Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Динейкина Екатерина Владимировна

  • Динейкина Екатерина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 171
Динейкина Екатерина Владимировна. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2020. 171 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества»

Введение

Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится в переходной стадии своего развития, которая обусловлена существенным социальным изменением и внедрением несвойственных моделей жизненных установок. Происходящие в обществе полярные видоизменения образа жизни, подражание западным образцам демократизации и либерализации привели к дезориентации в базисных ценностных ориентирах, к нравственно-духовному упадку, прежде всего проявляющемуся у молодого поколения. Сложившаяся ситуация обусловлена объективными и субъективными социокультурными факторами, она является логическим результатом кардинальных социальных инноваций, не учитывающих специфику русской культуры, введения принципов потребительства и индивидуализма в качестве основополагающих для духовной жизни личности.

Целью современных исследований вопросов духовности и нравственности личности и социума является определение и описание механизмов развития духовности в новейшем трансформирующемся российском обществе; анализ условий, способствующих интенсификации развития духовной культуры. Требованием времени становится формирование личности как функционального и сознательного субъекта происходящих в обществе метаморфоз. Духовность личности есть уникальный способ восприятия человеком себя и общества, учитывающий нравственные нормы социума, культурно-исторический контекст, парадигмы социальных отношений. Духовность - личностное основание, строящееся на экзистенциальных ценностях, являющееся необходимым условием гармоничного существования индивида в социуме. Осознанное понимание духовности возможно только при условии наличия активной жизненной позиции, целеориентированности личности, положительного реконструирования ею действительности. Важным этапом в формировании личности являются духовно-

нравственные ценности, выражающиеся в сознательной и активной общественной практике людей, в их взглядах и действиях. Направленное создание интеллектуального, нравственного, эстетического начал в индивиде стабилизирует духовную жизнь общества и способствует достижению целей осуществляемых реформ. Исследование проблемы духовности на базе философской методологии даёт возможность обозначить определенные направления в ходе воспитания духовно-нравственного человека в российском обществе.

Духовно-нравственные ценности проявляются в процессе активной жизнедеятельности личности, во взаимоотношениях человека и общества. Только деятельностный процесс позволяет сформировать личность и её духовно-нравственные ценности. Особенно яркие проявления становления и развития личности можно наблюдать в момент модификаций современного российского социума. Вопрос определения человека в качестве социального субъекта встаёт в момент кардинальных преобразований в Российской Федерации; в такой исторический момент как никогда актуальной является необходимость духовного самоопределения личности, ее самоутверждения и духовно-нравственного выражения. Мировосприятие и ценностные ориентации личности обусловливают ее мировоззренческие и нравственные принципы, конкретные устойчивые привязанности и модели поведения, по этой причине понимание духовного смысла жизнедеятельности современного россиянина, специфики его духовно-нравственных ориентаций представляется несомненно важным для решения многих социальных проблем и выхода из сложной ситуации в стране.

Как в современной философии, так и в истории философской мысли проблемы духовности и нравственности имеют значимость не только для теории, но, в первую очередь, для социальной практики. Проблемы духовности и нравственности исключительно остро проявляются в современной России, для которой только ожидается нахождение и утверждение своего достойного места в мировом сообществе народов, возможные лишь при преодолении духовно-

нравственного дефицита, а также отрицательных последствий тоталитарного прошлого.

Таким образом, современные научные исследования, посвященные духовно-нравственному становлению личности, являются актуальными, они способствуют дальнейшей гуманизации социальных отношений, основывающейся на концептуализации представлений о сущности человека, о взаимообусловленности личности как субъекта целеориентированной деятельности и общества, о механизмах и закономерностях совершенствования социальных институтов.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени социальная философия располагает существенным объёмом материалов по тематике диссертации. Для проведения исследования потребовалось обращение к трудам зарубежных и отечественных мыслителей, как классических, так и современных.

Проблематика духовной сферы всегда привлекала внимание многочисленной плеяды философов и мыслителей различных направлений и школ. Труды Платона, Аристотеля, Боэция, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Г.В.Ф. Гегеля, С. Кьеркегора, М. Бубера, Р. Гвардини, Э. Левинаса, Г. Марселя, Э. Мунье, Э. Гуссерля и других стали основой для анализа методологически важных аспектов духовно-нравственного становления личности.

Современная теория духовности и духовно-нравственных ценностей восходит к работам философов Р.Г. Апресяна, B.C. Барулина, М.М. Бахтина,

A.А. Гусейнова, П.М. Ершова, В.А. Кувакина, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова и др.

Значительный вклад в понимание природы духовности был внесён такими учёными как Г.А. Аванесова, З.Г. Антошкина, В.У. Бабушкин, Л. Божович, Н.К. Бородина, Ф.А. Гайсин, И.М. Ильичева, Е.И. Исаев, М.Ф. Калашников, Н.А. Коваль, А.А. Какурин, С.Б. Крымский, Р.Л. Лившиц, Н.В. Марьясова,

B.А Панпурин, Л.М. Попов, Г.М. Пурынычева, Л.М. Собчик, А.Г. Спиркин, А.А. Ухтомский, В.Ю. Хотинец, И.Б. Чернова, Г.Г. Шлет и др.

В процессе рассмотрения теории строения духовной сферы человека важными стали работы И.А. Бокачёва, Л.А. Бурняшевой, Л.Х. Газгиреевой, М.С. Кагана, В.Г. Федотовой и др. Изучению и анализу природы духовности, генезиса духовно-нравственных ценностей способствовали труды Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, П.В. Симонова, которые рассматривали дух и душу человека как феномены его внутреннего мира, а духовно-нравственный аспект - как оценочное основание человеческой деятельности.

Подробным образом проблемы духовности личности и ее духовно-нравственных ценностей были исследованы такими представителями западноевропейской философии как Г. Гадамер, Г. Гессе, И. Кант, А. Камю, Ж. Маритен, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и др.

Фундаментальный вклад в исследование проблемы духовно-нравственного развития личности внесли русские классики, такие как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, А.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, А.С. Хомяков, Л.И. Шестов и др.

