Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Давлетшина, Гульнара Рафисовна

  • Давлетшина, Гульнара Рафисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Давлетшина, Гульнара Рафисовна. Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2012. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Давлетшина, Гульнара Рафисовна

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы философского исследования гуманизма

1.1 Развитие представлений о гуманизме в философской мысли

1.2 Гуманизм и глобализация современного мира

Глава II. Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе

2.1 Деформация ценностей в современном обществе

2.2 Пути и основные направления гуманизации российского общества

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе»

Введение

Актуальность темы исследования определяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, глубокие перемены в современном мире вызвали потребность в интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения. Во-вторых, глобализация воздействует на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает ее традиционные системы ценностей. Это находит отражение в явлениях дегуманизации общества. В-третьих, последние десятилетия исторических трансформаций, свидетельствуют о том, что в современном российском обществе резко упал моральный уровень общественного и индивидуального сознания. В-четвёртых, возрос интерес к механизмам восстановления гуманистических идеалов в таких социальных институтах, как семья, школа.

Степень разработанности проблемы. Изучению гуманизма уделяется повышенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. Исторические аспекты развития гуманизма разных эпох и социокультурных систем нашли рассмотрение в работах отечественных исследователей, таких как В.В.Зеньковский, B.C. Соловьёв и др.

В процессе теоретико-методологического анализа гуманизма нам оказались полезными труды В.В. Афанасьева, B.C. Барулина, В.А. Лекторского, А. Назаретяна, В.Т. Пуляева, И.Т. Фролова и др.

В русле традиционного материалистического мировоззрения гуманизм исследуется В.Г. Леонтьевым, Т.А. Ярошевским; как космологический феномен - Е.А. Спириным, Л.В. Шапошниковой; в экологическом контексте - H.H. Моисеевым, Г.И. Швебсом, А.Д. Урсулом и др.

Религиозный характер гуманизма обсуждается в работах Е.М. Амелиной, а исключительно светский - В.А. Кувакиным, П. Куртцом, А. Печчеи, Э. Фроммом. Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму имеется

в трудах П.С. Гуревича, О. Клемана, А.Н. Кочергина, В.Д. Жукоцкого, Е.В.Ушаковой и др.

~ и и

С изучением гуманистических традиции российского социума связаны исследования Л.Г. Гусляковой, А.Л. Свердлова, М.В. Фирсова и др.

В XX веке в утверждении идей гуманизма большую роль сыграли мыслители Испании, Португалии, Латинской Америки. Видное место в этом ряду занимают работы Х.Ортега-и-Гассета и М.Р.Кобоса.

Исследования гуманизма стимулировали научные дискуссии на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные и политические аспекты» (Москва, 2004 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты» (Уфа, 2008 г.), XVIII Всемирный Конгресс гуманизма, посвященный обсуждению различных аспектов поддержания мира и предотвращения конфликтов, а также роли гуманистического движения в этом процессе (Осло, 2011 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики (Уфа, 2011 г.).

Процесс изучения современного гуманизма с позиций деятельностного

подхода реализуется в рамках исследования гражданского общества и, в

особенности в связи с проблемой деятельности добровольцев в сообществах

(М. Пейн), защиты прав и интересов клиентов (Д. Брэндон), ухода на дому (П.

Чемберлен), обращения с пожилыми людьми (Б. Пенхейл). В отечественной

литературе развивается важное направление осмысления проблем гуманизма в

аспекте социальной работы (И.А. Зимняя, Г.П. Медведева). Прикладные

аспекты гуманизации общественных отношений рассматривались в связи с

развитием архитектуры (А. Алвар), бытием науки (И.З. Цехмистро), НТР (И.А.

Негодаев), развитием этики (В. А. Рыбин). Большую методологическую и

фактологическую помощь в исследовании проблем гуманизма в целом и в

4

современной России, в частности, оказали так же работы: B.C. Галимова, Д.М. Азаматова, С.М. Поздяевой, B.C. Хазиева, Ф.С. Файзуллина, A.B. Лукьянова, У.С. Вильданова, А.Ф. Кудряшева, З.Я. Рахматуллиной, И.В. Фроловой, А.Р. Янгузина.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе изучение гуманизма носит различную направленность. Анализ литературы позволяет заметить, что значительно слабее изучается гуманизм как основание повседневной деятельности, нуждаются в осмыслении философские основы деятельности гуманистических организаций, в том числе проблема сочетания общечеловеческого и национально-специфического. В теоретическом плане исследователи постоянно сталкиваются с рядом противоречий и критическим отношением к гуманизму.

При всем многообразии теоретических и практических исследований, посвященных данной проблематике, в настоящее время существует ряд неизученных вопросов. Среди них, такие как: интегративная оценка современной жизни и перспектив развития мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения, изучение роли глобализации, оказывающей воздействие на духовную сферу общества, расшатывая ее традиционные системы ценностей, выявление основных направлений гуманизации современной культуры в условиях трансформации российского общества, поиск причин деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе. Они и составили проблемное поле данного диссертационного исследования.

Объект исследования: гуманизм как социокультурный феномен.

Предмет исследования: процессы трансформации современного российского общества в свете гуманизма как духовно-нравственного императива.

Цель исследования - кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе.

Реализации данной цели предполагает решение следующих задач:

5

- проанализировать развитие представлений о гуманизме в истории философской мысли вообще и, в философской мысли России, в частности;

- раскрыть влияние глобализации мира на изменение содержания гуманизма;

- выявить причины деформации системы ценностей гуманизма в современном обществе;

- определить и выделить основные пути и направления гуманизации российского общества.

