной драматургии. Использование структурного анализа позволило выявить типы отношений между драматургическими компонентами.

В процессе исследования были также использованы следующие методы:

- сравнительно-исторический (для выявления специфики проявления черт одночастной драматургии в творчестве композиторов Х1Х и ХХ столетий);

- метод целостного музыковедческого анализа (для раскрытия специфики драматургии одночастной фортепианной сонаты).

Научная новизна определяется тем, что диссертация является первой попыткой комплексного исследования драматургии одночастной фортепианной сонаты. Автор стремился к расширению и конкретизации общих представлений об одночастной фортепианной сонате, её истоках и драматургических признаках. В работе впервые:

- осуществлён поиск жанрово-драматургических прототипов одночастной фортепианной сонаты;

- поставлен вопрос о специфике культурного контекста, оказавшего влияние на становление и развитие композиционно-драматургических принципов одночастной фортепианной сонаты;

- определена роль фортепианного исполнительства в становлении и развитии драматургии одночастной сонаты;

- обозначены специфические черты одночастной драматургии в творчестве композиторов разных стилевых и национальных школ (Ф. Листа, А. Берга, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Мосолова, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко);

- показаны особенности украинского варианта драматургии одночастной фортепианной сонаты.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что она может служить научной базой для дальнейшего исследования одночастной фортепианной сонаты в творчестве композиторов второй половины ХХ - начала ХХ1 века. В работе также предложены подходы к анализу драматургии, которые можно применить к изучению не только фортепианных, но и других одночастных композиций в камерно-инструментальной музыке. Создание типологии одночастной фортепианной сонаты в её драматургических реализациях формирует теоретическую базу для построения исполнительской концепции, учитывающей глубину художественного замысла произведения.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования её положений в разнообразных учебных курсах высшей школы при изучении дисциплин «История зарубежной музыки», «История украинской музыки», «Исполнительская интерпретация», «Музыкальная драматургия», «Анализ музыкальных произведений», «Специальность (фортепиано)». Отдельные положения диссертации и анализ драматургии конкретных образцов могут быть использованы пианистами-исполнителями для построения исполнительской формы и создания исполнительской интерпретации, способной

максимально адекватно замыслу композитора воплотить содержание музыки и донести её до слушателя.

Степень достоверности и апробация результатов. Степень достоверности результатов исследования обусловливает опора на значительный музыкальный багаж, охватывающий большой период времени, в который формировались определённые черты одночастной фортепианной сонаты (произведения Бетховена, Шуберта, Шопена); непосредственно одночастной фортепианной сонаты от первых её проявлений в творчестве Листа до музыки первой трети ХХ столетия - как этапа расцвета жанра фортепианной сонаты в творчестве русских и украинских композиторов (Скрябина, Метнера, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Мосолова, Ревуцкого, Лятошинского, Косенко), а также использование апробированных в российском музыковедении методов исследования.

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные теоретические и методические положения диссертации обнародованы на научных конференциях, а именно: Первая международная научно-практическая конференция «Наука ХХ1 столетия: ответы на вызовы современности» (Румыния, Бухарест, 2013); Пятая Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Славянское музыкальное искусство в контексте европейской культуры» (Винница, 2013); Всеукраинская научно-практическая конференция «Жанрово-стилевые проекции музыкального искусства в динамике исторических перемен» (Донецк, 2013); Тринадцатая научно-практическая конференция Украинского товарищества анализа музыки «Организация музыкального движения: композитор и исполнитель» (Киев, 2013); Пятая Всеукраинская научно-практическая конференция «Исполнительская интерпретация и современный учебный процесс» (Луганск, 2014).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.

Во Введении обоснованы тема и актуальность диссертации, поставлены цель и её основные задачи, определены объект, предмет и методология исследования, осуществлён обзор и анализ научной литературы по теме.

Первая глава посвящена изучению прототипов драматургии одночастной фортепианной сонаты, в частности в творчестве Бетховена. В ней также исследуются социокультурные факторы, повлиявшие на формирование одночастной сонаты; анализируются романтические фортепианные жанры, в которых зарождаются её драматургические особенности; изучается драматургия сонат Ф. Листа, которые стали первыми образцами одночастной фортепианной сонаты.

Во Второй главе содержится анализ драматургических особенностей фортепианных сонат в творчестве русских и украинских композиторов, а также рассматривается их типология.

В Заключении подводятся основные итоги исследования.

Приложение включает в себя 17 таблиц, в которых представлены особенности композиции проанализированных одночастных фортепианных сонат.

Общий объём диссертации - 215 страниц, список литературы содержит 228 наименований.

Глава 1. Формирование принципов драматургии романтической одночастной фортепианной сонаты в историческом и исполнительском аспектах

1.1. Особенности сонатной формы в фортепианных циклах Л. Бетховена и их влияние на становление композиционно-драматургических принципов романтической одночастной фортепианной сонаты

Русская музыкальная критика, начиная ещё с XIX века, неоднократно отмечала, что одной из важнейших особенностей музыки Л. ван Бетховена является программность, иногда объявленная, чаще - скрытая, но явно ощущаемая, «стремление передавать сюжетно отчетливые образы» [79]. Это утверждение целиком соответствует и художественному содержанию его фортепианных сонат, в которых тематическая драматургия отличается исключительной образной рельефностью. В. Стасов, М. Балакирев, А. Бородин, П. Чайковский, Б. Асафьев и многие другие неоднократно указывали на «программность» музыки немецкого композитора. Стремление к программности в будущем станет одной из ярких особенностей романтизма, приведших к появлению одночастной фортепианной сонаты и симфонической поэмы. Кроме того, в недрах бетховенского творчества вызревали и композиционно -драматургические черты одночастной сонатной композиции, связанные как со спецификой романтической образности, так и с некоторыми стилевыми процессами, присущими романтизму.

