Камерно-вокальное творчество Густава Малера: стиль и особенности интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Леопа, Ирина Павловна

  • Леопа, Ирина Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 219
Леопа, Ирина Павловна. Камерно-вокальное творчество Густава Малера: стиль и особенности интерпретации: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2017. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Леопа, Ирина Павловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ГУСТАВА МАЛЕРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

1.1. Музыкальные предшественники

1.2. Мир литературных интересов Густава Малера

ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ГУСТАВА МАЛЕРА

2.1. Периодизация камерно-вокального творчества Г. Малера

2.2. Классификация собраний песен Г. Малера

ГЛАВА III. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Г. МАЛЕРА

3.1. Интонационный и образный словарь песен Г. Малера

3.2. Принципы работы Г. Малера с поэтическими источниками (на примере текстов песен из «Волшебного рога мальчика»)

3.3. Диалог как интерпретационная матрица собрания песен «Волшебный рог мальчика» Г. Малера

3.4. Амбивалентность как основная характеристика песенного стиля Густава

Малера

ГЛАВА IV. ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Г. МАЛЕРА

4.1. Трансформация традиций камерного исполнительства

4.2. Традиции исполнения собраний песен Г. Малера

4.3. Камерно-вокальная «малериана» в русской исполнительской традиции

4.4. В поисках «идеальной» интерпретации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнительная таблица песенного и симфонического творчества Густава

Малера

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Хронология песенного творчества Густава Малера

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Список нотных примеров

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Камерно-вокальное творчество Густава Малера: стиль и особенности интерпретации»

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное наследие и творческий путь крупнейшего австрийского композитора рубежа Х1Х-ХХ веков Густава Малера на протяжении целого столетия вызывает неуклонно растущий интерес исполнителей, слушателей, исследователей. Добившись необычайного успеха в качестве оперного дирижера, получив прижизненную славу непревзойдённого интерпретатора сочинений Р. Вагнера и В. А. Моцарта, Г. Малер поднял уровень спектаклей на недосягаемую прежде высоту.

Парадоксально, но на композиторском поприще признание его творчества откладывалось временем и пришло после смерти автора. Музыку Г. Малера называли плоской, вульгарной, обвиняли в ремесленном эпигонстве и в претенциозной эксцентричности. На протяжении двадцати лет после кончины маэстро велась бурная полемика, в которой резко скрещивались мнения публики и прессы. В 1933-1945 годах музыка Г. Малера пережила период «замалчивания», спровоцированного идеологией нацизма. Создание в 1955 году Малеровского общества вызвало новую волну интереса к его творчеству.

В 60-е годы музыка Г. Малера оказалась современной и созвучной новому поколению, стала своеобразным символом его стремлений и сомнений -зеркалом, в котором слушатель мог найти отражение своих самых сокровенных чувств. В 1967 году американский дирижер Леонард Бернстайн писал: «Если когда-либо существовал композитор своего времени, то это был Малер, пророческий лишь в том смысле, что он уже знал то, что миру предстояло узнать и принять полвека спустя» [15, с. 30].

С 70-х годов ХХ века наступает период принятия искусства Г. Малера широкой аудиторией - выходит в свет собрание сочинений, публикуется более полное собрание писем композитора, его музыка звучит в исполнении прославленных музыкантов на самых известных мировых сценах и в многочисленных записях. Нынешняя популярность музыки Г. Малера, которая, по словам известного немецкого музыковеда Германа Данузера, «в своей

неохватности... взрывает барьеры между "серьезным" и "легким" искусством, наводит мосты над пропастью между исполнителями и творцами Новой музыки» [43], удивляет своей интенсивностью и продолжительностью.

Малеровское наследие достаточно хорошо изучено как зарубежными, так и отечественными музыковедами, фундаментальные труды которых охватили разные стороны деятельности этого композитора. При жизни, как уже отмечалось, его музыка была предметом оживленной дискуссии и зачастую вызывала неприятие. Сохранилось немного отзывов-рецензий на концерты музыки Г.

1 9

Малера. В их числе статьи О. Би , М. Маршалька , М. Графа [41, с. 585], А. Оссовского [41, с. 585] и В. Каратыгина [41, с. 585], две работы Э. Ноднагеля [41, с. 582], представляющие попытку научного исследования Второй и Пятой симфоний, а также первый биографический очерк Л. Шидермайра [148, Б. 938]. В марте 1912 года в Праге композитором А. Шенбергом был прочитан доклад «Густав Малер», послуживший основой статьи с одноименным названием [122, с. 53]. Вышедший в 1913 году труд «Густав Малер» видного музыковеда Р. Шпехта выдержал 17 переизданий и заложил основы научного малероведения [41, с. 582].

В последующие двадцать лет были изданы многочисленные воспоминания людей, хорошо знавших композитора - коллег по сцене певицы А. Бар-Мильденбург [41, с. 398-431], альтистки и, в течение долгих лет, близкого друга Г. Малера Н. Бауэр-Лехнер [163], музыкального критика Л. Карпата [162]. Выходит в свет первое издание писем Густава Малера под редакцией вдовы композитора Альмы Малер-Верфель [176]. Опубликованы монография П. Беккера [137], исследования австрийского музыковеда П. Штефана [215, 216, 217], работы Г. Адлера [129], А. Найсера [192], Х. Ф. Редлиха [203] и др.

В 60-е годы последовал всплеск интереса к творчеству композитора не только со стороны исполнителей, но и выдающихся ученых. Изданы книги немецкого философа-социолога и теоретика музыки Т. В. Адорно [121],

1 Статья профессора О. Би «Искусство и театр» была опубликована в марте 1895 года и содержала отзыв на исполнение трёх частей Второй симфонии [41, с. 169].

2 Статья М. Маршалька о Первой симфонии Малера была опубликована двумя частями в 1896 - 1897 годах [41, с. 192].

английского писателя и музыкального критика Н. Кардуса [138] и первый том обширной монографии «Густав Малер» британского музыковеда Д. Митчелла [186].

С 70-х годов в малероведении «наступает коренной переворот от биографического и теоретического к историко-документальному, философскому и психологическому аспектам исследования» [6, с. 86]. Публикуются труды А. Л. де Ла Гранжа [165 - 170], К. и Х. Блаукопф [16 - 18, 134 - 136], К. Флороса [113, 149 - 151], Х. Х. Эггебрехта [146], Г. Данузера [43, 143], Н. Лебрехта [171], вторая и третья часть монографии Д. Митчелла [185, 187]. В 2011 году вышло в свет монументальное исследование Й. М. Фишера «Густав Малер - хорошо знакомый незнакомец» [148].

Российская научная «малериана» открывается очерком И. И. Соллертинского [102], неутомимого и страстного почитателя симфонических произведений австрийского композитора. Авторитетнейшим исследователем творчества Г. Малера по праву считается И. А. Барсова, чьи фундаментальные труды стали хрестоматийными для последующих поколений музыкантов [4 - 11, 41, 42].

В настоящее время различные аспекты творчества композитора являются объектом исследований российских музыковедов. В их числе работы Н. И. Дегтяревой [44 - 46] и Д. Р. Петрова [42, 85, 86], статьи Ю. Крейниной [61] и Г. Малкиной [66], диссертации Г. Петровой «"Восток" Густава Малера» (1994) [87], И. Ботвиновой «Образный строй и музыкальная интонация в вокальных циклах Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, Г. Малера» (2001) [21], А. Горн «Поэзия "Волшебного рога мальчика" в музыкально-философском мире Г. Малера» (2002) [39], С. Михеева «Десятая симфония Густава Малера в оркестровых редакциях Дэрика Кука и Рудольфа Баршая» (2014) [70]. Творчество Г. Малера в контексте музыкальной культуры его времени широко обсуждалось в рамках международной конференции, проведенной в Московской консерватории в 2010 году [89].

Вместе с тем, основным объектом внимания, безусловно, остаются

симфонии Г. Малера. Вокальное наследие композитора рассматривается, как правило, в тесной связи с его грандиозными симфоническими концепциями как сопутствующая линия творчества, питающая симфонии особым песенным тематизмом. Связь симфонии и песни в творчестве Г. Малера всесторонне рассмотрена в работах российских и зарубежных исследователей. В их числе статьи И. Барсовой [7] и Л. Михеевой [71], книга Д. Джонсона [161], очерк С. Хефлинга [156], тезисы докторской диссертации З. Романа [206]. Символично название первой англоязычной биографии композитора, «Густав Малер -песенный симфонист» (1932) [147].

В отечественной музыкальной культуре в течение последних двадцати лет наблюдается неуклонный рост интереса к творчеству авторов австро-немецкой песенной традиции. Новые поколения исполнителей обращаются к художественному наследию Г. Малера, по-своему расставляя акценты и находя соответствующие времени точки соприкосновения, потому создание самобытных, и, в то же время, адекватных и художественно достоверных интерпретаций становится одной из насущных задач.