Различные аспекты процесса духовно-нравственного становления личности были проанализированы в работах отечественных мыслителей Л.М. Аболина, А.А. Андрушкевич, Р.Г. Апресяна, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, И.М. Ильичевой, В.Е. Кемерова, Н.А. Коваль, Д.В. Колесова, В.И. Слободчикова, В.И. Холодного. Прояснению данной проблематики способствовали также труды зарубежных авторов -А. Адлера, Р. Ассаджоли, Р. Бенедикта, Ф.К. Бока, Ж. Годфруа, А. Инкельса,

A. Кардинера, Д. Келли, М. Коула, А. Маслоу, В.С. Мерлина, К.Р. Роджерса,

B. Франкла, 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Шпрангера, К.Г. Юнга и др.

Несмотря на широкую представленность в классической и современной научной литературе трудов, связанных с рассмотрением разных сторон духовно-нравственной проблематики, с изучением общественных процессов посредством применения персоналистской методологии, сегодня существует потребность в

специальных работах, непосредственно относящихся к исследованию процесса духовно-нравственного становления личности в контексте общественных трансформаций.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. В работе при анализе духовности и нравственности были применены такие методы социальной философии как конкретно-исторический и историко-ретроспективный. Исследование духовно-нравственного становления личности включило в себя аксиологический, онтологический, социально-психологический и социологический аспекты анализа, консолидированные социально-философским подходом. Значимым при проведении работы стало использование диалектической общефилософской методологии, опора на законы и категории классической диалектики, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего (коллективного), рассматриваемой сквозь призму философской аксиологии. В процессе проведения исследования применялись такие общенаучные методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, идеализация, формализация, абстрагирование, эмпирическое обобщение, сравнение и др.

Теоретическую основу исследования составляют идеи и тезисы философов прошлого, современных отечественных и зарубежных мыслителей, изучавших феномены духовности и нравственности, их специфику и значимость для деятельности личности, предпринимавших попытку дать определение и развернутый анализ сути и содержания духовной жизни общества. Кроме того, в исследовании были проанализированы материалы диссертаций, освещающих разрабатываемую проблематику, анализировались материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по актуальным темам.

Объект диссертационного исследования. Духовно-нравственное становление личности как социальный процесс.

Предмет исследования. Специфика духовно-нравственного становления личности в контексте трансформации современного российского социума.

Цель - исследовать теоретико-методологические и практические проблемы духовно-нравственного становления личности в условиях трансформации современного российского общества.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

- произвести концептуальный анализ развития проблемы духовно -нравственного становления личности в истории философии;

- изучить и определить содержание понятий духовности, нравственности и личности, установить место и роль личности в постижении объективной реальности;

- описать основные направления социокультурной трансформации современного российского общества;

- выявить особенности процесса формирования духовно-нравственного сознания личности в условиях трансформации современного российского общества;

- дать описание экзистенциальных ценностей и проследить их влияние на духовно-нравственное становление современной личности;

- определить ценностно-рациональные действия как духовно-нравственный императив в модернизации, рационализации и совершенствовании современного российского общества.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- представлено аргументированное обоснование природы духовности и нравственности как социальных явлений, способствующее их пониманию на современном этапе развития социума с позиции экзистенциально-ценностных отношений, что позволило конкретизировать критерии идеальной модели духовно-нравственного человека;

- проанализированы основания смыслового единства понятий духовности, нравственности, личности, изучена история философских суждений об этих понятиях в мировой и российской социально-философской мысли, в результате чего сделан вывод о необходимости рассмотрения духовно-нравственного становления личности как целостного процесса;

- раскрыты с аксиологических позиций основные характеристики духовно -нравственного состояния личности в условиях трансформации российского социума и обоснована необходимость формирования аксиологического фильтра в сознании людей, организации условий для социализации и выработки духовно-нравственного сознания;

- выявлены сущностные характеристики экзистенциальных ценностей в процессе становления личности и регулярность изменений ценностных ориентиров относительно существующих традиций в неустойчивой социокультурной среде; обозначены позитивные и негативные тенденции духовной жизни социума, позволившие эксплицировать общественную реальность посредством определения динамики функционирования духовных ценностей;

- проанализировано внешнее социокультурное влияние, как историческое, так и современное, на структуру российской аксиосферы; рассмотрены заимствованные отечественным общественным сознанием идеологические элементы и охарактеризованы процессы их включения в личностные жизненные парадигмы;

- определены перспективы развития новой ценностной системы личности в условиях трансформации современного российского общества, заключающиеся в переосмыслении направленности глобализационных процессов в сторону реализации многополярной модели мира, связывающей традиции и новации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовные ценности - явления социальной действительности, выступающие объектами духовного производства, продукты которого призваны удовлетворять потребности людей в духовном совершенствовании. Это накопленные человечеством знания, научные аспекты миропонимания, философские доктрины, религиозные концепции, нравственные нормы, эстетическое миросозерцание, правовые установки, политические теории - всё, сопряженное с многообразными способами духовного освоения окружающего мира. Понятие духовных ценностей употребляется для выражения некоторых

принципов бытия и действия, норм и идеалов, к которым стремятся и человек, и социум. Духовность является совокупностью ценностей и идей, представляет собой стремление к самосовершенствованию; выход за пределы духовности грозит человеку кризисом и внутренним дисбалансом. Духовность заключена в принятии личностью общечеловеческих ценностей, образующих нравственность человека. Под нравственностью в данном случае подразумевается факт существования у индивида сформированной позиции по принятию или отторжению ценностей, разделяемых в рамках конкретной социальной группы или общества в целом. Следовательно, нравственность представляет собой комплексную философскую категорию, используемую для пояснения духовности, в то время как духовная составляющая, с одной стороны - результат, а с другой -содействие в освоении системы ценностей и идеалов.

2. Традиционно причисляемые к духовности ценности составляют монолит, именуемый в социальном сознании духовной культурой, для которой отправной точкой при осмыслении проблем человека и общества представляется идея об их нерасторжимом союзе и единстве. В имманентных качествах человеческой природы и бытия, в социальной жизнедеятельности заложена слитность и единосущность человека и общества. Трансформация главных социокультурных параметров приводит к расширению понятия нравственной культуры, увеличивается ряд факторов воздействия на личность. При этом медленнее и противоречивее всего регулируются области религии, права, закона, традиций. Такое противоречие приводит к отсутствию баланса нравственного развития на личностном и общественном уровнях, что, в свою очередь, задерживает процессы социально-нравственных изменений. Трансформации российского общества явились причинами положительных (деидеологизация общества, плюрализм мнений, свобода слова и творческого проявления) и отрицательных явлений (отсутствие социальной безопасности, уверенности в профессиональной востребованности, беспомощность в новых социальных условиях).