Несомненно, именно Бетховен первым пришел к модификации традиционной формы сонатного allegro, нашедшей своё дальнейшее претворение в одночастной фортепианной сонате. Следовательно, в специфике развёртывания сонатной формы его фортепианных циклов и нужно искать истоки композиционно-драматургических принципов одночастной фортепианной сонаты, впервые заявившей о себе в творчестве Ф. Листа. Отправной точкой

поисков служит проявление романтических тенденций в образности и композиции бетховенских сонат. Романтическое начало в музыке последнего венского классика проявляется, в частности, в «размывании» художественных и формальных границ традиционных классических структур, синтезе в одной композиции особенностей различных жанров и форм. Кроме того, немецкому композитору свойственно отчетливое тяготение к драматическим и патетическим образам, действенности и стремительности в их развёртывании, что, несомненно, сближает его с романтической культурой в целом и художественной образностью музыки Ф. Листа в частности. Особенно отчетливо выше сказанное проявляется в тех сонатных циклах Бетховена, в которых вызревают и патетические образы его симфоний, и тенденции к «сжатию» четырёхчастного сонатного цикла, и стремление к программности, что присуще романтической музыке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Семыкин, Валерий Григорьевич, 2017 год

Список литературы

1. Аверинцев, С. С. Софiя-Логос. Словник / С. С. Аверинцев. -Ки!в: Дух i лггера, 2006. - 902 с.

2. Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. - М. : Практика, 1995. - 256 с.

3. Акопян, Л. О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия структурного слышания в музыковедении последних десятилетий / Л. О. Акопян // Музыкальная академия. - 1997. - № 1. -С. 188-189.

4. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: [в 3 ч.] / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1988. - Ч. 1,2. - 415 с.

5. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: [в 3 ч.] / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1982. - Ч. 3. - 286 с.

6. Алексеев, А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945 / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1974. - 152 с.

7. Антонець, О. А. Еволющя салонно! музики в европейськш культура автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 /Антонець Олена Анатолпвна; Харювський державний ушверситет мистецтв iм. I. П. Котляревського. - Харюв, 2006. - 21 с.

8. Аппалонова, И. В. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Аппалонова Ирина Викторовна; Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова. -Уфа, 2009. - 19 с.

9. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 342 с.

10. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб.ст. / ред.-сост. М. Г. Арановский. - М. : Музыка, 1974. - С. 90-125.

11. Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов / М. Г. Арановский. - Л. : Советский композитор, 1979. - 287 с.

12. Арановский, М. Г. Симфония и Время / М. Г. Арановский // Русская музыка и XX век / ГИИ МК РФ; ред.-сост. М. Г. Арановский. - М., 1997. - С. 303-370.

13. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. -Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

14. Бандура, А. И. Творческая вселенная А. Н. Скрябина: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бандура Андрей Иванович; Российская академия музыки. - М., 1992. - 21 с.

15. Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера / И. А.Барсова. - М. : Советский композитор, 1975. - 495 с.

16. Благой, Д. Д., Гольденвейзер, Е. И. В классе Гольденвейзера / Д. Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. - М. : Музыка, 1986. - 210 с.

17. Блауберг, И. В., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. - М. : Знание, 1969. - 481 с.

18. Блауберг, И. В., Юдин, Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Знание, 1972. - 48 с.

19. Бобровский, В. П. К вопросу о драматургии музыкальной формы / В. П. Бобровский // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. ст. / сост. Л. Г. Раппопорт. - М. : Музыка, 1971. - С. 26-64.

20. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы / В. П. Бобровский. - М. : Музыка, 1970. - 227 с.

21. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления / В. П. Бобровский. - М. : Музыка, 1989. - Вып. 1.- 268 с.

22. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. - М. : Музыка, 1978. - 332 с.

23. Борев, Ю. Б. Методология анализа художественного произведения / Ю. Б. Борев // Методология анализа литературного произведения; отв. ред. Ю. Б. Борев; рец.: А. В. Михайлов, М. Я. Поляков, А. П. Чудаков. - М. : Наука, 1988. - С. 3-32.

24. Брокхауз, Х. А. Размышления о теории истории музыки // Методологические проблемы музыкознания: сб.ст. / редкол.: Д. В. Житомирский, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, Н. Г. Шахназарова; ред.: Г. Шестаков, В. Медьюгина. - М. : Музыка, 1987. - С. 87-95.

25. Васильев, П. И. Фортепианные сонаты Метнера / П. И. Васильев. - М. : Музгиз, 1962. - 43 с.

26. Васильченко, Е. В. История и теория музыки: звук/музыка в системе культуры: конспект лекций / Е. В. Васильченко. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - 126 с.

27. Воробьёв И. С. Творчество А. В. Мосолова 1920-х - начала 1930-х годов в контексте русского художественного авангарда: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Воробьев Игорь Станиславович; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А.Римского-Корсакова. - С.-П., 1998. - 20 с.

28. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века: очерки / Л. Е. Гаккель. - Л. : Советский композитор, 1990. - 288 с.

29. Гаккель, Л. Е. Фортепианное творчество Прокофьева / Л. Е. Гаккель. - М. : Гос. муз. издат., 1960. - 172 с.

30. Гарипова, Н. М. Музыкальный смысл и механизмы его постижения / Н. М. Гарипова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3(79). - С. 222-235.

31. Гецелев, Б. С. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века / Б. С. Гецелев // Проблемы музыкальной

драматургии XX века / отв. ред. В. М. Цендровский. - М. : Музыка, 1983. -С. 5-48.

32. Гецелев, Б. С. Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины XX века / Б. С. Гецелев // Проблемы музыки XX века: сб. ст. - Горький : Волго-Вятское книжное изд-во, 1977. - С. 59-94.

33. Горюхина, Н. А. Эволюция сонатной формы / Н. А. Горюхина. -Кшв : Музична Украша, 1973. - 310 с.

34. Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века / Г. В. Григорьева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 175 с.

35. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50-80-е годы / Г. В. Григорьева. - М. : Советский композитор, 1989. - 206 с.

36. Григорян, Л. Е. Ранние фортепианные сонаты С. С. Прокофьева:

автореф. дисс..... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Григорян Лилит

Ервандовна; Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 1992. - 24 с.