В зарубежной литературе появлялись работы о Г. Малере - авторе песен, среди них статьи Э. Ф. Памера [197, 198], Х. Райнора [202], М. Фридфельда [152], монографии Е. Шмирер [212], А. Одефея [193], Р. Герлаха [153] и др. Немецкий ученый Петер Реверс сфокусировал внимание на жанровой трансформации песни в вокально-симфоническую концепцию [204]. В теоретических разработках австрийского музыковеда Ренаты Хильмар-Фойт целью исследования избран период творчества композитора, связанный с обращением к текстам антологии старой немецкой поэзии «Волшебный рог мальчика» [105, 154, 157, 158]. Стоит отметить, что камерно-вокальная линия песенного творчества композитора как целостное явление не становилась самостоятельным предметом исследований.

Большая часть публикаций в российских изданиях являются рецензиями, их авторы не ставят целью глубокое и всестороннее изучение песенного наследия композитора. В числе отзывов на концерты вокальной музыки Г. Малера очерк И. Рыжкина «Малеровский цикл (исполнение "Песен об умерших детях" Г. Малера

Л. Андерсон и Э. Тонсом)» [95], статьи А. Парина [81], Е. Зимина [51], В. Крейна [60] в периодических печатных изданиях, заметки молодых журналистов, размещённые на интернет порталах. В российском музыковедении можно упомянуть лишь несколько работ, в которых песенные сочинения Г. Малера становились объектом пристального изучения. Кроме вышеперечисленных диссертаций И. Ботвиновой и А. Горн необходимо упомянуть статьи И. А. Барсовой «Автограф Густава Малера "Lieder eines fahrenden Gesellen" (К проблеме творческого процесса в инструментовке)» [4] и «Тема странничества в песнях Шуберта и Малера» [10], Л. Михеевой «Чудесный рог мальчика» [72], Ф. Гершковича «Об одной песне молодого Малера» [33] и Г. Денисовой «Новая трактовка жанра оркестровой песни в творчестве Г. Малера» [47]. Однако во всех этих работах недостаточно освещён системный аспект и вопросы интерпретации камерно-вокальных сочинений композитора, что определило актуальность данного исследования: изучение камерно-вокального творчества Г. Малера с точки зрения детерминированности интерпретации его песенных сочинений стилевыми особенностями музыкально-поэтического языка.

Объектом исследования стало камерно-вокальное творчество австрийского композитора как целостное явление. Предметом исследования -специфические черты стиля камерно-вокальных сочинений Г. Малера в аспекте исполнительской интерпретации.

Цель данного исследования - обосновать специфику стиля камерно-вокальных сочинений Г. Малера и, таким образом, выявить объективные принципы их художественно убедительной интерпретации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Охарактеризовать историко-культурные факторы как внешние стилевые детерминанты, обусловившие специфические особенности музыкально-поэтического языка песен Г. Малера;

2. Рассмотреть типологические параметры камерно-вокального творчества Г. Малера;

3. Проследить формирование интонационно-тематических и образных «арок», объединяющих песенные сочинения Г. Малера разных периодов и служащих доказательством целостности камерно-вокального творчества композитора;

4. Обосновать метод структурирования интерпретации малеровского собрания песен на стихи из антологии Арнима-Брентано «Волшебный рог мальчика»;

5. Осмыслить ведущую роль песенного наследия Г. Малера в смене традиций камерного исполнительства, бытовавших в XIX веке;

6. Систематизировать и классифицировать основные направления мировой и отечественной исполнительской песенной «малерианы».

Теоретической базой исследования являются фундаментальные труды ведущих зарубежных и отечественных музыковедов А. Л. де Ла Гранжа, И. А. Барсовой, Д. Митчелла, Р. Старк (Хильмар) - Фойт, П. Реверса, Й. М. Фишера, В. А. Васиной-Гроссман [25], О. В. Соколова [100, 101], а также исследования, в которых изложены концептуальные основы и отдельные аспекты понятия «стиль в музыке» - как ставшие уже классическими труды А. Сохора [103], Л. Раабена [91], С. Скребкова [98], Б. Асафьева [1, 2], М. Михайлова [68, 69], Е. Назайкинского [75], так и работы современных авторов А. Хасаншина [115], Г. Грушко [40], Е. Гасич [31].

Материалом исследования являются:

1. нотные издания вокальных сочинений Густава Малера:

Mahler, G. Fünfzehn Lieder, Humoresken und Balladen aus Des Knaben Wunderhorn für Singstimme und Klavier [herausgegeben von R. Hilmar-Voit unter Mitarbeit von T. Hampson]. Band XIII, Teilband 2b [225];

Mahler, G. Kindertotenlieder für eine Singstimme mit Klavier [226];

Mahler, G. Lieder eines fahrenden Gesellen für Singstimme und Orchester. Herausgegeben von M. Hansen (Klavierauszug) [227];

Mahler, G. Lieder und Gesänge für eine Singstimme und Klavier (Heft I) [228];

Mahler, G. Neun Lieder und Gesänge aus Des Knaben Wunderhorn für

Singstimme und Klavier. Band XII, Teilband 2an und 2 a1, edited by P. Revers [229];

Mahler, G. Sieben Lieder aus letzter Zeit für Gesang und Klavier [230];

2. сборник поэтических текстов Des Knaben Wunderhorn/ Alte deutsche Lieder/ Gesammelt von A. von Arnim und C. Brentano [144];

3. дискография Венсана Муре [190];

4. аудиозаписи вокальных произведений Г. Малера, представленные на сайте www. allmusic. com [191].

Методология работы характеризуется комплексным подходом к изучаемому материалу, который объединяет в себе теоретические методы и исполнительскую практику. Ориентиром являются источниковедческий, исторический и теоретический подходы. В исследовании сочетаются:

- контекстно-культурологический и историко-аналитический методы, использованные в изучении историко-культурных факторов;

- метод сравнительного анализа различных интерпретаций вокальных собраний Г. Малера.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- камерно-вокальное творчество Г. Малера впервые рассматривается как целостное явление;

- определены и уточнены хронологические параметры камерно-вокального творчества Г. Малера;

- выявлены интонационные и образные связи в песенных произведениях Г. Малера разных периодов творчества;

- впервые дано семантическое истолкование музыкально-поэтического лексикона песен Г. Малера;

- предложен метод «структурирования» интерпретации песен собрания «Волшебный рог мальчика»;

- выявлено ключевое значение песенного творчества композитора в смене парадигмы камерного исполнительства, характерной для XIX века;

- охарактеризованы основные исполнительские традиции вокальных сочинений Г. Малера, проанализированы современные тенденции мировой и

отечественной исполнительской практики;

- переведены и введены в научный обиход отечественного музыковедения зарубежные исследования по теме.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Камерно-вокальное творчество Г. Малера, в корне изменившее концептуальные основы песенного жанра, занимает уникальное положение в истории австро-немецкой традиции Lied;

2. В процессе эволюции камерно-вокального творчества Г. Малера правомерно выделить три хронологических этапа: ранний период (1866 - 1880); период «Волшебного рога мальчика», подразделяющийся на две фазы - песни в рамках традиционной концепции Lied (1880 - 1891) и время симфонизации песенного жанра (1892 - 1901); третий период, связанный с обращением к поэзии Ф. Рюккерта;

3. Наличие интонационных и образных связей в песенных сочинениях различных периодов подтверждает концепцию целостности камерно-вокального творчества Г. Малера;

4. Предложенный метод структурирования песен собрания «Волшебный рог мальчика» обусловлен имманентностью диалогового начала, присущего произведениям малеровского собрания;

5. Камерно-вокальное творчество Г. Малера сыграло ведущую роль в коренном изменении парадигмы камерного исполнительства, бытующей в XIX веке.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут расширить представление о роли камерно-вокального наследия Г. Малера в эволюции австро-немецкой песенной традиции и в развитии мировой исполнительской практики. Представленные материалы могут быть задействованы в курсах истории зарубежной музыки, истории вокального и фортепианного искусства. Практические рекомендации могут быть использованы в лекциях, семинарах, занятиях в классах по камерному пению и по концертмейстерской подготовке.

Апробация работы. Материалы исследования на различных его этапах были представлены и обсуждались в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки на заседаниях кафедры теории музыки, а также стали темами выступлений на научных конференциях: XV Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов «Музыкальное образование и наука» (доклад «Принципы работы Густава Малера с поэтическими источниками (на примере текстов песен из "Волшебного рога мальчика")», Н. Новгород, 19-20 мая 2014 г.), Международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории» (доклад «После мрака надеюсь на свет: песни Густава Малера 1901-1902 гг.», Н. Новгород, 14-18 ноября 2016 г.). Основные положения освещены в трёх публикациях из списка ВАК РФ и четырех статьях в других изданиях.

Поставленные вопросы определили структуру диссертации. Последовательно рассматриваются культурно-исторические традиции, отраженные в камерно-вокальном творчестве Г. Малера (глава I), типологические параметры (глава II), стилевые особенности (глава III), принципы интерпретации песенных сочинений композитора (глава IV). В заключении изложены выводы проведенного исследования. В приложениях представлены сравнительная таблица песенного и симфонического творчества Г. Малера (приложение I), хронология песенного творчества композитора (приложение II), нотные примеры (приложение III).