Научная новизна работы состоит в том, что автором:

• доказано, что в современном российском обществе гуманизм ориентирован больше на свободу людей, нежели на человечность в их отношениях;

• доказано, что деформация гуманизма изменила морально-этический, психологический облик человека и общества;

• выявлены признаки новых гуманистических идеалов в современном российском обществе, таких как солидарность, справедливость, забота;

• определены механизмы восстановления гуманизации культуры, где гарантом должно выступить государство, реализующее в своей экономической политике принцип социального гуманизма.

Методологическая основа диссертации. В качестве ведущей методологической основы исследования диссертант использовал положения социокультурного подхода. В диссертации отражены фундаментальные философские принципы объективности и историзма, всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, результаты исследования дают возможность представить философский анализ гуманизма в современном мире, вступившем в процесс глобализации, деформировавшем нравственные идеалы человека и общества. Определенные в ходе исследования механизмы преодоления кризиса гуманизма, могут быть использованы в

различных сферах жизнедеятельности человека и общества.

6

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем исследовании данной проблематики в философии, социологии, психологии и т.д. Материалы и выводы могут быть применены при разработке учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, педагогов, социальных работников.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, в том числе: всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические правовые и гуманитарные аспекты, (г. Уфа, 2008г.), всероссийской научно-практической конференции «Национально-государственные образования в истории и политической практике Российского Федерализма» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Судьба России в эпоху глобализации» (г. Уфа, 2009г.), всероссийской научно-практической конференции «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете стратегии государственной антинаркотической политики» (г. Уфа, 2011 г.) и др., а также нашли отражение в 20 научных публикациях автора общим объёмом 6 п.л., в том числе 2- в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 200 наименований. Общий объём диссертации - 143 страницы.

Глава I. Теоретические основы философского исследования гуманизма

1.1 Развитие представлений о гуманизме в философской мысли

В настоящее время представление о гуманизме основывается на самоочевидных факторах. В то же время каждый автор в это понятие вкладывает свой определенный смысл. Вместе с тем имеются точные определения данного явления и разработаны цельные, логические трактовки и научные труды о гуманизме.

Все различия данных трактовок сводятся к тому, что необходимо выявить главную сущность и функцию гуманизма. Например, по мнению В.А. Решетникова «все дискуссии и споры по определению гуманизма строятся на формировании полезного и познавательного сущего, которое касается вопросов бытия человека в обществе»1. Ученый говорит о том, что в зависимости от мнений различных авторов о гуманизме можно сформировать цельную систему классификаций.

Существует довольно много определений и объяснений гуманизма. В общем можно сказать, что гуманизм - это определенная система знаний, взглядов, идей, представлений о человеке как главная ценность в жизни, его права на счастье, на свободу, на саморазвитие своих талантов и возможностей. Счастье для человека является главным показателем благополучия общества, основы же справедливости, равенства необходимым правилом поведения между людьми.

В различные этапы развития общества понятие гуманизм имел различные утверждения. Но незыблемым оставалось то, что гуманизм неразрывно исходил от сущности природы и человека.

'Решетников В.А Специфика современного гуманизма как культуры / В.А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. - Иркутск: ИГУ, 2004. - С. 227-246

В первую очередь, осознание гуманизма тесно связывалось с образом идеального человека. В основу такой модели закладывались именно моральные качества индивида. В связи с этим, стремления человека к идеальному моральному образу воспринимались как эталон гуманности, достойной подражания. Для достижения данного образца использовались различные методы образования и воспитания.

При наличии большого количества научных работ и исследований о гуманизме, отсутствует точное и лаконичное определение гуманизма.

В настоящее время имеются всевозможные понятие гуманизма, но все они сводятся к тому, что основополагающий признак данного понятия это «человечность», где человек, индивид, личность является наивысшей ценностью во всей Вселенной»1.

Первоначальной основой для определения гуманизма является понятие «гуманность», которое является философской категорией и возродилось еще в античные времена.

Например, по мнению философа Марка Туллия Цицерона под гуманностью следует понимать полнота и неразделенность человеческой природы. Для гармоничного совершенствования и развития человека предлагалось использовать семь так называемых, свободных искусств: музыку, поэзию, риторику, грамматику, историю, моральную и политическую философию.

Также Цицерон считал, что настоящими источниками счастья для человека является его добродетели, а «наличие добродетелей целиком зависит от самих людей» . Среди прочих добродетелей он главной выделял мудрость.

Мыслители Возрождения под гуманизмом понимали такие качества личности, которые требовали особенной подготовки для их развития. Среди

'Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. - Одесса: Оптимум, 2002 - С. 144.

2Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. / Пер. Н. А. Федорова, комм. Б. М. Никольского, вступ. ст. Н. П. Гриндера. (Серия «Памятники мировой культуры»). М.: РГГУ. 2000.- С. 265

таковых особо выделялись: красота языковых форм и речи, изысканность вкуса, способность вызвать ответную симпатию, утончённое отношение к жизни.

В разнообразных философских учениях для эталона гуманности понимались различные качества: человечность, признание и уважение достоинства человека, всеобщее чувство участия человеколюбие.

Особую роль для развития гуманистического отношения сыграли мыслители античности. В частности, для Европы греческий гуманизм это незыблемый эталон высочайшей человеческой культуры. В первую очередь, человек открыл данную культуру в искусстве и философии. Например, совершенный образ человека был запечатлен в греческой скульптуре. Греческая трагедия выразила трагизм всего человеческого существования перед существованием преследующего рока. В современном гуманизме в противоположность трагедии ставят мужество как одну из значимых гуманистических добродетелей.

