Коллективные права этнических сообществ: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Тарбастаева Инна Семеновна

  • Тарбастаева Инна Семеновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Тарбастаева Инна Семеновна. Коллективные права этнических сообществ: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». 2020. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тарбастаева Инна Семеновна

Введение

Глава 1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Этнические сообщества как коллективные субъекты права в дискурсе

методологического индивидуализма и методологического коллективизма

1.2. Индивидуальные уб коллективные права: соотношение и пределы

1.3 Теоретическая конструкция коллективных прав этнических сообщест

Глава 2. ПОТЕНЦИАЛ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ В ПОДДЕРЖКЕ ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

2. 1 Коллективные права этнических сообществ в политическо-философском

дискурсе

2.2 Языковые права: индивидуальное и коллективное измерение

2.3 Коллективные права этнических сообществ: проблемы признания и практической реализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коллективные права этнических сообществ: социально-философский анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия наблюдается усиление интереса мировой общественности к проблеме сохранения этнокультурного разнообразия, что определяется возросшей значимостью в развитии современного социума этнической составляющей, которая накладывает отпечаток на систему глобальных и локальных взаимодействий. Речь идет не только об этнической идентичности индивидов, но и о сложившихся паттернах поведения, устойчивых социальных практиках. Конкретный индивид, будучи частью коллективного этнического бытия, все чаще репрезентирует его через собственную личность. В этих условиях существующая система прав человека, фокусируясь исключительно на личности, не охватывает области, значимые для функционирования этнического как целого. Актуализируется задача осмысления с позиции социальной философии коллективных этнических прав в качестве механизма, способного обеспечить этническим сообществам правовые условия для их полноценного существования, что, в свою очередь, создаст благоприятную среду для поддержки этнокультурного разнообразия.

Для Российской Федерации как одного из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения сохранение этнокультурного разнообразия является серьезной системной задачей. Стратегический ориентир на преумножение этнокультурного разнообразия, зафиксированный в документах по национальной политике1, представляется важным и необходимым. Но при этом в государственных стратегических документах отсутствует указание на то, кто является его субъектом. Внимание акцентируется на этнокультурном разнообразии как ценности в целом и нивелируется внимание к его первичным носителям, к числу которых, на наш взгляд, принадлежат этнические сообщества (этнические

1 Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года Российской Федерации п. 4.2 введен Указом Президента РФ от 06.12.2018 № 703; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 г. Москва «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.09.2013. № 35. ст. 4509.

общности). Ценность самих этих сообществ как исходных носителей этнической культуры, образующих структурные компоненты разнообразия, как бы отходит на второй план, уступая в приоритете общему культурному фону. Эта позиция смещает внимание государственной политики с элементов системы - конкретных сообществ - на саму систему - этнокультурное разнообразие.

Этнические сообщества как первичные носители этнокультурного разнообразия заслуживают государственной поддержки, в том числе и на уровне правового регулирования. В этом смысле интерес представляет развитие института коллективных этнических прав. Для российского научного сообщества тема коллективных прав является дискуссионной и в то же время недостаточно изученной. Остаются без должного внимания важные вопросы, связанные как с теоретическими проблемами, так и с философским обоснованием данных прав и их значимости. Последнее кажется нам наиболее существенным, поскольку в основе любого правового института лежит определенная социально-философская концепция, объясняющая необходимость его существования, пользу и миссию в общественном развитии. В отношении коллективных прав такой целостной концепции к настоящему времени не сложилось. Данная диссертационная работа представляет собой попытку в определенной степени восполнить существующий пробел в данной области.

Проблемное поле исследования касается осмысления в рамках предметной определенности социальной философии эвристического потенциала коллективных прав этнических сообществ применительно к задаче сохранения этнокультурного разнообразия, которое признается важным достоянием человечества.

Степень разработанности темы. В научной литературе сформировалось несколько позиций относительно содержания коллективных этнических прав. Первая из них заключается в понимании их как особого вида прав, которые нельзя сводить к правам индивидуальным, поскольку общность людей не является простой суммой индивидов, а обладает качественно новыми системными свойствами (Е. В. Регеда, Т. И. Мирская). Вторая рассматривает коллективные

права как права индивидов «третьего поколения», согласно классификации К. Васака, которые реализуются коллективно (Е. Р. Зайцева, А. Юров).

Можно выделить третью позицию, в которой исследователи фиксируют коллективные этнические права как отличающиеся коренным образом от всех остальных прав и характеризующиеся тем, что принадлежат общностям и реализуются совместными действиями (Н. В. Варламова, А. О. Абрамова). В качестве их субъектов указываются: этносы, этнические группы, этнические общности, национальные (этнические) меньшинства, народы. Хотя в работах наблюдается терминологический разброс, а понятия используются неконцептуально, исходя из общей логики повествования, становится понятно, что когда речь идет о коллективных этнических правах, под субъектами права подразумеваются недоминирующие этнические группы, интересы которых не всегда учитываются большинством. Практически нет специальных научных работ, обосновывающих, какое понятие следует использовать, обозначая коллективный субъект. В настоящей диссертации предлагается оперировать понятием «этническое сообщество». Мы полагаем, что этнические сообщества в существенной степени определяют жизнь отдельного человека, очерчивают рамки идентичности и задают ориентиры в социокультурном пространстве. В этнических сообществах как в коллективных явлениях сосредоточены культурные ценности, социальные практики, которые государство обязуется сохранять и поддерживать посредством реализации национальной политики.

Говоря о коллективных правах, мы отмечаем парадоксальную ситуацию: в научном сообществе многие по отношению к ним настроены критически (В. А. Тишков, М. А. Южанин, А. Г. Осипов, В. Р. Филиппов, С. В. Соколовский), но в то же время признают коллективные права за коренными народами, которые официально представлены в трех федеральных законах2. Это яркое свидетельство

2 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета от 12 мая № 90; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 30. ст. 3122; Федеральный закон

того, как теоретическое, прежде всего социально-философское, осмысление правового явления отстает от реальной практики.

Право как конкретная подсистема социальной действительности всегда находилось в фокусе внимания философии. Благодаря философской рефлексии по поводу сущности правового явления в общественных науках появляются новые знания об исследуемом объекте, которые в дальнейшем реализуются на практически-прикладном уровне. Поставленная в диссертации проблема обоснования значимости коллективных этнических прав является социально-философской по своему характеру, но в обозначенном ракурсе затрагивает целый комплекс смежных дисциплин: правоведение, философию права, этносоциологию, этнологию, антропологию.