ГЛАВА I. КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ГУСТАВА МАЛЕРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

1.1. Музыкальные предшественники

Создатели первых научных трудов о композиторе - П. Беккер, П. Штефан, Р. Шпехт, Г. Адлер, - видимо, в силу хронологически близкого нахождения к объекту исследования, не смогли ответить на вопрос, кем все-таки является Густав Малер, «последним романтиком или первым экспрессионистом» [108, с. 234]. В отличие от симфонических концепций с их «смелостью в сфере формообразования, метрической рафинированностью, гармонической

-5

раскованностью» , в песенном творчестве Г. Малер не был композитором, «революционно расширявшим возможности музыкального языка» [148, S. 214215]. Скорее, «резкий поворот от сложного к простому» [25, с. 351] оставил его «смиренно находящимся в общепринятых границах музыкального мира» [148, S. 215]. Но в этих пределах безыскусная простота, своеобразная демократичность интонационного материала и словарного запаса позволили Г. Малеру достичь выразительности и глубины, приближающихся к его симфоническим работам.

Истоки образности и стиля камерно-вокального творчества Г. Малера берут своё начало в австро-немецкой песенной традиции. К вокальным сочинениям композитора вполне применима характеристика, прозвучавшая из уст персонажа вагнеровских «Нюрнбергских мейстерзингеров» Ганса Сакса в адрес искусной песни Вальтера Штольцинга, другого героя оперы: «Это звучало так древне, и, в то же время, так ново, как песня птицы в прекрасном мае».

В начале XIX века песенный жанр, в отличие от симфонического, не претендовал на особое социальное значение. Песня была предназначена для исполнения в узком кругу слушателей. Во времена Ф. Шуберта понятию Lied соответствовало структурированное по строфам музыкальное изложение

3 Работы Петера Реверса, статья Дональда Митчелла «Долг XX века перед Малером; наш долг перед ним в XXI веке» и главы книги Йенса Мальте Фишера «Густав Малер. Хорошо знакомый незнакомец» переведены Леопа И. П. Автор диссертации выражает благодарность Т. Г. Бухаровой и Зигфриду Вильгельму за ценные замечания по переводам.

стихотворения. Одинаковая мелодическая линия каждой строфы, обеспечивая единство формы, не подразумевала буквального повторения музыкального материала.

В 1843 году Р. Шуман утверждал, что «песня, может быть, единственный жанр, в котором со времен Бетховена был достигнут настоящий прогресс» 4 [125, с. 136]. Признавая непреходящее значение художественного наследия мастеров прошлого, И. С. Баха и Л. ван Бетховена, их вокальные сочинения Р. Шуман считал устаревшими и архаичными, не более чем «просто аккордовым сопровождением к певучей мелодии» [125, c. 135]. Такая оценка не вполне справедлива, ведь в творчестве Л. ван Бетховена немецкая песня «впервые поднялась над уровнем бытового искусства и стала выразительницей разнообразных сложных идей и чувств» [57, с. 147]. Хотя вокальная лирика композитора не столь популярна, как симфонические, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения, он обращался к песенному жанру на протяжении всей жизни5. От простых куплетных песен, где текст играл сугубо прикладную роль, композитор постепенно перешел к новому типу вокальной миниатюры, в котором каждой стихотворной строфе соответствовало новое музыкальное оформление. В камерно-вокальном творчестве Л. ван Бетховена впервые формируется идея вокального цикла 6 - объединения песен на основе последовательно развивающейся сюжетной линии, ставшая в дальнейшем одним из основополагающих направлений развития жанра Lied.

Р. Шуман в середине XIX века не мог предвидеть значения новаторской тенденции в творчестве Л. ван Бетховена, оказавшей глубокое воздействие на эволюцию песенного жанра. По мнению Рихарда Вагнера, «Бетховен, вдохновенный гений, решается в конце Девятой симфонии приобщить к оркестру человеческий голос: он пророчески предвидел, что музыка может выполнить самое высокое назначение только в связи с поэзией» [64]. Несомненно,

4 Статья Роберта Шумана «Песни и романсы», написанная в 1843 году, представляет собой рецензию на новые камерно-вокальные сочинения молодых немецкоязычных композиторов.

5 Бетховеном написано около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей.

6 Бетховен Л., сл. А. Эйтелеса «К далекой возлюбленной»/Beethoven L. van, Jeitteles A.I. An die ferne Geliebte, ор.98. Цикл из 6 песен был написан в апреле 1816 года.

бетховенская концепция введения слова в симфонический жанр явилась для Г. Малера образцом .

В творчестве австрийского композитора рубежа XIX-XX веков доминируют два жанра, песня и симфония, что коренным образом отличает его и от великого немецкого оперного реформатора Р. Вагнера, чей экскурс в область камерно-вокальной музыки довольно эпизодичен, и от Хуго Вольфа, посвятившего жизнь исключительно жанру Lied. Для Г. Малера песня и симфония являлись не автономно изолированными областями, а представляли своего рода систему «сообщающихся сосудов». Песня «прорастала» в его симфониях иногда в виде инструментальных цитат, иногда полностью идентифицируясь с симфонической частью. «Композиционный принцип чудесного сплетения двух сфер» [204, S. 7] -ориентация симфонии на вокальные прототипы - исповедуемый Г. Малером, впервые был реализован в творчестве Ф. Шуберта.

Спектр образов, воплощенных в камерно-вокальных произведениях Г. Малера, чрезвычайно широк - от простого наивно-грациозного изящества песен в «народном» стиле и многообразных сторон лирической сферы до погружения в страдание и трагедию осознания смерти, что роднит его песенное творчество с искусством Ф. Шуберта. Образ молодого странника из шубертовской песни «Скиталец», колесившего по свету в поисках недосягаемого идеала, стал художественным прототипом персонажей циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Ранний малеровский цикл «Песни странствующего подмастерья» наследует традицию шубертовского лирического, поэтического цикла песен, объединенного одной темой и одним героем. Причиной его вынужденного странствия стало крушение всех надежд. В этой ситуации поиски счастья -напрасны, а утешение и примирение с действительностью оказываются не более чем самообманом. Восприняв от Ф. Шуберта эмоциональную взволнованность, «дневниковую» интимность жанра, Г. Малер наполнил песню психологической остротой в передаче малейших оттенков душевного состояния лирического героя,

7 Из письма Г. Малера А. Зайдлю от 17 февраля 1897 года: «Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю момента, когда должен привлечь "Слово" в качестве носителя моей музыкальной идеи» [42, с. 319].

во многом благодаря чуткому воспроизведению поэтического слова, усилению взаимодействия голоса и инструментального сопровождения.

Ф. Шуберт редко использовал в сочинениях темы подлинных народных песен, однако его творчество тесно связано с австрийским фольклором и с бытовой музыкальной традицией Вены. От своего предшественника, сумевшего «прозаический» материал Lied сделать «высоким жанром», Г. Малер воспринял «небоязнь» бытовизмов и банальности в обрисовке обыденных образов, смелость обращения к будничным темам. К примеру, нарочитая безыскусность музыкального материала миниатюры «Чтоб сделать послушными скверных

о

детей» вызывает ассоциации с бытовыми песнями Германии и Австро-Венгрии . Начальный мотив - затактовый скачок на кварту с последующим поступенным восходящим движением - интонационно близок мелодии хороводного напева XVII века «Лишь весной нам хочется расцветать» 9, текст которого датирован XIII столетием. Пунктирный ритм и интонация группетто, «вездесущего чешского мелизма» [190] встречаются в песне «Путешествие - радость мельника», написанной К.-Ф. Цёльнером в первой половине XIX века.10 Интонационное и фактурное сходство - непрерывное трёхдольное волнообразное движение в басовой партии и прихотливая линия верхнего голоса, сплетающаяся с вокальной мелодией в ажурном контрапункте - объединяют юмореску «Рейнская сказочка» с каринтийскими вальсами11 Т. Кошата12.

В музыкально-поэтическом лексиконе малеровских песен нашли отражение особенности фольклора западнославянских народов, проживавших на территории империи. В оркестровой версии цикла «Песни странствующего подмастерья» четыре такта инструментального вступления первой песни построены на

8 Переводы названий вокальных произведений Г. Малера на русский язык даны в соответствии с новым (2006) изданием писем композитора [42, c. 855 - 858].

9 «Лишь весной нам хочется расцветать»/Nun will der Lenz uns grüßen, слова Найдхарда фон Ройенталя/ Neidhardt von Reuenthal [145, S. 87].

10 «Попутная»/Unterweg песня «Путешествия - радость мельника»/ Das Wandern ist Müllers Lust, написана К.-Ф. Цёльнером/ Carl-Friedrich Zöllner (1800-1860) на стихи В. Мюллера/ Wilhelm Müller (1794-1827) [145, S. 34].

11 Кошат Т. «Я ухожу»/ Verlassen bin I [219, S. 8]; «Розочка из Вёртер-Зи/ 's Röserl von Wörthersee [224, S. 28].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Леопа, Ирина Павловна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация [Текст] / Б. В. Асафьев // Избранные труды. Т. V. - М.: Изд. АН СССР, 1957. - С. 163

- 278.

2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. -Л.: Гос. Муз. Издат.,1963. - 379 с.

3. Баренбойм, Л. А. По страницам сборника [Текст] / Л. А. Баренбойм// Исполнительское искусство зарубежных стран. Сб. ст. - 1975. - выпуск 9. -М.: Музыка. - С. 3-19.