3. Духовность и нравственность есть сущностные характеристики личности. Именно духовность в сочетании с нравственностью делает человека отличным от

природы и позволяет считать общество чем-то большим, чем просто совокупностью людей. По своей сути духовная жизнь социума является реальным процессом существования людей, отражающим противоречивость конкретно-исторического общества. Следовательно, крайне важно принимать во внимание тот факт, что духовные потребности, побуждающие людей к постижению окружающей обстановки, к созиданию, нравственному прогрессу, интеллектуально насыщенной духовной коммуникации, должны сознательно формироваться в обществе. Для современной России идея преобразования тесно связана с кардинальным изменением области ценностного отношения к миру (аксиосферы). Прогресс в целом возможен при наличии развитой системы ценностей и идей, которыми руководствуется человек, меняющий социум. Социокультурные ценности являются основой формирования личности, поэтому именно они являются общей областью интересов человека и общества, вследствие чего важным вопросом является определение места и роли социокультурного компонента и ряда преобладающих ценностей в рамках российских национально-культурных традиций, выделение приоритетных для развития общества ценностей.

4. Пересмотр духовно-нравственных и социальных ценностей в России выступает лишь фрагментом единого процесса приспособления общества к новой реальности, его осуществление во многом находится в зависимости от глобальных, мировых закономерностей. Специфика современной переоценки ценностей приводит к выводу о том, что совершенствование науки и техники близится к пределу развития и зарождается потребность смены сциентистской парадигмы культурой нового качества, основанной на современной системе ценностей. Сформировать ценностное сознание на общественном и личностном уровнях можно только путём ориентации человека на общепринятые в социуме ценности. Наполнение ценностного сознания личности зависит от множества факторов, определяющими из которых являются духовность и нравственность. Одной из главных целей современного российского общества является выработка признаваемых и положительно оцениваемых социумом нравственных,

политических, мировоззренческих мотивов, установок и мыслей, которые можно обобщить, используя такую категорию как «система человеческих ценностных ориентацию». Характер элементов этой системы в большей степени зависит от конкретного человека и его возможностей распоряжаться своими способностями, действовать согласованно с актуальными реалиями, умением гибко настраивать свой разум и потребности согласно общепринятым общественным интересам.

5. В настоящее время актуальной проблемой является не просто определение понятий духовности и нравственности, но и способствующее повышению духовного потенциала общества воспитание в индивиде духовно-нравственных качеств. Данные качества являются высшей точкой в характеристике состоявшейся личности, способной к самоанализу, понимающей и принимающей социальные ценности. В духовном отношении большое значение имеют экзистенциальные ценности, отражающиеся в мировоззрении, нравственном сознании, поступках, опыте социального взаимодействия. Экзистенциальные ценности, неразрывно связаны с человеческой деятельностью, с оценкой, которая может быть как реальна в настоящий момент, так и потенциально возможна в будущей деятельности человека. Экзистенциальные ценности играют непосредственную роль в процессе формирования и развития личностных качеств, данный факт наиболее наглядно проявляется именно сейчас, когда современное российское общество претерпевает переоценку и трансформацию ценностных установок. Доминантной характеристикой современной российской социокультурной ситуации является отношение к свободе личности. Высокий уровень личностной свободы проявляется в различных возможностях реализации креативных способностей.

6. Характер западных ценностей, влияющих на формирование современного образа россиянина, важен для определения возможных путей общественного развития. К разногласию в мировоззрении, кризису национальной идентичности привело осознание необходимости принятия западных ценностей с одновременной попыткой сохранить русские традиции. Подобный дуализм пыталась преодолеть советская власть, создавая «сверхидеологию», которая на

время могла обеспечить морально-нравственные нужды общества. Постепенно искусственно созданная идеология перестала отвечать требованиям модернизации общества, в результате произошло углубление кризиса самосознания. В свете регулярных трансформационных процессов и множественных противоречий в российском социуме заимствование элементов западных идеологий может быть как конструктивным, так и деструктивным для духовно-нравственного становления личности в современном российском обществе. Некоторые феномены (дауншифтинг, чайлдфри) представляют значительный интерес при осмыслении своеобразия экзистенциального поиска современников.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего использования ее положений и выводов при управлении социальными процессами в России, основанном на теоретической разработке потенциальных аспектов социальной политики. Компетентность в вопросах сущности, содержания и механизмов формирования духовно-нравственной личности сделает решаемой проблему становления личности на основе ценностных ориентаций в условиях трансформирующегося российского социума, более того, даст возможность предупредить проявления различных отрицательных феноменов общественной жизни. Методологическая основа, положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе создания теоретической и философско-методологической базы исследований, необходимых для выявления приоритетных идеологических элементов и направлений государственной политики на современном этапе.

Положения и выводы диссертации также могут применяться в процессах культивирования положительных духовно-нравственных установок в трансформирующемся российском обществе, интенсификации их роли в воспитании молодого поколения в условиях формирования гражданской среды. Материалы проведённого исследования могут использоваться при составлении программ и формировании содержательной части дисциплин высших учебных заведений, ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание личности, таких как «Философия», «Социальная философия», «Социология»,

«Культурология». Полученные в исследовании результаты могут быть также полезны при методической разработке и реализации учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отражённая в диссертационной работе совокупность результатов и научных положений соответствуют содержанию специальности 09.00.11 - Социальная философия в следующих пунктах: 4. Социальная философия в современном мире. Стимулы философской рефлексии в начале ХХ века. 6. Социально-философская теория деятельности. Деятельность как субстанциальная основа общественной жизни людей. 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесённых символических программ мышления, чувствования и поведения людей. 32. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 10 научных публикациях общим объемом 5,1 п.л., в том числе в четырех работах, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета. Основные результаты исследования докладывались на научно-методических чтениях «Университетские чтения» (Пятигорск, 2016 г., 2018 г.); на Международной научно-практической конференции «Проблемы внедрения результатов инновационных разработок» (Пенза, 2016 г.); на XXVIII Международной научно-практической конференции «International scientific news 2017» (Москва, 2017 г.); на Международной научно-практической конференции «Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения» (Волгоград, 2018 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы, содержащего 254 наименований. Общий объём диссертации - 171 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Динейкина Екатерина Владимировна

Заключение

Духовно-нравственные аспекты развития личности принципиально важны в процессе ее жизнедеятельности, они обусловливают умение анализировать ценностные ориентиры, формировать определенные поведенческие стратегии в предложенных временем обстоятельствах, в частности, в условиях современного кризиса общества и глобальной переоценки ценностей.

