Феномен материнства как духовная ценность современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Баркова Людмила Александровна

  • Баркова Людмила Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Баркова Людмила Александровна. Феномен материнства как духовная ценность современного российского общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. 2019. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баркова Людмила Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕН МАТЕРИНСТВА В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

РАЗДЕЛ II. ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИНСТВА КАК ДУХОВНОЙ ЦЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И СУЩНОСТЬ ДАННОГО ФЕНОМЕНА

РАЗДЕЛ III. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СУЩЕСТВОВАНИЮ ФЕНОМЕНА МАТЕРИНСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен материнства как духовная ценность современного российского общества»

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей человеческой истории место и роль женщины в обществе были связаны с материнством. Степень духовной развитости социума вполне можно определять по тому, как в нем относятся к старикам, детям, а также и матерям как основоположникам новой человеческой жизни. В зависимости от того, каковы взаимоотношения матери и общества, можно делать выводы о духовных ориентирах всей социальной практики. Являясь сложным социокультурным явлением, материнство как феномен меняет свое содержательное наполнение в конкретном пространственно-временном континууме, что находит свое отражение во всех сферах жизни современного российского общества.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов.

Во-первых, необходимостью социально-философского анализа феномена материнства, основанного на его ценностном измерении в современном российском обществе. Характерная в России (и не только) редукция феномена материнства, главным образом, к биологической функции, ведет к трансформации либо выхолащиванию ценностного аспекта этого явления, его духовной сущности, которая присутствует в новом онтологическом статусе женщины-матери. Рассматривая материнство как духовную ценность, выражающуюся в нравственном поведении женщины, основанном на осознанной заботе о ребенке, важно подчеркнуть необходимость именно такого видения исследуемого феномена. Установившаяся в обществе духовная слепота, игнорирующая материнство как самостоятельную экзистенциальную ценность и не признающая его в качестве деятельности, являющейся по объему и значимости фундаментом любого сообщества, требует целенаправленного переосмысления.

Во-вторых, потребностью осмысления различных негативных воздействий, которым подвергается материнство в современном социуме. Консервативный взгляд на материнство канул в Лету. Приветствуя образ

успешной в профессиональном отношении женщины, общественное мнение принижает ее репродуктивные заслуги, что приводит к дальнейшему обесцениванию материнства как важнейшего социального явления. Существует жизненная необходимость вернуть материнству смысл высшей духовной ценности, значимой формы самореализации женщины, механизма трансляции культуры, способного сохранять здоровые нравственные ориентиры в обществе и создавать основу для возможности их дальнейшего развития.

В-третьих, целесообразностью проследить противоречивые процессы развития феномена материнства в российском обществе, определив его роль и место в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Требует пристального внимания обращение к выявлению ценностного потенциала материнства, особенно в условиях утраты духовных ориентиров в целях восстановления нравственного измерения общественного бытия на всех уровнях.

В-четвертых, важностью обоснования перспектив развития феномена материнства, базирующихся на осознании сложности сочетания биологической, социальной и духовной составляющих в жизни социума. Наше общество, как никогда прежде, нуждается в гражданах, имеющих четкие нравственные ориентиры, которые человек в буквальном смысле впитывает с молоком матери, что предполагает проведение государством политики всемерной поддержки материнства, определяя это приоритетным направлением приложения усилий по формированию настоящего и будущего благосостояния россиян.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема диссертационного исследования имеет междисциплинарный характер. Социально-политические и научно-технические преобразования привели к смене стереотипа в восприятии феномена материнства в обществе. Женщины обрели возможность получать образование, достигать высокого профессионального уровня, но еще никогда репродуктивная сфера не

оказывалась перед таким количеством трудноразрешимых вопросов. Материнство как духовная ценность отдельно не рассматривается в социальной философии, хотя аспекты, связанные с проблемой воспитания ценностного отношения к материнству, ставились многими исследователями в различных областях знания и, в частности, в рамках педагогики1.

В теории и истории культуры феномен материнства рассматривался с точки зрения его культурной ценности, которая сообщалась ему в зависимости от эпохи и особенностей социокультурного аспекта, будь то Античность, Средневековье, Возрождение или русская философия конца XIX - начала XX веков2.

Культурологический анализ материнства у женщин разных этносов, анализ психологической сущности материнства как качества существования женщины внутри различных сообществ акцентировали обратил внимание на онтологической целостности феномена материнства у женщин русского и

3

татарского народов3.

Достаточно объемно представлены исследования феномена материнства в психологии. Например, в работах И.Н. Земзюлиной представлены исследования психологического содержания беременности, особенностей процесса принятия женщиной новой социальной роли - роли матери и дальнейшего становления личности женщины в контексте принятия

4

нового смысла индивидуального жизненного пути4.

Социологи проявляли исследовательский интерес к феномену материнства как к социальному институту и социальной практике,

1 См., например: Рудова Н.Е. Система воспитания ценностного отношения к материнству: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009.

2 Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Барнаул, 2008.

3 Ушакова Е.Г. Представление о материнстве у женщин разных этносов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Владивосток, 2006.

4 Земзюлина И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли - роли матери: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск, 2009; Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Москва, 2006.

обуславливаемой возрастом репродуктивного поведения, способами государственного регулирования и управления репродуктивным поведением, а также гендерной политикой в сфере репродуктивного здоровья и родительства1.

Кроме того, важное направление в изучении феномена материнства, объединенного в рамках социологии и психологии, представляют работы о женщинах-матерях в неполной семье, несовершеннолетних матерях и матерях с девиантным родительским поведением2.

Но при всем разнообразии имеющихся исследований стоит признать отсутствие в научных трудах интерпретации материнства именно как духовного феномена. Телесная и психическая гармония, открывающаяся в процессе рождения нового человека и одновременно нового смысла для уже существующего человека - истинно духовные проявления. Целостное понимание уровня осмысления материнства как духовного явления можно составить на основании анализа имеющихся теоретических источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют исследования, в которых авторы используют для понимания феномена материнства его биологическую обусловленность. Анализ этого явления с этой точки зрения можно считать одним из самых древних, поскольку женщина в истории чаще всего рассматривалась исключительно с позиции своей биологической роли, то есть материнской3.

1 Греченкова Т.И. Социальный возраст материнства: автореф. дис. ... канд. соц. наук. -Саратов, 2004; Поймалов А.В. Репродуктивное поведение молодой семьи: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Пенза, 2010.

2 Мягкова М.А. Психологическое сопровождение материнства в неполной семье: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курган, 2013; Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Нижний Новгород, 2013.

3 См.: Платон. Избранные диалоги. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002; Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т .4. - М.: Мысль, 1983; Публикация Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Издательство «Наука», 1989; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - Санкт - Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994; История философии: Запад - Россия - Восток. Книга первая: Философия древности и Средневековья. - М.: Академический Проект, 2012; Эстетика Ренессанса в двух томах.

Вторую группу исследований составляют труды как российских, так и зарубежных ученых, близко прилегающих к первой группе по акценту на биологической детерминированности феномена материнства, однако дающих ему резко негативную характеристику как самой примитивной человеческой миссии. Они не считали материнское поведение нравственным, поскольку оно целиком и полностью является следствием реализующегося природного инстинкта1.

Третья группа авторов анализирует феномен материнства как социально обусловленный конструкт, где норма материнского поведения определяется условно, посредством культурных механизмов и, кроме прочего, предполагает подчиненное положение женщин. В основном здесь представлены исследования феминистической мысли, начиная с конца XIX

Том I.- М.: Издательство «Искусство», 1981; Кант И. Соч. В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. Т.3; Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет; Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Республика, 1995; Шарден Т. де Феномен человека. - М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1987; Гюнтер Ганс Ф.К. Избранные работы по расологии. - М.: Белые альвы, 2002; К. Лоренц Агрессия (так называемое зло). - М.: РИМИС, 2009; Харлоу Г. Гарри Харлоу не любил обезьян [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/garri_harlou_ne_lyubil_obezyan (дата обращения: 02.05.2016); Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992; Розанов В.В. Собрание сочинений. Около народной души. - М.: Республика, 2003; Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. М.: Республика, 2000; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.bookmate.com/books/arb9qeoa (дата обращения: 10.10.2016); Ильин И.А. Избранное. - М., 2010; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Госполитиздат, 1991; Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основы ценностей. - М., 2000; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992; Булгаков С.Н. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kupina/ (дата обращения: 20.05.18); Федоров Н.Ф. Сочинения. -М.: Мысль, 1982.