4. Барсова, И. А. Автограф Густава Малера «Lieder eines fahrenden Gesellen» (К проблеме творческого процесса в инструментовке) [Текст] / И. А. Барсова // Вып. 8: Процессы музыкального творчества: Сборник трудов № 166: [ред.-сост. Е. Вязкова]. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - С. 94 - 132.

5. Барсова, И. А. Неизвестные документы [Текст] / Публ. И. А. Барсовой [пер. С. Е. Шлапоберской] // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 214 -220.

6. Барсова, И. А. Проблемы малероведения 80-х годов [Текст] / И. А. Барсова // Советская музыка. -1987. - № 2. - С. 86-93.

7. Барсова, И. А. Проблемы формы в ранних симфониях Г. Малера [Текст] / И. А. Барсова// Вопросы музыкальной формы: [ред. В. Протопопов]. - М.: Музыка, 1972. - выпуск 2. - С. 202-261.

8. Барсова, И. А. Российская карьера Густава Франка [Текст] / И. А. Барсова // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 201 - 207.

9. Барсова, И. А. Симфонии Малера [Текст] / И. А. Барсова. - М.: Советский композитор, 1975. - 496 с.

10. Барсова, И. А. Тема странничества в песнях Шуберта и Малера [Текст] / И. А. Барсова // Журнал любителей искусства. - 1998. - № 2 «Густав Малер».

- С. 25 - 38.

11. Барсова, И. А. «Трижды лишенный родины». Архетип еврейства в личности и творчестве Густава Малера [Текст] / И. А. Барсова // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 177 - 181.

12. Бахтин, М. М. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров» [Текст] / М. М. Бахтин. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 5 - М.: Русские словари, 1996. - С. 207-285.

13.Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М. М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

14. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе (опыт персоналистической философии) [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. - Режим доступа: www.odinblago.rU/o гаЬБ^е ьБУоЬоёе. - (Дата обращения: 11.08.2016).

15.Бернстайн, Л. Малер - его время пришло [Текст] / Л. Бернстайн // Музыкальная жизнь. - 2005. - № 4. - С. 30-31.

16.Блаукопф, К. Хорошо ли жил композитор Малер? [Текст] / К. Блаукопф // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 161 - 164.

17. Блаукопф, Х. Малер, Жан-Поль и Первая симфония [Текст] / Х. Блаукопф // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 175 - 177.

18.Блаукопф, Х. Малер среди солдат [Текст] / Х. Блаукопф // Оркестр: сб. ст. и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. - М.: Московская консерватория, Редакционно-издательский отдел, 2002. - С. 180 - 188.

19.Блок, А. А. Поэзия, драмы, проза [Текст] / А. А. Блок. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2001. - 799 с.

20.Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник [Текст] / Ю. Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

21. Ботвинова, И. В. Образный строй и музыкальная интонация в вокальных циклах Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, Г. Малера: автореф. дис. ... канд. искусствовед.:17.00.03/ Ботвинова Ирина Васильевна. - Киев, 2001. -15 с.

22. Бычков, В. В. Модернизм [Электронный ресурс] / В. В. Бычков // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. - Режим

доступа: http: //yanko .lib. ru/books/aesthetica/buchkov-estetika-

lexicon.htm#_Toc77514421. - (Дата обращения: 05.03.2014).

23.Вагнер, Р. Избранные работы [Текст] / Р. Вагнер. - М.: Искусство, 1978. -695 с.

24.Вальтер, Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления [Текст] / Б. Вальтер// Исполнительское искусство зарубежных стран. - 1974. - выпуск 4. - 362 c.

25.Васина-Гроссман, В. А. Романтическая песня XIX века [Текст] / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1966. - 405 с.

26. Векслер, Ю. О теории интерпретации новой венской школы [Текст] // Ю. С. Векслер// Искусство ХХ века как искусство интерпретации: сб. ст. [ред. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева]. - Н. Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 2006. -с. 91-104.

27.Вермайер, А. Современная интерпретация - конец музыкального текста [Текст] / А. Вермайер// Искусство ХХ века как искусство интерпретации: сб. ст. [ред. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева]. - Н. Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 2006. - с. 104-112.

28.Волшебный рог мальчика. Из немецкой народной поэзии [Электронный ресурс] / Перевод, составление и предисловие Л. В. Гинсбурга. - Режим доступа: http://www.belousenko.com/books/Ginzburg Lev Malchik.htm/ -(Дата обращения: 27/01/2014).

29. Газель. Определение термина [Электронный ресурс] / Словарь литературоведческих терминов [Н. А. Шабанова, С. П. Белокурова, И. А. Книгин]. - Режим доступа: www.textologia.ru/slovari/gasel. - (Дата обращения: 27.07.2016).

30.Газель [Электронный ресурс] / Справочник литератора. - Режим доступа: http://lit100.ru/text.php?t=0401. - (Дата обращения: 11.08.2016).

31.Гасич, Е. Феномен стиля в отечественном музыкознании: исторические трансформации научных концепций: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02/ Гасич Екатерина Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2012 - 22 с.

32.Гёррес, Й. Волшебный рог мальчика [Текст] / Й. Гёррес// Эстетика немецких романтиков [история эстетики в памятниках и документах]. - М.: Искусство, 1987. - С. 298- 310.

33.Гершкович, Ф. М. Об одной песне молодого Малера [Текст] / Ф. М. Гершкович// Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 188-189.

34. Гёте, И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда. Части Ш-1У [Текст] / И. В. Гёте // Собрание сочинений: в 13-ти томах. Том Х. - М.: Государственное Издательство художественной литературы, 1937. - 786 с.

35.Гёте, И. В. Фауст. Трагедия [Электронный ресурс] / И. В. Гёте [пер. Б. Пастернака]. - Режим доступа: http://gete.yelchel.ru/. - (Дата обращения: 23.11.2014).

36.Гёте, И. В. Чудесный рог мальчика. Рецензия [Электронный ресурс] / И. В. Гёте [пер. С. Герье]. - Режим доступа: www.rulit. me/chudesnvi -го g-malchika-download-free-284553.html. - (Дата обращения: 21.12.2015).

37.Гизекинг, В. Как я стал пианистом [Текст] / В. Гизекинг// Исполнительское искусство зарубежных стран: сб.ст. [ред. Л. А. Баренбойм]. - 1975. - выпуск 7. - С. 190-252.

38.Говорухина, Н. О. Эволюция вокального цикла и закономерности циклообразования (на примере произведений Р. Шумана, Х. Вольфа, А. Шенберга): автореф. дис. ... канд. искусствовед..: 17.00.03/ Говорухина Наталья Олеговна. - Харьков, 2009. - 19 с.

39. Горн, А. В. Поэзия «Волшебного рога мальчика» в музыкально -философском мире Густава Малера: автореф. дис. . канд. искусствовед.:17.00.02/ Горн Анна Викторовна. - СПб, 2002. - 17 с.

40.Грушко, Г. Музыкальный стиль в истории европейской культуры: эволюционно-синергетический подход: автореф. дис. ... канд. искусствовед.:17.00.02/ Грушко Галина Игоревна. - Саратов, 2011. - 28 с.

41.Густав Малер. Письма. Воспоминания [Текст] / Г. Малер [ред. И. А. Барсова, пер. А. А. Ошеров]:1-е изд. - М.: Музыка, 1964. - 636 с.

42.Густав Малер. Письма [Текст] / Г. Малер [Под общ. ред. И. А. Барсовой, сост. и коммент. И. А. Барсовой и Д. Р. Петрова]. - СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006. - 896 с., ил.

43.Данузер, Г. Малер сегодня - в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом [Электронный ресурс] / Г. Данузер. - Режим доступа: www.intoclassics.net/publ/5-1-0-98. - (Дата обращения: 24.01.2014).

44. Дегтярева, Н. И. Густав Малер как художник «заключительной темы» в музыке ХХ века: (О банальном тематизме) [Текст] / Н. И. Дегтярева // Журнал любителей искусства. - 1998. - № 2. - С. 6 - 12.

45. Дегтярева, Н. И. О выборе ракурса, или к вопросу об изучении творчества Густава Малера [Текст] / Н. И. Дегтярева // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. ст. по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского (4 - 7 апреля 2012) [ред. Р. Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова]. - СПб.: Lennex Corp., Edinburgh,, 2014. - С. 134 - 139.

46. Дегтярева, Н. И. Поздний период творчества Густава Малера (философско-эстетические особенности симфонической концепции): автореф. дис. ... канд. искусствовед..: 17.00.03/ Дегтярева Наталья Ивановна. - Л., 1981. - 18 с.

47. Денисова, Г. А. Новая трактовка жанра оркестровой песни в творчестве Г. Малера [Текст] / Г. А. Денисова// Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2016. - № 3. - С. 19-22.

48.Друскин, М. С. Иоганнес Брамс. Вокальная лирика [Электронный ресурс] / М. С. Друскин. - Режим доступа: http://ale07.ru/songbook/druskin brams5. -(Дата обращения: 27.07.2016).

49. Елагина, Т. Интервью с В. Черновым [Электронный ресурс] / Т. Елагина. -Режим доступа: www.belcanto.ru/11092910/html. - (Дата обращения: 15.11.2014).