37. Данте Алигьери // Кто есть кто в мире / [гл. ред. Г. П. Шалаева]. - М. : Филологическое общество «СЛОВО» : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 418-420.

38. Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева / В. Ю. Дельсон. - М. : Советский композитор, 1973. - 287 с.

39. Демешко, Г. А. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60-70-х годов / Г. А. Демешко // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. / отв. ред. А. Климовицкий.- Л. : Музыка, 1977. - Вып. 15. - С. 170-190.

40. Демешко, Г. А. Проблема сонатности в инструментальном творчестве советских композиторов 60-70-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Демешко Галина Андреевна; Ленинградский институт театра, музыки и кино. - Л., 1980. - 23 с.

41. Демченко, А. И. Ференц Лист: вехи эволюции / А. И Демченко // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сборник научных трудов / [сост. Г. И. Ганзбург]. - Харьков : Издательская группа «РА - Каравелла», 2002. -С. 25-42.

42. Денисов, Э. В. Сонатная форма в творчестве Прокофьева / Э. В. Денисов // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. / сост. В. М Блок; ред. В.М. Блок и Ю. Н. Рагс. - М .: Музыка, 1972. - С. 165-184.

43. Долинская, Е. Б. Николай Метнер: монографический очерк / Е. Б. Долинская. - М. : Музыка, 1966. - 193 с.

44. Долинская, Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского / Е. Б. Долинская. - М. : Советский композитор, 1980. - 208 с.

45. Друскин, М. С. История зарубежной музыки / М. С. Друскин. -М. : Музыка, 1967. - Вып. 4. Вторая половина Х1Х века / [изд. 3]. - С. 180242.

46. Друскин, М. С. История зарубежной музыки / М. С. Друскин. -С.-П. : Композитор, 2004. - Вып. 4. Вторая половина Х1Х века / [изд. 7, перер.]. - 528 с.

47. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. - М. : Классика-ХХ1, 2003. - 255 с.

48. Ершова, Е. Д. Черты формообразования в современной музыке / Е. Д. Ершова. - М. : Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 71 с.

49. Живов, Л. М. Н. Я. Мясковский и его четыре фортепианные сонаты / Л. М. Живов // Николай Мясковский. Сонаты для фортепиано. -М. : Советский композитор, 1979. - С. 148-152.

50. Житомирский, Д. В., Леонтьева, О. Т., Мяло, К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. - М. : Музыка, 1989. - 301 с.

51. Закс, Л. А. Музыка в контекстах духовной культуры / Л. А. Закс // Критика и музыкознание: сб. ст. / рец. В. Ю. Григорьев. - Л. : Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 46-68.

52. Земцовский, И. И. О методологической сущности интонационного анализа / И. И. Земцовский // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С. 24-29.

53. Зенкин, К. В. Романатизм как историко-культурный переворот / К. А. Жабинский, К. В. Зенкин // Музыка в пространстве культуры: избр. статьи. - Ростов-на-Дону : МП «Книга», 2001. - Вып. 1. - С. 8-28.

54. Зимин, П. Н. История фортепиано и его предшественников / П. Н. Зимин. - М. : Музыка, 1968. - 215 с.

55. Зинькевич, Е. С. Значение генетико-типологического аспекта в анализе современной музыки / Е. С. Зинькевич // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. ст. - Ки!в : Музична Укра!на, 1988. - С. 96-101.

56. Зись, А. Я. К вопросу о характере методологической проблематики в искусствознании / А. Я. Зись // Методологические проблемы музыкознания: сб. ст. / редкол.: Д. В. Житомирский, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, Н. Г. Шахназарова; ред.: Г. Шестаков, В. Медьюгина. - М. : Музыка, 1987. - С. 8-30.

57. Зись, А. Я. О комплексном изучении искусства / А Я. Зись // Методологические проблемы современного искусствознания / рец. Ю. Б. Борев, А. С. Вартанов; отв. ред. А. Я. Зись. - М. : Наука, 1986. - С. 320.

58. 1вко, А. В. Подieвi аспекти музично! форми ХХ столптя: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / 1вко Анна Валерпвна; Нащональна музична академiя Укра!ни iм. П. I. Чайковського. - Ки!в, 2007. - 21 с.

59. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Искусство, 1972. - 440 с.

60. Каган, М. С. Система и структура / М. С. Каган // Системные исследования: Методол. пробл. ежегодник / ВНИИ систем. исслед. - М. : Наука, 1983. - С. 87-107.

61. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. / М. С. Каган.- Л. : ЛГУ, 1991. - 384 с.

62. Каган М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - С.-П. : Изд-во миГ, 1996. - 232 с.

63. Кадцын, Л. М. Процесс слушательского восприятия и усвоения содержания музыкальных произведений / Л. М. Кадцын // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. ст. / сост. И. А. Котляревский, Д. Г.Терентьев. - Ки!в : Музична Укра!на, 1988. - С. 102-111.

64. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания / Л. П. Казанцева. - Астрахань : Факел, 2001. - 368 с.

65. Казанцева, Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры / Л. П. Казанцева. - Астрахань : Волга, 2005. - 112 с.

66. Канчели, М. А. Крупная одночастная форма в музыке Х1Х века и на рубеже ХХ века / М. А.Канчели. - Тбилиси : Ганатлеба, 1969. - 205 с.

67. Киселева, О. А. Принципы фортепианного исполнительского формообразования: дисс. ... кандидат искусствоведения: 17.00.02 / Киселева Ольга Александровна; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000. - 215 с.

68. Коваль, А. А. Ференц Лист: творческое осмысление Данте и Гёте (специфика философско-художественной интеграции контрастных тенденций в романтическом моностиле) / А. А. Коваль // Проблемная аура австро-германского романтизма. - Киев, 1993. - С. 59-71.

69. Коваль, Г. О. Лют i Данте: до проблеми синтезу мистецтв: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03/ Коваль Ганна Олександрiвна; Нащональна музична академiя Укра!ни iм. П. 1.Чайковського. - Ки!в, 1998. - 20 с.