1 Шпренгер Я., Инстисторис Г. Молот ведьм. - СПб.: Амфора, 2006; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Изд-во «Фолио», 2003; Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. - М.: АСТ, 2006; Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - СПБ., 1914; переиздано: М., 1990; Вейнингер О. Пол и характер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/DPEOPLE/wajninger.txt (дата обращения: 20.08.18); Мебиус П.Ю. 165 лет со дня рождения П.Ю. Мебиуса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy-vl.ru/publ/1/165_let_so_dnj a_rozhdenij a_pJu_mjoЫusa/5-1 -0-271 (дата обращения: 10.05.18); Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1916; Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. - М.: Современник, 1991.

века, либо работы ученых-социологов, которые также разделяют взгляд на материнство как на обусловленную исторически социальную практику1.

Четвертая группа включает труды ученых, изучающих материнство в традициях психоаналитического жанра. Это направление исследований в настоящее время стремительно развивается, имея очень большой потенциал для развития представлений о феномене материнства как самостоятельной экзистенциальной ценности2.

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса К. Моргана. - М.: Ленанд, 2017; Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006; Стэнтон Э., Мотт Л. Декларация чувств. Резолюции. Сенека-Фоллз, 1848 // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006; Милль Дж. С. Порабощение женщин // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006; Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе // Феминизм в общественной жизни и в литературе. - М.: Грифон, 2006; Гилман Ш.П. Женщины и экономика // Феминизм в общественной жизни и в литературе. - М.: Грифон, 2006; Бовуар С. де. Второй пол. Этика подлинного существования. - СПб.: Алетейя, 2015; Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. 1991. - М.: Республика, 1992; Badinter E. The Conflict: How Modern Motherhood Undermines the Status of Women, 2012; Де Моз Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону, 2000; Брандт Г.А. «Материнство» в русской классической литературе XIX века: к феминистской постановке вопроса // АДАМ И ЕВА. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, 2006 № 11; Лебедева Л.В. «Теперь мы равноправные граждане, теперь мы, бабы, такие же люди...» // Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: Сборник статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2013; Антонова А.И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы теории и методов социологического исследования. - М., 1974;

2 Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. - М.: «Когито-центр», 2009; Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. - М.: Канон, 2004; Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993; Фромм Э. Искусство любить.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008; Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе. - М.: Академический проспект, 2001; Винникот Д. Маленькие дети и их матери [Электронный ресурс]: http://bookap.info/psyanaliz/vinnikott_malenkie_deti_i_ih_materi/gl2.shtm (дата обращения: 20.07.18); Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гадарики, 2003; Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004; Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! - СПб: Мир гештальта, 1997; Райх В. Сексуальная революция. - М.: АСТ, 1997; Райх В. Анализ личности. - М.: Ювента, 1999; Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. - М.: Ресурс, 2017; Ньюфелд Г. Ключи к благополучию детей и подростков. - М.: Ресурс, 2015; Дольто Ф. На стороне ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010; Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/zataennaya-bol-dnevnik-psihoanalitika-read-254660-1.html (дата обращения: 25.06.18); Эльячефф К. Дочки-матери. Третий лишний? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=192472&p=3 (дата обращения: 05.05.18); Хорни К. Психология женщины. Самоанализ. - СПб.: Питер, 2016; Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Леното АСТ, 1996; Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Пятую группу представляют теории, рассматривающие феномен материнства через кросс-культурные исследования, через статистическое сравнение разных социальных практик либо поведенческих паттернов, которые подвергаются корреляции или ее отсутствию между исследуемыми параметрами 1.

http://www.koob. ru/chamberlain/the_mind_for_your_newborn_baby (дата обращения: 10.10.2017); Лебойе Ф. За рождение без насилия. - М., 1988; Гроф С., Гроф К. Сияющие города и адские муки // Жизнь после смерти. - М.: Прогресс, 1991; Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001; Стерн Д.Н. Дневник младенца. - М.: Генезис, 2001; Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1984; Кошелева А.Д. Азбука любви. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1996; Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. - М.: НИИ Семьи, 1997; Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.: Сотис, 2001; Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002; Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. - СПб: Питер, 2003.

1 Баховен И.Я. Материнское право [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/klass/04.php (дата обращения:10.08.2018); Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. - М.: ОГИ, 2004; Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983; Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988; Мид М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М.: Росспэн, 2004; Кон И.С. Введение в сексологию. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. - М.: Олимп, 1999; Кон И.С. Социологическая психология. -Воронеж: МОДЭК, 1999; Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М.: Академия, 2003; Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006; Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2010; Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века. - М.: Ладомир, 2002; Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. - М.: Ладомир, 2001; Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2. 2013; Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004; Бутовская М.Л., Бойко Е.Ю. Родительский фаворитизм и особенности стилей поведения у детей в зависимости от порядка рождения: биосоциальные аспекты // Этнографическое обозрение, 2001, № 6; Бутовская М.Л., Буркова В.Н. Социальный статус и репродуктивный успех в обществе хадза - охотников собирателей Танзании / Антропология социальных перемен. - М.: РОССПЭН, 2011; Дорфман В.В., Бутовская М.Л. Морфологические маркеры привлекательности и сексуального успеха у мужчин и женщин / Этология человека и смежные дисциплины: современные методы исследования. - М.: 1/8, 2004; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Издательство АЗБУКА, 2015; Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. - М.: Генезис, 2017; Олсон Л., Адоньева С. Традиция, Трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. - М.: Новое литературное обозрение, 2016; Оден М. Возрожденные роды. - М.: Изд-во Назаровых, 2016; Оден М. Роды и эволюция HOMO SAPIENS. - М.: Изд-во Назаровых, 2014; Оден М. Кесарево сечение. - М.: Стар Лайн, 2009; Оден М. Научное познание любви. - М.: Изд-во Назаровых, 2013; Рамих В.А.

Наконец, заключительную группу составляют законодательные акты, регулирующие правовые отношения в сфере материнства1.

Объект исследования - материнство как сложное, многоаспектное социокультурное явление российского общества.

Предметом исследования является духовное измерение феномена материнства современного российского социума.

Цель диссертационного исследования состоит в исследовании средствами социально-философского анализа теоретических подходов к

Материнство и культура: философско-культурологический анализ. - Ростов н/Дону, 1997; Мартианова И.Ю. повседневность материнства: Общение матери и детей в царской семье Николая Павловича и Александры Федоровны Романовых, по воспоминаниям их детей и современников // Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: Сборник статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2013.

1 Конвенция №100 МОТ (Международной Организации Труда) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/remuner.shtml (дата обращения: 01.09.18); Конвенция «О политических правах женщин» 1952 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/women_politrights.shtml, (дата

обращения: 01.09.18); Конвенция «О гражданстве замужней женщины» 1957 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/married_women_nationality.shtml(да та обращения 01.09.18); Конвенция «О согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков» 1962 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/conmarr.shtml (дата обращения: 01.09.18); Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml, (дата обращения: 01.09.18); Конвенция №156 Международной Организации Труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1981 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/konventsija-n-156-mezhdunarodnoi-organizatsii-truda-o/ (дата

обращения 01.09.18) и др. конвенции; Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. -М.: ОСЬ-89, 2000; Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» от 29.12.2006 № 225 -ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/ (дата обращения: 10.05.18); Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 10.05.18); «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения: 12.09.2016)

пониманию материнства, сущности, угроз и путей их преодоления для поступательного развития данного феномена в российском обществе.

Исходя из обозначенной в исследовании цели, был определен круг научных задач, решение которых составляет содержание данного исследования:

- анализ феномена материнства в философско-историческом контексте;

- уточнение сущности материнства с учетом его духовного значения через анализ подходов к изучению данного феномена;

- определение природы вызовов и угроз, характера их воздействия на материнство как духовную ценность в российском обществе;

- обоснование и формулирование приоритетных направлений противодействия угрозам в целях развития материнства в российском бытии.