В современном обществе многие принципы не соответствуют требованиям, в связи с этим актуальным является вопрос концептуального определения и дальнейшего развития новой базовой системы ценностей. В современной философской науке под духовно-нравственными ценностями понимаются духовные и материальные основы функционирования и развития возможностей личности и их выражение в общественной деятельности, которое демонстрирует систему главных идей, доминантных мотивов и ценностей. Нам видится рациональным использование и осмысление духовно-нравственных ценностей на основе понимания сущности духовного, его роли и места в активности социума и становлении личности. Существенное значение в социализации и становлении личности имеет регулирование процессов формирования духовной сферы человека посредством системы реализации духовно-нравственных ценностных ориентаций.

Исследовав духовно-нравственные ценности на основе представлений о переходных состояниях социума, мы получили возможность провести концептуализацию их сущностной природы и анализ изменений, происходящих сегодня в духовном поле деятельности личности и характеризуемых трансформацией ценностных представлений, затрагивающих различные стороны жизнедеятельности. Поскольку в процессе развития цивилизации проблематика духовной жизни от абстрактно-теоретической становится социально-

практической, настоящее исследование даёт возможность осознать российскую действительность в новом её ракурсе, принять её и адаптироваться к ней.

Учитывая тот факт, что государство не может искоренить влияние СМИ и внедрение некоторых западных идеологий в процесс духовно-нравственного становления личности в современном российском обществе, необходимо максимально выгодно вычленить наименее деструктивные для российской идентичности идеологические элементы, приспособив их к нашей реальности. Нельзя отрицать целесообразность некоторых западных идей в контексте становления личности нового типа. Мы полагаем, что при развитии российского социума необходимо взращивание индивидов, наполненных как очевидными высшими ценностями, так и вторичными, в нашем случае - заимствованными. Принципиально важным нам видится способ аккумулирования двух различных мировоззрений в одном индивидууме, некий симбиоз. Мы абсолютно убеждены, что политика запрета, порицания или очернения чуждой идеологии неэффективна. Гораздо более рациональным и результативным способом мы считаем привитие российских ценностей, воспитание личности с широким кругозором и, несомненно, предоставление ей права выбора. В процессе духовно-нравственного совершенствования личности необходимо учитывать гуманистический критерий общественного развития, который позволит индивидам поступать добровольно, не испытывая давления извне и не допуская мысли о навязанности. Личность, сформировавшаяся в подобных условиях, имеет, на наш взгляд, довольно чёткие представления о полезности и ценности того или иного заимствования, обладает социально-личностным иммунитетом к негативному влиянию извне. Таким образом, мы подчеркиваем необходимость формирования аксиологического фильтра в сознании людей, организации условий для социализации и совершенствования духовно-нравственного сознания. Итогом данной практики нам видится личность, открытая к экспериментам, но при этом обладающая твёрдыми убеждениями.

Анализ ценностно-рациональных действий как духовно-нравственного императива в совершенствовании современного российского общества приводит

нас к мысли о приоритете идеи свободы в системе экзистенциально-ценностных отношений, так как свобода индивида есть первостепенная ценность. Само понятие индивидуальности личности несёт в себе три элемента: уникальность, внутренний мир и, непосредственно, свобода. Несмотря на прочную взаимосвязь личности и общества, индивидуальность, сохраняющая автономность, играет активную роль в социуме и его развитии. Переосмысление экзистенциальных, духовно-нравственных и социальных ценностей в современной России является элементом процесса приспособления и вливания страны в новую реальность.

Предполагаем, что в основе новой системы ценностей могут быть такие традиционные российские социокультурные ценности как приоритет общественных интересов, толерантность, нравственность и порядочность. Вышеперечисленные традиционные ценности могут вступить в симбиотическую связь с ценностями личности нового типа, что, несомненно, ускорит её становление и укрепит в убеждениях.

Происходящая в современном российском обществе переоценка духовно-нравственных ценностей имеет глубокие причины и долгосрочные последствия. Новая система ценностей постепенно утверждается по мере того, как они обретают характер традиций, а старые традиции трансформируются и приспосабливаются к новым условиям российской действительности.

Результаты данного диссертационного исследования не претендуют на окончательное решение проблем духовной жизни общества. В частности, не исключена возможность дальнейшего наблюдения и изучения идеологических заимствований, поскольку данный феномен со временем не только не теряет своей актуальности, но и интенсифицируется, оказывая всё большее влияние на процесс становления личности в российском социуме. Глубоко проанализированные в данной работе феномены чайлдфри и дауншифтинга являются малой частью заимствований в современном российском социуме и представляется крайне перспективным дальнейший анализ подобных явлений, в русле не только способов внедрения и распространения, но и непосредственного влияния как на общество в целом, так и на личность и её становление. Определив

российскую молодёжь как пласт общества наиболее подверженный влиянию и склонный к заимствованию, считаем необходимым подчеркнуть тот факт, что данный слой социума перешёл от конфликтного варианта взаимодействия к конструктивному, учитывая специфику современного самовыражения -существенно снижает уровень агрессивности.

Выводы, сделанные в данном диссертационном исследовании, позволяют обстоятельно подойти к проблематике духовно-нравственного становления личности и могут способствовать возрождению и гармоничному развитию России в трансформационный период на основе собственной идентичности, адекватных заимствований, нового типа личности, разнообразной системы ценностей, учитывающей изменяющийся характер окружающей реальности. Мы убеждены в том, что феномен духовности открывает человеку мир культуры, гуманизма, показывает новые для него грани жизненных ценностей, нравственности независимо от его начального потенциала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Динейкина Екатерина Владимировна, 2020 год

Список литературы

1. Аболин, Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л. М. Аболин. - Казань: Карпол, 2002. - 228 с.

2. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 264 с.

3. Абушенко, В.Л. Личность / В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Книжный Дом, 2003. -1280 с.

4. Аванесова, Г. А. Духовный проект Н. Бердяева (опыт системного подхода к наследию) / Г. А. Аванесова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. 2005. -№4. - С. 37-57.

5. Августин, А. О бессмертии души / А. Августин // Творения. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 373-393.

6. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. - Киев: «Наука жить», 1997. - 34 с.

7. Акулов, А. С. Сверхкраткий философский словарь: Краткое изложение книги «Буквы философии» / А. С. Акулов. - СПб., 1999. Режим доступа: http://samlib.ru/a/akulow_a_s/slovar-ph.shtml (дата обращения: 27.02.2016).

8. Антонова, Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма / Ю. А. Антонова // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2.- С. 170-176.

9. Антошкина, З. Г. Духовность как мера развития личности / З. Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность. Тез. межвуз. конф. - Казань: КГАКИ, 1994. - С. 18-20.

10. Апресян, Р. Г. Изначальные детерминанты нравственного опыта / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. - 1993. - № 8. - С. 32-43.

11. Апресян, Р. Г. Нравственность / Р. Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. - Т. 3. - М.: Мысль, 2000. 2805 с.

12. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Изд-во «Мысль», 1976. - 550 с.

13. Асмолов, А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии, 1986. - №1. - С. 28-40.

14. Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2006. - 336 с.

15. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. - М.: REFL-Book, 1994. - 314 с.

16. Ахиезер, А. С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект / А. С. Ахиезер. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 82 с.

17. Бабушкин, В. У. Феноменологическая философия науки: критический анализ / В. У. Бабушкин. - М.: «Наука», 1985. С. 174-188.

18. Бандуровский, К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского / К. В. Бандуровский. - М.: РГГУ, 2011. - 328 с.

19. Барулин, В. С. Социально-философская антропология: Общ. начала социал.-филос. антропологии / В. С. Барулин. - М.: Онега, 1994. - 256 с.

20. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. - М.: Русские словари, 2003. - С. 49.

21. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Белик. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. - 241 с.

22. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н. А. Бердяев // Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. - Свердловск, 1991. - С. 26-148.

23. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н. А. Бердяев. - Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1923. - 238 с.

24. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 382 с.

25. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев. - Париж: YMCA-Press, 1939. - 224 с

26. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективизация) / Н. А. Бердяев. - Париж: УМСЛ-РгеББ, 1947. - 222 с.

27. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев // Сборник. - М.: Просвещение, 1918. - С. 231.

28. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

29. Бердяев, Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1995. - С. 288-356.

30. Беркли, Дж. Сочинения. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли. - М.: Наука, 1978. - С. 152-247.

31. Бехтерев, В. М. Сознание и его границы / В. М. Бехтерев. - Казань: Типография Императорского университета, 1888. - 32 с.

32. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход. Философы России XX века / И. В. Блауберг. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.

33. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

34. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. - 94 с.

35. Бокачев, И. А. Духовность в контексте социально-философского анализа: дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.11 / Бокачев Иван Афанасьевич. - Ставрополь, 2000. - 299 с.

36. Бокачев, И. А. Личность в системе экзистенциально-ценностных отношений в условиях социальной деструкции духовной жизни российского общества / И. А. Бокачев, Л. Х. Газгиреева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 2. - С. 175-183.

37. Большая советская энциклопедия. Т. 11 / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1973. - С. 291-292.

38. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 336 с.

39. Бородина, Н. К. Духовность: феномен и понимание / Н. К. Бородина. -Волгоград: ВолгГАСА, 1999. - 129 с.

40. Боэций. Против Евтихия и Нестория // «Утешение философией» и др. трактаты. - М.: Наука, 1990. - С. 172.

41. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

42. Брэдли, Ф. Г. Этические исследования / Ф. Г. Брэдли // Пер. с англ. Д. Бабушкиной. (Серия «Начала»). - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 422 с.

43. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

44. Бурняшева, Л. А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Бурняшева Людмила Александровна. - Ставрополь, 2014. - 344 с.

45. Бурняшева, Л. А. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография / Л. А. Бурняшева, Л. Х. Газгиреева. -Пятигорск: ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2014. - 286 с.

46. Бурняшева, Л. А. К проблеме традиционного и инновационного в духовно -нравственной сфере социального бытия / Л. А. Бурняшева // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 169-173.

47. Бурняшева, Л. А. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект / Л. А. Бурняшева, Л. Х. Газгиреева. - Пятигорск, 2014. - 242 с.

48. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2-х томах / Ф. Бэкон. Т. I. - М.: «Мысль» (Философское наследие), 1971. - С. 87-546.

49. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

50. Вебер, М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. - Вып. 2. - М.: ИНИОН, 1991. - 302 с.

51. Волобуев, В. П. О проблеме путей выбора общественного развития / В. П. Волобуев // Вопросы философии. -1984. - № 1. - С. 79-88.

52. Вундт, В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни / В. Вундт. Изд. 2. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 264 с.

53. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Под ред. А.М. Матюшкина. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 3. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

54. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. Глава XII. Моральное поведение / Л. С. Выготский. - М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. - 536 с.

55. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

56. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. - М., Республика, 1994. - 368 с.

57. Гадамер, X. Г. Истина и метод / X. Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

58. Газгиреева, Л. X. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект / Л. X. Газгиреева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 2. - С. 295-302.

59. Газгиреева, Л. X. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Газгиреева Лариса Xасанбиевна. - Ставрополь, 2014. - 317 с.

60. Газгиреева, Л. X. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении: автореферат дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Газгиреева Лариса Xасанбиевна. - Ставрополь, 2014. - 60 с.

61. Газгиреева, Л. X. Креативное сознание как экзистенциально-ценностный фактор развития современной личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 1 (80). - С. 25-29.

62. Газгиреева, Л. X. Экзистенциальные основы освоения ценностей современной личностью и обществом: векторы сопряжения смыслов / Л. X. Газгиреева // В мире научных открытий. - 2012. - № 7. - С. 164-180.

63. Гайсин, Ф. А. Духовность-сущность человека / Ф. А. Гайсин, В. Д. Попов. -Уфа: Центр культуры М-ва нар. образования РБ: Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 1995. - 119 с.

64. Гвардини, Р. Конец Нового времени. Попытка найти своё место / Р. Гвардини // Самосознание культуры и искусства XX века. - М.; - СПб.: Университетская книга; Культурная инициатива, 2000. - С. 169-226.

65. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. (Серия «Памятники философ. мысли»). - М.: Наука, 2000. - 495 с.

66. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа / Гегель Г. В. Ф. // Энциклопедия филос. наук: в 3-х тт. - М.: Мысль, 1977. - Т.3. - 472 с.

67. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. (Филос. наследие). - М.: Мысль, 1990. -524 с.

68. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Ж. Годфруа. Т. 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

69. Горев, Б. И. Николай Константинович Михайловский: Его жизнь, литературная деятельность и миросозерцание / Б. И. Горев. - Л.: Молодая гвардия, 1931. - 94 с.

70. Григорий Богослов // Православная энциклопедия. Т. XII. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С. 668-712.

71. Григорий Нисский // Православная энциклопедия. Т. XII. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С. 480-526.

72. Гроф, С. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / С. Гроф / / Под ред. К. Гроф / Пер. с англ. А. С. Ригина. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 2000. - 288 с.

73. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1985. - С. 135.

74. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. - М.: Молодая гвардия, 1988 (3-е изд., дополненное и переработанное). - С. 91-131.

75. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. (Классическая философская мысль). - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 223.

76. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. - Т. 1. - М.: Художественная литература, 1989. - 880 с.