50.Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы [Текст] / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

51. Зимин, И. Джесси Норман поёт Песни Рюккерта в БЗК [Текст] / И. Зимин// Парк культуры. - 2001. - 5 октября.

52. Иванова, Виктория Николаевна. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kino-teatr.rU/acter/w/star/284583/bio. - (Дата обращения: 11.01.2015).

53.Канчели, Г. А. О Малере [Текст] / Г. А. Канчели// Музыкальная академия. -1994. -№1 - С.157.

54.Каратыгин, В. Г. Шестой концерт Кусевицкого [Текст] / В. Г. Каратыгин: Избранные статьи [ред. Ю. А. Кремлев]. - М.-Л.: Музыка, 1965. - С. 59 - 61.

55.Кигэн, С. Невеста ветра. Жизнь и время Альмы Малер-Верфель [Текст] / С. Кигэн. - СПб., Композитор, 2008. - 368 с.

56.Кон, Ю. О «банальности» тематизма Малера [Текст] / Ю. Кон// Музыкальная академия. - 1994. -№1 - С.157 - 160.

57.Конен, В. Д. История зарубежной музыки. Выпуск 3 ^ 1789 года до середины XIX века): Учебник для музыкальных вузов [Текст] / В. Д. Конен. - изд. пятое - М.: Музыка, 1981. - 534 с.

58.Конен, В. Д. Предисловие [Текст] / И. А. Барсова // Симфонии Малера. - М.: Советский композитор, 1975. - С. 5 - 6.

59. Конен, В. Д. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии [Текст] / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1968. - 349 с.

60.Крейн, В. Леди Джейн [Текст] / В. Крейн // Известия. - 2001. - 30 сентября.

61. Крейнина, Ю. Густав Малер в восприятии израильской аудитории. Обретение исторической родины [Текст] /Ю. Крейнина // Оркестр: сб. ст. и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. - М.: Московская консерватория, Редакционно-издательский отдел, 2002. - С. 250 - 255.

62.Лайнсдорф, Э. В защиту композитора: альфа и омега искусства интерпретации [Текст] / Э. Лайнсдорф; [пер. А. Плахова]. - М.: Музыка, 1988. - 303 с.

63. Лейн, К. Большой немецко-русский словарь [Текст] / К. Лейн, Д. Г. Мальцева, А. Н. Зуев [и др.].- 10-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2003. - 1040 с.

64.Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель [Электронный ресурс] / А. Лиштанберже. - Режим доступа: \у\у\у.та^51ег.т5к.щ./11Ьгагу/рег50па1/\уастег. - (Дата обращения: 11.01.2016).

65.Лымарева, Т. В. Интерпретация вокальной музыки [Текст] /Т. В. Лымарева. - Спб.: СПб государственная консерватория, 2011. - 184 с.

66.Малкина, Г. Малер - Ницше: неожиданные переклички [Текст] / Г. Малкина // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С.172-175.

67.Михайлов, А. В. Вместо введения [Текст] / М. Хайдеггер // Исток художественного творения [пер. А. В. Михайлова]. - М.: Академ. Проект, 2008. - С. 5-75.

68. Михайлов, М. К. К проблеме стилевого анализа [Текст] / М. К. Михайлов // Современные вопросы музыкознания. - М.: Музыка. - 1976. - С. 115-145.

69. Михайлов, М. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы [Текст] /М. К. Михайлов //Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка. -1975. - С. 51-76.

70.Михеев, С. А. Десятая симфония Густава Малера в оркестровых редакциях Дэрика Кука и Рудольфа Баршая: дис. ... канд. искусствовед.:17.00.02/ Михеев Сергей Андреевич. - М., 2014 - 253 с.

71.Михеева, Л. В. Тематические связи и замысел 1-1У симфонии Г.Малера [Текст] / Л. В. Михеева // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. [ред. А. А. Гозенпуд, Ю. А. Кремлев, Л. Н. Раабен]. - Выпуск 9. - Л.: Музыка. -1973. - С.119-144.

72. Михеева, Л. В. Чудесный рог мальчика [Текст] / Л. В. Михеева //Советская музыка. -1958. - № 7 - С. 83-87.

73.Михеева, Л. В. Чудесный рог мальчика [Электронный ресурс] / Л. В. Михеева. - Режим доступа: www.belcanto.ru/or-mahler-rog.html. - (Дата обращения: 29.08.2015).

74.Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга четвертая. Философия XX в. Учебник для студентов вузов [Текст] / Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. - 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет»® Ю. А. Шичалина, 1999. - 448 с.

75.Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с: ноты.

76.Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха [Текст] / В. Б. Носина. - М.: Классика - XXI, 2004. - 56 с.

77. Опус [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия. - Режим доступа: http://bigenc.ru/music/text/2692653. - (Дата обращения: 12.02.2017).

78.Парин, А. В. Дитрих Фишер-Дискау. Слово должно служить музыке [Текст] / А. В. Парин. О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии. - М.: Аграф, 2003. - С. 86-92.

79.Парин, А. В. Зара Долуханова: «Предпочитаю талант вокальному совершенству» [Текст] / А. В. Парин // Независимая газета. - 1992. - 20 февраля.

80. Парин, А. В. Йоахим Херц. Я чрезвычайно консервативный человек [Текст] / А. О. Парин // О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии. -М.: Аграф, 2003. - С. 431-437.

81. Парин, А. В. Песни странствующего подмастерья [Текст] / А. В. Парин // О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии. - М.: Аграф, 2003. - С. 207-209.

82.Парин, А. В. Сергей Лейферкус. Многослойная психика заставляет искать необычные краски [Текст] // А. В. Парин // О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии. - М.: Аграф, 2003. - С.173-177.

83.Парин, А. В. Станислав Швец: тёмный дух и тёплая плоть. Портрет [Текст] / А. В. Парин // О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии.-М.: Аграф, 2003. - С. 290-295.

84. Парин, А. В. Удо Циммерман. «Немецкое» значит громоздкое, интеллектуальное, романтическое [Текст] / А. В. Парин. О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии. - М.: Аграф, 2003. - С. 425-430.

85. Петров, Д. Густав Малер и «девятнадцатый век». Становление художника: автореф. дис. ... канд. искусствовед.:17.00.02/ Петров Данил Рустамович. -М., 1999. - 23 с.

86. Петров, Д. Р. Творчество Малера в зеркале Собрания сочинений [Текст] / Д. Р. Петров // Оркестр: сб. ст. и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. - М.: Московская консерватория, Редакционно-издательский отдел, 2002. - С. 240 - 250.

87.Петрова, Г. В. «Восток» Густава Малера: Культурно-исторические предпосылки, поэтика претворения: автореф. дис. ... канд. искусствовед.:17.00.02/ Петрова Галина Владимировна. - СПб, 1994. - 17 с.

88.Поспелова, Н. Постмодернизм как метаинтерпретация [Текст] / Н. Поспелова //Искусство ХХ века как искусство интерпретации: сб. ст. - Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2006. - С. 262 - 275.

89. Программа международной конференции [Электронный ресурс] / Густав Малер и музыкальная культура его времени // Международная конференция в честь 150-летия со дня рождения Густава Малера и к 125-летию со дня рождения Альбана Берга. - Режим доступа: http://www.mosconsv.ru/ru/event p.aspx?id=124717 - (Дата обращения: 19.03.2017).

90.Пуришев, Б. И. Лирика трубадуров [Электронный ресурс] / Б. И. Пуришев // Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. - Режим доступа: http://scicenter.online/zarubejnaya-literatura/lirika-trubadurov-65111 .html. -(Дата обращения: 25.07.2016).

91.Раабен, Л. Н. Система, стиль, метод [Текст] / Л. Н. Раабен //Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1975 - С. 76 - 93.

92.Раабен, Л. Н. Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальной музыке 1890-1917 годов [Текст] / Л. Н. Раабен //Вопросы теории и эстетики музыки. - Выпуск 12. - Л.: Музыка. -1973. - С. 3-60.

93.Ромадинова, Д. Верность традициям? (Мысли о творчестве Андрея Петрова) [Текст] / Д. Ромадинова //Критика и музыкознание: сб. ст. - Л.: Музыка, 1975. - С. 171-185.

94.Ручьевская, Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века [Текст] / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: сб. ст. -М.: Музыка, 1976. - С. 146- 206.

95.Рыжкин, И. Малеровский цикл («Песни об умерших детях» Л. Андерсон, Э. Тонс) [Текст] / И. Рыжкин // Советская музыка. -1964. - № 8. - С. 94-95.

96.Секерсон, Э. Малер/ иллюстрированные биографии великих музыкантов [Текст] / Э. Секерсон. - Челябинск: Урал LTD, 2000. - 195 с.

97.Серов, В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений [Электронный ресурс] / В. В. Серов. - Режим доступа: www.bibliotekar.ru/encSlov/. - (Дата обращения: 25.10.2016).

98. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С. С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

99.Скурида, Д. Библиотека музыканта [Электронный ресурс] / Д. Скурида, М. Ларина. - Режим доступа: http: //biblib. pro/articles/encyclopedia/shalmey. -(Дата обращения: 16.08.2016).

100. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры [Текст] / О. В. Соколов. - Н. Новгород: Изд. Нижегородского университета, 1994. - 220 с.