Теоретическая основа диссертации. В ходе проведенного исследования использовались и анализировались работы отечественных и зарубежных авторов монографического и диссертационного плана, касающиеся предмета исследования. Использовались материалы региональных, межвузовских и вузовских научных конференций по вопросам, касающимся рассматриваемой в диссертации темы, а также публикации в научно-практических журналах.

Методологической основой исследования служит социально-философская методология анализа рассматриваемой проблемы с опорой на диалектико-материалистическую парадигму с использованием соответствующего категориально-понятийного аппарата. Кроме того, в качестве дополнительной методологической основы были задействованы синергетический и феноменологический методы исследования.

Метод единства логического и исторического применялся в связи с проведением философско-исторического анализа феномена материнства. Так как объект исследования носит междисциплинарный характер, были использованы сравнительный и комплексный методы исследования, а также

принципы всеобщей связи, детерминизма, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Эмпирической базой явились исследования зарубежных и отечественных авторов, полученные из документов, публикаций в периодической печати и других источников по современным проблемам материнства. Кроме того, использовались факты из наблюдений за состоянием женщин-матерей, являющихся слушательницами авторского курса подготовки к беременности и родам в московской родительской школе «Драгоценность», а также результаты регулярных опросов беременных женщин на различные интересующие их темы, проводимые автором в социальных сетях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в:

- раскрытии особенностей развития философско-исторических взглядов на материнство как социальное явление;

- представлении материнства как духовной сущности женщины;

- содержательном анализе вызовов и угроз существованию материнства в современном российском обществе;

- выработке и обосновании приоритетных направлений противодействия разрушению института материнства в целях обеспечения его нормального функционирования.

Теоретическая значимость работы. Содержание работы, представленные в ней выводы могут являться теоретической основой для: более глубокого понимания сущности, содержания феномена материнства в условиях трансформационных процессов всех социальных институтов современного российского общества; разработки новой методологии исследования феномена материнства как духовной ценности; социально-философского анализа этиологии возникновения противоречий феномена материнства, обуславливающих необходимость их разрешения в современных условиях; комплексного изучения взаимного влияния феномена материнства на основные сферы общественной жизни; выявления и

критического исследования как концепций, представляющих угрозу феномену материнства, так и идей о необходимости поддержки, развития этого феномена; определения степени влияния средств массовой информации на феномен материнств.

Практическая значимость состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут использоваться в образовательной практике при преподавании философии, культурологии, психологии, истории, социологии, этики, права, политологии. Проведенный анализ может быть положен в основу деятельности по формированию нового поколения девушек и женщин, ориентированных на выполнение ими главной функции и духовного предназначения - быть матерью.

Результаты работы могут иметь прикладную направленность и использоваться для: проведения занятий в родительских школах, женских консультациях, школах «Матери и ребенка» по подготовке женщин к родам; написания и публикации материалов в различных социальных сетях, популяризирующих идеи осознанного выбора пути родительства, а также знания, повышающие уровень родительской компетенции; улучшения уровня подготовки и взаимодействия работников, непосредственно сопровождающих беременность; разработки концепций, программ, методических пособий для социальных учреждений в области развития материнства; создания программ в системе повышения квалификации.

Основные выводы исследования убедительно демонстрируют противоречивость и сложность проблем материнства в нашей стране, а также целесообразность их разрешения на уровне общества и государства.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Понимание материнства как социального явления эволюционировало от всеобщей предельно философской интерпретации в космологическом контексте до духовной инициации женщины-матери, рассматриваемой в целостном социокультурном пространстве.

Ретроспективный философско-исторический анализ свидетельствует о том, что в эпохи гармоничного сосуществования природно-естественного, органично связанного с культурным в понимании и интерпретации бытия, осуществлялся прорыв в духовной сфере общественной жизни.

В эпоху Античности, где идеалом являлась «прекрасно-добрая» личность, в рамках преимущественно натурфилософских космоцентрических взглядов на окружающий мир прослеживаются онтологический и гносеологический подходы к пониманию материнства как социального явления. Средневековая философия, отличающаяся идеализацией женского и материнского начал через идеализацию Богородицы как матери, сформировала положительную коннотацию в культуре по отношению к каждой земной женщине-матери. Эпоху Возрождения характеризует формула здоровой жизни нового универсального человека, принадлежащего одновременно матери-природе и отцу-духу, между которыми нет противоречия, так как источник жизни - сакральное совпадает с чувственным началом и красота природы - это отражение духовной красоты. Утрата былой гармонии природных взаимодействий в Новое время в рамках редукционистско-механистического подхода к миру привела к выхолащиванию духовной сути материнства, низведя ее до функции биологического воспроизводства индивидуумов. Русская философская культура выступила в защиту института семьи и материнства как ценнейших внутренних регуляторов социального устройства, рассматривая рождение ребенка земной эманацией любви, ее реальным воплощением из неземного, божественного, потустороннего начала. В советский период на фоне эмансипации женщин произошло распределение функций (женщина-мать сохранила функцию родительства, а государство взяло на себя роль воспитателя гражданина). Если говорить о современном обществе, то в настоящее время наблюдается смена вектора социальной практики родовспоможения с искусственно-регрессивного на естественно-прогрессивный.

2. Материнство представляет собой социокультурный феномен, отражающий процесс становления новой качественной определенности женщины посредством изменения ее онтологического статуса, характеризующегося особым состоянием сознания, ценностными ориентациями, нравственным поведением, направленными на взращивание новой личности в обществе.

Исследование сущности материнства показало, что оно представляет собой сложное социокультурное образование, выступающее основой любого общества, играя в нем важнейшую роль. Основными атрибутами материнства как духовной ценности являются социокультурная обусловленность, измененное состояние сознания, особые ценностные ориентации, а также нравственное сознание и поведение каждой матери. Трансформация сущности материнства как социального института и как общественного явления в современном российском обществе ведет к повышенной открытости данного феномена для новых вызовов и угроз.

3. Вызовы и угрозы феномену материнства, имея социальную обусловленность, носят конкретно-исторический характер, динамично изменяются под влиянием множества условий и факторов жизнедеятельности общества, государства и всех социальных институтов.

В экономической сфере основными вызовами и угрозами существованию материнства являются: малочисленность и старение населения; численное преобладание женщин над мужчинами; большой процент женщин, занятых в сфере производства; необходимость совмещения материнства с профессиональной деятельностью; снижение доходов населения; спад рождаемости; временный характер принимаемых правительством стимулирующих социально-экономических мер.

Для политической сферы характерны следующие вызовы и угрозы: отсутствие адекватного женского представительства в органах государственной власти; формальный характер нормативно-правовой базы, регулирующей сферу материнства; внедрение ювенального

законодательства; презумпция материнской виновности; популяризация феминистических доктрин, не учитывающих женскую онтологию и реалии материнства; культивирование мировоззрения, обесценивающего репродуктивные заслуги женщин и не признающего в качестве оптимального естественное репродуктивное поведение; насаждение квир-идеологии.

В социальной сфере вызовами и угрозами выступают: девиантное материнство как распространенная модель детско -родительских отношений; скрытый инфантицид; социальное сиротство; нуклеарная или монородительская семья; малодетность; бедность российской семьи; недостаточность социальных выплат по уходу за ребенком; низкий социальный статус материнства.

Духовная сфера подвергается следующим вызовам и угрозам: воздействию идеологий прагматизма и феминизма, ведущему к преобладанию в обществе прагматически-ориентированного мировоззрения и детофобии; в науке прослеживается редукция материнства преимущественно к биологической функции, вызвавшая рост медицинских вмешательств в процесс деторождения и постепенную замену естественного репродуктивного поведения на искуственное; в искусстве наблюдается хронический недостаток чувства возвышенного и почтительного отношения к материнству, ведущие к переживанию морального упадка, делающего и само искусство мрачным, некрасивым и депрессивным.

