Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства: на материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Миркиев, Гаджикурбан Магомедович

  • Миркиев, Гаджикурбан Магомедович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Миркиев, Гаджикурбан Магомедович. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства: на материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2006. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Миркиев, Гаджикурбан Магомедович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

1.2. Народное декоративно - прикладное искусства как средство эстетического воспитания школьников.

1.3. Эстетическое воспитание как важная сфера развития художественной культуры школьников.

1 АОсновные направления развития художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству Дагестана.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Дидактические условия художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно- прикладному искусству.

2.2. Система занятий по художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами орнаментального искусства.

2.3. Реализация педагогического потенциала декоративно - прикладного искусства, как показатель эстетического воспитания школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства: на материале Республики Дагестан»

Актуальность исследования. Сегодня обществом все более отчетливо стала осознаваться необходимость внедрения духовных культурных ценностей в социальную образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня непосредственно является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и способность к художественному творчеству. Основной ролью целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира. Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории. К тому же народное творчество по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка. Лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам, оно воспитывает художественный вкус, развивает чувство прекрасного.

Анализ деятельности школ показывает, что народное декоративно-прикладное искусство до сих пор не нашло достойного места в учебных программах учителя дисциплин изобразительного цикла, недостаточно используется его творческий потенциал в эстетическом воспитании школьников. Актуальность предполагаемого исследования определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к национальной художественной культуре, а также созданием необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства как важного фактора интенсивного развития личности, самообогащения его внутренних резервов.

Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности внесли ученые-педагоги

A. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, С.Т. Шацкий, и др., по психологии - Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, и др., по эстетике - М. Г. Каган, Н. И. Киященко, Б. Г. Лихачев, Н. Г. Чернышевский. Они рассматривали искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. При этом мы в большей степени опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания методов эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые разработаны достаточно полно в трудах М.М. Байрамбекова, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н.Н.Ростовцева, Н. В. Сокольниковой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Теоретическую основу исследования составляют также глубоко аргументированные образцы анализа произведений народного декоративно-прикладного искусства, которые можно найти в работах П. Г. Богатыревой,

B.М. Василенко, М. А. Некрасовой, Д. А. Рыбакова, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикаловой, отражающих осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно-эстетическом, этнографическом и воспитательном аспектах.

Вопросы изучения и использования декоративно-прикладного искусства на современном этапе обучения в общеобразовательных школах республики достаточно подробно рассмотрены в трудах М. М. Байрамбекова, С. М Гаджимурадова, Г. К. Гамзатовой, Д. Б. Магомедова, П. Н. Магомедовой, Ю. В. Печерского, И. М. Раджабова, Н. П. Рашидова, Д.В.Скоробогатова.

Однако проведенный анализ и обобщение результатов исследований показали, что несмотря на значительное количество научных трудов, изучающих использование педагогического потенциала народного искусства в указанной области, отсутствуют фундаментальные научные работы, в которых декоративно-прикладное творчество рассматривается как средство эстетического воспитания школьников с указанием путей использования его богатых художественных эстетических средств выразительности, основывающихся на многовековом опыте народа. Следует обратить внимание и на то, что на уроках изобразительного искусства в школе достаточно трудно в полном объеме раскрыть возможности декоративно-прикладного искусства не имея соответствующих условий, отработанной системы и комплекса методических разработок, наглядных пособий, практических упражнений, включающих приемы и средства стилизации. Это положение и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале республики Дагестан)».

Проблема исследования. Научно обосновать содержание и структуру занятий; разработать и экспериментально проверить педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - содержание, педагогические условия, формы и методы использования декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания школьников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников.

Гипотеза использования. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства станет более эффективным, если:

- изучить и выявить опыт национальной и художественной культуры, исходя из основных традиционных закономерностей народного декоративно-прикладного искусства как основного вида художественного творчества;

- акцентировать внимание учащихся на уроках изобразительного искусства на усвоении нравственных эстетических понятий путем анализа произведений декоративно-прикладного творчества, отражающих социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство народов Дагестана;

- создать необходимые дидактические условия, разработать формы и методы приобщения учащихся к традициям национальной культуры, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов Дагестана,

- использовать на уроках изобразительного искусства систему занятий, учебно-методических пособий с учетом вариативности видов народного декоративно-прикладного искусства, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Задачи исследования.

1. Изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку и соответствующий анализ современного состояния эстетического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Выявить познавательный, художественно-эстетический, дидактический потенциал, возможности декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания школьников.

3. Создать и обосновать необходимые дидактические условия, определить содержание системы занятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству.

4. Разработать и внедрить в учебный процесс серию учебно-методических наглядных пособий, с учетом местных особенностей для проведения занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (Ю.Б. Бореев, М.С. Каган, В. И. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (В. В. Ванслов, Д.Б.Кабалевский, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Б.Н. Неменский,В. А. Сухомлинский,), представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, Е. Н. Ильин, М.С. Каган, Н. И. Кияшенко, И. Б. Котова, Т. П. Малькова, В. Я. Нечаев, В. И. Разумный,); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, П. Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: - анализ теоретической, методологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других инновационных школ, а также школ, расположенных в центрах традиционно развитых художественных промыслов;

- опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

- изучение процесса создания художественных произведений различных народных традиционных промыслов непосредственно на практике; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

- самоанализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся.

Новизна исследования:

- выявлены и определены роль и значение декоративно-прикладного искусства в качестве одного из важных компонентов приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути, формы и методы приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству как средству эстетического воспитания школьников;

- на базе художественно-графического факультета открыта школа искусства, где более углубленно изучают основы традиционного искусства с. Кубачи;

- разработана серия учебно-методических наглядных пособий с учетом традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства, способствующих эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре. Показано, что внедрение разработанной системы занятий приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству способствует развитию художественного образования и эстетического воспитания учащихся, активно формирует их творческий опыт, обеспечивает выработку эстетических критериев.

В исследовании убедительно доказано, что эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства является важным фактором социальной жизни, так как приобщение к наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного нравственно-эстетического потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию художественной культуры в целом.

Теоретическая значимость исследования:

• обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства, как важного фактора развития художественной культуры.

• созданы, обоснованы и апробированы дидактические условия, критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству, раскрывающие смысл и значение эстетических свойств произведений народного творчества.

Практическая значимость исследования состоит в:

- создании и внедрении педагогических условий и системы занятий по эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства, в которой декоративно-прикладное искусство Дагестана выступает как важная сфера приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- определении содержания условий, путей, форм и методов эстетического воспитания учащихся на занятиях по декоративноприкладному искусству в общеобразовательных школах Республики Дагестан;

- возможности использования материалов данного исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других регионах России с развитыми художественными традициями декоративно- прикладного творчества.

База исследования:

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан:

В ходе эксперимента были охвачены школы № 29, 39 г. Махачкалы и сельские школы селений Кубачи Дахадаевского района и Балхар Акушинского района, где развиты традиции различных художественных ремесел. Экспериментальная работа также проводилась на художественно-графическом факультете в школе искусства, где дети вот уже несколько лет более углубленно изучают основы традиционного искусства с. Кубачи.

Этапы исследования: этап (2002-2003) - подготовительный. Анализ литературы по проблеме исследования, изучение источников, накопление эмпирического материала, постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности объекта, предмета, рабочей гипотезы.