101. Соколов, О. В. О типологии музыкальных форм [Текст] / О. В. Соколов. - Н. Новгород: Издательство ННГК им. М. И. Глинки, 2013. - 39 с.

102. Соллертинский, И. И. Симфонии Малера [Текст] / И. И. Соллертинский// Исторические этюды. - Изд. второе. - Л.: Государственное Музыкальное Издательство, 1963. - С. 316- 335.

103. Сохор, А. Н. Стиль, метод, направление [Текст] / А. Н. Сохор //Вопросы теории и эстетики музыки. - Выпуск 4. - Л.: Музыка,1965. - С. 315.

104. Союз метакомпозиторов имени Иосифа Вейдемейера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/684767. - (Дата обращения: 17.11.2016).

105. Старк-Фойт, Р. Образ - Символ - Звучание [Текст] / Р. Старк-Фойт // Оркестр: сб. ст. и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. - М.: Московская консерватория, Редакционно-издательский отдел, 2002. - С. 188 - 207.

106. Тараканов, М. Е. Малер [Текст] / М. Е. Тараканов //Музыка ХХ века. Очерки. Часть 1, кн. 2 [ред. Д. В. Житомирский]. - М.: Музыка, 1977. - С. 165-198.

107. Тимохин, В. В. Мастера вокального искусства XX века. Выпуск 1: очерки о выдающихся певцах современности [Текст] / В. В. Тимохин. - М.: Музыка, 1974. - 176 с.

108. Тимощенкова, Г. Малер: художник и эпоха [Текст] / Г. Тимощенкова //Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. [Отв. ред. Л. Н. Раабен]. -Выпуск 13. - Л.: Музыка, 1974. - С. 216-236.

109. Трофимова, Е. Современная женская литература: от канонов «большого стиля» к новым гендерным интерпретациям [Текст] / Е. Трофимова //Искусство ХХ века как искусство интерпретации: сб. ст. - Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2006. - С. 344-357.

110. Тураев, С. В. Литература начала XIX века [немецкая литература]. Новалис, Тик, Жан-Поль Рихтер, Гельдерлинг, поздний Шиллер, Клейст, Гейдельбергские романтики [Текст] / С. В. Тураев // История всемирной

литературы в 9-ти томах АН СССР, Т. 6 [Институт мировой литературы им. А. М. Горького]. - М.: Наука, 1989. - С. 36-51.

111. Фазылзянова, Г. И. Мыследеятельностная природа понимания художественного текста [Текст] / Г. И. Фпзылзянова// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А, И. Герцена», 2009. - № 110. - С. 305-312.

112. Фишер-Дискау, Д. По следам песен Шуберта (фрагменты) [Текст] / Д. Фишер-Дискау// Исполнительское искусство зарубежных стран. - Выпуск 9. - М.: Музыка, 1981. - С. 169-234.

113. Флорос, К. Мировоззрение и симфонизм Густава Малера [Текст] / К. Флорос // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 152 - 156.

114. Фуртвенглер, Вильгельм [Текст] / В. Фуртвенглер //Исполнительское искусство зарубежных стран. - Выпуск 2. - М.: Музыка, 1966. - С. 146-187.

115. Хасаншин, А. Стилевая модель в музыкальном восприятии (историческая перспектива и теоретическая реконструкция): автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02/ Хасаншин Азамат Данилович. -Новосибирск, 2006 - 25 с.

116. Хейворт, П. Беседы с Отто Клемперером [Текст] / П. Хейворт. - М.: Композитор, 2004. -104 с.

117. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья. Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах [Текст] / Й. Хёйзинга. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 544 с.

118. Хитрук, А. Ф. О восприятии русской музыки, о Гульде и «горячем слухе» [Текст] / А. Ф. Хитрук //Критика. Публицистика. Страницы истории. К ХХХ-летию кафедры музыкальной критики: сб. ст. - СПб.: СПб государственная консерватория, 2006. - С. 190-212.

119. Хрипин, А. Э. Гамлет мировой оперной сцены на распутье [Электронный ресурс] / А. Э. Хрипин. - Режим доступа: www.operenews.ru/hvorostovsky.html. - (Дата обращения: 21.12.2014).

120. Царева, Е. М. Стиль музыкальный [Электронный ресурс] / Е. М. Царева. - Режим доступа: www.belcanto.ru/stil. - (Дата обращения: 26.09.2016).

121. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / А. Швейцер. - М.: Классика-XXI, 2004. - 816 с.

122. Шёнберг, А. Малер [Текст] / А. Шенберг/ Стиль и мысль. Статьи и материалы [ред. Н. О. Власова, О. В. Лосева]. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006 - С. 32 - 57.

123. Шиллер, Ф. Немецкое величие [Электронный ресурс] / Ф. Шиллер [пер. Н. Славятинского]. - Режим доступа: http://readr.su/fridrih-shiller-nemeckoe-velichie.html. - (Дата обращения: 15.07.2016).

124. Шуман, Р. О музыке и музыкантах. Собр. статей в двух томах. Т. II -A [Текст] / Р. Шуман. - М.: Музыка, 1978. - 327с.

125. Шуман, Р. О музыке и музыкантах. Собр. статей в двух томах. Т. II -В [Текст] / Р. Шуман. - М.: Музыка, 1979. - 294 с.

126. Чёрная, Е. С. Австрийский музыкальный театр до Моцарта [Текст] / Е. С. Чёрная. - М.: Музыка, 1965. - 170 с.

127. Чигарева, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика [Текст] / Е. И. Чигарева. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 280 с.

128. Юдина, М. В. Высокий стойкий дух. Переписка 1918-1945 гг. [Текст] / М. В. Юдина. - М.: РОССПЭН, 2006. - 656 с.

129. Adler, G. Gustav Mahler: nachdruck der Originalausgabe von 1916 [Текст] / G. Adler. -Hamburg: SEVERUS Verlag, 2012. - 112 S.

130. Adorno, T. W. Die Wunde Heine [Текст] / T. W. Adorno //Noten zur Literatur. Gesammelte Schriften [hrsg.von R. Tiedemann]. - Bd. 11. - Darmstadt: WBG, 1998. - S. 95-100.

131. Adorno, T. W. Mahler: Eine musikalische Physiognomik [Текст] / T. W. Adorno . - Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1960. - 224 S.

132. Adorno, T. W. Zu einer Theorie der musikalischen Reproduktion [Текст] / T. W. Adorno. - Frankfurt/Main: Suhrkamp, 2001. - 400 S.

133. Baumbach, R. Lieder eines fahrenden Gesellen [Текст] / R. Baumbach. -Leipzig: A. G. Liebeskind, 1882. - 205 S.

134. Blaukopf, K. Gustav Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft [Текст] / K. Blaukopf. - Wien-München-Zürich: Verlag F. Molden, 1969. - 326 S.

135. Blaukopf, K. Mahler: Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenössischen Bildern und Texten [Текст] / Mit Beträgen von Zoltan Roman/ K. Blaukopf. - Wien: Universal Edition, 1976. - 287 S.

136. Blaufopf, H. und K. Gustav Mahler. Leben und Werk in Zeugnissen der Zeit: Gesammelt und hrsg. von Herta Blaukopf und Kurt Blaukopf [Текст] / H. und K. Blaukopf. -Stuttgart: Hatje, 1994. -255 S.

137. Bekker, P. Gustav Mahlers Sinfonien [Текст] / P. Bekker. - Berlin: Schuster& Loeffler, 1921. - 359 S.

138. Cardus, N. Gustav Mahler: His Mind and his Music, the First Five Symphonies [Текст] / N. Cardus. - London: Victor Gollancz, 1972. - 191 p.

139. Coburn, S. Aus der Jugendzeit (Lieder und Gesänge). Vol. 2, songs (4) for voice & piano (or orchestra) [Электронный ресурс] / S. Coburn. - Режим доступа: http://allmusic.com/. (Дата обращения: 23.07.2014).

140. Coburn, Steven. Des Knaben Wunderhorn, song cycle (12) for voice & piano (or orchestra) [Электронный ресурс] / S. Coburn. - Режим доступа: http://allmusic.com/. - (Дата обращения: 11.10.2015).

141. Coburn, S. Rückert Lieder, song collection for voice & piano (or orchestra) [Электронный ресурс] / S. Coburn. - Режим доступа: http://allmusic.cQm/.-(Дата обращения: 19.10.2014).

142. Danuser, H. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze [Текст] / H. Danuser// Die Musikforschung 30 [Heft 4]. -Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1977. - S. 425-452.

143. Danuser, H. Gustav Mahler und seine Zeit [Текст] / H. Danuser. - Laaber: Laaber-Verlag, 1991. - 380 S.

144. Des Knaben Wunderhorn. Alte deutsche Lieder [Текст] / Gesammelt von A. von Arnim und C. Brentano. - Frankfurt/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 2011. - 1259 S.

145. Deutsche Volkslieder [Текст] / Texte und Melodien 126 Volkslieder und Kanons. - Stuttgart: Philipp Reclam jun.GmbH&Co, 2006. - 255 S.

146. Eggebrecht, H. H. Die Musik Gustav Mahlers [Текст] / H. H. Eggebrecht. - München: Piper Verlag, 1986. - 298 S.

147. Engel, G. Gustav Mahler - Song Symphonist [Электронный ресурс] / G. Engel. - 1932. - New-York. - Режим доступа: http://gutenberg.net.au/ebooks03/0300041h.html. - (Дата обращения: 04.11.2013).