4. Приоритетные направления противодействия деструктивным воздействиям феномену материнства, его существованию в современном российском обществе представлены на трех уровнях: общественном, государственном и семейном.

На общественном уровне основными направлениями противодействия являются: создание новых форм социальной организации, способных оказывать противодействие негативным социальным мифам о материнстве (например, социальные сети); деятельность СМИ по формированию в общественном сознании идей женской социальности как открытости миру,

филоксении (гостеприимства), нежелания и отсутствия поддержки любых конфликтов, миротворчества, одобрения и поощрения социально полезных форм поведения; взвешенное и осмысленное взаимодействие общественных практик, имеющих дело с материнской сферой.

На государственном уровне: правовое обеспечение всесторонней поддержки материнства; создание материнофильского законодательства; признание за каждой женщиной приоритетного права на материнство с созданием для развития этого социального института экономических и социальных программ, направленных на сочетание личной, профессиональной и общественной жизни с материнством; развитие феминистически ориентированного права, регулирующего вопросы, связанные с поддержанием женщин в сфере гендерных отношений; обеспечение медицинского сопровождения материнства в рамках программы обязательного медицинского страхования матери и ребенка; пожизненная медицинская страховка при рождении женщиной двух и более детей; соответствие государственных социально-экономических программ развития материнства требованиям и нормам биоэтики.

На уровне семьи: приведение в соответствие многочисленных теорий с практикой семейного взаимодействия; поддержка новых конструктивных феминистических направлений; сохранение структуры семьи, где материнство нацелено на нравственное совершенствование граждан; внедрение в число семейных ценностей матерински-ориентированного поведения, предполагающего воспитание у девочек готовности к будущему материнству как одной из главных ценностей в жизни.

Апробация результатов работы осуществлена в процессе обсуждения новых положений исследования на кафедре «Философия, социология и история» РОАТ МИИТ, в тезисах выступлений на межвузовских и международных научно-практических конференциях, а также в ходе проведения занятий со студентами Российского университета транспорта

(РУТ МИИТ) и со слушателями курса подготовки к родам в родительской школе «Драгоценность».

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в шестнадцати публикациях, в том числе в трех статьях в рецензируемых журналах из перечня ВАК РФ общим объемом более 3 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Баркова Людмила Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материнство выступает важнейшим и единственным социальным институтом воспроизводства человеческого рода. Стабильное функционирование данного феномена в обществе - это непреложная ценность не только в биологическом, социальном аспектах, но и в духовном смысле. Значение материнства как источника жизни непреходяще, поскольку именно благодаря своей матери каждый индивид получает первую любовь к своим родным, к окружающему миру, научается жить в обществе себе подобных. Современная ситуация в нашей стране не может не сказываться на процессах деформации материнства как социального явления. Мы вправе утверждать, что проблемы материнства нуждаются в глубоких междисциплинарных теоретических исследованиях, а также в разрешении их в социальных практиках.

Проведенный социально-философский анализ феномена материнства в современном российском обществе позволяет сформулировать ряд основных выводов.

1. Ретроспективный философско-исторический анализ свидетельствует о том, что в эпохи гармоничного сосуществования природно-естественного, органично связанного с культурным в понимании и интерпретации бытия, осуществлялся прорыв в духовной сфере общественной жизни.

Обращаясь к эпохе Античности, где идеалом являлась «прекрасно-добрая» личность, в рамках преимущественно натурфилософских космоцентрических взглядов на окружающий мир следует вычленить несколько подходов к пониманию материнства как социального явления. Онтологический подход (Фалес, Анаксимандр, Гераклит и др.) трактовал природные первоначала (воду, огонь) как олицетворение природы в качестве материнского лона. Для гносеологического подхода (Сократ, Платон, Плотин) характерной особенностью являлось уподобление постижения истины

процессу рождения ребенка, где сократовская майевтика выступала средством, позволяющим усмотреть истинное знание.

Средневековая философия отличалась идеализацией не только женского, но и в первую очередь материнского образа. И Богородица, и церковь представали как матери человечества, причем на Руси сливающаяся с образом матери-земли Богородица, имела своей цель освобождение человека от самого главного зла мира - смерти через принесение в жертву собственного сына. В целом в христианстве очень важна доктрина женского спасения через материнство, рождение душ, которые могут спастись, поэтому идеализация Богородицы как матери имела положительную коннотацию в культуре по отношению к каждой земной женщине-матери.

В эпоху Возрождения, которая обосновала единство духовной и телесной красоты, рождается чувство неподражаемой внутренней гармонии, присущей человеку - сыну духа и природы, примирившихся уже самим фактом его появления на свет. Формула здоровой жизни нового универсального человека происходит из питающих его корней: он одновременно принадлежит матери-природе и отцу-духу, между которыми нет противоречия, так как источник жизни - сакральное совпадает с чувственным началом и красота природы - это отражение духовной красоты.

Поэтому великий памятник эпохи Возрождения - Мадонна Рафаэля -это не просто символ культуры того периода, а одновременно мощный материнский архетип, отсылающий к самому простому и значимому смыслу женского бытия - материнству, красоту которого художнику удалось передать внешними средствами.

В Новое время утрачивается былая гармония природных взаимодействий. Редукционистско-механистический подход к миру не мыслил природу как священное единство, а скорее пристально рассматривал недостатки естественного состояния, препятствующего использованию природных ресурсов. Феномен материнства, не избежав утилитарного подхода, превратился в обслуживающий элемент некоего природного начала,

призванного исполнять свою наиважнейшую функцию - количественное восполнение индивидуумов.

В российской философской культуре, сохранившей в начале XIX века свободное от прагматизма мировоззрение, появились голоса в защиту института семьи и материнства, как священных человеческих объединений, способных к духовному преображению.

Феномен материнства, рассматриваемый во всеобъемлющем социокультурном контексте, считался духовной, религиозной инициацией женщины, связанной с ее телесной и психологической сущностью давать жизнь и учить любви. В понимании В.В. Розанова, культура материнства и брака выступают ценнейшими внутренними регуляторами социального устройства, а рождение ребенка - земной эманацией любви, ее реальным воплощением из неземного, божественного, потустороннего начала, брачная же жизнь постулируется как религиозная. Отсюда активная социальная жизнь женщины означала разрушение религиозной концепции брака, что плохо скажется на деторождении, а также приведет к смешению полов, потому что через социальную деятельность женщина постепенно будет уподобляться мужчине.

Особенность советского периода состояла, с одной стороны, в расширении социальных функций женщины-матери, что проявлялось в активизации ее вовлеченности в процессы строительства социалистического общества; достижении равноправия с мужчинами в правах, освоении профессий; с другой, - в поиске женщиной-матерью своей идентичности, связанной: с разделением функций - функция родительства оставалась за мамой, а воспитания личности малыша делегировалась в значительной степени государству; с разрывом тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком; со становлением нового типа «материнской семьи», где ответственность за решение всех проблем перекладывалась на плечи женщины.

В современном обществе прослеживается смена вектора социальной практики родовспоможения с искусственно-регрессивной на естественно-прогрессивную, где матери все чаще отводится место не только биосоциального репрезентанта, но и духовного сопроводителя нового человека в жизнь.

2. При анализе феномена материнства как духовной ценности можно выделить, по меньшей мере, четыре основных подхода во взгляде на данное явление: механистически-редукционный, прагматический, функциональный и гуманистический (естественно-интуитивный), каждый из которых имеет как слабые, так и сильные стороны, помогающие в развитии феномена материнства. Например, механистически-редукционный подход сделал возможным проведение относительно безопасных для здоровья матери и ребенка экстренных операций. Безусловно, навык их проведения спасает не одну тысячу жизней в год (например, при грозном осложнении беременности и родов с до сих пор неизвестной этиологией - эклампсией). Но главная задача состоит в том, чтобы выявить степень обоснованности вмешательства в природный процесс, поскольку сегодня изменились социокультурные условия вхождения в материнство. Кроме того, люди также изменили свое отношение к материнству в пользу научного подхода ко всем сферам жизни. Но все же изучать какие-либо природные феномены и вмешиваться в их протекание - разные вещи. Культурная обусловленность современного человека не позволяет ему заметить, как много вредоносного воздействия оказывается на мать и ребенка, если не учитываются их базовые потребности, среди которых не значится врачебное сопровождение нормально протекающих родов.