Гуманизм по К. Ясперсу в теории развития представлен в трех этапах. Первая форма - это нравственно-ритуальный гуманизм (представитель этой школы Конфуций (551-479 гг. до н.э.), основанный на принципе жень.

Ядро гуманизма Конфуция является уважение и почтительность к родителям и к старшим поколениям. По теории философа этикет и гуманность изначально формируются в семье, затем формируют мир в обществе и государстве, а счастливое общество делает уже счастливым человека.

Одним из основных принципов в учение Конфуция является принцип жень. Он основывается на человечности, гуманности, человеколюбие. Философ говорил, чтобы определить, что такое жень, нужно исходить из той установки, что не нужно делать другому человеку то, чего не хочешь, чтобы было у тебя. Только в этом случае искорениться ненависть в обществе и в семье. Одно из главных правил нравственности звучит следующим образом: если у человека отсутствует гуманность, как тогда можно говорить о музыке и этикете?

Конфуций утверждал, что человек больше склонен к добру, нежели ко злу. Также он говорил, что любой может стать великодушным мужем, нужно только придти к этому решению. Таким образом, каждый человек может творить свою судьбу сам. Мыслитель отстаивал принцип этического развития и был убежден в результативности моральных наставлений. Он говорил: «Умереть с голоду - событие незначительное, утратить мораль - большое»1.

В социально-этическом плане конфуцианство явилось учением о том, как подчинить человека государству-обществу и господству аристократии. Этому соответствовало и конфуцианское представление о гуманизме. Человек в древнекитайских учениях выступал не как индивид, а как часть некоей социальной общности, лишь постепенно "человек вообще" обретал свою индивидуальность.

Конфуцианство получило развитие в представлениях Мо-цзы о врожденных качествах (в частности, добра) у человека. У Мо-цзы, Сюнь-цзы и представителей школы легистов содержались идеи о преобразующей активной роли деятельности человека, о значении воспитания. Специфическое понимание уникальной природы человека содержалось в даосизме, где она объявлялась непознаваемой, т.к. подвержена скоротечной изменчивости.

По мнению Мэн-Цзы (Мэн Кэ) (372-289 до н.э.) основой гуманности является то сердце, которое способно сострадать и соболезновать2. Основой же справедливости рождается от негодующего и стыдящегося на другого сердце. Ядром благоприятности (альтруизма, доброжелательства) выступает отказывающее себе и отдающие другим сердце. Основой разумности является сердце, которое утверждает и отрицает.

Человеку принадлежат все эти четыре основы. А тот, кто их не имеет не является человеком. Таким образом, философ считал, что любому человеку

'Конфуций. Беседы и суждения (Лунь Юй). - СПб: Кристалл, 1999. - С. 448. Пер. В. А. Кривцова

2Мэн-цзы" (Избранные места) / Пер.Л.И. Думана // Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах Т 1.М.: Мысль,1972 (Сер."Философское наследие").

11

обладает чувством долга, стремлением к справедливому поведению, знанию, гуманностью.

Располагая большим предпочтением именно эмоциональной культуре личности, он в то же время не отрицает роль разума в период развития основ человечных качеств. Именно в Древнем Китае идеи о гуманизме представлены довольно обширно. Они зарождаются наравне с теми мыслями, когда человек начинает рассуждать о началах и основах гармоничного образа своей жизни.

Позже в Греции Сократ сформулировал философскую программу предотвращения насилия путем нахождения в процессе диалога общечеловеческой истины. Это был философский вклад в гуманизм. Как сторонник ненасилия Сократ выдвинул тезис, согласно которому «лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее»1, позднее взятый на вооружение стоиками. Смерть Сократа характеризует его не меньше, чем жизнь и взгляды. Ученики Сократа - киники - учили довольствоваться малым, а Эпикур, развивая традиции греческой философии, разработал теорию желаний, в соответствии с которой удовлетворять стоит только естественные необходимые желания.

Еще одной разновидностью гуманизма в древности, обладающий общечеловеческим характером, является древнеиндийский принцип ахимсы, что означает гуманное отношение ко всему живому. Данный принцип стал основоположником буддизма и индуизма. Отсюда можно сделать вывод, что гуманизм не идет в разрез с религией, а скорей всего, исходит от неё.

Если говорить о христианстве, то отмечается, что оно завевало мир жертвенностью и силой духа. В то же время, при завоевании мира христианством и создании могущественной церкви, оно развернулось от страданий мученичества праведников к мученичеству инквизиции. Используя христианство в коростных целях, люди, стремящиеся к власти, использовали в

'См. Горелов A.A. Эволюция гуманизма (от древности до наших дней) // Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций. - М.: РУДЫ, 2008. - с. 44-60

12

своих коростных целях христианские идеалы. Тем самым, с их «помощью» происходила дискредитация в христианскую веру.

С приходом эпохи Возрождения наступило новое восприятие и осмысление гуманизма. Основное ядро гуманизма, сформированный в этот период, является традиции, которые реализуют переход ценностей духовной культуры из поколения в поколение. Гуманизм доказывает свою жизнеспособность через общественные начала и идеалы, которые противостоят национальному, классовому.

Два века эпохи Возрождения (от Ф. Петрарки до Г. Галилея) представляют собой разделение, начиная от обычаев со времен средневековой философии до философии Нового времени. Основной проблемой философии периода эпохи Возрождения остается проблема равновесия Бога, природы, божественного начала и человека. Философы этой эпохи искали и находили совершенно новые, нетрадиционные способы разрешения этих вопросов.