70. Козак, О. I. Феномен конфлжту у симфошчнш драматурги: мистецько-культуролопчш вимiри: автореф. дис. ... докт.

мистецтвознавства: 26.00.01 / Козак Олександра 1вашвна; Харювська державна академiя культури. - Харюв, 2010. - 22 с.

71. Койре, А. В. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. В. Койре; пер. с фр. Я. А. Ляткера, общ ред. А. П. Юшкевича. - 2-е изд. - М. : УРСС, 2003. -271 с.

72. Кон, Ю. Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» / Ю. Г. Кон // От Люлли до наших дней: сб. ст. / сост. В. Дж. Конен; ред. И. Слепнев. - М. : Музыка, 1967. - С 93-104.

73. Конен, В. Дж. История зарубежной музыки / В. Дж. Конен. -М. : Музыка, 1981. - Вып. 3. С 1789 года до середины XIX века / [изд. пятое]. - 534 с.

74. Коннов, В. П. «Фаустовские» мотивы в творчестве Ф. Листа / В. П. Коннов // Музыковедение. - 2006. - № 1. - С. 2-7.

75. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования / П. В. Копнин. - М. : Наука, 1973. - 324 с.

76. Корюкин, В. И. Концепции уровней в современном научном познании / В. И Корюкин; АН СССР, Урал, отд-ние. - Свердловск : УрОАН СССР, 1991. - 230 с.

77. Котлер, Н. Р. Стилевые особенности творчества Скрябина на основе анализа его Четвёртой сонаты / Н. Р. Котлер // А. Н. Скрябин: сборник статей. - М. : Советский композитор, 1973. - С. 241-261

78. Крауклис, Г. В. Проблемы западноевропейского программного симфонизма XIX века: автореф. дисс. ... докт. искусствоведения: 17.00.02 / Крауклис Георгий Вильгельмович; Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 1982. - 48 с.

79. Кремлёв, Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена / Ю. А. Кремлёв. - М. : Советский композитор, 1970. - 336 с.

80. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVП-XX вв. /

A. Ю. Кудряшов. - СПб. : Лань, 2006. - 432 с.

81. Кузнецов, И. В. Принцип причинности и его роль в познании природы / И. В. Кузнецов // Проблема причинности в современной физике. - 1960. - № 5. - С. 62-63.

82. Кузьмин, В. П. Гносеологические проблемы системного знания /

B. П. Кузьмин. - М. : Знание. 1983. - 36 с.

83. Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. - М. : Политиздат, 1986. - 400 с.

84. Кулапина, О. И. О факторах развития методологии музыкознания / О. И. Кулапина // Вопросы методологии теоретического музыкознания: сб. тр. / отв. ред. Ю. Н. Бычков. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1983. - Вып 66. - С. 6-17.

85. Кюрегян, Т. С. Фантазия / Т. С. Кюрегян // Музыкальная энциклопедия / [гл. ред. Ю. Келдыш]. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5. - С. 767-771.

86. Кюрегян, Т. С. Формы в музыке XVII-XX вв. / Т. С. Кюрегян. -М. : Сфера, 1998. - 344 с.

87. Ланцута, Л. В. Украшська фортетанна соната: теорiя, iсторiя, сучасш тенденцп: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Ланцута Леся Володимирiвна; Нащональна музична академiя Украши iм. П. I. Чайковського. - Кшв, 1998. - 21 с.

88. Ласкова, А. Б. Одночастная симфония в советской музыке. Истоки и состояние жанра: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ласкова Анна Борисовна; Московская государственнвя дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 1989. - 24 с.

89. Левая, Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: исследование / Т. Н. Левая; ред. К. Кондахчан. - М. : Музыка, 1991. - 166 с.

90. ЛевьСтрос, К. Структурна антрополопя / К. ЛевьСтрос / Пер. з фр. З. П. Борисюк. - Ки!в : Основи, 2000 - 386 с.

91. Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран / Б. В. Левик. - М. : Музыка, 1973. - Вып. 4 [изд. 5]. - С. 70-183.

92. Левчук, Л. Т. Структуралютська i герменевтична естетика / Л. Т. Левчук // Захщноевропейська естетика XX столптя: навчальний пошбник. - Ки!в : Либщь, 1997. - С. 109-122.

93. Лекторский, В. А., Швырев В. С. Методологический анализ науки (типы и уровни) / В. А. Лекторский, В. С. Швырев // Философия. Методология. Наука. - М. : Наука, 1972. - С. 7-44.

94. Ливанова, Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и её исторические связи / Т. Н. Ливанова.- М. : Музыка, 1980. - Ч. II. - 287 с.

95. Ли Сонкунь. О программной жанровой двойственности (на примере фантазии-сонаты «По прочтении Данте» Ф. Листа) / Ли Сонкунь // Музичне мистецтво i культура / Науковий вюник Одесько! державно! музично! академп iм. А. В. Нежданово!.- Одеса, 2009. - Вип. 10. - С. 210218.

96. Лист, Ф. Избранные статьи / Ф. Лист. - М. : Музгиз, 1959. -463 с.

97. Лихачёв, Д. С. Будущее литературы как предмет изучения / Д. С. Лихачёв // Новый мир. - 1969. - № 9. - С. 179-190.

98. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. - М. : Советский композитор, 1990. -312 с.

99. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Из ранних произведений; [сост. И. И. Маханькова]. - М. : Правда, 1990. -С. 195-390.

100. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М Лотман // О поэтах и поэзии / гл. ред. В. С Дзяк. - СПб. : Искусство, 1996. - С. 18-252.

101. Лукачевская, М. В. Жанры сонаты и полифонического диптиха в фортепианном творчестве А. К. Глазунова и С. М. Ляпунова: автореф. дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лукачевская Майя Львовна; Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. -Нижний Новгород, 2012. - 20 с.

102. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель; ред. И. Прудникова. - М. :Советский композитор, 1978. - 352 с.

103. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие / Л. А. Мазель. - М. : Музыка, 1979. - 536 с.