Механистически-редукционный подход сделал всех новорожденных и матерей пациентами, нуждающимися в лечении от рождения до самой смерти. Если посмотреть на эту проблему шире, то нахождение в больничной среде несколько важнейших дней после рождения в дальнейшем закладывает программу тотальной зависимости от медицины каждого человека. Развитие

человеческого мозга привело к тому, что наше рацио порой мешает природному замыслу, выходящему за пределы человеческой рефлексии. Помещая мать в стерильные больничные условия, забывают о том, что природе не нужна стерильность: то, что необходимо с точки зрения операционной, вредно с точки зрения природы. Это приводит к возрастанию проблем, которые современный человек силится разрешить: депривация микроорганизмов, ведущая к увеличению количества аутоиммунных заболеваний; нехватка гормонов стресса у новорожденного при рождении путем кесарева сечения или что-либо еще. Продвижение в направлении возрастания влияния медицины на человека, а также игнорирование духовной интерпретации рождения может привести к киборг-антропологии.

Прагматический подход основывается на утилитарной полезности материнства для социума, состоящей в реализации репродуктивной функции: удовлетворении потребностей общества в воспроизводстве новых членов. Основными факторами становления данной модели на протяжении последнего столетия выступают: урбанизация, рост уровня образования населения, активное вовлечение женщин в общественно-производственную сферу, снижение ценности института брака, гендерный дисбаланс с преобладанием женского населения.

Использование этого подхода позволяет, опираясь на статистические данные, прогнозировать тенденции развития репродуктивного поведения населения. При этом, как это не покажется странным, прямой корреляции между улучшением социально-экономического положения в стране и ростом динамики населения не прослеживается, поскольку государством не меняются иные социальные, политические, духовные условия, определяющие современную модель воспроизводства людских ресурсов. Представляется, что именно аксиологическое восприятие материнства как духовной ценности, в реализации которой нуждаются не отдельные женщины, а все общество, может кардинально повлиять на демографическую ситуацию.

Функциональный подход демонстрирует проявление материнства в обществе по двум направлениям: воспроизводство homo sapiens и обеспечение полноценного развития ребенка (забота, опека ребенка, любовь, привязанность к нему, формирование его как личности).

Сложность исполнения материнских функций предполагает, с одной стороны, правовую поддержку семьи со стороны государства, а с другой, -признание обществом престижности материнского статуса, позволяющего женщинам испытывать удовлетворение от исполнения материнской миссии, представляющей собой исполнение важнейшей социальной роли.

Недооценка социумом, государством роли и места материнства в общественной жизни чревата серьезными негативными последствиями как для самих женщин (отчуждение матери от своего ребенка, распад внутрисемейных связей), так и для состояния общества (снижение рождаемости, развитие «холодного материнства», означающего перекладывание заботы о ребенке на детские дома, детские сады или механическое взаимодействие с ребенком без тесной эмоциональной связи).

Гуманистический (естественно-интуитивный) подход, опровергая взгляд на материнство как исключительно биологический или социальный феномен, потенциально включает в себя возможность: осознанной реализации духовной потребности в материнстве, осуществления особого рода альтруистической деятельности, самоактуализации женщины, выполнения ей своего духовного призвания, выхода за рамки своей индивидуальности, цель которой - воплощение в жизнь высших человеческих ценностей.

Смыслом материнства как специфической духовной деятельности является не только реализация материнской любви-заботы по отношению к ребенку, но и преображение общества.

Гуманистическое содержание материнства как сильнейшего творческого начала и высочайшего блага означает ограничивающее себялюбие, служащее делу созидания новой личности, а также деятельность,

основанная на деянии, в котором человечество является целью, а не средством достижения счастья.

Гуманистический подход предусматривает необходимость со стороны общества формирования достойной среды для увеличения возможностей психологического желания каждой женщины становиться матерью, расти, переходить на новый, более сложный уровень бытия, выводящий ее из круга пассивных потребителей, к созданию значимых символов и к осмысленно-активной жизни.

Исследование сущности материнства показало, что оно представляет собой сложное социокультурное образование, выступающее основой любого общества, играя в нем важнейшую роль. Материнство представляет собой социокультурный феномен, отражающий процесс становления новой качественной определенности женщины посредством изменения ее онтологического статуса, характеризующегося особым материнским мировоззрением, ценностными ориентациями, нравственным поведением, направленными на формирование новой личности в обществе. Основными атрибутами материнства как духовной ценности являются: социокультурная обусловленность, измененное состояние сознания, особые ценностные ориентации, а также нравственное сознание и поведение каждой матери. Трансформация сущности материнства как социального института и как общественного явления в современном российском обществе ведет к повышенной открытости данного феномена для новых вызовов и угроз.

3. Вызовы и угрозы в отношении такого сложного и жизненно необходимого для каждого социума феномена как материнство представляют собой многофакторное явление, которое необходимо рассматривать по различным логическим основаниям: по степени опасности (низко-, средне- и высокоопасные), по источникам возникновения (внутренние и внешние), по длительности влияния (краткосрочные, средне продолжительные и долговременные), по сферам общественной жизни (экономические, политические, социальные и духовные). Будучи социально обусловленными,

они носят конкретно-исторический характер, динамично изменяясь под влиянием множества условий и факторов.

В экономической сфере основными вызовами и угрозами существованию материнства являются: недостаток и старение населения; численное преобладание женщин над мужчинами; большой процент женщин, занятых в сфере производства; сложности в совмещении материнства с профессиональной деятельностью; снижение доходов населения; спад рождаемости; временный характер всех стимулирующих социально-экономических мер правительства.

Для политической сферы характерны следующие вызовы и угрозы: отсутствие адекватного женского представительства в органах государственной власти; формальный характер нормативно-правовой базы, регулирующей сферу материнства; внедрение ювенального законодательства; презумпция материнской виновности; популяризация феминистических доктрин, не учитывающих женскую онтологию и реалии материнства, а также придерживающихся мировоззрения, избирающего в качестве метода разрешения неблагополучных беременностей аборт; кроме того, культивирование мировоззрения, обесценивающего репродуктивные заслуги женщин и не признающего в качестве оптимального естественное репродуктивное поведение; квир-идеология.

В социальной сфере к основным вызовам и угрозам следует отнести: девиантное материнство как распространенная модель детско -родительских отношений; скрытый инфантицид; социальное сиротство; нуклеарная или монородительская семья; малодетность; бедность российской семьи, недостаточность социальных выплат по уходу за ребенком; низкий социальный статус материнства.

Духовная сфера подвергается следующим вызовам и угрозам: идеологии прагматизма и феминизма, повлекшим преобладание прагматически-ориентированного мировоззрения в обществе и детофобию; в науке - редукция материнства к биологической функции, вызвавшая рост

медицинских вмешательств процесс деторождения и постепенную замену естественного репродуктивного поведения на искусственное; в искусстве -отсутствие чувства святости и уважения по отношению к материнству, ведущие к переживанию морального упадка, делающего и само искусство мрачным, некрасивым и депрессивным.

4. Противодействие феномену материнства, его существованию в современном российском обществе целесообразно рассматривать, по меньшей мере, на трех уровнях: общественном, государственном и семейном.