В эпоху Возрождения выделяются три периода развития в области гуманизма:

1. (половина XIV века до середины XV века) гуманистический период.

Данный этап характеризуется интересом к Человеку и его отношению к окружающему миру; Наиболее высшую точку своего развития он получает в творчестве Валлы и Манети.1

Большую роль в эпохе Возрождения сыграл Данте Алигьери (автор бессмертной «Божественной комедии»). В ней он дал совершенно иное и новое представление отношений Бога и человека. Данте видел эти начала в едином их взаимодействие. По его мнению, к блаженству ведут философские знания и размышления, то есть исходит от человека и его разума. Духовное же знание напрямую исходит от Святого Духа. Земное благо и счастье можно достичь не с помощью отказа от всех благ, а благодаря знаниям и творчеству, возведенное к совершенству. По Данте человек сам ответствен за свое счастье и благо с помощью своих личностных характеристик. К тому же Данте полностью

'Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989. - С. 267-290

13

отрицает богатство и другие материальные блага. Также он утверждал, что основной смысл человеческого существования это полная реализация возможностей его разума и самое главное реализация в практической жизнедеятельности.

Тем самым Данте делает вывод, что человек в своей жизни должен стремиться к осуществлению добра именно ради божественной любви.

2. (середина XV - первая треть XVI вв.) - неоплатонический период, в котором широко затрагиваются онтологические проблемы;

3. (вторая половина XVI - начало XVII вв.) - натурфилософский период.

Данная классификация отталкивается, главным образом, именно от типологического характера гуманизма, нежели от его хронологического характера.

В Италии в XIV веке возникло развитие гуманистической мысли (Дж. Боккаччо, Лоренцо Вала, Ф. Петрарка, Пико делла Мирандола1 и др.).

Позже с XV в. гуманизм развивается в других европейских странах. Очень многие философы и ученые внесли свой вклад в развитие и формирование гуманизма. Например, во Франции - М. Монтень, В Англии - Ф. Бэкон, Эразм Роттердамский2 и др.

В эпоху Возрождения гуманизм явился переломным моментом как в культуре, так и в мировоззрении человечества, который одновременно стал началом начал переворотных капиталистических отношений. Именно в этот

'Петрарка Ф. Диалоги из трактата "О средствах против всякой судьбы'У/Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. 4.1. Саратов. 1984.; Дж. Боккаччо. Малые произведения. М.1975., Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Перевод с латинского В. А. Андрушко, Н. В. Ревякиной, И. X. Черняка // Памятники философской мысли. М.: Наука, 1989; Пикоделла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 121.

Мишель де Монтень [Текст] / С. В. Перевезенцев // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения [Текст] / С. В. Перевезенцев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - С.392 -419. -(Мировая философия); Ф. Бэкон Сочинения в двух томах. Т. 1, 2. М.: Мысль, 1978.; Эразм Роттердамский Похвальное слово глупости. М. - Л., 1931, с. 157-158, 141-142

момент философия приобретает характер антропоцентризма. Индивид рассматривается в ракурсе того, какое главное его предназначение в земной жизни. Причем человек не только стоит на высшей ступени развития бытия, но к тому же он одновременно рассматривается наряду с природой, то есть возвращается в единое начало с ней. Отношения человека и бога рассматриваются в ракурсе нового, пантеистического постижения мира.

В этот период человек яро охватывается силой самоутверждения, активно участвуют в общественной жизни, свершает великие открытия, открывает по-новому мир природы, стремиться, более глубоко понять и постичь этот мир, начинает учиться восхищаться его красотой. Таким образом, в центре культуры данного периода стал гуманизм.

Философ Лоренцо Валла (1407-1457) является главным и одним из первых представителей гуманистического направления раннего Ренессанса. Одно из ключевых его философских трудов - это трактат «О наслаждении» («Об истинном и ложном благе», 1431 г.).

Основная философская идея Вала заключается в том, что любой человек стремиться к самосохранению. В связи с этим, все что содействует, для самосохранения является наивысшим благом. Главная идея заключается в том, чтобы подлинно понять, что же является благом.

В философском труде "Об истинном и ложном благе" Вала анализирует различные представления о благе, наслаждении, добродетелях1.

В первой части рассматривается эпикурейская теория и нравственные вопросы человека как индивида - самоопределяющегося и ответственного перед самим собой.

Во второй части философ истолковывает стоицизм и нравственные проблемы взаимоотношений человека с другими людьми, обществом.

В третьей же части рассматриваются вопросы человека к Богу и христианство в целом.

'Ваяла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. С. 112-113.

15

Одним из ярких представителей в философии гуманизма XV века является Пико делла Мирандола (1463 - 1494).

В своем трактате «Речи о достоинстве человека» философ очень колоритно отразил саму идею человека, где доказывал идею о том, что человек, достигая космических масштабов, становится наравне с Богом. При сотворении мира, Бог поставил человека в центре его, и сказал, что он не сделал человека ни земным. Ни небесным, ни бессмертным, ни смертным, для того, чтобы человек сам определял себе тот образ, который для него предпочтителен. Тем самым, человек был создан как олицетворение самосозидания свободы, творчества1.