77. Данные опроса ВЦИОМ «Рождаемость в России: меры и мнения». Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116649 (дата обращения: 27.08.2018).

78. Динейкина, Е. В. Childfree или детоцентризм: вектор развития представлений в современном российском обществе / Е. В. Динейкина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 4 (101). - С. 4348.

79. Динейкина, Е. В. Духовно-ценностные ориентации дауншифтинга в контексте трансформации современного российского общества / Е. В. Динейкина // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 5. - С. 77-84.

80. Дьяков, А. В. Жак Лакан. Фигура философа / А. В. Дьяков. - М.: Изд-ский дом «Территория будущего», 2010. - 560 с.

81. Евстигнеева, Л. П. Догоняющее развитие: современная трактовка / Л. П. Евстигнеева, Р. Н. Евстигнеев. - М.: Институт экономики РАН, 2012. -45 с.

82. Жучков, В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта / В. А. Жучков. - М.: Просвещение, 1996. - 260 с.

83. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Канон, 1996. - С. 557.

84. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

85. Злобин, Н. С. Деятельность - труд - культура / Н. С. Злобин // Деятельность: теория, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С.111-128.

86. Зобов Р. А. Самореализация человека: Введение в человекознание / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 260 с.

87. Ильенков, Э. В. // Новая российская энциклопедия. - Т. 6. - Ч. II. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 276-277.

88. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. -1216 с.

89. Ильин, И. А. Собрание сочинений: в 10 т / И. А. Ильин. - Т. 1. - М.: Русская книга, 1993. - 400 с.

90. Ильин, Н. П. Трагедия русской философии / Н. П. Ильин. - Москва: Айрис-Пресс, 2008. - 608 с.

91. Ильичева, И. М. Психология духовности: учебное пособие / И. М. Ильичева. - Москва: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 2003. - 144 с.

92. История философии в кратком изложении. - М.: «Мысль», 1994. - С. 372.

93. Какурин, А. А. Духовность. История, теория, педагогика / А. А. Какурин. -СПб.: Нестор-История, 2015. - 301 с.

94. Какурин, А. А. Теория духовности / А. А. Какурин. - СПб., 1997. - 40 с.

95. Калашников, М. Ф. Духовность и индивидуальные сущностные силы человека / М. Ф. Калашников, Е. М. Калашникова // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 1998. - Вып. 7. - С. 99-105.

96. Калашников, М. Ф. Духовность как социальное явление / М. Ф. Калашников // Новые идеи в философии. - Пермь, 1996. - Вып.5. - С. 82.

97. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю // Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

98. Камю, А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / А. Камю // Пер. с франц. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.

99. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - Минск: Литература, 1998. -909 с.

100. Кант, И. Сочинения: В 6 т. Т. 6 / И. Кант. - М.: Академия, 1998. - 743 с.

101. Кантор, В. К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы / В. К. Кантор // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С.15-21.

102. Карпицкий, Н. Н. Диалектика человеческого бытия: дис. ... на соискание уч. степени кандидата филос. наук: 09.00.01 / Карпицкий Николай Николаевич. -Томск, 1995. - 109 с.

103. Карпухин, О. И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе / О. И. Карпухин // Социально-политический журнал. - 1995. - № 4. - С. 134.

104. Карсавин, Л. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. - СПб., Комплект, 1993. - С.103.

105. Келли, Д. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Д. Келли // Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 617 с.

106. Кемеров, В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Кемеров. - М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

107. Киевич, А. В. Евразийская интеграция: этапы становления и перспективы развития / А. В. Киевич, О. В. Король // Экономические науки. - 2016. -№ 1 (134). - С. 123-129.

108. Коваль, Н. А. Психология духовности личности / Н. А. Коваль. - Тамбов, 1996. - 153 с.

109. Козлов, Н. И. Сингапур. Евгеника. Процветание. Режим доступа: ШрБ^/^^^^ psychologos.ru/articles/view/singapur.-evgenika. -рго^е!аше (дата обращения 27.08.2018).

110. Кон, И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера / И. С. Кон // История буржуазной социологии XIX начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. -М.: Наука, 1979. - С. 40-52.

111. Кондильяк, Э. Б. Трактат об ощущениях / Э. Б. Кондильяк. - Москва; -Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. -290 с.

112. Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон // Перевод с английского П.А. Сафронова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 270 с.

113. Коул, М. Культура и мышление. Психологический очерк / М. Коул, С. Скрибнер. - Москва: Прогресс, 1977. - 262 с.

114. Круглов, А. Г. Что такое гуманизм? / А. Г. Круглов // Здравый смысл. -1999. - № 1 (13). - С. 50.

115. Крымский, С. Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации / С. Б. Крымский // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 21-28.

116. Кувакин, В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. А. Кувакин. - СПб.: «Алетейя»; М.: «Логос», 1998. - 360 с.

117. Кутырев, В. А. Человеческое и иное: борьба миров / В. А. Кутырев. - СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.

118. Кьеркегор, С. Повторение / С. Кьеркегор // Пер. П.Г. Ганзена, сверенный с оригиналом, исправленный, дополненный и прокомментированный Д. А. Лунгиной. - М.: Лабиринт, 1997. - 160 с.

119. Кьеркегор, С. Философские крохи, или Крупицы мудрости / С. Кьеркегор // Пер. Д. А. Лунгиной. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 192 с.

120. Лебедев, С. А. Философия науки. Словарь основных терминов / С. А. Лебедев. 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2006. -320 с.

121. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. -368 с.

122. Левинас, Э. Путь к Другому / Э. Левинас // Пер. Е. Бахтиной. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 240 с.

123. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс // Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

124. Лейбниц, Г. В. Сочинения в 4-х т. / Г. В. Лейбниц. - Т. 2. - М.: Мысль, 1983.

- 686 с.

125. Леонтьев, А. А. А.Н. Леонтьев: Деятельность, сознание, личность / А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.

126. Лившиц, Р. Л. Духовное самоопределение личности: монография / Р. Л. Лившиц. - Комсомольск-на-Амуре, 1999. - 98 с.

127. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ): монография / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург: УрГУ, 1997. -152 с.

128. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении. Сочинения: В 3-х т. / Дж. Локк.

- Т. 1 / Под ред. И.С. Нарского. Кн. 2, гл. 27. - М.: Мысль, 1985. - 560 с.

129. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

130. Лосский, Н. О. Человеческое Я как предмет мистической интуиции / Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

131. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. -272 с.

132. Лотман, Ю. М. Культура как субъект и сама себе объект // Ю. М. Лотман Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000. - С. 639 -646.