На общественном уровне основными направлениями противодействия являются:

- создание новых форм социальной организации, способных оказывать противодействие негативным социальным мифам о материнстве. Позитивную роль могут играть социальные сети, формирующие общественное мнение, максимально способствуя складыванию новых взглядов на социальные институты. При этом создается практика непосредственного участия в их развитии, обмене опытом и последующего развиртуализирования. Распространяя информацию о материнстве, как очень ценной сфере реализации женщины, блоги развенчивают всевозможные мифы (рожать детей - «плодить нищету», многодетность - удел социально-неблагополучных женщин и т.д.). Личные страницы в социальных сетях, принадлежащие активным многодетным матерям, способны менять стереотипы массового восприятия. Традиционная модель материнства таким образом дополняется новыми смыслами, формирующими позицию общества, осознающего материнство как важный фактор стабильной социальной жизни;

- продвижение с помощью СМИ в общественное сознание идей женской социальности как открытости миру, филоксении (гостеприимства), нежелания и отсутствия поддержки любых конфликтов, миротворчество, одобрение и поощрение социально полезных форм поведения;

- грамотное и осмысленное взаимодействие общественных практик, имеющих дело с материнской сферой. Общественная психология складывается стихийно, но это не означает, что на общественное сознание не влияет идеология, оружием которой является пропаганда. Идея естественного материнства часто становится достоянием не очень удачной пропаганды, например, пропаганды грудного кормления. Если акцент смещается с ребенка на демонстрацию гражданской позиции, в соответствии с которой мать намерена кормить ребенка только своей грудью и никак по -другому, то теряется смысл первоначальной идеи о преимуществах естественного материнства. В период вынашивания и грудного кормления женщина отличается, если так можно сказать, от «среднестатистического гражданина», потому что она вовлечена во взаимодействие с ребенком и успешное исполнение ею материнских функций требует постоянного контакта с ребенком, которому не мешают никакие внешние условия и уж тем более необходимость как-то отстаивать свою позицию. Мать должна иметь возможность ориентироваться только на свои эмоции, которые помогают ей понять своего ребенка, его потребности. Отвлечение на способ взаимодействия с ребенком может привести к потере эмоциональной связи с ним. Любое доминирование в сознании матери представлений о последствиях ее поведения для будущего ребенка, всегда связанных с конкретной моделью ребенка как будущего взрослого, заглушает непосредственную стимуляцию от самого ребенка. Отсутствие возможности распознавать матерью эту стимуляцию не обеспечивает условия для проявления и спонтанных изменений эмоций матери, то есть того, что является ядром естественного материнства.

В таком случае становится ясно, что способ кормления матерью ребенка вторичен по отношению к особому виду эмоционального контакта, совершающегося таким образом. Поэтому идеи, популяризирующие в обществе «естественное» материнское поведение, не должны вовлекать женщин в борьбу, которая противоречит состоянию женщины,

взаимодействующей с младенцем. Агрессия, с которой защитники «естественного кормления» отстаивают право кормить ребенка где угодно и как угодно, к сожалению, демонстрирует нынешнюю социальную фрустрацию кормящей женщины, потерявшей онтогенетический путь к модели материнства.

Каждая кормящая мать уже одним своим присутствием транслирует вечные ценности - важность эмоционального человеческого контакта, прообразом которого является первый контакт в жизни - контакт с мамой. Признание обществом ценностных ролей матери предполагает признание естественного материнства как обычного состояния.

Государственный уровень противодействия угрозам материнства включает в себя:

- правовое обеспечение всесторонней поддержки материнства. Конституционно гарантированная защита материнства, детства и семьи проявляется, прежде всего, в обеспечении экономической защищенности матерей с детьми.

Мера экономической поддержки семей с детьми (рождение второго ребенка дает право женщине на получение материнского капитала) оказалась наиболее эффективной, так как действительно позволяет многим женщинам использовать денежные средства на улучшение жилищных условий, учебу одного из детей, либо формирования накопительной части трудовой пенсии;

- создание материнофильского законодательства, которое предустанавливает максимально полную финансовую поддержку семьи, исходя из факта рождения каждого последующего ребенка;

- начисление трудовой пенсии женщинам, имеющим трех и более детей по примеру немецкого материнофильского законодательства;

- признание за каждой женщиной приоритетного права на материнство с созданием для развития этого социального института экономических и социальных программ, направленных на сочетание личной, профессиональной и общественной жизни с материнством. Это позволит

предотвратить гендерное неравенство, ощущение женщиной-матерью себя как неуспешного члена общества, нежелание впоследствии повторения опыта материнства;

- развитие феминистически ориентированного права, регулирующего вопросы, связанные с поддержанием женщин в сфере гендерных отношений. Либеральный феминизм не способен воспринимать реалии материнства, так как своей основной задачей видит лишь преодоление женщинами статуса гражданина второго сорта. Следует поддерживать те феминистические направления, которые, не игнорируя материнскую тематику, создают на уровне законодательства инициативы, позволяющие женщинам совмещать профессиональную деятельность с материнством, обязуя работодателя предоставлять матерям возможности сокращенного рабочего дня; грудного кормления ребенка на работе или предоставление нерабочих часов на кормление; дополнительных отгулов в связи с этапами развития ребенка и обстоятельствами, не зависящими от матери (например, поступлением в первый класс, карантина или ремонта в детском дошкольном учреждении и т.д.); самостоятельного выбора графика работы матери; выбора времени ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск в необходимый для семьи период; приравнивания декретного отпуска к работе с соответствующей 100% оплатой.

- обеспечение медицинского сопровождения материнства в рамках программы обязательного медицинского страхования матери и ребенка. Услуги в репродуктивной сфере должны осуществляться бесплатно, иначе уверенность в том, что социальная политика государства ориентирована на создание условий для материнства, исчезает;

- пожизненная медицинская страховка при рождении женщиной двух и более детей;

- соответствие государственных социально-экономических программ развития материнства требованиям и нормам биоэтики. В сферу репродукции входят ранее неизвестные отношения (установление материнства в случае

возникновения споров при суррогатном материнстве, регулирование возможности сохранения жизни всем эмбрионам, полученным в результате ЭКО, а также вопросы, связанные с их дальнейшим хранением и т.д.), поэтому биоэтика пытается осмыслить эти новые реалии. Соотношение правового (государственного) и этического (ценностного) подходов определяется необходимостью учитывать социальный, экономический уровни для рассмотрения разнообразных прецедентов и достижения консенсуса, признаваемого некоторым образцом для принятия решений в похожих ситуациях. Существующая сегодня поливариантность биоэтических подходов подчеркивает важность постоянного согласования быстро меняющихся под воздействием науки условий жизни и их соответствие государственной репродуктивной политике;

- предоставление каждой молодой семье или одинокой матери социального жилья, что обусловлено естественными правами, которые в современном мире предполагают не только право на жизнь, но и право на частную территорию для проживания;

- обеспечение субсидий на образование ребенка. К сожалению, бесплатная образовательная система СССР, при которой каждый ребенок мог получить среднее образование, позволяющее ему на общих основаниях пройти подготовку, достаточную для поступления в любой столичный ВУЗ, оказалась в прошлом. Поэтому необходимо создавать механизм, который позволит соблюдать требования Основного закона нашего государства о реальном праве получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;

На уровне семьи целесообразно признать необходимость:

- приведения в соответствие многочисленных теорий практике семейного взаимодействия. Теория естественной взаимодополнительности полов (предложенная американскими социологами Т.Парсонсом и Р.Бейлзом) все еще сохраняет свою актуальность, как в общественной сфере,

так и в семейной жизни. Материнство - исключительно женский феномен и можно допустить, что при любых общественных изменениях мужские и женские роли не могут быть перепутаны (пока не исчезнет биологический пол), так как в основе такой гендерной дифференциации лежит базовая и неустранимая характеристика мужского, носящего, так называемый инструментальный характер, и женского - экспрессивного. Эта позиция в настоящее время широко критикуется, однако мы считаем, что единственным способом противодействия угрозе материнства в семье, может стать принятие самобытной женской онтологии, то есть способа бытия женщины, основанного на культивировании заботы о другом, понимании другого, способности чувствовать себя единым организмом со всем мирозданием;

- поддержки новых феминистических направлений подобных Стенд пойнт феминизму, изящно демонстрирующему на примере метафизики беременности возможность женского социального устройства, где бинарность оппозиций заменяется синтезом противоположностей, которыми являются мать и внутриутробное дитя;

- воспитания девочек без навязчивых культурных стереотипов о необходимости быть похожими на мальчиков, соревнуясь с ними за занятие успешной социальной позиции. Причина снижения рождаемости не в последнюю очередь вызвана желанием женщин быть похожими на мужчин, не способных к деторождению. Постепенное обесценивание способности к деторождению привело к мировоззренческому сдвигу, в котором не осталось места женской онтологии, для которой характерно материнское начало, обусловленное этой способностью.