В развитии коллективных этнических прав, безусловно, значим вклад представителей юридической науки. Из теоретиков советского периода, которые развивали научное знание о коллективных субъектах права и о коллективных формах реализации права, особого внимания заслуживают работы С. С. Алексеева, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянца. Анализом самого института коллективных прав, осмыслением его правовой природы, роли и места в системе права занимались такие ученые, как Е. В. Чиркин, Н. В. Варламова, В. А. Федосенко, Е. Р. Зайцева. Их разработки легли в основу научных исследований коллективных этнических прав, проводимых Е. В. Регедой, М. Б. Напсо, Т. И. Мирской, М. А. Кривоноговой. В научной литературе также можно встретить понимание коллективных прав как «прав третьего поколения», или «прав солидарности», появившихся в качестве категории в 70-е годы XX столетия (К. Васак). Под таким углом зрения данные права рассматривали Н. В. Варламова, Е. В. Пономарева, Г. Ш. Чернова, Л. П. Гарчева и др.

В научном знании этнический аспект коллективных прав расценивается прежде всего как международный нормативный механизм защиты коренных

от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета от 11 мая 2001 г. № 88.

народов. Применительно к России правовому статусу коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, анализу правовых режимов территорий их проживания и юрисдикционной деятельности государства в разных аспектах посвящены работы В. А. Кряжкова, Н. И. Новиковой, И. А. Пика, М. Б. Напсо, Р. Ш. Гарипова и др.

Поскольку коллективные этнические права берут начало в идее прав народов, то большую значимость для разработки проблем диссертационного исследования имеют труды мыслителей о правах народов: Цицерона, М. Падуанского, Г. Гроция, Ж. Бодена, Г. Гегеля, Т. Гоббса, В. И. Ленина, К. Маркса, Ж. Ж. Руссо, Дж. Ролза. Несмотря на семантическую близость понятий «коллективные этнические права» и «право народов», они, по сути, не являются тождественными, хотя некоторые исследователи не разводят данные понятия, используя их как синонимичные. Принципиальное различие заключается в уровне регулирования: право народов как принцип международного права носит антиколониальный характер и применяется прежде всего на мировой политической арене, в то время как коллективные этнические права решают вопросы управления культурным разнообразиям в пределах отдельных государств.

Особую ценность для диссертационной работы представляют труды правоведов о проблеме субъекта права. Некоторые социальные исследователи полагают, что «этническое сообщество» не может быть субъектом права, поскольку носителем прав является конкретный индивид. Такой позиции придерживаются, в частности, С. В. Соколовский, В. Р. Филиппов, Д. Дубровский, М. А. Южанин и др. В то же время такие правоведы, как С. И. Архипов, Е. С. Чиркова, Т. Н. Радько, М. М. Рассолов, Е. В. Жильникова разводят понятия «субъект права» и «субъект правоотношений», понимая под первым абстрактное правовое лицо, а под последним - непосредственного участника возникших правоотношений.

Важно обратить внимание на то, что правоведческий дискурс коллективных этнических прав имеет определенные ограничения, но они, на наш взгляд, преодолеваются возможностями социальной философии, поскольку понятия

«этнокультурное разнообразие», «этнические сообщества», «этническая культура» представляют собой социокультурные феномены, которые не всегда поддаются нормативному выражению, формальной определенности, свойственной праву как таковому. На законодательном уровне возможно предоставить права малочисленным народам, но представляется сложным с помощью одних только правовых критериев оценить степень и характер этнокультурной дифференциации, процессы интеграции, ассимиляции, трансформации традиций. Существенно значимым является тот факт, что общепризнанное право на сохранение культурной самобытности народа невозможно обеспечить, используя лишь индивидуальное право, поскольку культура этнического сообщества - это коллективное явление, которое функционирует в полном объеме лишь в рамках социальной целостности. Социально-философской взгляд на эту проблематику дает основание говорить о том, что государственная задача по поддержанию этнокультурного разнообразия предполагает выделение в качестве субъекта права первичных носителей культурных различий - этнические сообщества.

В связи с этим представляются значимыми работы советских ученых по теории этноса, которые уделяли внимание коллективным формам этничности. Это, прежде всего, фундаментальные работы Ю. В. Бромлея, Н. Н. Чебоксарова, Ю. М. Бородая, С. А. Токарева, С. В. Чешко, В. И. Козлова, Л. Н. Гумилева, С. Е. Рыбакова и др. В их трудах этнос (этническая общность) рассматривался в качестве ключевой категории, и в этом заключается принципиальное отличие от распространенного ныне конструктивитского дискурса, где акцент делается на текучесть, процессуальность этничности. Также советскими исследователями были разрабатаны важные теоретические положения относительно этнической культуры (Э. С. Маркарян, Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов, А. Н. Степанова и др.).

В настоящей работе, реализуя подход представителей новосибирской научной этносоциологической школы под руководством Ю. В. Попкова, мы используем понятие «этническое сообщество». В частности, Е. А. Ерохина делает важный акцент на том, что этническое сообщество представляет собой целостную единицу самоорганизации, способную преобразовывать существующие и

создавать новые условия жизнедеятельности, необходимые для собственного воспроизводства и развития3.

Автор опирается также на результаты немногочисленных социально-философских исследований, в которых предпринимались попытки осмысления феномена коллективных этнических прав. Наиболее крупными из них являются докторская диссертация А. П. Гудыма «Развитие коренных малочисленных народов Севера: основания социально-философского анализа» (2005), кандидатская диссертация И. А. Казниной «Концепция коллективных прав коренных народов через призму теорий либерального мультикультурализма: на примере саамов Норвегии» (2013). Серьезный вклад в разработку темы внесли отдельные публикации М. Б. Напсо, Э. Т. Майбороды, М. О. Абрамовой, С. К. Смирновой. В своих работах исследователи осмысливают специфику коллективных прав, их отличительные признаки, рассматривают доводы за и против утверждения данных прав в их полном объеме, обосновывают их признание в качестве особой системы прав в структуре прав человека либо как самостоятельного института. В методологическом плане ценными являются работы Ю. В. Попкова о роли прав коренных народов (аборигенного права) в их общественном развитии и в регулировании взаимоотношений традиционного и современного общества.