133. Лункин, Р. Н. Изменение религиозной ситуации в российских регионах в зеркале полевых исследований / Р. Н. Лункин // Социология религии в обществе позднего модерна (сборник статей). - Белгород: НИУ БелГУ, ИД «Белгород», 2013. - С. 273-295.

134. Лушников, Д. А. Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Лушников Дмитрий Александрович. - Ставрополь, 2000. - 138 с.

135. Маритен, Ж. Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности / Ж. Маритен // История философии: Запад-Россия-Восток

(книга четвёртая. Философия XX в.). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. - 448 с.

136. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994. -192 с.

137. Маритен, Ж. Человек и государство / Ж. Маритен // Пер. с англ. Т. Лифинцевой. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 196 с.

138. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

139. Маркс, К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 567.

140. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., -Т. 3. - С. 29.

141. Маркс, К. Соч. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва: Политиздат, 1974. -С. 261-263.

142. Марсель, Г. Кьеркегор в моем мышлении / Г. Марсель // Присутствие и бессмертие. Избранные работы / Г. Марсель. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - С. 294.

143. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель. - М.: Республика, 2004. - 224 с.

144. Марьясова, Н. В. Духовность личности / Н. В. Марьясова, Л. В. Яссман // Учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - 107 с.

145. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Пер. Татлыбаевой А. М.. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) - N.Y.: Harper & Row, 1970; - СПб.: Евразия, 1999. - К.: PSYLIB, 2004. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения: 15.05.2016).

146. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

147. Маховская, О. И. Коммуникативный опыт личности / О. И. Маховская. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 25-26.

148. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В. М. Межуев. - М.: Университетская книга, 2012. - 406 с.

149. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин // под ред. Е.А. Климова. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 544 с.

150. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон. -М.: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 880 с.

151. Мещеряков, Б. Г. Большой психолог. Словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: ПраймЕврознак, 2006. - С. 672.

152. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид // РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; (Сер.: Теория и история социологии). Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.

153. Минский, Н. М. Толстой и реформация. 1909 / Н. М. Минский // Серия «Русский путь». Л.Н. Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. - СПб.: Издательство РХГИ, 2000. - С. 246-255.

154. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. - М.: Республика, 1999. -559 с.

155. Мунье, Э. Персонализм / Э. Мунье // Пер. с фр., авт. примеч. И.С. Вдовина.

- М.: Искусство, 1992. - 144 с.

156. Национальная идея России. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. В 6 т. -Т. III. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 1898.

157. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше // Пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

158. Ницше, Ф. Злая мудрость / Ф. Ницше. Соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990.

- 830 с.

159. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Режим доступа: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (дата обращения 27.08.2018).

160. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. - М.: Издательство «Весь Мир». 1997. - 704 с.

161. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2016. -256 с.

162. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. «Дегуманизация искусства» и другие работы / Х. Ортега-и-Гассет: сб. / пер. с исп. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.

163. Панпурин, В. А. Духовность - смысл и квинтэссенция человеческого бытия / В. А. Панпурин // Духовность и культура: мат. Всерос. конф. - Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1995. - С. 13-15.

164. Пивоваров, Д. В. Дух, душа и смысл жизни человека: (Философия религии) / Д. В. Пивоваров. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - С. 88.

165. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и

B.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - 752 с.

166. Попов, Л. М. Философия поведения личности / Л. М. Попов // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Т. 150. - кн. 4. - 2008. -

C. 93-98.

167. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

168. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. Отв. ред. Т.А. Кузьмина. - М.: Наука, 1989. - 256 с.

169. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. -Т. 5 / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. История психологии в лицах: Персоналии. - М., 2005. - С. 208-209.

170. Пурынычева, Г. М. Духовность как социокультурный феномен / Г. М. Пурынычева // Общество и история: сб. ст. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998. -С. 30-34.

171. Пушкарёв, Ю. И. Личность как субъект адаптации и субъект интерпретации: системно-герменевтический подход к изучению личности: монография / Ю. И. Пушкарев. ФГАОУ ВПО «Белгородский гос. нац. исслед. унт», - Белгород, 2012. - 206 с.

172. Ракитов, А. И. Историческое познание / А. И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1982. - 302 с.

173. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 27.06.2015).

174. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

175. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

176. Рубинштейн, М. М. Идея личности как основа мировоззрения. Критический философский очерк / М. М. Рубинштейн. - М.: Типография С. А. Кинеловского, 1909. - 124 с.

177. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

178. Русские философы. Христианство и культура в истории духовной критики XX века. - М.: Изд-во «Пашков дом», 2006. - 290 с.

179. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Тошнота: Избранные произведения. - М.: Республика, 1994. - С. 433-469.

180. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

181. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Перевод с французского М. Грецкого. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. - 44 с.

182. Святитель Феофан Затворник. Толкование Первого послания апостола Павла к Коринфянам. - М.: Правило веры, 2006. - 808 с.

183. Серебреников, В. С. Лейбниц и его учение о душе человека / В. С. Серебреников. - СПб.: Алетейя, 1908. - 366 с.

184. Сильвестров, В. В. Культура. Деятельность. Общение / В. В. Сильвестров. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 478 с.

185. Симонов, П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. - М.: Знание, 1989. - 352 с.

186. Слободчиков, В. И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

187. Словарь по этике / Под редакцией И. С. Кона. Издание второе. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

188. Словарь философских терминов. Научная редакция проф. В. Г. Кузнецова. -М., ИНФРА-М, 2007. - 731 с.

189. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х-начало XX вв. / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. - СПб.: Наука, 1995.

190. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. -М.: Институт прикладной психологии, 1998. - 512 с.

191. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. IV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 366 с.

192. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В. Е.; сост., ред. Керимова Т. Х. Изд. 3-е, испр., доп. - М.: Академический проект, 2004. - 864 с.

193. Соловьёв, В. С. Гегель, Георг Фридрих Вильгельм / В. С. Соловьев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Т. VIII (1892): Гальберг - Германий. - СПб.: Алетейя, 1907. - С. 217-227.

194. Соловьев, Э. Ю. Категорический императив нравственности и права / Э. Ю. Соловьев. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 416 с.

195. Сорокин, П. А. Причины войны и условия мира (1944) / П. А. Сорокин // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. -С. 491.

196. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин // Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. -543 с.

197. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Том 1 / Спиноза Б. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 552 с.

198. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Прогресс, 1972. - 303 с.

199. Спиркин, А. Г. Философия: учебник. 2-е изд. / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2010. - 736 с.