- сохранения материнства и структуры семьи, где материнство возможно не только как подвиг (например, вариант матери-одиночки или многодетных матерей, вынужденных заниматься только уходом за детьми), на который совершенно оправданно решаются немногие, а как нормальное социальное установление, нацеленное на нравственное совершенствование граждан. Поскольку современные семьи практически не нуждаются в

помощи детей в быту, а дети редко могут следовать родительскому пути, важно признать, что выбор растить детей сам по себе является мерилом социальной успешности, а не бесполезности из-за невыгодности подобных «вложений». Этот выбор также важен, как и любые другие профессиональные достижения;

- внедрения в семью ценностей матерински-ориентированного поведения, предполагающего воспитание у девочек готовности к будущему материнству как одной из определяющих ценностей в жизни.

Поскольку в семье женщина выполняет разнообразные роли, среди которых наиважнейшие - роль психолога, учителя, воспитателя и врача, то каждая девочка в школе должна иметь возможность получить необходимые ей знания из педагогики, психологии, медицины с разъяснением важности усвоения ею этих первоначальных знаний. Она должна быть уверена в том, что ее, как и любого другого достойного члена общества, ждут признание, уважение и почет за исполнение высокой материнской миссии.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа феномена материнства как духовной ценности российского общества, дают основания аргументировано утверждать, что выдвинутая автором концепция нашла свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное представленных в диссертации исследование проблем, позволяет сформулировать рекомендации, которые можно разделить на теоретическую и практическую группы.

Опираясь на разработанные в диссертации положения, представляется целесообразным в теоретическом плане более полно исследовать ряд перспективных направлений, способных расширить объем научного знания о феномене материнства как духовной ценности российского общества, включающих в себя:

- методологию исследования феномена материнства как духовной ценности;

- социально-философский анализ этиологии возникновения противоречий феномена материнства, обуславливающих необходимость их разрешения в условиях современного российского общества;

- комплексное изучение взаимного влияния феномена материнства на экономическую, политическую, социальную и духовную сферы российского общества;

- выявление и критическое исследование как концепций, представляющих угрозу феномену материнства, так и направлений, содержащих идеи о необходимости поддержки, развития и своевременной трансформации данного феномена;

- раскрытие содержания феномена материнства как духовной ценности российского общества;

- определение степени влияния средств массовой информации на то, каким представлен феномен материнства в общественном сознании;

- прогнозирование совокупности условий и факторов, способных непосредственно влиять на развитие материнства в аксиологическом аспекте, отражающем основополагающую ценность любого общества - жизнь.

Рекомендации непосредственно практического характера включают в

себя:

а) ученым, преподавателям, инструкторам, коучам, психологам, медицинским работникам, работникам социальной сферы в области исследований феномена материнства материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий в родительских школах, женских консультациях, школах «Матери и ребенка» по подготовке женщин к родам;

- для написания и публикации материалов в различных социальных сетях, популяризирующих идеи об осознанности пар на пути родительства и необходимости повышения уровня их родительской компетенции;

- для улучшения уровня подготовки и взаимодействия работников, непосредственно сопровождающих беременность;

б) в целях активизации практически-прикладной исследовательской деятельности выводы диссертации рекомендуются:

- для организации научно-исследовательской работы по дальнейшему изучению феномена материнства как духовной ценности;

- для разработки конкретных методик исследований феномена материнства, демонстрирующих его духовную составляющую;

- для проведения международных, межвузовских научных, научно-практических конференций по актуальным проблемам феномена материнства, его поддержки и развития как духовного феномена.

Содержание диссертации создает в перспективе теоретико-методологическую основу для более глубокого уяснения сущности феномена материнства как духовной ценности.

Теоретические и практические выводы не являются окончательными и не охватывают абсолютно всех вопросов, которые касаются содержания феномена материнства, так как служат источником для возможности дальнейших исследований этой области. Автор выражает надежду, что выводы настоящей работы и возможность их практического применения могут повысить эффективность взаимодействия различных социальных институтов с материнством как явлением, расширить понимание ценности феномена материнства для каждого члена общества, осознающего себя его духовным сыном.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баркова Людмила Александровна, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамченко, В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб. : Сотис, 2001.

- 311 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т .4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

3. Бахтин, М.М. Собрание сочинений. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 1997-2012. Т. I. - 995 с.

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1916.

- 331 с.

5. Бовуар, С. де. Второй пол. Этика подлинного существования. - СПб.: Алетейя, 2015. - 368 с.

6. Бодяжина, В.И. Акушерство / В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков - Курск: «Курск», 1995. - 496 с.

7. Борисов, С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века. - М.: Ладомир, 2002. - 352 с.

8. Боулби, Дж. Привязанность. - М.: Гадарики, 2003. - 480 с.

9. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. - 232 с.

10. Бутовская, М. Л. Антропология пола. - Фрязино: Век 2, 2013. - 256 с.

11. Бутовская, М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс -культурные основы невербальной коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004. - 440 с.

12. Бутовская, М.Л. Социальный статус и репродуктивный успех в обществе хадза - охотников собирателей Танзании / Антропология социальных перемен / М.Л. Бутовская, В.Н. Буркова. - М.: РОССПЭН, 2011. - 365 с.

13. Васильева, И.И. Архетип материнства в древнеязыческих и христианской культурах и религиях (нарративный аспект): теория и история культуры: авторефер. дис....канд. культур. наук: 24.00.01. - М., 2007. - 24 с.

14. Васильева, Л.Н Элитологическая онтология: монография. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. - 372 с.

15. Выготский, Л.С. Мышление и речь: сборник. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

- 637 с.

16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4 - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.

17. Гиллиган, К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991. - М.: Республика, 1992. - 446 с.

18. Гилман, Ш.П. Женщины и экономика // Феминизм в общественной жизни и в литературе. - М.: Грифон, 2006. - 400 с.

19. Греченкова, Т.И. Социальный возраст материнства: автореф. дис...канд.соц.наук. - Саратов, 2004. - 19 с.

20. Гроф, С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 476 с.

21. Гроф, С. Сияющие города и адские муки // Жизнь после смерти / С. Гроф, К. Гроф. - М.: Прогресс, 1991. - 440 с.

22. Гроф, С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания / Пер. с англ. С. Офертаса. - М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001. - 476 с.

23. Гюнтер, Ганс Ф.К. Избранные работы по расологии. - М.: Белые альвы, 2002. - 457 с.

24. Давыдова, М.Н. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания. Общественные науки и современность, 2000. - №4. - 187 с.

25. Де Моз Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону, 2000. - 512 с.

26. Дольто, Ф. На стороне ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.

- 423 с.

27. Екатерина II. Записки. - СПб.: Изд-во дом «Азбука-классика», 2009. -143 с.

28. Законодательство о правах женщин в СССР. Сборник нормативных актов. - М, 1975. - 256 с.

29. Земзюлина, И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли -роли матери: автореф. дис...канд.соц.псих.наук. - Курск, 2009.

30. Ильин, И.А. Избранное. - М., 2010. - 419 с.

31. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга первая: Философия древности и Средневековья / Под ред. Мотрошиловой Н.В. - М.: Академический Проект, 2012. - 435 с.

32. Кабакова, Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. -М.: Ладомир, 2001. - 335 с.

33. Кант, И. Соч. В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. Т.3. - 779 с.

34. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн и др. - М.: Академический проспект, 2001. - 512 с.

35. Кон, И.С. Введение в сексологию / Курс лекций. - М.: Олимп, 1999. -384 с.

36. Кон, И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2010. - 704 с.

37. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 605 с.

38. Кон, И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М.: Академия, 2003. - 270 с.

39. Кон, И.С. Социологическая психология. - Воронеж: МОДЭК, 1999. -560 с.

40. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ОСЬ-89, 2000. -64 с.