2 этап (2003-2004) - опытно-экспериментальный. Подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные педагогические условия, системы занятий, способствующие эстетическому воспитанию учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

3 этап (2004-2005) - формирующий. Апробация разработанных дидактических условий в течение педагогического эксперимента, обобщение и уточнение накопленного опыта; систематизация материалов, полученных в результате эксперимента; выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

- роль и значение народного декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников как важного средства приобщения учащихся школ к национальной художественной культуре; дидактические условия изучения декоративно-прикладного искусства как наиболее эффективного средства эстетического воспитания школьников;

- определение сущности и особенности эстетического потенциала декоративно-прикладного, и в частности, орнаментального искусства как составной части эстетического воспитания школьников;

- критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству, раскрывающие смысл и значение эстетических свойств произведений народного творчества;

- комплект наглядных пособий с учетом вариативности и особенности видов и жанров декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты исследования нашли отражение в сборнике научных статьей, посвященном 30-летию художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета (г. Махачкала), в материалах Республиканской научно-практической конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (г. Махачкала), Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспектива развития» (г. Махачкала), в вестнике "Гуманитарные и социально-экономические науки" (г. Ростов-на-Дону). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно- прикладного искусства Даггоспедуниверситета. Основные положения исследования апробировались на художественно-графическом факультете, где вот уже несколько лет функционирует школа искусств с более углубленным изучением основ традиционного искусства с. Кубачи. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 29, 39 г. Махачкалы, с. Кубачи Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Миркиев, Гаджикурбан Магомедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Эстетическое воспитание учащихся является важной задачей современной школы. Оно направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая в своем процессе интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. В педагогическом процессе эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки.

2. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, учит его относиться к миру с гуманистических позиций. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания.

3. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

4. В настоящее время актуально значима необходимость воспитания у учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать традиционное народное декоративно-прикладное искусство. Этому может способствовать внедрение в школьную практику разработанных дидактических условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся в познании основ народных художественных промыслов.

5. Важно особо отметить, что по причине естественной приобщенности учащихся школ к общечеловеческой культурной ауре, они в большей степени неизбежно утрачивают традицию наследия отцов и дедов, в недостаточной мере представляют потенциальные возможности народных художественных промыслов, как средств эстетического воспитания школьников.

6. В ходе исследования установлено, что учителю следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимся материальных и эстетических ценностей изделий народного искусства, определять критерии выявления интереса школьников к народным промыслам и к склонности продолжать, развивать традиции декоративно-прикладного искусства.

7. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий эстетического воспитания учащихся в изучение основ декоративно-прикладного искусства как важного направления совершенствования художественно-эстетического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к народным художественным промыслам путем анализа особенностей исторически сложившихся видов декоративно-прикладного творчества.

8. В художественно-эстетическом воспитании учащихся изучение традиционного декоративно-прикладного искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Миркиев, Гаджикурбан Магомедович, 2006 год

1. Абдулкадыров С.Г. Социально-педагогические аспекты системы управления современным образованием. Махачкала, 2003. - 1 Юс.

2. Абдурахманов С.Д. Тематический тестовый контроль учащихся 711 классов современными инновационными технологиями. Махачкала, 2006. - 86с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160с.

5. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 50 с.

6. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. М.; 1963. - 56с.

7. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991. - 302с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970. -486с.

9. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.-С.З-5.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В.Н.Самохина. -М.: Наука, 1974.-68с.

11. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962. - 30с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

13. Багандов Б.М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда. 1989. 10 октября.

14. Бакушинский Д.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1979.-70 с.

15. Банфи А. Философия искусства.- М.: Искусство, 1989. 384 с.

16. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. М.; 1931. - 150 с.

17. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство,1971.-496 с.

18. Богданов О.С. Эстетические беседы с подростками.- М.: Просвещение, 1987.-192 с.

19. Божович Л.И. Очерки психологии детей. М.: АПН РСФСР, 1950. -128с.

20. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1988.- 496 с.

21. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1974, - 326 с.

22. Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству //Сов. педагогика.- 1990. № 5.- С. 50-61.

23. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства.- М.: АН СССР, 1990. 176 с.

24. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М., 1974.

25. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, -464с.: ил.

26. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

27. Волков H.H. Восприятие картины. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. -32 с.

28. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972, - 350 е.: ил.

29. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

30. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.-98 с.

31. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 118 с.

32. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. -Махачкала: Дагучпедгиз. 122 с.

33. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. издательство, 1992. - 176 с.

34. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.

35. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.- М.: МГУ. -1877.-248 с.

36. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

37. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

38. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168 с.

39. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254 с.

40. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. - 253 с.

41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. - 96 с.

42. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. В кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. - М., 1973.

43. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1966. - 208 е.: ил.

44. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975.-216 с.

45. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

46. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924. - 76 с.

47. Ж.Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911. - 84 е.: ил.

48. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1997. 248 с.

49. Жукова A.C. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.-128 с.

50. Журавле B.B. Мир художественной культуры,- М.: Мысль, 1987. 237 с.

51. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961. - 224с.: ил.

52. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. /Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. -186 с.

53. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.- М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

55. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. -J1.: Знание, 1979. 94 с.

56. Каган М. С. О прикладном искусстве. J1., 1961.

57. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. JI., 1980. - 68 с.

58. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. J1., 1984. - 22 с.

59. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.- 207 с.

60. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М., 1988.-340 с.

61. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

62. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971.

63. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 120с.

64. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 255 с.

65. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. -М.: Просвещение, 1979. 175с.

66. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова.- М.: Просвещение, 1983. 223 с.

67. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318с.: ил.

68. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 256с.: ил.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.

70. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38с.

71. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - С. 35-36.

72. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.-Л.: Наука, 1971.- 186 с.

73. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985.

74. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -42 с.

75. Магомедова М.О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974. - 111с.

76. Максимов Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство детям. -В кн.: Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

77. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. - 159с.: ил.

78. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд., 1989. - 64с.

79. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. - 190с.

80. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие / Под ред. Т.С. Комаровой. 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1985.-271с.: ил.

81. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255с.

82. Миркиев Г.М. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика» № 3 г. Ростов-на-Дону, 2006. С. 155-162.

83. Миркиев Г.М., Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников: учебное пособие. -Махачкала, 2006. 65с.

84. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 56с.

85. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Москва: Искусство, 1982.

86. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4 М.: Наука, 1991. - 167с.

87. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

88. Некрасова М.А. Народное искусство России. // Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

89. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

90. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1989.

91. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.

92. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

93. Пономарев Я.П. Психология творчества и педагогики. М.: Наука, 1976. -303 с.

94. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальныхклассов педагогических факультетов педвузов: Дис. канд. пед. наук. -М, 1990.-197 с.

95. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. /Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1974.

96. Прете И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985. - 89 е.: ил.

97. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.) М.: Просвещение, 1983. - 58с.

98. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) 1-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 68 с.

99. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

100. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство, 1-9 классы // Науч. рук. Кузин B.C. М.: Просвещение, 1994. -160 с.

101. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы // Научный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

102. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура, 6-11 классы // Ю.А. Солодовников, JI.M. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

103. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, V -VIII классы.//Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.

104. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.; 1998. 36 с.

105. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. - 100 с.

106. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.

107. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала: ИПЦДПТУ, 1997.-120 с.

108. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.

109. Риччи К. Дети-художники. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

110. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946 604 с.

111. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. М., 1965. - 82 с.

112. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208с.: ил.

113. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М., 1968.

114. Современная культура и быт народов Дагестана. Махачкала, 1989. -234 с.

115. Сокольникова Н.В. Эстетическое воспитание в школе. //Художник. 1991. №1.-С. 6.

116. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. - 368 с.

117. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. М.,1997.-217 с.

118. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Т. 5. Киев, 1980.

119. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975.

120. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. - 112 с.

121. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство. Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М.,1998.

122. Хворостов A.C. Декоративное искусство в школе. М., 1997.

123. Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного планирования. /Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987.-222 с.

124. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А.Ветлунгиной -М., 1992.

125. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М., 1962.

126. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. - 62 с.

127. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. Д.: Художник РСФСР, 1982.- 108 е.: ил.

128. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. - 36 с.

129. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. J1., 1949. - 40 с.

130. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

131. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество //Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272 е.: ил.

132. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960.

133. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

134. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева.- М.: Просвещение, 1974. 301 с.

135. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.Я. Киященко, Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. - 256 с.

136. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1984. - 32с.

137. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.