В литературе отдельное внимание уделяется сложной взаимосвязи коллективных и индивидуальных прав. В полемике по данному вопросу в разное время активно участвовали М. Г. Арутюнов, А. Б. Габоев, К. В. Калинина, А. Е. Козлов, Ю. А. Решетов, Р. С. Хакимов, С. К. Червонная, С. В. Чешко. Критики идеи коллективных этнических прав исходят из представления о противоречии коллективных прав индивидуальным, а также об их дискриминационном характере по отношению к отдельным индивидам (А. Г. Осипов, В. Р. Филиппов). Другие социальные исследователи справедливо полагают, что коллективные права

3 Ерохина Е. А. Этническое разнообразие в социокультурной динамике России: дис... докт. филос. н.: 09.00.11. - Новосибирск. 2015. С. 17-18.

представляют собой неотъемлемую часть конструкции прав человека, поэтому без реализации коллективных этнических прав невозможно обеспечение интересов индивидов (У. Кимлика, Э. Т. Майборода, Н. Катько). Так, М. Б. Напсо пишет о диалектическом единстве индивидуальных и коллективных прав.

Одним из примеров коллективных этнических прав являются коллективные языковые права. В философии роль языка в процессах социальной коммуникации поднимается в теориях Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса и др. Проблеме сохранения языкового разнообразия посвящены работы В. Н. Дурденевского, А. А. Потебни, Л. Л. Нелюбина, Г. Т. Хухуни, И. П. Суслова, А. Шлейхера. Практическое значение коллективных языковых прав обосновывают Ч. Тейлор, Л. Грин, Н. Берент, И. И. Скачкова, Е. М. Доровских, Ф. В. Наумова и др.

Следует заметить, что абсолютное большинство российских исследований в области коллективных этнических прав все же касаются частных теоретико-правовых вопросов и не затрагивают концептуальных оснований данных прав. Вместе с тем именно выстраивание философской концепции коллективных прав должно предшествовать непосредственной разработке самого правового института. Другими словами, прежде всего необходима социально-философская концепция коллективных прав, базирующаяся на фундаментальных теориях общественного развития, а затем возможно с помощью средств юридической техники оформить коллективную правосубъектность в существующий официальный формат правоотношений.

В зарубежном дискурсе концептуальному обоснованию значимости коллективных этнических прав уделяется больше внимания. Отчасти это происходит потому, что коллективные права рассматриваются не как отдельно взятый институт, а в контексте теорий более высокого уровня. Так, У. Кимлика разработал концепцию прав меньшинств в рамках крупной доктрины -либерального мультикультурализма. При этом он опирался на теорию справедливости Дж. Ролза, которая стала современной классикой в области прав человека. Разработка концепции коллективных прав как части фундаментальных

теорий общественного развития представляется верной и эвристически значимой исследовательской стратегией. Она позволяет увидеть специфическую роль данных прав в общей картине жизни человека, общества.

Наиболее известными в этой сфере работами являются труды канадских политических философов У. Кимлика «Современная политическая философия: введение» (2012), «Мультикультурное гражданство» (1995) и Ч. Тейлора «Политика признания» (1994), которые разработали теорию прав меньшинств в мультикультурализме. С другими работами российские исследователи знакомы в меньшей степени.

Имеется немало зарубежных материалов, которые до сих пор не введены в российский научный оборот. Практически неизвестными остаются труды современного сербского ученого, профессора юридического факультета Белградского университета М. А. Йовановича. В своей книге «Коллективные права. Юридическая теория» он проводит концептуальный теоретический анализ коллективных прав, где отстаивает нормативно-нравственную точку зрения «ценностного коллективизма», которая идет вразрез с традиционной политической философией либерализма. Кроме этого, без внимания остался специальный выпуск «Канадского журнала права и юриспруденции» («Canadian Journal of Law and Jurisprudence») (1991), полностью посвященный тематике коллективных прав. Хотя, безусловно, публикации, представленные в нем и использованные в настоящей работе, составляют большую ценность для данной области исследования и могли бы быть привлечены для широкого обсуждения в российском научном сообществе.

Объект исследования - этнические сообщества как субъекты этнокультурного разнообразия.

Предмет исследования - коллективные права этнических сообществ в фокусе социально-философской рефлексии.

Цель исследования - дать социально-философское обоснование коллективных прав как условия поддержки этнических сообществ.

Задачи исследования:

1. Обосновать статус этнических сообществ в качестве субъектов коллективного права.

2. Выявить специфику коллективных прав этнических сообществ по отношению к правам индивидуальным и правам других коллективных субъектов, показать пределы применения коллективных прав этнических сообществ.

3. Разработать теоретическую конструкцию коллективных прав этнических сообществ, которая отражала бы субъектность индивидов и возможность защиты этнической культуры.

4. Выявить содержательную трансформацию представлений о коллективных правах, находящих отражение в понятиях «права народов» и «коллективные этнические права».

5. Обосновать природу коллективных языковых прав с точки зрения представленности в них индивидуальных и коллективных начал.

6. Провести сравнительный анализ российского и зарубежного дискурса коллективных этнических прав, обозначить проблемы и возможности реализации данных прав в российском правовом пространстве.

Научная новизна исследования:

1. Обоснован подход к этническим сообществам в качестве субъектов коллективного права как первичных носителей этнокультурного разнообразия.

2. Выявлена специфика коллективных прав этнических сообществ и установлены пределы их применения. Показано, что данные права являются дополнительным механизмом поддержания этнической самобытности, не противоречащим правам человека.

3. Впервые построена теоретическая конструкция коллективных прав этнических сообществ, позволяющая учитывать интересы и индивида, и сообщества.

4. Установлено, что понятия «право народов» и «коллективные этнические права» в современном политическо-философском дискурсе имеют различное

содержание: отражают соответственно международный и внутри национальный аспекты.

5. Показана ограниченность методологического индивидуализма применительно к языковым правам. Предложен комплексный подход к языковым правам как обладающим индивидуально-коллективной природой.

6. Выявлены области специализации и основные проблемные зоны в полемике по тематике коллективных прав в зарубежном и российском дискурсах, затрудняющие практическую реализацию данных прав. Показано, что предложенная теоретическая конструкция коллективных прав позволяет снять методологические ограничения конструктивизма и расширить горизонт применения данных прав путем формирования правового режима отдельных элементов культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы вносят вклад в осмысление одной из фундаментальных проблем социальной философии - роли этнокультурного разнообразия в формировании и развитии интегративного субъекта общественной жизни благодаря обоснованию этнических сообществ в качестве субъектов этнокультурного разнообразия и фиксации их правового статуса в виде коллективных прав. Полученные результаты позволяют дополнить теоретические знания о роли и возможностях права в регулировании процессов этнокультурного и этносоциального развития. В рамках работы изучены ключевые вопросы зарубежного и российского дискурсов по тематике коллективных прав, введен в отечественный научный оборот новые иностранные источники и определены возможности дальнейшего содержательного расширения данной проблематики. Работа обосновывает перспективность исследования коллективных прав этнических сообществ в условиях современной России, что представляет интерес для теоретических исследований и позволяет использовать их потенциал для применения в области управления этнокультурным разнообразием.