41. Кунцман, П. Философия: dtv-Atlas / П. Кунцман, Ф.-П. Буркард, Ф. Видман/ Пер. c нем. изд. - М.: Рыбари, 2002. - 268 с.

42. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон / Пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

43. Лебойе, Ф. За рождение без насилия. - М., 1988. - 90 с.

44. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. - М.: Генезис, 2017. - 230 с.

45. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Республика, 1995. -398 с.

46. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). - М.: РИМИС, 2009. - 352 с.

47. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Госполитиздат, 1991. 372 с.

48. Лосский, Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основы ценностей. - М., 2000. - 135 с.

49. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М.: Азбука, 2015. - 416 с.

50. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-Х1Х века). - СПб: Азбука, 2015. - 670 с.

51. Мид, М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М.: Росспэн, 2004. - 412 с.

52. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид Пер. с англ. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429 с.

53. Мягкова, М.А. Психологическое сопровождение материнства в неполной семье: автореф. дис... канд.псих.наук. - Курган, 2013.

54. Назаретян, А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. - СПб: Питер, 2003. - 192 с.

55. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Изд-во «Фолио», 2003. - 162 с.

56. Ньюфелд, Г. Ключи к благополучию детей и подростков. - М.: Ресурс, 2015. - 32 с.

57. Ньюфелд, Г. Не упускайте своих детей / Г. Ньюфелд, Г. Матэ. - М.: Ресурс, 2017. - 384 с.

58. Оден, М. Возрожденные роды. - М.: Изд-во Назаровых, 2016. - 186 с.

59. Оден, М. Кесарево сечение. - М.: Стар Лайн, 2009. - 216 с.

60. Оден, М. Научное познание любви. - М.: Изд-во Назаровых, 2013. - 216 с.

61. Оден, М. Роды и эволюция Homo Sapiens / М. Оден. - М.: Издательство Назаровых, 2016. - 200 с.

62. Олсон, Л. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины / Л. Олсон, С. Адоньева. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 440с.

63. Паламы, Г. О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией матери / Сост. Н. Дмитриева. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 432 с.

64. Платон. Избранные диалоги. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 960 с.

65. Поймалов, А.В. Репродуктивное поведение молодой семьи: социологический анализ: автореф. дис...канд.соц.наук. - Пенза, 2010. -25 с.

66. Райх, В. Анализ личности. - М.: Ювента, 1999. - 333 с.

67. Райх, В. Посмотри на себя, маленький человек! - СПб: Мир гештальта, 1997. - 112 с.

68. Райх, В. Сексуальная революция. - М.: АСТ, 1997. - 352 с.

69. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дис....док. философ. наук: 24.00.01 / Ростов. гос. ун-т. - Ростов н/Дону, 1997. - 33 с.

70. Ранк, О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. - М.: «Когито-центр», 2009. - 239 с.

71. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери / Перевод с итальянского С. Мальцевой. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 336 с.

72. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. III От Возрождения до Канта / Дж. Реале, Д. Антисери / Перевод с итальянского С. Мальцевой. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 880 с.

73. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. IV От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери / Перевод с

итальянского С. Мальцевой. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 880 с.

74. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. -М.: Новый юрист, 1997. - 314 с.

75. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Религия и культура. - Статьи и очерки 1902-1903 гг. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. Сост. А. Н. Николюкина, П. П. Апрышко, О. В. Быстровой; коммент. О. В. Быстровой. - М.: Республика; «Росток», 2008. - 894 с.

76. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / И.И. Розанов. - М.: Республика, 1992. - 272 с.

77. Розанов, В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. - М.: Республика, 2000. - 429 с.

78. Розанов, В.В. Собрание сочинений. Около народной души. - М.: Республика, 2003. - 448 с.

79. Рудова, Н.Е. Система воспитания ценностного отношения к материнству: автореф. дис....канд.пед.наук. - СПб, 2009. - 21 с.

80. Селин, Л.Ф. Смерть в кредит. - М.: Ретро, 2003. - 608 с.

81. Сироткина, Е.С. Проблематизиция несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: автореф. дис.канд. соц. наук.

- Нижний Новгород, 2013. - 39 с.

82. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дис... канд. псих. наук. - М., 2006.

- 26 с.

83. Слотердайк, П. Критика цинического разума / П. Слотердайк. - М.: Изд-во «АСТ», 2008. - 800 с.

84. Соловьев, В.С. Смысл любви: Избранные произведения. - М.: Современник, 1991. - 525 с.

85. Сорокин, П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и

морали / П.А. Сорокин Вступ.ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 448 с.

86. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

87. Стерн, Д.Н. Дневник младенца. - М.: Генезис, 2001. - 192 с.

88. Уорф, Дж. Вызовите акушерку. Подлинная история Ист-Энда 1950-х годов / Дженнифер Уорф; Пер. с англ. М.Фетисовой. - М. : ЫуеЬоок, 2017. - 608 с.

89. Ушакова, Е.Г. Представление о материнстве у женщин разных этносов: автореф. дис.. ..канд. псих. наук. - Владивосток, 2006. - 24 с.

90. Федоров, Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 711 с.

91. Филиппова, Г.Г. Психология материнства (Сравнительно -психологический анализ) / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

92. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Сост. Лебедев А.В. - М.: Наука, 1989. - 576 с. (Серия: Памятники философской мысли)

93. Франк, С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. - 398 с.

94. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

95. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. - М.: АСТ, 2006. - 254 с.

96. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. Пер. с англ. - М.: АСТ, 2015. - 544 с. (Серия: Философия - КеоекББю)

97. Фромм, Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Э. Фромм. Пер. с англ. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 352 с. (Серия: человек и мир)

98. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм Пер.с англ.; Под ред. Д.А.Леонтьева. - 2-е изд. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. - 256 с.

99. Фромм, Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 416 с.

100. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. - М.: АСТ. - 2004. - 635 с. (Серия: Philosophy).

101. Фуко, М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году / М.Фуко / Пер. с фр. А.Шестакова. - СПб.: Наука, 2007. - 456 с.

102. Харауэй, Д. Манифест киборгов: наука, технологии и социалистический феминизм. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 128 с.

103. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М, 1978. - 224 с.

104. Хаус и философия: Все врут! / Г. Джейкоби, Дж. Мак Махон, Д. Голдблатт и др. / Пер. с англ. М. Вторниковой. - М.: ООО «Юнайтед Пресс» (Философия поп-культуры), 2010. - 244 с.

105. Хорни, К. Психология женщины. Самоанализ. - СПб.: Питер, 2016. - 320 с.

106. Шамарин, Е.В. Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли: автореф. дис...канд. философских наук. - Барнаул, 2008. - 26 с.

107. Шарден, Т. Де. Феномен человека. - М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1987. - 249 с.

108. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости. - СПБ., 1914; переиздано: М., 1990. - 91 с.

109. Шпренгер, Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инстисторис / Пер. с лат. -СПб.: Амфора, 2006. - 528 с.

110. Эванс-Притчард, Э. Теории примитивной религии. - М.: ОГИ, 2004. -142 с.

111. Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт. -Репринтное изд. 1912 г. - М.: Политиздат, 1991. - 192 с.

112. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса К. Моргана. - М.: Ленанд, 2017. - 256 с.

113. Энциклопедия глубинной психологии. Т.Ш. Последователи Фрейда / Пер. с нем. - М.: «Когито-Центр», МГМ, 2002. - 410 с.

114. Эриксон, Э. Детство и общество. - СПб.: Леното АСТ, 1996. - 592 с.

115. Эстетика Ренессанса в двух томах. Том I.- М.: Издательство «Искусство», 1981. - 495 с.

116. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. - М.: Канон, 2004. - 336 с.

117. Юрданова М.Э. Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России: автореф. дис... канд. фил. наук: 09.00.14. - Калуга, 2011. - 24 с.

118. Badinter E. The Conflict: How Modern Motherhood Undermines the Status of Women, 2012. - 287 с.

119. Toynbee A. A Study of History / Abridienent by D. Somervell, London, New York, Toronto, 1946. - 961 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.