104. Мазель, Л. А. Статьи по теории и анализу музыки / Л. А. Мазель; ред. И. Прудникова; рец. Г. В. Келдыш. - М. : Советский композитор, 1982. - 328 с.

105. Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1967. - 752 с.

106. Мария Гринберг: статьи, воспоминания, материалы: сборник / лит. ред. А. Г. Ингер; общ. ред. В. Дж. Конен; сост. А. Г. Ингер. - М. : Советский композитор, 1987. - 303 с.

107. Марценювська, О. В. Переосмислення романтичних традицш в фортетаннш та камерно-шструментальнш творчост Б. Лятошинського: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Марценювська Олена Вадимiвна; Нащональна музична академiя Украши iм. П. I. Чайковського. -Кшв, 2011. - 21 с.

108. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

109. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М. : Музыка, 1976. - 254 с.

110. Медушевский, В. В. О методе музыковедения / В. В. Медушевский // Методологические проблемы музыкознания / редкол.:

Д. В. Житомирский, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, Н. Г. Шахназарова; ред.: Г. Шестаков, В. Медьюгина. - М. : Музыка, 1987. - С. 206-230.

111. Месхишвили, Э. П. О драматургии сонат Скрябина / Э. П. Месхишвили// А. Н. Скрябин: сборник статей. - М. : Советский композитор, 1973. - С. 492-507.

112. Месхишвили, Э. П. Фортепианные сонаты Скрябина / Э. П. Месхишвили. - М. : Советский композитор, 1981. - 272 с.

113. Метнер, Н. К. Воспоминания, статьи, материалы / Н. К. Метнер / под ред. З. А. Апетян. - М. : Музыка, 1981. - 232 с.

114. Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке / А. П. Милка. - Л. : Музыка, 1983. - 324 с.

115. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства: сб. ст. / Я. И. Мильштейн. - М. : Советский композитор, 1983. - 266 с.

116. Мильштейн, Я. И. Комментарии к изданию: Ференц Лист. Сочинения для фортепиано / Я. И. Мильштейн. - М. :Музыка, 1960. - Т.! -С. 200-211.

117. Мильштейн, Я. И. Ф. Лист / Я. И. Мильштейн. - М. : Музыка, 1971. - Т. 2. [изд. 2-е, расш. и доп.]. - 600 с.

118. Михайлов, А. В. Поэтические тексты в сочинениях Антона Веберна // А. В. Михайлов. Музыка в истории культуры: избр. статьи. - М. : МГК, 1998. - С. 128-146.

119. Михайлов, А. В. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Германии XIX века / А. В. Михайлов // Музыкальная эстетика Германии XIX века. / сост. Ал. Михайлов, и В. Шестаков. - М. : Музыка, 1981. - Т. 1. - С. 9-73.

120. Михайлов, М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. - Л. : Музыка, 1981. - 264 с.

121. Москаленко, В. Г. Аналiз у ракурс музично! штерпретацп / В. Г. Москаленко // Часопис Нащонально! музично! академп Укра!ни

iменi П. I. Чайковського: [науковий журнал]. - № 1. - Кшв : НМАУ, 2008. -С. 106-112.

122. Москалец, Ю. В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Москалец Юлия Владимировна; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - М.. 2004. - 232 с.

123. Музыка Австрии и Германии XIX века: учеб. пособие / под общ. ред. Т. Э. Цытович. - М. : Музыка, 1975. - Кн. 1. -511 с.

124. Музыка Австрии и Германии XIX века: учеб. пособие / под ред. Т. Э. Цытович. - М. : Музыка, 1990. - Кн. 2. - 526 с.

125. Мясковский, Н. Я. Сергей Прокофьев. Третья соната (из старых тетрадей) для фортепиано, ор. 28. // Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания. - М. : Советский композитор, 1960. - Т. 2. - С. 221-223.

126. Назайкинский, Е. В. Искусство и наука в деятельности музыковеда / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сб. ст / ред. Е. В Назайкинский. - М. : Музыка, 1973. - Вып. 2. - С. 3-16.

127. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский; рец. Е. А. Ручьевская; ред. Н. Беспалова. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.

128. Назайкинский, Е. В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сб. ст./ ред.-сост. Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1978. -Вып. 3. - С. 3-12.

129. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

130. Невская, Н. Г. Претворение фаустовской темы в музыке XIX века: проблемы жанра: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Невская Наталья Геннадиевна; Ростовская государственная

консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2011. -23 с.

131. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - М. : Музыка, 1988. - 240 с.

132. Никифорова, Н. В. Драматургические и композиционные основы контрастно-составных форм / Н. В. Никифорова // Проблемы музыкальной драматургии XX века: сб. ст. / ГМПИ им. Гнесиных; отв. ред. В. М. Цендровский. - Горький, 1983. - Вып. 69. - С. 49-64.

133. Николаева, А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина / А. И. Николаева. - М. : Советский композитор, 1983. -103 с.

134. Новакович, М. О. Канон укра!нського музичного модершзму в творчост Бориса Лятошинського: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Новакович Мирослава Олександрiвна, Львiвська нащональна музична академiя iм. М. В.Лисенка. - Львiв, 2008. - 20 с.

135. Ню Нин. Циклическая одночастность в Первом фортепианном концерте с оркестром С. Прокофьева [Электронный ресурс] / Ню Нин // Науковий вюник Одесько! державно! музично! академп iм. А. В. Нежданово!. - Випуск 13. - Одеса, 2011. - Режим доступу: http://tbsx.ru/portal/Soc_Gum/Mmik/2011_13/index.htm

136. Орджоникидзе, Г. Ш. Фортепианные сонаты Прокофьева / Г. Ш. Орджоникидзе. - М. : Музгиз,1962. - 151 с.

137. Орлов, Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов; ред. Л. Г. Ковнацкая. -СПб. : Советский композитор, 1992. - 277 с.

138. Орлов, Г. А. Семантика музыки / Г. А. Орлов // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. / ред. И. Прудникова. - М. : Советский композитор, 1973. - Вып. 2. - С. 434-479.