Полученные результаты могут служить основой для дальнейших прикладных исследований в сфере национальной политики. В частности, социально-

философское исследование проблематики коллективных этнических прав востребовано при разработке региональных моделей национальной политики, а также для социального управления, нацеленного на интеграцию конкретных межэтнических сообществ. Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как социальная философия, этносоциология, этнополитология, правоведение, философия права.

Методология и методы исследования. Исследование коллективных прав этнических сообществ опирается на потенциал социальной философии, позволяющей рассматривать общественную жизнь как целостное явление, а социальные институты, к числу которых принадлежит право, оценивать по их роли и значению для человека и конкретных сообществ, в которые он включен. Теоретическим фундаментом исследования выступает философия права как частная область социальной философии, а также концепции классического либерализма, для которых права человека являются одной из базовых идей и ценностей. Использование ресурсов методологического индивидуализма (М. Хартней) и методологического коллективизма (М. А. Йованович) применительно к рассматриваемой области реализуется в интерпретации этнических сообществ в качестве первичных носителей этнокультурного разнообразия и коллективных субъектов права, а коллективных прав этических сообществ - как дополнительных по отношению к индивидуальным правам.

В диссертационной работе выделяется предельная проблемная область исследования - феномен этнического, для интерпретации которого привлекается положение философии этноса С. Е. Рыбакова о двойственной природе этнического - его существование в коллективной и индивидуальной формах. Применение конструктивистского подхода позволило разработать собственную теоретическую конструкцию коллективных этнических прав, которая строится на разделении субъекта права и субъекта правоотношения. С учетом специфики изучаемых сообществ важную роль в исследовании занял коммунитаристский подход, в частности его интерпретация в концепции «политики признания» Ч. Тейлора. В

качестве методологических основ исследования был также использован системный подход, позволяющий рассмотреть специфическую проблематику коллективных этнических прав в перспективе практик мультикультурализма. Для доказательства выдвигаемых положений в работе применяются общенаучные методы синтеза, обобщения, критического и сравнительного анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарбастаева Инна Семеновна, 2020 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анжиганова, Л. В. Конструирование этничности как междисциплинарная проблема / Л. В. Анжиганова / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта «От дифференциации наук - к трансдисциплинарности» / Отв. ред. И. П. Амзаракова. Изд-во: ХГУ. Абакан. 2019. С. 13-17.

2. Архипов, С. И. Субъекты права: теоретическое исследование / С. И. Архипов. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 469 с.

3. Бакланова, О. А. Коммунитаризм как философское основание современной теории коллективизма / О. А. Бакланова // Научная мысль Кавказа. 2011. № 2 (66). С. 23-26.

4. Барт, Ф. Введение / Ф. Барт / Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий. / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыдикова. Москва: Новое издательство, 2006. - 200 с.

5. Барбашин, М. Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах / М. Ю. Барбашин. - Ростов на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. - 320 с.

6. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие для студ. и препод. / А. А. Белик; Москва: РГГУ, 1999. - 613 с.

7. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам. - Москва: Роспэн, 1998. - 416 с.

8. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхабиб. - Москва: Логос, 2003. - 350 с.

9. Боголепов, Н. Е. Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции / Н. Е. Боголепов. - Москва: Типография Грачева И. К., 1876. - 257 с.

10. Бойцов, В. Я. Система субъектов советского государственного права /

B. Я. Бойцов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. - 160 с.

11. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса. Москва: Наука, 1983. - 412 с.

12. Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер / Пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.

13. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. -Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. - 288 с.

14. Валлерстайн, И. Европейский универсализм: риторика власти / И. Валлерстайн // Прогнозис. 2008. № 2. С. 3-56.

15. Варламова, Н. В. Третье поколение прав человека? / Н. В. Варламова // Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 9-19.

16. Вебер, М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / М. Вебер. - Москва: Изд. дом Высшей' школы экономики, 2016. - 448 с.

17. Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml (дата обращения: 05.04. 2019).

18. Велиева, Д. С. Народ как субъект конституционного права на благоприятную окружающую среду / Д. С. Вилева // Современное право. № 10. 2010. С. 29-33.

19. Винер, Б. Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий / Б. Е. Винер // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 2. С. 142-164.

20. Витория, Ф. де. Лекции об индейцах и военном праве (фрагмент) / Ф. де Витория // Человек. Мыслители прошлого и настоящего. - Москва: Политиздат, 1991. - С. 273-277.

21. Владимиров, С. М. Основные современные взгляды на субъект права /

C. М. Владимиров // Вопросы экономики и права. 2013. № 11. С. 11-14.

22. Власян, С. Р. Субъект права на самоопределение / С. Р. Власян // Вестник ЧелГУ. 2013. № 11 (302). С. 120-124.

23. Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии / URL : https : //www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/cultural diversity .shtml (дата публикации: 09.09.2019).

24. Гарчева, Л. П. Категория коллективных прав как прав третьего поколения в зарубежных и российских исследованиях / Л. П. Гарчева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2016. Т. 2 (68). № 1. С. 24-30.

25. Гегель, Г. Политические произведения / Г. Гегель. - Москва, 1978. -

440 с.

26. Гельвецкий, А. К. Об уме / А. К. Гельвецкий. - Москва: ОГИЗ, 1938. -

396 с.

27. Головнев, А. В. Этнокультурный потенциал и этничность / А.В. Головнев // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2016. № 4 (42). С. 61-67.

28. Грей, Дж. Поминки по Просвещению: политика и культура на закате современности / Дж. Грей. - Москва: Праксис, 2003. - 368 с.

29. Грошева, Г. В. Категории этноса и этничности в современном научном дискурсе / Г. В. Грошева // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 1. С. 104-100.

30. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. - Москва: Ладомир, 1994. - 868 с.

31. Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи / Д. В. Грушкин // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / Сост.: Осипов А.Г.; Редкол.: Даниэль А.Ю., Еремина Л.С., Касаткина Т.И., Кораллов М.М., Охотин Н.Г., Рачинский Я.З., Рогинский А.Б. - Москва: Звенья, 1997. - 222 c.

32. Гудыма, А. Н. Развитие коренных малочисленных народов Севера: основания социально-философского анализа: специальность «социальная

философия»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Гудыма Анна Петровна; Институт философии и права СО РАН. - Новосибирск, 2005. - 338 с.

33. Дворкин, Р. О правах всерьез / Р. Дворкин. - Москва.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. - 392 с.

34. Декларация «О языках народов России» от 25 декабря 1991 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации (с изменениями от 12.03.2014). URL: http://docs.cntd.ru/document/9003298 (дата обращения: 15.04.2019).

35. Долженкова, О. В. Этническая культура на глобальной орбите: феномен пространственного развития тувинской народной музыки / О. В. Долженкова // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. С. 52-65.

36. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. - Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.

37. Дробижева, Л. М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики / Л. М. Дробижева // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. Москва: КАНОНпресс-Ц, 2001. C. 199-221.

38. Дубровский, Д. Индивидуальные и коллективные права: противоречия практики / Д. Дубровский / Библиотека «Гражданское общество в России». URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Dubrovskyi_ind.pdf (дата обращения: 24.04. 2018).

39. Ерасов, Б. С. Цивилизация: слово - термин - смысл / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. Москва, 1995. Вып. 2. С. 24-29.

40. Ерохина, Е. А. Этническое многообразие в социокультурной динамике России: специальность «социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Ерохина Елена Анатольевна. Институт философии и права СО РАН - Новосибирск, 2015. - 451 с.

41. Жильникова, Е. В. Проблемы разграничения понятий «субъект права» и «субъект правоотношений / Е. В. Жильникова // Исторические, философские,

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13). Ч. 2 С. 74-77.

42. Жукова, Е. В. Право коренных малочисленных народов России на традиционное природопользование в системе их экологических прав: специальность «Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право»: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Жукова Елена Викторовна. - Москва, 2009. - 26 с.

43. Замятин, К., Пасанен, А, Саарикиви, Я. Как и зачем сохранять языки России? / К. Замятин, А. Пасанен, Я. Саарикиви // Материалы Конференции «Двуязычное образование: теория и практика» 26-28 апреля 2011 г., г. Хельсинки / отв. ред. Уатша1ап Кщарато Оу, Хельсинки: МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), 2012. - 181 с.

44. Заринов, И. Ю. Социум - этнос - этничность - нация - национализм / И. Ю. Заринов // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 3-30.

45. Игнатьев, М. Права человека как политика и как идолопоклонство / М. Игнатьев. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 216 с.

46. Илишев, И. Г. Язык и политика в многонациональных обществах (проблемы теории и практики): специальность «Теория и философия политики, история и методология политической науки»: диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Ивлишев Ильдус Губайдуллович. - Санкт-Петербург, 2000. - 334 с.

47. Казнина, И. А. Концепция коллективных прав коренных народов через призму теорий либерального мультикультурализма (на примере саамов Норвегии): специальность «социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Казнина Ирина Александровна. -Архангельск, 2013. - 213 с.

48. Кант, И. Сочинения / И. Кант. - Москва, 1965. Т. 4, - Ч. 2. с. - 544 с.

49. Кимлика, У. Современная политическая философия / У. Кимлика. -Москва: Изд. дом. гос. ун-та Высшей школы экономики. - 2010. - 592 с.

50. Костина, А. В. Этническая культура: специфика развития в современном мире / А. В. Костина // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. С. 175-189.

51. Кряжков, В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве / В. А. Кряжков. - Москва: Норма, 2010. - 560 с.

52. Кряжков, В. А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов в конституционно-правовом измерении / В. А. Кряжков // Государство и право. 2017. № 12. С. 44-55.

53. Кузнецов, А. М. Политическая наука перед вызовом этнокультурного плюрализма / А. М. Кузнецов // Полит. наука. 2011. № 1. С. 29-46.

54. Кукатас, Ч. Теоретические основы мультикультурализма / Ч. Кукатас: пер. с анг. Н. Эдельмана под науч. ред. А. В. Куряева. - Москва: Мысль, 2011. 482 с.

55. Кучиренко, В. О парадигме национального самоопределения / В. О. Кучиренко / Право народов на самоопределение: идея и воплощение / Сост. А. Г. Осипов; Правозащитный центр «Мемориал». Просветительская группа по правам человека. - Москва: Звенья, 1997. С. 173-174.

56. Ламажаа, Ч. К., Сузукей, В. Ю. Тувинское горловое пение как нематериальное культурное наследие и как культурный бренд Тувы / Ч. К. Ламажаа, В. Ю. Сузукей // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. С. 72-83.

57. Леви-Строс, К. Путь масок / К. Леви-Строс. - Москва, 2000. - С. 20-97.

58. Макинтайр, А. После добродетели: исследования теории морали / А. Макинтайр. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург. 2000. - 297 с.

59. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. - 228 с.

60. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 284 с.

61. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. - 1984. - № 3. - С. 78-96.

62. Марсилий, П. Защитник мира. Defensor pacis / Пер. с франц. Б. У. Есенова; науч. ред., вступ. ст., примеч. Г. П. Лупарева. - Москва: Дашков и Ко, 2014. - 656 с.

63. Матузов, Н. И. Правовые отношения / Н. И. Матузов // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Москва: Норма. 2002. - 776 с.

64. Мирская, Т. И. К вопросу о понятии коллективных прав / Т. И. Мирская // Государство и право. 2015. № 11. С. 95-100.

65. Напсо, М. Б. Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации: специальность «Теория и история права и государства; история правовых учений»: автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук / Напсо Марьяна Бахсетовна; КГАУ. - Краснодар, 2010. - 69 с.

66. Напсо, М. Б. «Этнические» коллективные и индивидуальные права: выбор между правами народов и культурными правами индивида / М. Б. Напсо // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 50. С. 102 - 110.

67. Напсо, М. Б. Европейский взгляд на проблему защиты этнонациональных интересов и национальной идентичности: к вопросу о продвижении коллективных прав этнических общностей // Современное право. 2009. № 6. С. 122-126

68. Напсо, М. Б. Европейский взгляд на проблему защиты этнонациональных интересов и национальной идентичности: к вопросу о продвижении коллективных прав этнических общностей // Современное право. 2009. № 6.

69. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. - Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2009. - 240 с.

70. Новикова, Н. И. Коллективное право коренных народов на самобытное развитие: культурная ценность или конфликт интересов / Н. И. Новикова / Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Ю. В. Попков, И. С. Тарбастаева; ИФПР СО РАН. -Новосибирск: Манускрипт, 2017. - С. 110-119.

71. Оль, П. А., Ромашов, Р. А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности) / П. А. Оль, Р. А. Ромашов. - Изд-во: Юридический ин-т. Санкт-Петербург., 2002. -144 с.

72. Осипов, А. Национально-культурная автономия. Идеи, решения, институты / А. Осипов. - Санкт-Петербург: ЦНСИ, 2004. - 508 с.

73. Остроухов, Н. В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: специальность «Международное право; Европейское право»: автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук: Остроухов Николай Викторович. - Москва, 2010. - 62 с.

74. Пеннингтон, М. Классический либерализм и будущее социально-экономической политики / М. Пеннингтон. - Москва: Мысль, 2014. - 452 с.

75. Пешперова, И. Ю. Права национальных меньшинств и их защита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: специальность «Международное право; Европейское право»: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Пешперова Изольда Юрьвна. - Санкт-Петербург, 1998. - 198 с.

76. Политическая наука: новые направления / Ин-т «Открытое общество» / Под ред. Гудина Р., Клингеманна Х. - Д., науч. ред. рус. изд. Шестопал Е. Б. -Москва: Вече, 1999. - 815 с.

77. Попков, Ю. В. Интернационализация в традиционном и современном обществах / Ю. В. Попков. - Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2000. - 200 с.

78. Попков, Ю. В., Бойко, В. А. Политико-правовой статус коренных народов Севера: на пути в мировую цивилизацию / Ю. В. Попков, В. А. Бойко. -Новосибирск: изд. Института философии и права СО РАН, 1997. - 51 с.

79. Попков, Ю. В. Аборигенное право в системе взаимодействия традиционного и индустриального обществ / Ю. В. Попков // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 1. С. 103-107.

80. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 г. Москва «О федеральной целевой программе «Укрепление единства

российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.09.2013, № 35, ст. 4509.

81. Радбрух, Г. Философия права / Г. Радрбух. - Москва: Международные отношения, 2004. - 240 с.

82. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд / Т. Н. Радько. -Москва: Проспект, 2009. - 744 с.

83. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS N 157). Российская (Советская) юстиция № 5, 1997.

84. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. М. Рассолов, В. П. Малахов, А. А. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 447 с.

85. Регеда, Е. В. К вопросу о правовой сущности института коллективных прав / Е. В. Регеда // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 48-50.

86. Регеда, Е. В. Коллективные права этнических общностей в конституционном праве Российской Федерации: специальность «Конституционное право; муниципальное право»: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Регеда Екатерина Владимировна. - Пенза, 2009. -28 с.

87. Регеда Е. В. К вопросу о правовой сущности института коллективных прав / Е. В. Регеда // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 48-50.

88. Ролз, Дж. Право народов / Дж. Ролз. Перевод с английского: О. В. Потапова. - Текст: электронный // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5268 1993. - Дата публикации: 16.01.2011.

89. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Рольз. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. - 532 с.

90. Романов, А. А. Этничность в правовом измерении / А. А. Романов // Юридическая мысль. 2016. № 5 (97). С. 44-52.

91. Романов, А. А. Коллективное и групповое измерение в исследовании правосубъектности этнической общности / А. А. Романов / Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики: Сб. науч. трудов / отв. ред. Ю. В. Попков, И. С. Тарбастаева; ИФПР СО РАН. - Новосибирск: Изд-во «Манускрипт». 2017. - С. 81-89.

92. Рыбаков, Е. С. К вопросу об этническом феномене / Е. С. Рыбаков // Мониторинг. 2012. № 2 (108). С. 147-156.

93. Рыжкова, М. В. «Провалы» теории рационального выбора / М. В. Рыжкова // Вестник. Том. гос. ун-та. Серия: Экономика. 2012. № 3 (19). С. 23-32.

94. Самылов, И. В. Понятие и система коллективных субъектов права / И.

B. Самылов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 4.

C. 25-32.

95. Самылов, И. В. Особенности правосубъектности этнических сообществ в рамках общей системы субъектов права / И. В. Самылов / Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Ю. В. Попков, И. С. Тарбастаева; ИФПР СО РАН. - Новосибирск: Манускрипт, 2017. - С. 66-73.

96. Семенова, А. Н. Духовность народа и основания национальной и региональной политики: социально-философские аспекты / А. Н. Семенова. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - 208 с.

97. Симонов, В. В. Этническая общность - коллективный субъект конституционного права: понятие и признаки / В. В. Симонов // Вестник ОмГУ. Серия: Право. 2008. № 2. С. 5-18.

98. Скачкова, И. И. Языковая политика и языковое планирование: определение понятий / И. И. Скачкова // Политическая лингвистика. 2015. №1. С. 126-131.

99. Скворцов, Н. Г. Этничность: социологическая перспектива / Н. Г. Скворцов // Социс. 1999. № 1. С. 29-30.

100. Смирнова, С. К. Права народов в мультиэтничном государстве: путь в России / С. К. Смирнова. - Москва, 2005. - 36 с.

101. Соловьева, А. Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа / А. Н. Сольвьева; Федер. агентство по образованию, гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова». Архангельск: КИРА, 2009. - 231 с.

102. Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года Российской Федерации, п. 4.2 введен Указом Президента РФ от 06.12.2018 № 703.

103. Сэндел, М. Либерализм и пределы справедливости / М. Сэндел // Современный либерализм: Джон Ролз, Рональд Дворкин, Исайя Бёрлин, Уил Кимлика, Майкл Дж. Сэндел, Джереми Уолдрон, Чарльз Тейлор. Москва: Прогресс-Традиция: Дом интеллектуал. кн., 1998. - 248 с.

104. Тарбастаева, И. С. Коллективные права этнических общностей: к проблеме концептуализации / И. С. Тарбастаева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия. Философия. 2016. Т. 14. № 1. С. 106-135.

105. Тарбастаева, И. С. Коллективные права этнических общностей: к проблеме правосубъектности в этнонациональной политике / И. С. Тарбастаева // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 101-110.