148. Fischer, J. M. Gustav Mahler. Der fremde Vertraute [Текст] / J. M. Fischer. - München: Bärenreiter-Verlag, 2011. - 992 S.

149. Floros, K. Gustav Mahler I. Die geistige Welt Gustav Mahlers in Systematischer Darstellung [Текст] / K. Floros. - Leipzig: Breitkopf and Härtel, 1977. - 240 S.

150. Floros, K. Gustav Mahler II. Mahler und die Symphonik des 19 Jahrhunders in neuer Deutung [Текст] / K. Floros. - Leipzig: Breitkopf and Härtel, 1987. - 433 S.

151. Floros, K. Gustav Mahler III. Die Symphonien [Текст] / K. Floros. -Leipzig: Breitkopf and Härtel, 1997. - 363 S.

152. Friedfeld, M. Gustav Mahler. Kindertotenlieder [Электронный ресурс] / M. Friedfeld. - Режим доступа: www.classical.net./~music/comp.lst/work/mahler/kindertotenlieder/index.php. -(Дата обращения:15.09.2013).

153. Gerlach, R. Strophen von Leben, Traum und Tod. Ein Essay über Ruckert-Lieder von Gustav Mahler [Текст] / R. Gerlach. - Wilhelmshaven: Heinrichshofens Verlag, 1982. - 129 S.

154. Hampson, T., Stark-Voit, R. Mahler's "Urlicht" and the Second Symphony [Электронный ресурс] / T. Hampson, R. Stark-Voit // Conversation between

Thomas Hampson and scholar Renate Stark-Voit. - Режим доступа: https://hampsongfoundation.org/recource/mahler-urlicht-and-the-second-symphony/.- (Дата обращения: 17.02.2014).

155. Hansen, M. Gustav Mahler [Текст] / M. Hansen. - Stuttgart: Reclam,

1996. - 295 S.

156. Hefling, S. E. «Ihm in die Lieder zu blicken»: Mahler's Seventh Symphony sketchbook [Текст] / S. E. Hefling // Mahler Studies. - Cambridge: Univ. Press,

1997. - pp. 169-216.

157. Hilmar-Voit, R. Im Wunderhorn-Ton: Gustav Mahlers sprachlisches Kompositionsmaterial bis 1900 [Текст] / R. Hilmar-Voit. - Tutzing: H. Schneider, 1988. - 340 S.

158. Hilmar-Voit, R. Vorwort nach Mahler G. Fünfzehn Lieder, Humoresken und Balladen aus "Des Knaben Wunderhorn" [Текст] / R. Hilmar-Voit // Die Klavierfassungen der Wunderhorn-Lieder. - Wien: UE, 1993. - X S. und 162 S.

159. Holzmair, W., Ryan, R. Das Mahler Album [Электронный ресурс] / W. Holzmair, R. Ryan. - Режим доступа: www.prestoclassical.co.uk/Wolfgang-Holzmair. - (Дата обращения: 14.03.2014).

160. Janet Baker Sings Mahler: Kindertotenlieder, 5 Ruckertlieder, Lieder eines fahrenden Gesellen [Электронный ресурс] / Great Recording of the Century. -Режим доступа: www.amazon.com/Great-Recording-Century-kindertotenlieder-Ruckertlieder. - (Дата обращения: 11.02.2014).

161. Johnson, J. Mahler's Voices: Expression and Irony in the Songs and Symphonies [Текст] / J. Johnson. - Oxford: Univ. Press, 2009. - 359 p.

162. Karpath, L. Begegnung mit dem Genius [Текст] / L. Karpath. - Wien: Fiba-Verlag, 1934. - 413 S.

163. Killian, H. Gustav Mahler in den Erinnerungen von Natalie Bauer-Lechner [Электронный ресурс] / H. Killian. - Режим доступа: https://archive.org/stream/erinnerungengust00baue/erinnerungengust00baue djvu .txt. - (Дата обращения: 11.02.2016).

164. Kretzschmar, H. Das deutsche Lied seit dem Tode Richard Wagner. Gesammelte Aufsätze über Musik und Anderes [Электронный ресурс] / H. Kretzschmar. - Режим доступа: https://archive.org/stream/gesammelteaufs02kret/gesammelteaufs02kret djvu.txt. - (Дата обращения: 11.07.2016).

165. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. I. Les chemins de la gloire (18601900) [Текст] / H.-L. La Grange. - Paris: Fayard, 1979. - 1149 р.

166. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. II. L'age d'or de Vienne (19001907) [Текст] / H.-L. La Grange. - Paris: Fayard, 1983. - 1278 р.

167. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. III. Le genie foudroye (1907-1911) [Текст] / H.-L. La Grange. - Paris: Fayard, 1984. - 1361 р.

168. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. II. Vienna: the Years of Challenge (1897-1904) [Текст] /H.-L. La Grange. - Oxford: Univ. Press, 1995. - 892 р.

169. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. III. Triumph and Disillusion (19041907) [Текст] / H.-L. La Grange. - Oxford: Univ. Press, 2000. - 1000 р.

170. La Grange, H.-L. Gustav Mahler. Vol. IV. A New Life Cut Shot (19071911) [Текст] / H.-L. La Grange. - Oxford: Univ. Press, 2008. - 1758 р.

171. Lebrecht, N. Gustav Mahler im Spiegel seiner Zeit (Porträtiert von Zeitgenossen) [Текст] / N. Lebrecht. - Zürich; M&T Verlag, 1990. - 295 S.

172. Lewis, Ch. Gustav Mahler: romantic culmination [Текст] / R. Hallmark // German Lieder in the Nineteenth Century [1nd Edition]. - New York City: Schirmer Books, 1996. - P. 218 - 250.

173. Lieder from des Knaben Wunderhorn [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. amazon. com/Lieder-Knaben-Wunderhorn-Thomas-Hampson. -(Дата обращения: 31.05.2014).

174. Mahler, A. Erinnerungen an Gustav Mahler [Текст] / A. Mahler. -Frankfurt/Main: Propyläen, 1971. - 392 S.

175. Mahler-Gustav. Biography. Movement 4: Lied: Das himmlische Leben [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gustav-

mahler.eu/index.php/werken/90-symphony-no-4/werken/828-movement-4-das-himmlische-leben-sehr-behaglich. - (Дата обращения: 21.01.2016).

176. Mahler, G. Briefe 1879 - 1911 [Текст] / Hrsg. Von Alma Maria Mahler / G. Mahler. - Berlin: Paul Zsolnay Verlag, 1925. - 495 S.

177. Mahler. Lieder [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. amazon. com/Mahler-Lieder-Gustav. - (Дата обращения: 25.01.2014).

178. Mahler plays Mahler. The Welte Mignon piano Rolls [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allmusic.com/ - (Дата обращения: 15.01.2014).

179. Mahler: Songs of Wayfarer, Kindertotenlieder (Hampson) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. amazon. com/Mahler-Songs-Wayfarer-Kindertotenlied-Gustav. - (Дата обращения: 25.01.2014).

180. Mahler-Werfel, A. Mein Leben [Текст] / A. Mahler-Werfel. -Frankfurt/M.: Fischer Verlag, 1960. - 376 S.

181. Marinitsch, E. Mahler. Catalogue 2010-2011 UE [Текст] / E. Marinitsch. -Wien: UE, 2007. - 56 S.

182. Martner, K.; Becque, R. Zwölf unbekannte Briefe Gustav Mahler an Ludwig Strecker [Текст] / K. Martner, R. Becque // Archiv für Musikwissenschaft. - 1977. - 34 Jahrgang. - S. 287-297.

183. McClatchie, S. The Gustav Mahler - Alfred Rose Collection at the University of Western Ontario [Электронный ресурс] / S. McClatchie. - Режим доступа: www.lib.uwo.ca/music/gmar.html. - (Дата обращения: 11.08.2014).

184. Michalek, A. Chronological list of Complete Works of Gustav Mahler [Электронный ресурс] / A. Michalek// International Gustav Mahler Society. -Режим доступа: http://www.gustav-mahler.org/english. - (Дата обращения: 11.05.2014).

185. Mitchell, D. Gustav Mahler. Song and Symphonies of Life and Death: Interpretations and Annotations [Текст] / D. Mitchell. - Oakland: Univ. of California Press, 1986. - 659 р.

186. Mitchell, D. Gustav Mahler. The Early Years [Текст] / D. Mitchell. -Oakland: Univ. of California Press, 1980. - 338 р.

187. Mitchell, D. Gustav Mahler. The Wunderhorn Years: Chronicles and Commentaries [Текст] / D. Mitchell. - Oakland: Univ. of California Press, 1980. - 461 р.

188. Mitchell, D. The Twentieth Century's Debt to Mahler: Our debt to him in the Twenty-First [Электронный ресурс] / D. Mitchell. - Режим доступа: http://mahlerfest.org/archive-mf14-dmitchell-keynote. - (Дата обращения: 27.10.2013).

189. Moldenhauer, H. Anton von Webern: Chronik seines Lebens und Werkes [Текст] / H. Moldenhauer, R. Moldenhauer. - Zürich: Atlantis, 1980. - 717 S.