139. Павчинский, С. Э. О крупных фортепианных произведениях позднего Скрябина / С. Э. Павчинский // А. Н.Скрябин: сборник статей. -М. : Советский композитор, 1973. - С. 409-491.

140. Павчинский, С. Э. Сонатная форма произведений Скрябина / С. Э. Павчинский. - М. : Музыка, 1979. - 236 с.

141. Пастеляк, Н. В. Поемнють в украшськш фортетаннш музищ першо1 половини ХХ ст. як принцип художнього мислення: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Пастеляк Неля Васиивна; Львiвська нащональна музична академiя iм. М. В. Лисенка. - Львiв, 2009. -21 с.

142. Пастеляк, Н. В. Трансформащя поемних засад мислення в одночастинних сонатах В. Косенка [Електронний ресурс] / Н. В. Пастеляк. -Режим доступу: http://www.drgene.ru/portal/Soc_Gum/MuzS/2010_5/index.htm

143. Пщпоршова, К. В. Соната в творчост М. К. Метнера як вщдзеркалення щейно-художньо1 концепцп композитора: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Пщпоршова Катерина Вiкторiвна; Харювський державний ушверситет мистецтв iм. I. П. Котляревського. -Харюв, 2008. - 20 с.

144. Потоцька, О. В. Стильова типолопя фортетанно-виконавсько!' штерпретацп: дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Потоцька Олена Вiкторiвна; Одеська державна музична академiя iм. А. В. Неждановог -Одеса, 2012. - 252 с.

145. Протопопов, В. В. Сонатная форма в западноевропейской музыке второй половины XIX века / В. В. Протопопов. - М. : Музыка, 2002. - 134 с.

146. Протопопов, В. В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-ой половины XIX века: Берлиоз. Лист. Вагнер. Верди. Франк. Брамс / В. В. Протопопов. - М. : Музыка, 2002. - 134 с.

147. Райс, М. О фортепианной музыке Александра Мосолова [Электронный ресурс] / М. Райс // Израиль XXI: музыкальный журнал. -2012. - Вып. 33. - Режим доступа: http://21israel-music.com/Music_ j ournal_No33 .htm

148. Рощенко, Е. Г. Первый цикл романтического мифа о Данте и соната-фантазия Ф. Листа / Е. Г. Рощенко // Музичне мистецтво i культура. Науковий вюник / [гол. ред. О. В. Сокол]. - Одеса : АСТРОПРИНТ, 2000. -Вип. 1. - С. 59-67.

149. Рубцова, В. В. Александр Николаевич Скрябин / В. В. Рубцова. -М. : Музыка, 1989. - 447 с.

150. Рудницький, О. М. Фортетанна творчють Миколи Колесси в контекст стильових напрямiв XX ст.: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Рудницький Олег Михайлович; Львiвська нащональна музична академiя iм. М. В. Лисенка. - Львiв, 2009. - 18 с.

151. Русанова, Т. М. Последние фортепианные сонаты Франца Шуберта: проблемы композиции и исполнительской интерпретации: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Русанова Тамара Марковна; Российская академия музыки имени Гнесиных. - М., 2003. - 188 с.

152. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма / Е. А. Ручьевская. - СПб. : Композитор, 1998. - 268 с.

153. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения / Е. А.Ручьевская // Критика и музыкознание: сб. ст. / рец. В. Ю.Григорьев. - Л. : Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 69-96.

154. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. -М. : Музыка, 1977. - 160 с.

155. Ручьевская, Е. А. Целостный и стилевой анализ / Е. А. Ручьевская // В. А. Цуккерман музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / отв. ред. Г. Л. Головинский. - М. : Композитор, 1994. - С. 42-57.

156. Рыжкова, Н. А. К вопросу об индивидуализации формы / Н. А. Рыжкова // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-70-х годов: сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. А.Крюков. - Л., 1979. - С. 46-62.

157. Рыжкова, Н. А. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке / Н. А. Рыжкова // Традиции музыкального

искусства и музыкальная практика современности: сб. науч. тр. ЛГИТМиК / ред. А. Порфирьева, Л. Раабен. - Л., 1981. - С. 43-59.

158. Савенко, С. И. Заметки о поэтике современной музыки / С. И. Савенко // Современное искусство музыкальной композиции: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / отв. ред. Н. Гуляницкая. - М., 1985. - С. 5-16.

159. Савенко, С. И. Музыка Шнитке как язык современности / С. И. Савенко // Музыка. Культура, Человек: сб. ст. / ред. И. Мугинштейн. -Вып. 2. - Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 144-152.

160. Савенко, С. И. Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом / С. И. Савенко // Западное искусство. XX век. Проблемы интерпретации. - М. : КомКнига, 2007. -С. 318-331.

161. Садовский, В. Н. Общая теория систем, или метатеория / В. Н. Садовский // Вопросы философии. - 1972. - № 4. - С. 173.

162. Садовский, В. Н. Система / В. Н. Садовский // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильчев и др. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - С. 584585.

163. Семыкин В. Г. Драматургические разновидности одночастной сонаты / В. Г. Семыкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11. - С. 175-181.

164. Семыкин В. Г. Драматургия одночастной сонаты в контексте функционального понимания музыкальной формы (на материале фортепианных сонат А. Скрябина) / В. Г.Семыкин // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 8. - С. 153-158.

165. Семыкин В. Г. Методические рекомендации к работе над сонатой Ф. Листа си-минор. Для преподавателей музыкальных учебных учреждений / В. Г. Семыкин. - Киев : Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1992. - 29 с.

166. Семыкин В. Г. Особенности лирико-трагического типа драматургии одночастной сонаты (на материале фортепианных сонат Н. Мясковского) / В. Г. Семыкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 10. - С. 163-167.

167. Семыкин В. Г. Фортепианные сонатные allegro Л. ван Бетховена как источник формирования композиционно-драматургических особенностей одночастной романтической сонаты / В. Г.Семыкин //Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 15. - С. 159-165.