106. Тарбастаева, И. С. Коллективные права этнических сообществ как условие сохранение этнокультурного разнообразия / И. С. Тарбастаева. - 001: 10.25205/2541-7517-2018-16-3-143-151 // Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16. № 3. С. 143-151.

107. Тарбастаева, И. С. Правовое поле этнонациональной политики в Республике Тыва (1991 - наст. вр.) / И. С. Тарбастаева // Новые исследования Тувы. 2016. № 2. С. 116-140.

108. Тарбастаева, И. С. Право и этничность: исследовательские подходы / И. С. Тарбастаева // Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16. № 2. С. 108-121.

109. Тарбастаева, И. С. Проблема доступа к социальным гарантиям коренных малочисленных народов: доказательство своей национальной принадлежности / И. С. Тарбастаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 260-летию

добровольно вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай: в 2 томах. 2016. Изд-во: ГГАУ. С. 294-298.

110. Тишков, А. В. Этнология и политика. Научная публицистика / А. В. Тишков — Москва: Наука, 2001. - 240 с.

111. Тишков, А. В., Шабаев, Ю. Этнополитология: политические функции этничности / А. В. Тишков, Ю. Шабаев. Москва: Изд-во МГУ, 2011. - 376 с.

112. Тишков, А. В., Шабаев, Ю. Этнополитология: политические функции этничности / А. В. Тишков, Ю. Шабаев. Москва: Изд-во МГУ, 2011. - 275 с.

113. Токарев, С. А. История зарубежной этнографии / С. А. Токарев. -Москва: Высшая школа. 1978. - 290 с.

114. Толстых, В. Л. Интернационализация и юридизация прав человека / В. Л. Толстых // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Серия: Право. Т. 9. Вып. 1. С. 90-95.

115. Толстых, В. Л. Три идеи права народов на самоопределение / В. Л. Толстых // Евразийский юридический журнал. 2014. № 9. С. 65-72.

116. Тюрикова, И. И. Проблема защиты групповых прав в теориях либерального мультикультурализма / И. И. Тюрикова // Вестник Волгогр. гос. унта. Серия: Философия. 2011. № 3 (15). С. 140-143.

117. Тюркикова, И. И. Феминистская критика теорий либерального мультикультурализма: специальность «социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Тюрикова Ирина Игоревна. — Архангельск, 2012. — 183 с.

118. Ушаков, Д. В. Новосибирск многонациональный: межэтнические отношения и воспроизводство этничности / Д. В. Ушаков. - Новосибирск: ООО Издательский дом «Манускрипт», 2013. - 200 с.

119. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ (последняя редакция) // Правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращение: 16.04.2019).

120. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23, ст. 2199.

121. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 4 ноября 2014 // Российская газета от 25 июня 1996 г.

122. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122.

123. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Российская газета от 12 мая № 90.

124. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета от 11 мая 2001 г. № 88.

125. Федосенко, В. А. Концепция коллективных и субъективных публичных прав в ракурсе глобализационных процессов в праве / В. А. Федосенко. -Новокузнецк: Новокузнец. фил. Сиб. акад. гос. службы. 2009. - 213 с.

126. Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейрбах. Т. 1 - Москва, 1955. - 676 с.

127. Филиппов С. Р. Критика этнического федерализма / С. Р. Филлипов. — Москва, ЦЦРИ РАН. 2003. - 379 с.

128. Фомиченко, М. П. Права народов в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: специальность «Конституционное право; муниципальное право»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Фомиченко Михаил Петрович; РГСУ. - Москва, 2007. - 462 с.

129. Хабермас, Ю. Борьба за признание в демократическом правовом государстве / Ю. Хабермас // Вовлечение другого. Очерки политической теории. Санкт-Петербург: Наука, 2001. - 417 с.

130. Хакимов, Р. С. Сумерки империи / Р. С. Хакимов. - Казань. 1993. - 228

с.

131. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. 1994. № 1. С. 33- 48.

132. Цагараев, М. А. Современная трактовка принципа права народов на самоопределение / М. А. Цагараев // Социология власти. 2008. № 5. С. 173-180.

133. Цицерон. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях: речи, письма / Цицерон. - Москва: Мысль, 1999. - 782 с.

134. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений / Н. Чернышевский. Т. 7. / Под общей ред. В.Я. Кирпотина, В.П. Козьмина, П.И. Лебедева-Полянского, Н.Л. Мещерякова, И.Д. Удальцова, H.M. Чернышевской. Подготовка тома H.M. Чернышевской и С.С. Борщевского. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1950. - 1082 с.

135. Чиркова, Е. С. «Субъект права»: подходы к пониманию / Е. С. Чиркова // Вестник ВятГУ. 2012. № 1. С. 87-91.

136. Шафиев, К. Универсальность прав человека и принцип культурного релятивизма / К. Шафиев // Кавказ и глобализация. 2008. № 1. С. 116-125.

137. Швери, Р. Теория рационального выбора: аналитический обзор / Р. Швери // Социологический журнал. 1995. Т. 0. № 2. С. 43-56.

138. Шумпетер, Й. А. История экономического анализа / Й. А. Шумпетер. -Санкт-Петербург, 2001. - 688 с.

139. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас; Пер. с нем. А. Антоновский, А. Иванченко, А. Круглов. - Москва: Праксис, 2001. - 336 с.

140. Южанин, М. А. Социально-правовая концепция «коллективных прав» этносов / М. А. Южанин // Социология власти. 2012. № 1. С. 202-211.

141. Arzoz, X. The Nature of Language Rights / X. Arzoz // Journal on Ethnopolitics and Minority Issues in Europe. - 2007. - № 2. - P. 1 - 35.

142. Banton, M. Racial Theories / M. Banton / Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. - 1987. - 192 p.

143. Berent, M. Collective Rights and the Ancient Community / M. Berent // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - Vol. IV, - No. 2. - 1991. - P. 315-328.

144. Brett, N. Language Laws and Collective Rights / N. Brett // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - Vol. IV. - No.2. - 1991. - P. 347 - 360.

145. Brutt-Griffler, J. Class, ethnicity and language rights: An analysis of British colonial policy in Lesotho and Sri Lanka and some implications for language policy / J. Brutt-Griffler // Journal of Language, Identity and Education1. - 2002. -P. 207-234.

146. Buchanan, A. The Role of Collective Rights in the Theory of Indigenous Peoples Rights / A. Buchanan // Transnational Law and Contemporary Issues, 3 (1): P. 89 - 108.