Наиболее ярким представителем философской мысли гуманизма в Германии является Иоганн Рейхлин (1455-1522), который в первую очередь стремился обнаружить в человеке что-то божественное и непосредственно воспеть это. Этот ученый в Германии оставил неизгладимый след в изучении и познании гуманизма. Причём, сам он по образованию был филолог и преподавал в университетах страны латинский, древнееврейский и греческие языки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Давлетшина, Гульнара Рафисовна, 2012 год

Библиография

1. Александрова Л.Ю. Соответствие ноосферного гуманизма исторически развитой сущности человека // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - М.: «Современные тетради», 2005. - С. 35

2. Андреев В. Органический гуманизм Владимира Соловьёва // Здравый смысл. 2000/2001, № 1. -С. 23

3. Аполлонов В.А. Массовое сознание и гуманизм» // Гуманитарное знание.-СПб, 1991.-С. 75

4. Арсланов В. Коперниковский поворот современного гуманизма// Альтернатива. 2007 // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления.- 2004. - № 2. - С. 45

5. Балашов Л. Тезисы о гуманизме // «Здравый смысл». Зима 1999/2000. Т. 4. № 2 (14). С. 30.

6. Баркова Э.В. Стратегия опережающего развития гуманистической культуры для мира XXI века // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления / Под общ. ред. A.B. Бузгалина. - М.: «РОХАС», 2004. - 320 с.

7. Барт К. Христианин в обществе // Путь. № 1, 1993. - 250 с.

8. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994. -256 с.

9. Белоусов П.А. Антропологические перспективы человечества в контексте теоретического гуманизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - М.: «Современные тетради», 2005. Т. 5. - С. 56

10. Бердяев H.A.. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1.- 325 с.

11. Бердяев H.А Пути гуманизма // Здравый смысл, 1997, № 3. - С. 63

12. Бердяев H.A. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.

13. Бердяев H.A. Философия свободного духа - М.: «ACT», Харьков: «Фолио», 2003. - 230 с.

14. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А Философия свободного духа. М., 1994. - 480 с.

15. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. О русской философии. Ч. 1. - Свердловск, 1991. - С. 26 - 148.

16. Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - С. 7

17. Бибихин В.В. Новый ренессанс /Бибихин В.В.-М.: Наука, 1998.-496 с.

18. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Человечность человека. -М.: РГО, 2005.-630 с.

19. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма - М.: РГО, 2002. - 350 с.

20. Бородавкин C.B. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. -СПб: «Русско-Балтийский информационный центр», 2004. - 240 с.

21. Бородавкин C.B. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Здравый смысл. 2002/2003, № 1. - С. 176

22. Бор Н. О единстве человеческих знаний / Пер. В. А.Фока и А. В. Лермонтовой. // УФН. — 1962. — Т. 76. — № 1. — С. 20—24.

23. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 207 с.

24. Булгаков С.Н Вехи: Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. М: Молодая гвардия, 1991. - 462 с.

25. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.-480 с.

26. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Перевод с латинского В. А. Андрушко, Н. В. Ревякиной, И. X. Черняка // Памятники философской мысли. М.: Наука, 1989. - с. 59

27. Валлерстайн И. Исторический капитализм // Альтерглобализм. Теория

130

и практика «антиглобалистского» движения / Под ред. A.B. Бузгалина. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

28 Видоевич Зоран Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире. //2005 № 4. С. 25-32.

29. Власов С.А., Седов А.Б. Гуманизм как целостная концепция // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентиры в образовании. -Курск, 1994,.- с. 30.

30. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество, - 2003 - 239 с.

31. Гивишвили Г.В., Жукоцкий В. Д. Светский гуманизм как мировоззренческая основа современных межкультурных коммуникаций // Здравый смысл. 2005, № 4 (37). - с. 11.

32. Горелов A.A. Эволюция гуманизма (от древности до наших дней) // Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций. - М.: РУДН, 2008. - с. 44-60

33. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения - М: 1977. - 359 с;

34. Губин В. Д., Некрасова E.H. Философская антропология. - М.: «ПЕРСЭ», СПб: «Университетская книга», 2000.- 240 с.

35. Губман Б.Л.Современная западная философия культуры в поисках гуманистической перспективы // Человек и культурно-историческая традиция. С. 22.

36. Гусейнов A.A. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. № 3. С 7-12.

37. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль. 1995, №5, с. 58

38. Дудова Э.Р. Проблемы гуманизма в философии // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века. - с. 57

39. Дробижева JI.M. // Глобализация и постсоветское общество / «Аспекты-2001» / - М.: ООО Стови. - 2001. - С. 187

40. Жуков В. И. Глобализация и Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3-х томах. М.: РГСУ, 2006.- 560 с.

41. Жукоцкий В.Д. Светский гуманизм как мировоззренческая основа современных межкультурных коммуникаций // Здравый смысл. 2005, № 4, с. 11.

42. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Курс лекций. Науч. ред. проф. В.А.Кувакин.-М.:РГО, 2005.- 170 с.

43. Жукоцкая З.Р. Гуманизм теоретический и практический // Вестник Философского общества. 2005, № 4, - с. 110.

44. Зеньковский В.В Основы христианской философии.- М.: Канон, 1996.-320 с.

45. Зиновьев A.A. Посткоммунистическая Россия: Публицистика 19911995 гг. М.: Республика, 1996. - 250 с.

46. Иванов В. О кризисе гуманизма // Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.-С. 106

47. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 2000. - 230 с.

48. Ильин И.А О грядущей России. Избранные статьи, под ред. Н.П.Полторацкого. Изд. Св. - Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс Джорданвилл, Н.-Й. США, 1991. //М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

49. Йожеф Л. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме / А. Иожеф // Вопросы философии. 2004. - № 5. - С. 163-176.

50. Кант И. Критика чистого разума. /М.: Мысль, 1994 - 591с.