190. Mouret, V. Une Discographie de Gustav Mahler [Электронный ресурс] / V. Mouret. - Режим доступа: http://gustavmahler.net.free.fr. - (Дата обращения: 17.06.2014).

191. Music Search, Recommendations, Videos and Reviews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.allmusic.com. - (Дата обращения: 23. 05.2014).

192. Neisser, A. Gustav Mahler. Musiker-Biographien [Текст] / A. Neisser. -Leipzig: Phillipp Reclam, 1918. - 128 S.

193. Odefey, A. Gustav Mahlers Kindertotenlieder: Eine Semantische Analyse [Текст] / A. Odefey. - Frankfurt/M.: Peter Lang Gmbh Verlag, 1999. - 372 S.

194. Offenthaler, E. Streicher Theodor [Электронный ресурс] / E. Offenthaler // Österreichisches Biographisches Lexikon und biographische Dokumentation. -Режим доступа: http://biographien.ac.at/oebl/oebl S/Streicher Theodor 1874 1940.xml. - (Дата обращения: 11.08.2016).

195. Painter, K. Mahler and His World [Текст] / K. Painter. - Princeton: Univ. Press, 2002. - 416 p.

196. Palmer, J. Aus der Jugendzeit (Lieder und Gesände), songs (14) for voice & piano (or orchestra) in 3 volumes [Электронный ресурс] / J. Palmer. -Режим доступа: www.allmusic.com/ (Дата обращения: 27.09.2014).

197. Pamer, F. E. Gustav Mahlers Lieder [Электронный ресурс] / E. F. Pamer //Studien zur Musikwissenschaft. - 1929. - Bd. 16. - S. 116-138. - Режим доступа: http://wwwjstor.org/stable/41465150?seq=1#page scan tab contents.

- (Дата обращения: 29.11.2014).

198. Pamer, F. E. Gustav Mahlers Lieder (II) [Электронный ресурс] / E. F. Pamer //Studien zur Musikwissenschaft. - 1930. - Bd.17. - S. 105-127. - Режим доступа: http://wwwjstor.org/stable/41465157?seq=1#page scan tab contents.

- (Дата обращения: 27.11.2014).

199. Pregota, G. Funeral Rites for Gustav Mahler and Marion Mathilde von Weber [Электронный ресурс] / G. Pregota. - Режим доступа: http: //interlude. hk/front/funeral-rites-for- gustav. - (Дата обращения: 02.02.2014).

200. Raff, J. The Genast family [Электронный ресурс] / J. Raff. - Режим доступа: http ://raff. org/li fe/fami l y/genast. htm. - (Дата обращения: 14.02.2015).

201. Raiskin, J. Das Irdische und das Ewige: Die 3 Sinfonie Gustav Mahlers [Электронный ресурс] / J. Raiskin. - Режим доступа: http://avi-music.de/html/lyrics. - (Дата обращения: 29.12.2015).

202. Raynor, H. Mahler as a Song Writer [Текст] / H. Raynor //The Musical Times 97. - 1956. - № 1361. - pp. 352-354.

203. Redlich, H. F. Gustav Mahler: Eine Erkenntnis [Текст] / H. F. Redlich. -Nürnberg, Verlag Hans Carl, 1919 - 33 S.

204. Revers, P. Mahlers Lieder. Ein musikalischer Werkführer [Текст] / P. Revers. - München: Verlag C. H. Beck, 2000. - 132 S.

205. Revers, P. Vorwort nach Mahler G. Neun Lieder und Gesänge aus "Des Knaben Wunderhorn" für Singstimme und Klavier Band ХШ, Teilband 2ah [Текст] / P. Revers. - Mainz: Schott Musik International GmbH & Co.KG, 1991.

- S. V-VI.

206. Roman, Z. Mahler's Songs and their influence on his Symphonic Thought. Thesis of D. dissertation [Электронный ресурс] / Z. Roman. - Режим доступа: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/rn/article/zoltan-roman-emc. - (Дата обращения: 17.10.2016).

207. Rückert, F. Kindertodtenlieder. Vollständige Ausgabe [Электронный ресурс] / F. Rückert - Режим доступа: http://www.buecher.de/shop/belletristik/kindertodtenlieder-vollstaendige-ausgabe-ebook-epub/friedrich-rueckert - (Дата обращения: 29.07.2015).

208. Rückert, F. Liebesfrühling [Электронный ресурс] / F. Rückert. - Режим доступа: http://gutenberg.spiegel.de/buch/friedrich-r-7969/5. - (Дата обращения: 10.07.2016).

209. Sanderson, B. Boulez conducts Mahler: Complete Recordings. Review [Электронный ресурс] / B. Sanderson. - Режим доступа: http://www.allmusic.com/ - (Дата обращения: 15.04.2014).

210. Sanderson, B. Gustav Mahler und sein Klavier. Review [Электронный ресурс] / B. Sanderson. - Режим доступа: http://www.allmusic. com/album/ -(Дата обращения: 14.02.2014).

211. Scheuring, H. Du lebst in meiner Klage [Текст] / H. Scheuring // MainPost [überregional] - 2016. - 4. Februar.

212. Schmierer, E. Die Orchesterlieder Gustav Mahler [Текст] / E. Schmierer. -Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1991. - 293 S.

213. Stark-Voit, R. Four Types of songs of "Des Knaben Wunderhorn" [Электронный ресурс] / R. Stark-Voit, T. Hampson. - Режим доступа: https://hampsongfoudation.org/recource/four-types-of-songs-of-des-knaben-wunderhorn/. - (Дата обращения: 23.10. 2013).

https: //hampsongfoundation. org/recource/mahlers - (Дата обращения: 30.10. 2013).

215. Stefan, P. Das Crab in Wien. Eine Chronik 1903 - 1911 [Текст] / P. Stefan. - Berlin: Reiss, 1913. - 146 S.

216. Stefan, P. Gustav Mahler. Ein Bild seiner Persönlichkeit in Widmungen [Текст] / P. Stefan [Hg.]. - München: R. Piper & Co, 1910. - 95 S.

217. Stefan, P. Gustav Mahlers Erbe [Текст] / P. Stefan. - München: Hans von Weber, 1908. - 72 S.

218. Wood, Ralph W. Concerning "Sprechgesang" [Текст] / Wood, W. Ralph //Tempo, new series no. 2, December. - London: Boosey & Hawkey, 1946. - pp. 3 - 6.

219. Zuccalmaglio, Anton Wilhelm Florentin von. Biographien [Электронный ресурс] / Baker's Biographical Dictionary of Musicians. - Режим доступа: http://www.encyclopedia.com/arts/dictionaries-thesauruses-pictures-and-press-releases/zuccalmaglio-anton-wilhelm-florentin-von. - (Дата обращения: 21.07.2016).

Нотные источники

220. Вокальная музыка//Нотная библиотека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://piano.ru/voc/html. - (Дата обращения: 17.02. 2014).

221. Малер, Г. Песни для голоса и фортепиано [Ноты] / Г. Малер [пер. Э Александровой]. - М.: Музыка, 1976. - 66 c.

222. Малер, Г. Песни об умерших детях [Ноты] / Г. Малер [ст. Ф. Рюккерта, пер. В. Коломийцева]. - М.: Нотопечатня П. Юргенсона, б/д. - 29 с.

223. Малер, Г. Песни странствующего подмастерья [Ноты] / Г. Малер [пер. А. Машистова]. - М.: Музгиз, 1959. - 26 с.

224. Koschat, T. Koschat-Album. Auswahl der Beliebstesten Kärntner Lieder. Erster Band [Ноты] / T. Koschat. - Leipzig: Verlag von F.E.C. Leuckart, [between 1883 and 1899]. - 57 S.

225. Mahler, G. Fünfzehn Lieder, Humoresken und Balladen aus Des Knaben Wunderhorn für Singstimme und Klavier [Ноты] / G. Mahler [Herausgegeben

von Renate Hilmar-Voit unter Mitarbeit von Thomas Hampson]. Band XIII, Teilband 2b. - Wien: UE, 1993. - 211 S.

226. Mahler, G. Kindertotenlieder für eine Singstimme mit Klavier [Ноты] / G. Mahler. - Frankfurt/M: C. F. Kahnt, 1979. - 31 S.

227. Mahler, G. Lieder eines fahrenden Gesellen für Singstimme und Orchester [Ноты] / G. Mahler // Klavierauszug [Herausgegeben von Mathias Hansen]. -Frankfurt: C. F. Peters, 1982. - 26 S.

228. Mahler, G. Lieder und Gesänge für eine Singstimme und Klavier. Heft I [Ноты] / G. Mahler. - Mainz: Schott, 1992. - 16 S.

229. Mahler, G. Neun Lieder und Gesänge aus Des Knaben Wunderhorn für Singstimme und Klavier. Band XIII, Teilband 2ah [Ноты] / G. Mahler [edited by Peter Revers]. - Mainz: Schott Musik International GmbH & Co.KG, 2015. - 59 S.

230. Mahler, G. Sieben Lieder aus letzter Zeit für Gesang und Klavier [Ноты] / G. Mahler. - Frankfurt/M.: C. F. Kahnt, 1993. - 43 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.