200. Стрелков, В. И. Духовность и творчество / Стрелков В. И. // Человек как философская проблема: Восток-Запад. - М.: Изд-во УДН, 1991. - 279 с.

201. Трубецкой, Е. Н. «Вехи» и их критики / Е. Н. Трубецкой // Россия и современный мир. - 2001. - № 2. - С. 176-186.

202. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. - М.: Республика, 1994. -432 с.

203. Ухтомский, А. А. Лицо другого человека / А. А. Ухтомский. - СПб.: «Издательство Ивана Лимбаха», 2008. - 664 с.

204. Федотов, Г. П. Рождение свободы. В кн.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России: (избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2 т. -СПб.: София, 1991. - Т.1. - 294 с.

205. Федотов, Е. В. Мировоззрение и его роль в формировании морального и правового сознания личности / Е. В. Федотов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 2. - С. 7-10.

206. Федотова, В. Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии: сциентизм и антисциентизм / В. Г. Федотова. - М.: Наука, 1981. - 191 с.

207. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2 / Л. Фейербах. - Москва: Госполитиздат, 1955. - 943 с.

208. Философская энциклопедия : в 5 т. Т. 5 / Глав. ред. Ф. В. Константинов. -М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740 с.

209. Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 2 / гл. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 2520 с.

210. Философский словарь / Под редакцией И. Т. Фролова. 4-е издание. Ленин В.И., т. 29. - М.: Политиздат, 1981. - С. 104.

211. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

212. Фихте, И. Г. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 / И. Г. Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.

213. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. -СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

214. Франкл, В. Человек в поисках смысла. Сборник / В. Франкл: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

215. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд // Пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. - М.: АСТ, 2006. - 400 с.

216. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: Академический проект, 2008. - 256 с.

217. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. - Москва: АСТ, 2000. - 448 с.

218. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. Пер. с нем. -М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. - 144 с.

219. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. - М.: Изд-во: Academia, 1995. - 252 с.

220. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Пер. с нем. В.В. Бибихина. -Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

221. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. - М.: Мир, 1985. - 424 с.

222. Холодный, В. И. Философия как культура универсального понимания / В. И. Холодный // Доклад на XXII Всемирном философском конгрессе (Сеул, 31 июля - 5 августа). Секция 16: Современная философия, 2008. Режим доступа:

http://www.congress2008.dialog21.ru/doklady_sections.htm (дата обращения: 28.09.2017).

223. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х т. / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. -1736 с.

224. Чернова, И. Б. Духовная безопасность как социокультурная ценность в современной России / И. Б. Чернова // Власть. - 2014. - № 6. - С. 68-72.

225. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шелер // Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

226. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр // Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.

227. Шпрангер, Э. Два вида психологии / Э. Шпрангер // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса: начало 10-середина 30-годов XX века / Ред. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. - Москва: Издательство Московского университета, 1980. - 296 с.

228. Щербатской, Ф. И. Философское учение буддизма / Ф. И. Щербатской // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг. -Самара: Издательский дом «Агни», 1998. - 192 с.

229. Эпикур // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - Том XLА. - СПб, 1890-1907. - С. 906-912.

230. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - С.42-677.

231. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг // Пер. с англ. Крылов:

- Мн.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

232. Юнг, К. Г. Феномен духа в искусстве и науке / К. Г. Юнг. - Москва: Ренессанс, 1992. - 320 с.

233. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.

- 527 с.

234. Ясперс, К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина / К. Ясперс // Пер. с

нем. Г. Б. Ноткина. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 238 с.

235. Ясперс, К. Шифры трансценденции / К. Ясперс // Культуры в диалоге / Отв. ред. А. С. Гагарин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - С. 105.

236. Benatar, D. Better Never to Have Been / D. Benatar. - N.Y: Oxford University Press. 2006. - 237 p.

237. Benedict, R. Patterns of Culture / R. Benedict. - Boston-New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. - 290 p.

238. Bock, Ph. Continuities in Psychological Anthropology / Ph. Bock. - S-F., 1988. -P. 23-24.

239. Culture and Self: Asian and Western Perspective / Ed. by A.G. Marsella, G. De Vos and F.L.K. Hsu. - N.Y., 1985. - 321 p.

240. Gorer, G. Exploring English character /G. Gorer. - New York: Criterion Books, 1955. - 348 p.

241. Hsu, F.L.K. Rugged individualism reconsidered / F.L.K. Hsu // The Colorado Quarterly. 1960. - Vol. 9. - P. 244-248.

242. Huitt, W. Maslow's hierarchy of needs. Educational Psychology Interactive. Valdosta, GA: Valdosta State University. 2007. Режим доступа: http://www.edpsycinte ractive.org/topics/conation/maslow.html. (дата обращения 27.09.2018).

243. Inkeles, A. National Character: the Study of Modal Personality and Sotiocultural System / A. Inkeles, D. Levinson // Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Sotial Psuchology. - Vol. 4. - L., 1969. - pp. 418-452; pp.492-505.

244. Kanazawa, S. The Intelligence Paradox: Why the Intelligent Choice Isn't Always the Smart One / S. Kanazawa. - New York: Wiley, 2012. - 272 p.

245. Kneale, D., Joshi, H. Postponement and childlessness: Evidence from two British cohorts / D. Kneale, H. Joshi // Demographic Research. 2008. - № 19. - P. 1935-1964.

246. Kolberg, L. The development of children's orientations toward a moral order / L. Kolberg // Vita Humana. 1963. - N 6. - P. 11-35.

247. Otsuka, M. Double Effect, Triple Effect and the Trolley Problem: Squaring the Circle in Looping Cases /M. Otsuka // Utilitas. 20/1, März. 2008. - P. 92-110.

248. Parsons, T. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations / T. Parsons // In: T. Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. -Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966. - P. 5-29.

249. Thomae, H. The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends / H. Thomae // International Journal of Group Tensions. 1999. - 28 (1). - Pp. 187-215.

250. Veevers, J. E. Childless by choice / J.E. Veevers. - Toronto, Butterworth, 1980. -564 p.

251. Wartofsky, M.W. Feuerbach / M.W. Wartofsky. - New York: Cambridge University Press, 1977. - 460 p.

252. Whiting, B. Children of Six Cultures: a psychocultural analysis / B. Whiting, J. Whiting. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975. - 238 p.

253. Whiting, J.W.M. Socialization Process and Personality / J.W.M. Whiting. - N.Y., 1961. - 220 p.

254. Zapffe, P.W. The Last Messiah / P.W. Zapffe. Режим доступа: https://philosophynow.org/issues/45/The_Last_Messiah (дата обращения 27.08.2018).