51. Кассирер Э. Философия Просвещения.-М.: «РОССПЭН», 2004.-230 с.

52. Кафырин Е.А. Глобализация: взаимосвязь общечеловеческого и национального. Глобальный гуманизм. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2003, с. 9.

53. Келле, В. Ж. Социально-нравственное направление в творчестве И. Т. Фролова / В. Ж. Келле // Вопр. философии. - 2009. - № 8. - С. 3-16.

54. Конфуций. Беседы и суждения (Лунь Юй). - СПб., Кристалл, 1999, с. 448. Пер. В. А. Кривцова

55. Корлисс Ламонт Иллюзия бессмертия. - М.: «Изд-во политической литературы», 1984. - 286 с.

56. Кортунов C.B. Россия на пути к мировому лидерству // Безопасность Евразии. 2008. № 4. С. 7, 34-35.

57. Кочергин А.Н., Спирин Е.А. Социоприродный феномен человека: проблемы комплексного изучения / Наука и ее место в культуре. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990. - С. 37.

58. Круглов А. Г., Кувакин В. А. Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002, № 4, с. 47.

59. Куликова О.Б. Гуманистический идеал как философская проблема // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века, С. 75.

60. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. - М.: «Гнозис», СПб., «Алетейя», 1998. - 360 с.

61. Кувакин A.B. Признаем истину. Хотя бы по умолчанию // Здравый смысл. 2001/2002, № 1. - с. 19.

62. Кувакин В.А. Основные характеристики гуманистического мировоззрения // Современный гуманизм: Документы и исследования. - М.: РГО, 2000. - С. 85

63. Кувакин В. А., Гуманизм в России: возможность или действительность? // Здравый смысл. 1996, № 1. - С. 53

64. Кувакин В.А. Гуманизм, идеология, политика // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. / Под общ. ред. A.B. Бузгалина. - M.: «РОХОС», 2004.- С. 89

65. Кувакин В.А. Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. - М. : РГО, 2000. - С. 64

66. Куликова О.Б. Гуманистический идеал как философская проблема // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века, с. 75.

67. Круглов А. Г. «Словарь: Психология и характерология понятий» (Т. 1-4, М., 1994-2003). - 750 с.

68. П. Куртц, Гуманизм и атеизм: о сходстве и различиях // Вопросы философии - 1990 - № 10. - 168-174.

69. Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия // Здравый смысл, 2000, № 17. - С. 65

70. Куртц П. Запретный плод. - М.: РГО, 2002. - 240 с

71. Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. - М.: РГО 2000; -

260 с.

72. Куртц П. Совместимы ли наука и религия? // Здравый смысл. 2002/2003, № 1.

73. Лао-Цзы. Книга о Пути и Силе. - Спб.: Новый Мир, 1994.- 127с.

74. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 1993. №9. с. 17-28.

75. Левашов В.К. Общество и государство. // Социологические исследования № 4, 2005. - С. 87

76. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. №3. - С. 11-12.

77. Леви-Стросс. Три вида гуманизма // Личность. Культура. Общество. -2000. Т. II. Вып. 1 (2), с. 220

78. Леоненко О. Слово о гуманизме // Общественные науки и современность. 1991, № 6, с. 30.

79.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, НГПИ, 1992.-216 с.

80. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность. - В кн.: Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: «РОССПЭН», 1996. - 420 с.

81. Линде Н. Д. Что же такое духовность? // Журнал практического психолога «Консонанс». 1998. № 6.

82. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. - 320 с.

134

83. Лихачёва Т.Л.. Гуманизм - опыт анализа социальной революции (Восток - Запад - Россия) // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. / Под общ. ред. А.В. Бузгалина. - М.: «РОХОС», 2004. - С. 69

84. Лихачев Д. Знание и диктатура. // Вестник психоанализа № 1-1999, -СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа. - 1999. - С. 149-161.

85 Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. 324 с

86. Лосский И.О. История русской философии. - М.: Высш.школа. 1991.

300 с.

87. Лумпова С. М. Лосский Н. О. о русском характере //Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002, № 5

88. Максимов Е.А. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы. / Сост. М.В. Фирсов. - Т.1. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994.

89. Манн Т. Доктор Фаустус. М., 1959. С.327

90. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму// Здравый смысл. 199. Т. 4. № 1. С.2

91. Мамедова А. Ю. Общество и человечность // Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности? с. 116.

92. Марио Луис Родригес Кобос. Гуманизировать жизнь на земле.- М.: Клуб гуманист инициатив, 1992. - 153 с.

93. Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Маритен Ж. Философ в мире. -М., 1994.-С. 53.

94. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42 - С. 129.

95. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 3. С. 68.

96. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб «Евразия», 1997. - 330 с.

97. Мишель де Монтень [Текст] / С. В. Перевезенцев // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения [Текст] / С. В. Перевезенцев. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - С.392 -419. - (Мировая философия)

98. Моисеева H.A. Глобализация и «Русский вопрос» // Социо логические исследования. - М.: Наука. 2003. - № 6. - С. 16-17

99. Моисеев Н. Рациональный гуманизм // Здравый смысл/ 2009, № 2. -

С. 69

100. Моисеев H.H. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века // Обществ, науки и современность. - 1994. - № 6. -С.131-139.

101. Мотрошилова Н. В Новейшие тенденции современной западной философии/Юбществ. науки.— 1987 — № 4._С. 117-134

102. Мэн-Цзы. (Избранные места) / Пер.Л.И. Думана // Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. Т. 1.М.: Мысль, 1972. - 750 с

103. Муравьева М.Е. Трансформация гуманистических идеалов свободы и социальной справедливости в истории философской мысли. - Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 2005. - С. 12

104. Назаретян A.B. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма ОНС, 1991. № 6. с. 74-80.