147. Cassese, A. Self-Determination of Peoples: A Legal Reappraisal. / A. Cassese / Cambridge: Cambridge University Press. 1995. - 393 p.

148. Coulmas, F. Language and Economy / F. Coulmas. - Oxford, U.K.: Blackwell. 1992. - 377 p.

149. Coulmas, F. Language rights: Interests of states, language groups and the individual / F. Coulmas // Language Sciences 20. - 1998. - P. 63 - 72.

150. Eastman, C. Language, ethnic identity and change. In John Edwards ed. Linguistic Minorities, Policies and Pluralism / C. Eastman. - London: Academic Press. 1984. - P. 259 - 276.

151. Edwards, J. Language, Society and Identity / J. Edwards. - Oxford, U.K.: Basil Blackwell. 1985. - 245 p.

152. Fishman, J. Language and ethnicity: The view from within. In Florian Coulmas (ed.) The Handbook of Sociolinguistics / J. Fishman. London: Blackwell. 1997. - P. 327 - 343.

153. Fleiner, T., Lidija, R., Fleiner, B. Constitutional Democracy in a Multicultural and Globalised World. / T. Fleiner, R. Lidija, B. Fleiner. - Heidelberg: Springer. 2009. - 663 p.

154. Garet, R. Community and Existence: The Rights of Groups / R. Garet // Southern California Law Review. -1983. - Vol.56. -№ 5. - P. 1001- 1075.

155. Gil-White, F. How Thick Is Blood? The Plot Thickens...: If Ethnic Actors Are Primordialists, What Remains of the Circumstantialist / F. Gil-White / Primordialist Controversy? // Ethnic and Racial Studies. - 1999. - No. 22. - P. 789 - 820.

156. Green, L. Two Views of Collective Rights / L. Green // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - Vol. IV. - No. 2. - 1991. - P. 315 - 327.

157. Hartney, M. Some Confusions Concerning Collective Rights / M. Hartney // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - Vol. IV. - No .2. - 1991. P. 293 - 314.

158. Hodgson, G. Meanings of Methodological Individualism / G. Hodgson // Journal of Economic Methodology. - 2007. - Vol. 14. -№ 2. - P. 211 - 226.

159. Holder, C. L., Jeff, J. Corntassel. Indigenous Peoples and Multicultural Citizenship: Bridging Collective and Individual Rights / L. Cindy, Holder, J. Jeff // Human Rights Quarterl 24. - 2002. - P. 126 - 131.

160. Jones, P. Group Rights / The Stanford Encyclopedia of Philosophy / P. Jones. - 2016. [Электронный ресурс] URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2016/entries/rights-group/ (дата публикации: 15.05.2019)

161. Jovanovic, M. A. Are There Universal Collective Rights? / A. J. Miodrag / Human Rights Review, 2010. - 11 (1):17-44. - P. 17 - 44.

162. Jovanovic, M. A. Collective Rights. A Legal Theory / A. J. Miodrag. -Cambridge University Press, Cambridge, 2012. - 231 p.

163. Kloss, H. The American Bilingual Tradition. Rowley / H. Kloss. - MA: Newbury House, 1977. - P. 2.

164. Kymlicka, W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights / W. Kimlicka. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. - 264 p.

165. Lesley, A. J. Bridging the Gap Between / A. J. Lesley // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - 1991. -Vol. IV. - No.2. - P. 375 - 386.

166. Margalit, A., Raz, J. National Self Determination / A. Margalit, J. Raz, // The Journal of Philosophy. - 1990. - Vol. 87. - No. 9. - P. 439 - 461.

167. May, S. Language rights: Moving the debate forward / S. May // Journal of Sociolinguistics 9/3. - 2005. - P. 319 - 347.

168. May, S. Language Rights: The «Cinderella' of Human Rights» / S. May // Journal of Human Rights. - 2011. -10:3. - P. 265 - 289.

169. McDonald, M. Should Communities Have Rights? Reflections on Liberal Individualism / M. McDonald // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - Vol. IV. - No. 2. -1991. - P. 217 - 237.

170. Méndez, T. M. Language Rights as Collective Rights: Some Conceptual Considerations on Language Rights / T. M. Méndez // Res Publica: Revista de Filosofía Política. 27. - 2012. - P. 109 - 118.

171. Muehlhauser, P. Language planning and language ecology / P. Muehlhauser / Current Issues in Language Planning1: 2000. P. 306-367.

172. Narveson, J. Collective Rights? / J. Narverson // Canadian Journal of Law and Jurispurdence. - 1991. - Vol. 4. - № 2. - P. 329 - 345.

173. Perry, T. Language rights, ethnic politics: A critique of the Pan South African Language Board / T. Perry / Paper № 12. Cape Town: Project for the Study of Alternative Education in South Africa (PRAESA). - 2012. - 206 p.

174. Pestieau, J. Minority Rights Caught Between Individual Rights and Peoples' Rights / J. Pestieau // Canadian Journal of Law and Jurisprudence. - 1991. - Vol. IV. -No.2. - P. 361 - 373.

175. Raz, J. The Morality of Freedom / J. Raz / Oxford University Press, Clarendon Press, 1986. - 448 p.

176. Sandel, M. Liberalism and the Limits of Justice / M. Sandel / Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. - 199 p.

177. Skutnabb-Kangas, T. Human rights and language wrongs - a future for diversity / T. Skutnabb-Kangas / Language rights. Special issue, Language Sciences, Special issue 20:1. 1998. - P. 5 - 27.

178. Taylor, Ch. Philosophical Arguments / Ch. Taylor / Cambridge: Harvard University Press, 1995. - 336 p.

179. Taylor, Ch. The Politics of Recognition / Ch. Taylor / Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition, Princeton, 1994. - 49 p.

180. Thornberry, P. Self-Determination, Minorities, Human Rights: A Review of. / P. Thomberry / International and Comparative Law Quarterly. - 1989. - Vol. 38. October - P. 873 - 875.

181. Vasak, K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights / K. Vasak // UNESCO Courier, 1977. -Nov. 36. - P. 29 - 32.

182. Weitzman M. On diversity / M. Weitzman // Quarterly Journal of Economics. 1992. № 7. P. 363-405.

183. Wellman, B. The community question: The intimate networks of East Yorkers / B. Wellman // American Journal of Sociology. - 1979. - №5 (84). - P. 1201 -1231.

184. Young, I. M. Justice and the Politics of Difference. / I. M. Young / Princeton: Princeton University Press, 1990. 286 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.