168. Семикш В. Г. Аналiз сонатно! форми у контекст функщонального розумшня процешв музично! драматурги / В. Г. Семикш // «Наука ХХ1 столггтя: вщповщ на виклики сучасностЬ»: Збiрник статей I Мiжнародноl науково-практично! конференций м. Бухарест, 17 травня 2013 р. - в III ч.- Бухарест, 2013. - Ч. II. - С. 219-227.

169. Семикш В. Г. Драматурпчш особливост одночастинно! фортетанно! сонати у творчост М. Метнера / В. Г.Семикш // Науковi записки Тернотльского национального педагопчного ушверситету iменi Володимира Гнатюка. Серiя: Мистецтвознавство. - Тернопiль : Вид-во ТНПУ iм. В. Гнатюка,2013. - № 2 - С. 62-68.

170. Семикш В. Г. Одночастинна фортетанна соната у творчост украшських композиторiв: виконавсько-iнтерпретаторський аспект / В. Г. Семикш // Виконавська штерпретащя та сучасний навчальний процес: матерiали V Всеукрашсько! науково-практично! конференций - Луганськ : Вид-во ЛДАКМ, 2014. - С. 352-356.

171. Семикш В. Г. Формування драматурпчних принцитв одночастинно! фортешанно! сонати в творчост композиторiв-романтикiв / В. Г. Семикш // Записки Тернопшьського нацiонального педагопчного ушверситету iменi Володимира Гнатюка. Серiя: Мистецтвознавство. -Тернопiль : Вид-во ТНПУ iм. В. Гнатюка, 2014. - № 1 - С.123-129.

172. Семикш В. Г. Формування композицшно-драматурпчних принцитв сонатно! одночастинностi у фантазп-сонат «Пюля прочитання Данте» Ф. Люта / В. Г. Семикш // Музичне мистецтво. - Донецьк : Юго-Восток, 2012. - Вип. 10. - С. 40-49.

173. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. - М. : Музыка, 1973. - 447 с.

174. Словарь философских терминов / науч. ред. В. Г. Кузнецова. -М. :Инфра-М, 2005. - 729 с.

175. Соколов, О. В. К проблеме типологии музыкальных форм / О. В. Соколов // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. / сост. В. Зак, Е. Чигарева. - Вып. 6. - М. : Советский композитор, 1985. - С. 153-180.

176. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: монография / О. В. Соколов. - Нижний Новгород : ННГУ, 1994. - 220 с.

177. Соколов, О. В. Об индивидуальном претворении сонатного принципа / О.Соколов // Вопросы теории музыки: сб. ст. / ред. Ю.Тюлин. -Вып. 2. - М. : Музыка, 1970. - С. 196-228.

178. Соколов, О. В. О двух основных принципах формообразования в музыке / О. В. Соколов // О музыке: Проблемы анализа: сб. ст. / ред. -сост. В. Бобровский, Г. Головинский. - М. : Советский композитор, 1974. - С. 5172.

179. Сорокина, Е. Г. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России: дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сорокина Елена Геннадьевна; Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И.Чайковского. - М., 1976. - 195 с.

180. Сохор, А. Н. О методологии музыкальной критики / А. Н. Сохор // Современные вопросы музыкознания / отв. ред. Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1976. - С. 42-62.

181. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. - М. : Музыка, 1984. - 400 с.

182. Степанова, Н. Н. Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования / Н. Н. Степанова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: [материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium»]. -СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Вып. 12. -C. 232-242.

183. Стогний, И. С. Коннотативные свойства музыкального текста / И. С. Стогний. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2013. - 224 с.

184. Стогний, И. С. Процессы смыслообразования в музыке: семиологический аспект: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Стогний Ирина Самойловна; Российская академия музыки им. Гнесиных. - М., 2013. - 54 с.

185. Таирова, Ф. С. Фауст в музыке (образ Фауста в творчестве композиторов-романтиков): учебное пособие / Ф. С. Таирова. - Баку, 2008. -104 с.

186. Тараканов, М. Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) / М. Е. Тараканов // Методологические проблемы искусствознания: сб. ст. / редкол.: Д. В. Житомирский, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, Н. Г. Шахназарова; ред.: Г. Шестаков, В. Медьюгина. - М. : Музыка, 1987. - С. 31-71.

187. Тирдатова, Е. И. Образы Данте у Листа и Чайковского / Е. И. Тирдатова // Из истории зарубежной музыки. Сборник статей / [сост. М. Пекелис, И. Гивенталь]. - М. : Музыка, 1979. - Вып. 3. - С. 5-28.

188. Тиц, М. Д. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений / М. Д. Тиц. - Кшв : Музична Украша, 1972. -281 с.

189. Усенко, Н. М. Влияние романтического виртуозного исполнительства на композиторское творчество (от Ф. Шопена к

А. Скрябину): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Усенко Наталия Михайловна; Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов н/Д, 2005. - 32 с.

190. У Цунь. Соната ^тоИ Ф. Люта як предмет виконавського анаизу / У Цунь // Музичне мистецтво i культура. - Одеса : Друкарський дш, 2006.- Вип. 7. Кн. 1. - С. 343-351.

191. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - М. : Музыка, 1969. - 598 с.

192. Фомин, В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа / В. Фомин // Музыкальное искусство и наука сб. ст. / ред. Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1973. - Вып. 2. -С. 99-134.

193. Фомша, Т. М. Художньо-виконавськ принципи штерпретацп Сонати сьмшор Ф. Люта (до проблеми формування виконавсько! традицп класу професора Л. Н. Пнзбург) / Т. М. Фомша // Музичне мистецтво i культура. - Одеса : Друкарський дiм, 2010.- Вип. 12. - С. 343-356.

194. Холопов Ю. Александр Мосолов и его фортепианная музыка [Электронный ресурс] / Ю.Холопов // А.Мосолов. Избранные сочинения для фортепиано. - М. : Музыка, 1991. - Режим доступа: http://newmuz.narod.ru/st/Mos_Holop01.html

195. Холопов, Ю. Н. К проблеме музыкального анализа / Ю. И. Холопов // Проблемы музыкальной науки / сост.: В. И. Зак, Е. И. Чигарева ; редкол.: Г. Л. Головинский, Е. М Левашев, И. А Сапонов. -М. : Советский композитор, 1985. - Вып. 6. - С. 130-151.