105. Назаретян А. П. Беспределен ли человек? (Ещё раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992, № 5.;

106. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Курс лекций. - Одесса: Оптимум, 2002.-144 е..

107. Никитич Л. Ценности гуманизма универсальны // Общественные науки и современность. 1991. № 6. С. 80-84.

108. Негодаев И. А. НТР и гуманизм / И. А. Негодаев; о Мунье Э. тв.

ред. В. Е. Давидович; Рост. н/Д ин -т с. - х. машиностроения. - Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1990. - 157 с.

109. Никитин В. А., Медведева Г. П. Направления и проблемы развития социального образования в современной России / В. А. Никитин, Г. П.

136

Медведева // Журнал исследований социальной политики. Т. 2. - 2004. - № 3. -С. 96.

110. Новые потребности и новые риски. Реальность 1990-х годов (ред. И. И. Травин). СПб.: Норма, 2007. - 146 с.

111. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М.: Издательство ACT», 2002.

- 509 с.

112. Панфилова Т.В. О содержании понятия «гуманизм» // Философские науки. 1990, №9, с. 112.

113. Панфилова Т.В. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности // Общественные науки и современность. 1992, № 5.

114. Печчеи. А. Человеческие качества. - М., 1986. - 245 с.

115. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991.-420.

116. Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 1.

— М., 1963, 715 с (Философское наследие, Т. 2), Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2. — М, 1963, 563 с (Философское наследие, Т. 3).

И7..Плеханов Е.А Гуманизм в образовании: неклассическая парадигма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. -М.: «Современные тетради», 2005. Т. 5.

118. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., изд-во МГУ, 1990. С. 29, 32.

119. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. - 1998. - №3. -С. 316.

120. Пуляев В. Т. Россия накануне XXI века: идеология, рынок, гуманизм // Социал. - полит, журн. - 1997. - N 4. - С.3-13..;

121. Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? - Изд-во мордовского ун-та, 1992 г. - 148 с.

122. Рамон Ш., Шанин Т, Милосердие и умение: социальный работник - новая профессия // Знание - сила, - 1992. - №10. - С, 82-86.

123. Решетников В.А. Специфика современного гуманизма как культуры / В. А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск, 2004. - С. 227-246.

124. Решетников В. А. Основные направления социализации современного гуманизма. - Современный гуманизм: проблемы, перспективы. -Иркутск: «Изд-во Иркут. гос. ун-та», 2004. - 354 с.

125. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 480 с.

126. Рубанцова Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования // Автореф. дисс. докт. филос. наук. - Новосибирск, 2001, с. 11.

127. Рубанцова Т. А. Основные парадигмы гуманизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. -М.: «Современные тетради», 2005. Т. 5.

128. Рыбин В.А. К определению гуманизма как этической категории // Здравый смысл. 2005, № 4 (37).

129. Рыбин В. А Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. - М.: Логос, 2004.-271 с.

130. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре // Избранные произведения. — М., 1969. —197 с.

131. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: «Политиздат», 1989. - 344 с.

132. Семененко И.С.Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество и культура // Полис. - 2003. - № 1. - С. 5-23

133. Свердлов А.Л. Меценатство в России как социальное явление А.Л.Свердлова//Социс.- 1999.-№7. -С. 134-137.

134. Соколов В.В., Очерки философии эпохи Возрождения. М.1962,-

200 с.

135. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

136. Спирин Е.А., Казначеев В.П., Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. - 109 с.

137. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском

экзистенциализме. М.: Наука, 1977. - 141 с.

138. Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования

социальной реальности // Социол. исслед. - М.: 2000. № 2. - С. 8;

139 Тойнби. А. Цивилизация перед судом истории. - М., 1996, - 127 с.

140 . Урсул А.Д. На пути к новому мировоззрению (космический аспект устойчивого развития) // Матер. I Межд. конф. «Алтай - Космос -

Микрокосм» - Барнаул: Ак-кем, 1993.- 161 с.

141. Ушакова Е. В. Системно-философская научная картина мира в современном знании // Науковедение: фундаментальные и прикладные проблемы. - Вып. 1. - Красноярск: НИИ СУВПТ, 2002. - 228 с.

142. Федотова H.H. Глобализация и образование // Философские науки.

- 2003.-№4.С.-5-24.

143. Философская антропология и гуманизм: Коллективная

монография. - Владимир: ВГПУ, 2004. - 308 с.

144. Финогентов В.Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты. М.:

«РОХОС», 2004.-с. 316.

145. ФранкС. JI. Достоевский и кризис гуманизма // О Достоевском.

М., 1990. С. 392.

146 .Франк С. JI Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.511 с.

147. Франкл. В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. -366 с.

148. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. -350 с.

149. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме // Фролов И. Т. Избранные

139

труды. В 3 т. / И. Т. Фролов; РАН, Ии-т человека. Т. 3. - М.: Наука, 2003. - 790 с.

150. Фромм, Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

151. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм; сост. и общ.

ред. В. М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

152. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1994. № 4.

153. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. Пер. Б.Б.

Бибихина. М., 1993.-321 с.

154. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д.В.

Сильвестрова. - 4-е изд. - М.: «Айрис-Пресс», 2004, - 250 е..

155. Хайдеггер М. Проблема человека в западной философии. - М.:

Прогресс, 1988.-356 с

156. Цанн-кай-си Ф.В. «Кризис новоевропейского гуманизма» и поиск

ценностных ориентиров. - Философская антропология и гуманизм. -

Владимир: ВГПУ, 2004. - 186 с.

157. Цанн-кай-си Ф.В. Гуманизм на рубеже веков. //Здравый смысл/,

2006, № 3

158. Цехмистро И. 3. Наука и культура: гуманистический аспект: тем. сб. науч. тр. / Кол. авт. под рук. И. 3. Цехмистро. - Харьков: ХГУ, 1991. - 164 с.

159. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. - М.: РГГУ.

2000. - 480 с.

160. Черный Ю.Ю. Современный гуманизм. (Обзор) // Философия в XX

веке: В 2-х ч. - М., 2003. - Ч. 2. - 168 с.

161. Чистов Г.А Гуманизм как универсальный принцип саморегуляции истории. - Проблемы человека в историческом процессе: Учёные записки. -

Челябинск, 1999,- 122 с.

162. Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Рериховские чтения.

Материалы международной общественно-научной конференции. М., 1997. -С. 75

163. Швебс Г.И. Духовность мироздания. - Одесса: Изд-во ТПО

140

Аспект, 1995.-105 с.

164. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. - 574 с.

165. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Наука, 1973. - 356 с.

166. Шестов Л. Сочинения в двух томах. - Томск: «Водолей», 1996.

Т.1.

167. Шпенглер О. Закат Европы. // Философия истории. Антология,-М., 1995.-С.158- 186.

168. Шутов A.C. Общество и государство: гуманистическая альтернатива. //Здравый смысл/, 2005, № 4

169. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. - М., 1984. - С. 297.

170. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. М. - Л., 1931. -

199 с.

171. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969, с. 97, 98

172. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993. - 235 с.

173. Юрьев А. Глобализация как новая форма политической власти. - В сб.: Глобализация: варианты для России // Материалы круглого стола -. СПб.: Информационное агентство «РосБалт». - 2001. - С 132

174. Яницкий О. Н. Социология риска. М.: LVS. 2003. - 179 с.

175. Яковлева Л.И. Понятия личности и гуманизм - парадигмы Западной цивилизации // Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира, с. 266- 281;

176. Янгузин А.Р., Акчурин Б.Г., Лукьянов А.Б.История

трансцендентальной философии в Республике Башкортостан. 10 лет

фихтевскому обществу. Приложение // Изд-е Башкирского университета. -Уфа, 2001.-466 с.

177. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991.-420 с.

178 .Ясперс К.. О человеке и человечестве // Здравый смысл. 1997, № 1 (5), 120 с.

179. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991.190 с.

Иностранные источники

1. Аалто Ал вар. Архитектура и гуманизм: сб. статей: Пер. с фин., англ., фр. и нем. / А. Аалто; Под ред. и с предисл. А. Гозака. - М.: Прогресс с,

1978. -221с.

2. Annan К A. Making Globalisation Work for the Poor // The Hindu,

Chennai (Madras), 13.12.00.

3. Birdsall N. Life is Unfair: Inequality in the World // Foreign Policy,

Summer 1998. PP. 78-81.

4. Blackham H.J. A Definitions of Humanism. - Ibid, p.36.

5. Blackham H.J. Humanism. - N.Y.: International Publication Service,

1976, p. 69.

6. E. Hobsbaum, Na kraju veka globalni nered, Politika, 24. decembra 2002, str. A19

7. Д. Хаксли. Эволюционный гуманизм» (J. Huxley "Evolutionary

Humanism") (1964).

8. Джим Херик. Гуманизм: Ведение» (J. Herrick "Humanism: an

Introduction") (2003);

9. Дж. Фаулер. Современный гуманизм: Документы и исследования.

// Здравый смысл - М., 2000. - 141 е..

10. Дж. Фаулер. Гуманизм: убеждение и практики» (J. Fowler

"Humanism: Beliefs and Practices") (1999);

11. Fukuyama F. The End of History and the Last Man, New York, 1992.

PP. X, XI, XIII

12. Карт J.C. India: A Cosmic Vision for the Sixth Millennium // A Special Supplement, World Affairs, New Delhi, Oct.-Dec. 1999. PP. 5, 10.

13. К новому политическому гуманизму под ред. Б. Сейдмана и Н. Мёрфи ("Toward a New Political Humanism". Edited by В. F. Seidman and N. J. Murphy) (2004).

14. Lamont С. The Philosophy of Humanism. - N.Y.: Philosophical

library, 1942, p. 9-10

15. McNamara R.S. A Global Population Policy to Advance Human Development in the 21st Century, With Particular Reference to India (The Rajiv Gandhi Memorial Lecture, New Delhi, May 23, 1992). P. 39.

16. Remarks by Hugo Chavez Frias, President of the Bolivarian Republic of Venezuela, at the Opening of the international seminar at Caracas, June 13, 2000 // World Affairs, № 3, 2000. PP. 135-137.

17. Фингер Хьёрс. Введение в гуманизм» (F. Hiorth "Introduction to

Humanism") (1996);

18. Уолтер H. Гуманизм: в поисках определения понятия» (N. Walter "Humanism: Finding Meaning in the Word") (1998);

19. United Nation's Millennium Declaration // Mainstream, 18.11.2000. P. 26-30 Vanaik A. The Shape of Things of Come // Mainstream, June 13, 1992. P. 5

20. Herrick J. Humanism: An Introduction, 200 p.

21. Яап Ван Праг. TasksforHumanists // InternationalHumanism. 1972,

№3, 189 p

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.