196. Холопов, Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия / Ю. Н. Холопов // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 106-114.

197. Холопова, В. Н. К проблеме музыкальных форм 60-70-х годов XX века / В. Н. Холопова // Современное искусство музыкальной композиции: сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных / отв. ред. Н. Гуляницкая. -М., 1985. - С. 17-27.

198. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. -СПб. : Лань, 2000. - 320 с.

199. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холопова. - СПб. : Лань, 1999. - 496 с.

200. Холопова, В. Н., Холопов Ю. Н. Фортепианные сонаты Прокофьева / В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. - М. : Музыка, 1961. - 88 с.

201. Хохлов, Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта / Ю. Н. Хохлов. - М. : Эдиториал УРСС, 2010. - 528 с.

202. Ценова, В. С. К теории современной музыкальной композиции / В. С. Ценова // Советская музыка. - 1991. - № 9. - С. 81-86.

203. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды: в 2-х томах / В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1970-1975. - Т. 1. - 559 с.; Т. 2 - 464 с.

204. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы / В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1964.

205. Цуккерман, В. А. Соната си-минор Ф. Листа / В. Цуккерман. -М. : Музыка, 1984. - 112 с.

206. Чеботаренко, О. В. Культурологические аспекты исполнительской формы музыки: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Чеботаренко Ольга Валериевна; Одесский государственный политехнический университет. - Одесса, 1997. - 187 с.

207. Чередниченко, О. В. Фортетанна творчють С. Борткевича в свггт класико-романтично! традицп: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Чередниченко Ольга Вiкторiвна; Харювський державний ушверситет мистецтв iм. I. П. Котляревського. - Харюв, 2008. - 18 с.

208. Чередниченко, Т. В. К проблеме художественной ценности в музыке / Т. В Чередниченко // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. / редкол. О. В. Соколов, М. Е. Тараканов, В. Н. Холопова, В. А. Цуккерман. -М. : Советский композитор, 1983. - Вып. 5. - С. 255-295.

209. Чередниченко, Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики / Т. В. Чередниченко. - М. : Музыка, 1989. - 223 с.

210. Чернова, Т. Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Чернова Татьяна Юрьевна; Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И.Чайковского. - М., 1979. - 28 с.

211. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т. Ю. Чернова. - М. : Музыка, 1984. - 143 с.

212. Шапошников, И. А. Поэмность в романтической музыке: форнтепианное творчество Ф. Листа и Ф. Шопена: дисс. . кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Шапошников Иван Альбертович; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 2016. - 209 с.

213. Швець, Н. О. Культуротворчий синтез як стилеутворювальний фактор у музичному мистещш на рубежi Х1Х-ХХ столт (на прикладi творчосп С. Танеева та М. Метнера): автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 26.00.01 / Швець Наталiя Олександрiвна; Нащональна музична академiя Укра!ни iм. П.1. Чайковського. - К. , 2008. - 22 с.

214. Шип, С. В. Музыкальная речь и язык музыки / С. В. Шип. -Одесса : Изд-во Одесской гос. консерватории имени А. В. Неждановой, 2001. - 296 с.

215. Шнитке, А. О некоторых чертах новаторства в фортепианных циклах Прокофьева / А. Шнитке // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования / [Составитель В. Блок. Редакторы В. Блок и Ю. Рагс]. - М. : Музыка, 1972. -С. 185-215.

216. Шонберг, Г. Великие пианисты / Г.Шонберг. - М. : «Аграф», 2003. - 401 с.

217. Шпет, Г. Г. Эстетические фрагменты / Г.Г. Шпет // Сочинения. -М. : Правда, 1989. - 601 с.

218. Щитова, С. А. Образ Мефютофеля в епоху романтизму як вщдзеркалення двобою добра i зла / С. А. Щитова // Актуальш проблеми юторп, теорii та практики художньо!' культури. - Кшв : ДАКККiМ, 2009. -Вип. XXII. - С. 33-41.

219. Щьоголева, О. В. Романтична шструментальна фантазш у творчостi Ф. Шуберта та Р. Шумана: шляхи становлення жанру: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Щьоголева Олена Володимирiвна; Нащональна музична академiя Украши iм. П. I. Чайковського. - Кшв, 2011. - 18 с.

220. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

221. Berman В. Prokofiev's Piano Sonatas. A Guide for the Listenerand the Performer. Yale University Press, 2008. 256 р.

222. Brown D. The B Minor Sonata Revisited: Deciphering Liszt // The Musical Times. Vol. 144, No. 1882 (Spring, 2003), рр. 6-15.

223. Garcia S. Scriabin's Symbolist Plot Archetype in the Late Piano Sonatas // 19th-century Music. Vol. 23, No. 3 (Spring, 2000), pp. 273-300.

224. Forte A. Alban Berg's Piano Sonata, Op. 1: A Landmark in Early Twentieth-Century Music // Music Analysis. Vol. 26, No. 1/2, 2007, pp. 15-24.

225. Longyear R. The Text of Liszt's B Minor Sonata // The Musical Quarterly. Vol. 60, No. 3 (Jul.), 1974, pp. 435-450.

226. Tanner М. The Power of Performance as an Alternative Analytical Discourse: The Liszt Sonata in B Minor // 19th-century Music. Vol. 24, No. 2, Special Issue: Nineteenth-Century Pianism (Autumn,2000), pp. 173-192.

227. Wadsworth B. A Model of Dialectical Process in Berg's Opus 1 Piano Sonata // Theory and Practice. Vol. 33. Dedicated to George Perle: 19152009, 2008, pp. 329-356.

228. Wai-Ling C. Scriabin's Octatonic Sonata // Journal of the Royal Musical Association. Vol. 121, No. 2,1996, pp. 206-228.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.